Археологические мотивы в искусстве Н. К. Рериха — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археологические мотивы в искусстве Н. К. Рериха

2020-08-20 149
Археологические мотивы в искусстве Н. К. Рериха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н. К. Рерих. Гады. Эскиз декоративного фриза. 1904

Н. К. Рерих. Звери. Эскиз фриза. 1904

Эскизы воплощены в деревянном рельефе - резном украшении Талашкинского шкафа (1905 г.). В целом тема эскизов - земной мир.

1930

Обложка книги Ю. Н. Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" Прага, 1930

К 25-летию художественной и литературной деятельности Н. К. Рериха

Б. М. Кустодиев. Эскиз группового портрета членов Мира Искусства":
И. Э. Грабарь, Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин,
А. П. Остроумова-Лебедева, А. Н. Бенуа, Г. И. Нарбут, К. С. Петров-Водкин,
Н.Д. Милиоти, К. А. Сомов, М. В. Добужинский. 1916–1920

В "Обзоре повременных изданий, выходящих в России, за 2-ю половину 1915 года" указана публикация в газете "Речь", посвященная 25-летию художественной и литературной деятельности Н. К. Рериха. Так Археологическая комиссия откликнулась на событие, стоящее, казалось бы, далеко от основной тематики ее обзоров. ИАК не могла не откликнуться на этот юбилей, т.к. многие ее члены видели в Рерихе не только единомышленника, но и друга, коллегу, более 20 лет активно способствовавшего деятельности комиссии.

Речь. 10 декабря 1915. № 340

(…) В 1904 году в Обществе Поощрения Художеств состоялась отдельная выставка этюдов Николая Константиновича под названием "Памятники русской старины", и в 1909 году в год избрания его академиком была его отдельная выставка в Царском Селе. С 1903 года Н. К. Рерих по приглашению иностранных художественных обществ устроил целый ряд отдельных и частных выставок за границею, давших Николаю Константиновичу широкую известность. Выставки состоялись в Париже, Лондоне, Праге, Вене, Риме, Милане, Венеции, Мюнхене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Сан-Франциско, Мальме. При этом Николай Константинович был избран членом Осеннего салона в Париже, членом Академии в Реймсе (…) и членом Парижских археологических обществ (…).

Работая неутомимо и широко, Николай Константинович уже в школьные годы начал исследовать курганы, впоследствии произведя по поручению Русского Археологического общества и Археологической комиссии ряд раскопок, причем Русское Археологическое общество избрало его действительным членом, а Московский Археологический институт почетным членом.

Доклады и коллекции каменного века, собранные Николаем Константиновичем, обращали серьезное внимание на Международных конгрессах во Франции. В 1898 – 1899 годах Николай Константинович состоял преподавателем Археологического института в Петрограде. Преимущественно в защиту искусства Н. К. Рерих работал в газетах "Мировые отголоски", "Слово", "Новое время", "Русь", "Русское слово" и в журналах "Искусство", "Весы", "Золотое Руно", "Мир Искусства", "Старые годы", заграничных журналах (…).

Буддийский храм в Петрограде. 1915

Н. К. Рерих. Книга "Гималаи - Обитель Света"

Я впервые услышал о Шамбале во время строительства буддийского храма в Российской столице. Являясь членом комитета по постройке, я познакомился с одним очень ученым бурятским ламой, впервые произнесшим имя Чан Шамбалы (Северной Шамбалы). Когда-нибудь станет известно, почему это имя, произнесенное при таких обстоятельствах, имеет огромное значение.

Прижизненные издания о Н. К. РЕРИХЕ

Н. К. Рерих

"Сокровище ангелов"

"Сокровище ангелов" (холст, масло, темпера, 315х366) - самое большое и самое загадочное полотно раннего Рериха. Странное дело: написанное в 1905 г. (по сведениям С. К. Маковского - в 1904-м), оно несколько лет не выставлялось. Непонятно, почему это значительное создание Рериха обходили молчанием. И только в последнее время о нем начинают появляться исследования.

Сведения о "Сокровище ангелов" незначительны. С. К. Маковский, видевший полотно в мастерской художника, писал в 1907 г. в журнале "Золотое руно", что эскиз церковной фрески "Сокровище ангелов" изображает громадный камень, черно-синий с изумрудно-сапфирными блестками; одна грань смутно светится изображением распятия. Около, на страже, - ангел с опущенными, темными крыльями. Правой рукой он держит копье, левой – длинный щит. Рядом - дерево с узорными ветвями, и на них вещие сирины. Сзади, все выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил. Недвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище. От их взора, от общего тона картины, выдержанной в сумрачных гармониях, делается страшно и замирают молитвы.

Ангелы, вкусившие от древа познания, ангелы змеиной мудрости, ангелы-воины, грозные ангелы искушений, ангелы-демоны".

Сам Рерих после выставки полотна в петербургском "Салоне" в 1909 г. дал в журнале "Огонек" пояснительный автограф: "Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы "Сокровище ангелов": ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, - символы чего начертаны на камне".

Через два года, в 1911 г., Рерих показал свое произведение на московской выставке общества "Мир искусства". В каталоге название "Сокровище ангелов" сопровождалось следующими авторскими словами: "За пределами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается".

Йеллинский камень. Дания. Установлен около 986 г.

Н. К. Рерих. Священные знаки.

Камень знай. Камень храни.

Огнь сокрой. Огнем зажгися.

Красным смелым.

Синим спокойным.

Зеленым мудрым.

Знай один. Камень храни.

Фу, Ло, Хо, Камень несите.

Воздайте сильным.

Отдайте верным.

Иенно Гуйо Дья, -

Прямо иди!

1911

Рерих писал, что легенды о чудесном камне распространены "от Тихого океана до средневековых мейстерзингеров"*. На основе этих сказаний в конце ХП – начале ХШ в. Вольфрам фон Эшенбах написал роман в стихах "Парсифаль". У поэта этот камень называется Грааль. Его, обладающего чудесной силой, принесли на землю ангелы. Хранится он за стенами святого замка Мунсальвеша.

Сей камень ангелы сберегли

Для лучших, избранных чад земли.

Грааль - это совершенно особый камень, он излучает волшебный свет и огонь.

Грааль был воплощеньем совершенства

И преизбытком земного блаженства,

И был основою основ

Ему пресветлый рай Христов**

(Е.П.Маточкин: Н. К. Рерих "Сокровище ангелов" (ПРС. IV. 2001)
Приложение к части 1

Е. И. Рерих. Письма в Америку.
24.V.34
Урусвати

Радночка, получила еще книжки, но среди них нет книги, которую я просила - именно "Занони" - вероятно Юрий забыл. Также среди портретов, увы, нет четырех самых драгоценных для меня.

1) Светик во весь рост, руки за спиною,
2) Светик, большая головка, тоже с локонами и с длинными локонами подпертая двумя ручками

3) Юрий сидит на балюстраде один
4) Светик и Юрий вместе

Но, кроме этих, остаются еще 9* ненайденных. Вручение этих карточек Радночке было знаком доверия сердца. Ведь у меня не осталось никаких других, связанных с их детством! Уметь хранить доверенное, хотя бы и малое, - тоже качество, необходимое на Пути.

Составитель: Герман Елена Борисовна. Москва. Тел. 157-97-78

_____________________

* Княгиня Е.В.Путятина, мать Степана Степановича Митусова, сына от первого брака.

* Эзотерически понятие "корова" является символом "Великой Вселенской Матери", женской творческой силой в действии

* Примечание. Забыли написать, что птицы не были убиты, а только ранены. (Прим. С. Р.)

* Борис Николаевич Рерих, брат Н. К. Рериха.

** Степан Степанович Митусов, двоюродный брат Е. И. Рерих.

*** Полковник И. Э. Муромцев.

* Басма - металлическая оправа икон с тисненым и прочеканенным узором, то же, что оклад (ср. риза) Мулькой, Мулечкой или Мулей Рерихи наз. Между собой мать Елены Ивановны Екатерину Васильевну Шапошникову, которая подолгу жила в их семье. Первенец Рерихов - Юрий. Родители называли его Юшкой, Юханчиком, Юсиком, Юриком.

* Рерих Е. И. Письма. М.: МЦР, 2001. Т.III. - С. 366-367.

** Письмо Е. И. Рерих- Архив МЦР

* Очевидно речь идет о Тамерлане, как одном из воплощений Ю. Н. Р.

* Церковь Св. Духа в Талашкине

* Камень. Тимур Хада, 6 апреля 1935.// Рерих Н. К.., 1995-96. Т.1.

** Вольфрам фон Эшенбах, 1974.

* см. 9 фотографий на страницах текста (от составителя),

Составитель: Герман Елена Борисовна. Москва. 89162778441. Май 2004

_____________________

"Стороны жизни"

Юрия Николаевича Рериха

_____________________

Часть II


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.