Как «вылечить» ребенка от шутовства? — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Как «вылечить» ребенка от шутовства?

2020-07-03 78
Как «вылечить» ребенка от шутовства? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кого-то, наверное, удивило, что, написав так много о демонстративности, мы даже не упомянули о столь ярком ее проявлении, как шутовство. А ведь это весьма распространено. Дети-клоуны, дети-шуты — редко какой класс обходится без них. Для неопытной учи­тельницы, когда на уроке сидит такой «артист», работа становится пыткой. Да и у родителей часто опускаются руки. И на улице, и в гостях, и дома — стоит лишь кого-то пригласить — ребенок начинает вытворять черт знает что! Корчит рожи, хохочет как ненормальный, выкрикивает глупости... Не успеваешь за него крас­неть! Особенно страдают те родители, которые по натуре застенчивы. Им кажется, что ребенок постоянно привлекает к себе негодующее внимание окружаю­щих. И тогда они перестают ходить в гости, ведут замкнутый образ жизни, лишают сына или дочь удо­вольствия пойти в театр, на елку, на именины. В конце концов раздражение становится для родителей привыч­ной эмоцией.

Правда, многие из них успокаивают себя тем, что с годами дитя образумится, посерьезнеет. Но чаще всего это ложные надежды. Подрастая, ребенок-шут нередко связывается с хулиганами, и его шутовство делается не только раздражающим, но и небезопасным. А примыкает он к хулиганам потому, что «благовоспитанное общество» его отвергает. Хулиганы же, во-первых, сами по натуре демонстративны, а во-вторых, всегда рады пополнению рядов. Ну и что же, спрашивается, делать? Как «вылечить» ребенка от шутовства?

Прежде всего перестать раздражаться. А как перестанешь, если он своими выкрутасами доводит до белого каления?

И тем не менее сделать это необходимо. Иначе возникает не просто замкнутый круг, а круг порочный. Ну, а искать, где начало круга,-  занятие бесперспективное. Да и что толку выяснять, кто был первым? Ребенок, спровоцировавший раздражение родителей, или родители, своим раздражением (а то и просто невниманием) побудившие ребенка к шутовским де­монстрациям? Как бы то ни было — размыкать этот круг надлежит взрослому. И потому, что взрослому это легче сделать, и потому, что отношениями между взрослыми и ребенком должен руководить взрослый. Но тогда возникает другой вопрос: а как, в каком звене разомкнуть?

Самое главное — понять природу шутовства, его скрытую мотивацию. Она не очень проста и безусловно связана с определенными особенностями характера. Но у ребенка невротического склада суть, как правило, сводится все же к чувству непризнанности, недооценённости. И это накладывается на некую врожденную склонность к шуткам, юмору, гротеску. В семье же такого ребенка зачастую шутить не принято. А «клоунничать» и подавно. Особенно суровы бывают отцы. «Кончай паясничать, шут гороховый! Надоело!» — вот характерный окрик.

Чего хотят родители от такого ребенка? Вдумчивости, спокойствия, а главное — серьезного отношения к жизни. То есть как раз всего того, что несвойственно его характеру. В результате подобного «искоренения» недостаток только усугубляется, а давление на ребенка выходит боком: могут появиться энурез, заикание, тики (последнее родители тоже иногда считают наро­читым кривлянием — скажем, когда ребенок кривит рот), суетливые, хаотичные движения, частая смена настроений — от эйфории до меланхолической подав­ленности.

Мы же уверены и не устаем твердить родителям, что недостаток гораздо продуктивнее не искоренять, а элевировать, постепенно, но неуклонно возводя в ранг достоинства. Давайте разберем это на примере шутовства. Ребенку-шуту следует дать понять, что его крив­лянье — это скрытый актерский дар (как, собственно говоря, часто и бывает), только всему этому нужно найти правильное время, место и обстоятельства. И вы готовы ему помочь.

Он паясничает, когда приходят гости? Прекрасно! Пусть подготовит самостоятельно или с вашим участием какой-нибудь номер, а то и целую программу: изображает цирк, эстрадных певцов, рассказывает анек­доты (естественно, не выходящие за рамки приличия), показывает кукольный спектакль. Ваших друзей или родственников нужно потихоньку об этом предупре­дить, чтобы, когда начнется «представление», оно было встречено не насмешками и раздражением, а напро­тив — бурными аплодисментами и восторгами.

Ребенку тоже нужно задать определенные «рамки игры»: сказать ему, что развлекательная программа всегда бывает после еды, потому что, поев, зрители будут более благосклонны. Пусть, к примеру, заранее сделает пригласительные билеты, в которых будет указано время начала спектакля. Но и слишком долго растягивать ожидание не следует, а то праздник пре­вратится в муку. Дети-шуты обычно нетерпеливы, и у них может произойти нервный срыв. Очень хорошо, если удастся заснять представление на видеопленку или сделать фотографии, а потом демонстрировать знакомым и, конечно, самому ребенку.

Только не надейтесь, что после одного такого пред­ставления произойдет чудо, и в следующий раз, когда придут гости, ребенка будет не видно и не слышно. Повторяем: страсть к актерству, к тому, чтобы быть на людях и вызывать их потрясение, у таких детей в крови. И важно не отучить их от этого, а позаботиться о том, чтобы они не были посмешищем. Допустим, ребенку надо втолковать, что разным гостям еще можно показывать одну и ту же программу, но тем, кто ее уже видел, повторение будет не очень интересно. Предложите какие-то новые варианты, побуждайте «артиста» к творчеству, а если он затрудняется, обяза­тельно помогайте ему.

Предостерегаем вас и вот от какой ловушки. У детей-шутов и без того повышенная жажда внимания (поэ­тому они, собственно, и ведут себя таким образом — чтобы любыми средствами привлечь внимание к себе, пусть даже это внимание будет негативным!). Готовясь к представлению, они могут постоянно «тянуть одеяло на себя», требовать, чтобы вы бросили все дела и рисовали афишу, готовили декорации. Здесь нужно пойти на разумный компромисс, причем задавать усло­вия опять-таки должны вы, а не ребенок. Хорошо привлечь к репетициям и всему прочему других детей, если они у вас есть. А если нет — соседского мальчика или девочку.

Параллельно стоит заниматься тренировкой внима­ния и усидчивости детей-шутов. Конечно, тоже в игровой форме и не забывая подкрепить успехи разно­образными поощрениями. Например, таким детям час­то не нравится читать. Можно вначале ориентировать их на чтение детских стихов, где много прямой речи, принадлежащей разным персонажам (К. Чуковский, А Барто), а потом - на чтение пьес, причем читать их с ребенком по ролям.

Если он готовит к завтрашнему уроку параграф по истории, можно — в качестве награды за хорошо усвоенный материал! — предложить и помочь ребенку разыграть какие-то исторические картинки (скажем, показать первобытных людей или важных, надутых бояр в шубах с длинными рукавами).

А наградой за выученную географию могут быть разные этнографические сценки (например, из жизни индейцев) и рисунки, повешенные на стену, если присутствует склонность еще и к изобразительному творчеству.

Подчеркивать подобным образом артистические спо­собности таких детей может и педагог — естественно, с поправкой на школьные условия.       

Вообще, ребенка со склонностью к шутовству полез­но (приведя его немного в чувство вышеописанными способами и, следовательно, сняв отрицательную реак­цию на него окружающих) определить в то место, где его артистические склонности найдут более точное и конкретное применение. То есть: пристроить к делу — дать ему какую-то локальную сцену, чтобы он не превращал в сцену всю жизнь. Но помните, что ребенку, который любит кривляться, вовсе не обяза­тельно понравятся бальные танцы или занятия музы­кой, столь любимые сейчас многими родителями. Лучше поискать драматический кружок, кукольную студию, что-то, связанное с эксцентрикой, акробатикой, фокусами.

Мы даем все эти советы не на пустом месте. К нам такие дети попадают довольно часто, и у нас с ними обычно не бывает серьезных проблем. Они жаждут себя показывать, выступать, а наши занятия и состоят из сплошных выступлений. Но сразу же признав за ребенком много достоинств, мы задаем ему и довольно жесткие рамки. Хотя не сразу. Сначала мы, наоборот, разрешаем ему выступать самым первым, но одновре­менно стараемся внушить, что хороший актер должен быть вежливым и терпеливым зрителем. Потом вы­ступление ребенка постепенно отодвигается («Сегодня ты будешь третьим или четвертым») и превращается в награду за терпение. А сам ребенок приучается к мысли, что он стал гораздо более терпеливым и окружающие это очень ценят («Посмотрите, ребята, какой у нас сегодня Игорек сдержанный! Все выступа­ют, а он сидит и внимательно смотрит. Вот что значит — настоящий артист!»).

Но если у кого-то из выступающих появляется нужда в ассистентах, мы посылаем за ширму в первую очередь такого непоседу.

Как и вообще демонстративность, это частное ее проявление не бывает у детей-невротиков патологичес­кой доминантой. Соответственно, и заниматься шутов­ством, то есть давать этюды на шутовское поведение, нужно минимально. Патологическая доминанта в таких случаях — это жажда лидерства, которая сопряжена с застенчивостью, проявляющейся парадоксальным об­разом (да-да, такие дети часто бывают глубинно за­стенчивы!), заниженной самооценкой и нередко рев­ностью — к другим братьям и сестрам, к матери или отцу, к детям, которых ставят им в пример, даже... к животным. Получив «площадку» для самоутверждения, обязательно связанную с юмористическими наклон­ностями ребенка, невротик довольно быстро гармони­зируется.

Сложнее обстоит дело с детским шутовством иного происхождения — с тем, что в психиатрии принято называть дурашливостью.

Человеку несведущему или не очень наблюдательно­му может показаться, что дурашливость и невротичес­кое паясничанье — это одно и то же. Нет, сходство здесь чисто формальное. А вот разница существенная.

Прежде всего, дурашливость непроизвольна. Если невротик, пусть неуклюже и не к месту, но пытается насмешить окружающих, то дети, страдающие дураш­ливым поведением (диагнозы могут быть разные, ска­жем только, что эти заболевания, как правило, глубо­кого органического происхождения), вовсе не ставят перед собой такой цели. Они ни над кем не издевают­ся, просто смеются к месту и не к месту — к сожалению, гораздо чаще последнее. У таких детей, наоборот, снижено или вовсе отсутствует чувство юмо­ра. Они хихикают, а то и хохочут во весь голос не потому, что им смешно. Просто это некий симптом, который может свидетельствовать о повышенном воз­буждении. А оно, в свою очередь, может быть след­ствием чего угодно — как радости, так и ужаса.

И с такими детьми нужно целенаправленно работать, стараясь приучить их к правильным моделям поведе­ния. Дело это сложное, небыстрое и требует огромного запаса терпения. Дурашливым детям трудно посмот­реть на себя со стороны и еще труднее контролировать свое поведение — даже тогда, когда они начинают понимать, что ведут себя недолжным образом. Но, вводя такого ребенка в рамки общепринятого поведе­ния, крайне важно — для равновесия — повышать его самооценку, которая может страдать от постоянных указаний на поведенческие недостатки.

Наш опыт показывает: когда упорно работаешь с подобными детьми, не надеясь на скорые перемены, — результаты как раз могут превзойти все ожидания.

Шестилетний Эдик реагировал на все так неадекват­но, что вообще было непонятно, доходит ли до него смысл наших слов. Спросишь: «Как тебя зовут?» — смеется. Скажешь: «Подойди ко мне!» — подойдет, но опять смеется. А уж когда прячется за ширмой, чтобы показать какой-нибудь этюд, буквально давится сме­хом.

И только по каким-то редким и коротким проблес­кам можно было догадаться, что за этой пугающей дурашливостью все же скрывается нормальный интел­лект. (Дурашливость может сопутствовать и слабоу­мию, но мы такими детьми не занимаемся.)

К счастью, у Эдика была не только любящая, но и очень умная, энергичная мать.

Мы сосредоточили усилия на том, чтобы донести до мальчика всю нелепость, несуразность его поведения. Конечно, не унижая его. И тут нас, как всегда, выручила перчаточная собака. Это она, а не Эдик, то и дело хихикала в самое неподходящее время и в самых неподходящих местах.

Сначала казалось, что до   Эдика ничего не доходит, что он не делает переноса, не соотносит свое поведе­ние с поведением собаки. Потом стало понятно, что перенос он все-таки делает, но справиться с собой не в состоянии. Как люди, которые слышат, что поют фальшиво, и все равно не могут правильно воспроиз­вести мелодию. К концу первого цикла занятий мы были в некоторой растерянности: стоит ли продол­жать?

Но, посмотрев на Эдика через три месяца (все это время мама продолжала заниматься с ним по специаль­но составленной нами программе), мы с удивлением обнаружили, что он как-то посерьезнел и организовал­ся. Поэтому решили рискнуть — привлечь его к участию в лечебном спектакле.

Здесь мы снова сконцентрировались на дурашливос­ти. Достаточно сказать, что персонажа, которого играл Эдик, так и звали: Хо-Хо. Эта черта была доведена в пьесе до гротеска. Работать с Эдиком на этом этапе было невероятно сложно, но опять огромную часть работы взяла на себя мама. В результате он вполне прилично сыграл свою роль, смеялся только там, где было положено по сюжету, а остальное время спокой­но слушал реплики других артистов, участвовал в массовках, ни к кому не лез и на большинство зрителей произвел впечатление достаточно благополуч­ного (психически) ребенка.

Научившись сдерживаться, он научился и концен­трировать внимание, быстро освоил чтение и счет, хотя до этого мама с ним билась полтора года и все безрезультатно. Короче говоря, в семь лет Эдик пошел в школу. Конечно, проблем у него оставалось более   чем достаточно, но их можно было решать «в рабочем порядке».

Вот несколько этюдов, которые стоит использовать в случаях, в той или иной степени похожих на случай Эдика.

Этюд 1. Собака и хозяин пришли на день рождения. Хозяину там очень нравилось... (перечислить, какие были интересные игры и вкусные вещи), но вдруг собака начала кривляться, громко хохотать, приставала к гостям, наконец, вцепилась зубами в скатерть, дер­нула за нее, и все яства оказались на полу. (Поподроб­нее описать картину разрушения.) Собаку с позором выгнали из дома, хозяину, естественно, пришлось уйти вместе с ней. На улице у них состоялся разговор... (О чем?)

Этюд 2. Собака на викторине. Хозяин привел собаку на викторину. Там было много других собак-участниц, победителю был обещан приз. Собака вместо правиль­ных ответов на вопросы, дурачась (а не потому, что не знает — она все отлично знает!), выкрикивает всякие глупости. Например, пес-ведущий задает вопрос из области живописи: «Кто такой Рафаэль?» Собака спе­шит ответить, что это ниндзя-черепашка, и начинает показывать приемы каратэ, распугивая всех собак и срывая викторину. Естественно, этим она огорчает и позорит своего хозяина, который... (Что делает?)

Конечно, чем более точно собака своими шутовски­ми ответами будет пародировать поведение самого ребенка, тем лучше.

Этюд 3. Встретились две собаки-шута и начали соревноваться, кто лучше кривляется (показать и пере­числить). А тем временем на них надвигалась опас­ность... (Придумать, какая именно.)

Этюд 4. Однажды собака встретила маленького ще­ночка, у которого была сломана лапа. Она его в душе пожалела, но неожиданно даже для самой себя начала хохотать и кривляться. Щенок решил, что она издева­ется над его увечьем, очень обиделся, заплакал и сказал... (Что именно?)

Ну, и в конце хочется добавить буквально несколько слов о норме. В предподростковом и подростковом возрасте повышенная смешливость и даже в какой-то степени дурашливость, особенно у девочек, — вполне нормальны. Это, как правило, свидетельствует о про­явлении кокетства на фоне застенчивости. А то и просто об избытке жизни. О предчувствии юности и счастья.


Запретная черта

 

Одним из серьезных поведенческих отклонений несо­мненно является воровство, как с точки зрения психи­ческих деформаций, так и с точки зрения социальных последствий. Ведь воровство — это и отклонение, и преступление.

Сейчас нередко можно услышать, что в России народ вообще вороватый, что это, мол, в крови испокон веков. В доказательство цитируют Н. М. Карамзина. Якобы на вопрос, как он при помощи одного слова определил бы Россию, великий историк ответил: «Во­руют». Ну и, конечно, приводят множество примеров крупного и мелкого расхищения государственного иму­щества.

Не будем долго полемизировать и распространяться о том, что в массовом сознании советского периода существовало резкое разграничение государственной общенародной собственности и собственности личной, принадлежащей другому человеку. Но вот по поводу того, что это в крови, хотим уверенно возра­зить. Когда какая-то черта, что называется, исконная, она проявляется уже в детстве. Причем в детстве даже более отчетливо, чем в зрелом возрасте, ибо еще не замаскирована, не скорректирована, не уравновешена воспитанием.

Например, застенчивость у множества наших людей действительно в крови, и это очень видно по детям, по частоте родительских жалоб на гипертрофию этого свойства. А у кавказских детей, которых в последнее время нередко приводят к нам на прием, пожалуй, одной из доминирующих врожденных черт можно назвать стремление к лидерству.

Возвращаясь к воровству: если бы народ у нас был вороватый, то и дети как минимум через одного норовили бы что-нибудь стянуть. Но ничего подобного мы не наблюдаем ни на своих занятиях, ни в быту.

Более того, жалобы на детское воровство встречаются в нашей психокоррекционной работе крайне редко и при этом расцениваются родителями как вселенская катастрофа, как нечто такое постыдное, о чем даже в беседе со специалистом сообщают, краснея до ушей. Интересна и такая деталь: если ребенок пойман на воровстве, этот симптом моментально выходит для взрослых на первый план и они уже готовы смотреть сквозь пальцы на все остальное. Какая же это нацио­нальная черта, если жвачка, украденная из маминой сумки пятилетним несмышленышем, вызывает такую панику?

Очень интересно и другое. В 1992—1993 годах вориш­ки буквально посыпались на нас, нам даже пришлось разработать особый вариант методики. Вначале мы были удивлены, потом привыкли и решили про себя, что все большее и большее число любителей чужой собственности становится некой устойчивой тенден­цией, с которой волей-неволей надо смириться.

Но вскоре произошла обратная неожиданность. При­мерно с весны 94-го года «кривая детского воровства» резко пошла вниз. Если в 92-м году на группу из восьми человек стабильно приходился как минимум один воришка, к концу года — часто двое, а в 93-м бывало уже и по трое на одну группу, то в 94-м мы вздохнули с облегчением: их попалось всего двое за целый год. Сейчас эта картина сохраняется.

Какое-то время мы недоумевали. В чем же дело? Ведь преступность растет, и детская — в том числе. А на наших занятиях все наоборот. Сейчас, по прошествии некоторого времени, кажется, мы все-таки догадались о причинах такого несовпадения. Похоже, это была одна из форм реакции на то, что так цинично называ­лось «шоковой терапией». Дети слишком активны, поэтому, в отличие от взрослых, не могут впасть надолго в состояние прострации, анабиоза. Утопить свой ужас в вине (а в то время ужас был буквально разлит в воздухе — как жить, на какие деньги купить кусок сыра? — и дети с чуткостью антенн это все улавливали) — взрослый способ реагирования. К этому надо прибавить массу соблазнов на каждом шагу, в каждом ларьке, и уголовные интонации тогдашней телерекламы.

А если учесть, что заповедь «не укради» в первые 10—15 лет жизни далеко не у всех успевает стать железным табу, то «бум» детского воровства становится вполне объяснимым.

Но почему же сейчас среди наших пациентов оно почти сошло на нет, хотя в целом по стране детская преступность растет? А потому, что наступила — не знаем, надолго ли — относительная экономическая стабилизация, состояние шока прошло. Разлившаяся река рано или поздно входит в свои берега, то же и с детским воровством. Оно вернулось в маргинальные слои общества, где, собственно, всегда и обитало. Разумеется, нельзя сказать, что общественная «река» полностью восстановила свои границы. Маргинальный слой общества увеличился, потому и возросла детская преступность. Но к нам-то обращаются по большей части люди, не выпавшие из культуры и, следователь­но, очень большое внимание уделяющие воспитанию детей, их поведению и деформациям этого поведения. Правда, рост невротизации не прекратился, он продол­жается. Но сама невротизация протекает уже не в шоковом режиме.

Поэтому мы хотим сразу предупредить, что будем писать, если так можно выразиться, о «невротическом» воровстве и не затронем проблемы детей, которые растут в асоциальной среде, поскольку они к нам не попадают. Ведь к нам обращаются не сами дети — их приводят обеспокоенные родители. Кроме того, мы имеем дело с детьми, у которых нормальное умствен­ное развитие, а надо сказать, что воровство очень часто сочетается с некоторой интеллектуальной сниженностью, когда низменные желания оказываются силь­нее разума. Ну и, наконец, стоит особняком и тоже не входит в сферу нашей компетенции одна из форм психического расстройства, называемая клептоманией, когда крадут не обязательно что-то, обладающее реаль­ной ценностью, а прельщаются, как сороки, яркой и блестящей чепухой (например, красной упаковочной ленточкой или фольгой от шоколада).

И еще. Нам кажется бессмысленным вести разговор о проблеме детского воровства, не связав это напря­мую с формированием строгих, даже непреложных запретов (табу). Сейчас эта задача существенно услож­нилась. Как ни странно, одним из препятствий стал рационализм, вошедший сейчас в моду и сильно» отразившийся на принципах воспитания. Считается, что детям, даже малолетним, все надо объяснять. Мы думаем, что это заблуждение, как, впрочем, и любой перехлест. Да, конечно, многое надо объяснять, но есть вещи, которые объяснять не стоит и даже вредно, ибо это может расшатать «гранитные берега» коллек­тивного бессознательного, глубинные основы челове­ческой этики. Например, как рационально объяснишь, почему нельзя совершать убийство? Грех? А вы дока­жите! Кто это сказал? Бог? А вы докажите, что Он есть... Или почему нельзя жениться на сестре. Или есть человеческое мясо.

Возвращаясь к нашей теме — как объяснить малень­кому ребенку, у которого, с одной стороны, столько желаний, а с другой, никакой материальной возмож­ности их удовлетворить, — как объяснить ему, что воровать нельзя? Ведь как раз с рациональной точки зрения нет ничего страшного в том, что мальчишка вытащит у своего папы из кармана мизерную часть денег на сладость. Он сделал это тайком? Но ведь если попросить открыто, папа не даст. Он каждый день твердит о том, что жвачка вредна для зубов, а от мороженого болит горло. И вообще... «легче удавить, чем прокормить», «на вас не наработаешься» и т.п.

Заповедь «не укради», как и остальные заповеди, дана свыше и в этом смысле иррациональна, то есть неподвластна человеческому разуму, не находится в поле его выбора. Нельзя — и все!

Кроме того, сейчас, как никогда раньше, трудно внушить детям стойкое отвращение к воровству. Ко­нечно, нельзя сказать, что воровство напрямую объяв­лено достоинством. Но слишком уж много в данном вопросе появилось «разночтений». Да, красть вроде бы нехорошо, но тогда почему по ТВ так усиленно рекламируют всякие дорогие путешествия и шикарные автомобили? А мама говорит, что честный человек и за целую жизнь столько не заработает... А вчера папин товарищ приходил, рассказывал, как его сосед хорошо устроился. Гонит за границу медную проволоку и уже построил дом на Кипре. Три машины угнали у него, так он даже в милицию не стал заявлять — сразу четвертую купил. Папа слушал-слушал, а потом вздох­нул: «Эх, живут же воры!..» А дедушка добавил: «Пер­вый вор - это государство. Вон стариков как ограби­ли...» Еще поздно вечером выступал один известный артист и сказал, что только мафия может навести у нас порядок. А мафия... это разве не воры?

Понятно, что в такой ситуации не очень-то легко воспитывать честность. Теперь на это надо обращать гораздо больше внимания, чем раньше. Родители, как правило, это понимают. Они не понимают другого: как в сегодняшних условиях «размытых берегов» с этим справиться? Тем более что физические наказания педа­гогика давно осудила, а теперь многие склоняются к тому, что главное — дать ребенку свободно развивать­ся, наказания же ущемляют эту свободу, их надо вовсе отменить. Лучше не наказывать, а объяснять.

Нам кажется, мы достаточно убедительно показали, что не все и не всегда стоит ребенку объяснять. Поэтому теперь поговорим о наказании.

Сколько раз приходилось слышать, в том числе и в связи с воровством: «Ничего на него (на нее) не действует. Уж я и так, и сяк... Все перепробовала — без толку!»  

И бывает нелегко объяснить, что за воровство нужно не просто наказывать, а наказывать очень сурово. Причем независимо от реальной ценности украденно­го: за ластик точно так же, как за бабушкину пенсию. Чтобы «нельзя» зафиксировалось на уровне рефлекса.

«Да мы его и били, — жаловалась мать тринадцати­летнего мальчика.— Отец даже ремнем врезал». Как ей было втолковать, не боясь показаться монстрами, что для тринадцатилетнего «подростка из подворотни» (а Денис был именно таким) пара ударов ремнем — это тьфу! Наказание должно быть соотнесено с ребенком не только в одну сторону — как бы не пережать, — но и в противоположную. Недожать не менее опасно, чем пережать. Да-да, не только бессмысленно, но и опасно. Почему? А потому, что воровство — одно из проявле­ний своеволия, и если взрослый, вступая с ним в борьбу, терпит поражение, то, во-первых, рецидив почти гарантирован, а во-вторых, ребенок утверждает­ся в мысли, что он сильнее взрослого, а значит, взрослому в следующий раз нужно будет усилить наказание. Снова не поможет — снова усилить. Но ребенок ведь с каждым разом получает своеобразную закалку. И каким тогда в конечном счете должно быть наказание, чтобы наконец проняло? Казнь через пове­шение?

Пожалуй, лучше все-таки, стиснув зубы и преодолев вполне естественную жалость, в самый первый раз, не дожидаясь «развития сюжета», наказать воришку как следует, чтобы надолго запомнил, чтобы неповадно было. Поступив так, вы на самом деле пожалеете его гораздо больше. Хотя бы потому, что избавите от страшной судьбы, которая его ждет, если «сюжет» все-таки будет развиваться..

Ну, а что такое суровое наказание? Порка? В том числе, конечно, и порка, но не только она. Весь вопрос в том, что для данного ребенка (учитывая возраст, характер, пристрастия, отношения с родителями) — самое страшное. К примеру, для подростка физическое наказание, даже суровое, уже не очень страшно, а потому и не очень актуально. Хотя, если это подросток сверхсамолюбивый, здесь может сыграть огромную роль не страх физической боли, а непереносимое унижение, то есть порка окажется вполне эффектив­ной. На многих детей действует резкое прекращение контакта с родителями (в том случае, если этим не пользуются часто), а на многих — позор оглашения факта воровства. Самое главное, чтобы не было пустых угроз. «Приговор» следует привести в исполнение и желательно сразу после «раскрытия преступления». Но, конечно, не следует заигрываться. Предположим, если вы видите, что ребенок потрясен рассказом о его проступке одной вашей подруге, то не обязательно рассказывать еще троим. Но обязательно, как мы считаем, дождаться раскаяния и обещания никогда в жизни так не поступать. Причем не вы должны заглядывать ему в глаза и спрашивать: «Ну? Ты обеща­ешь? Ты больше никогда так не будешь?», а он должен прийти к вам и все сказать сам. Помните, что для всех детей, даже для очень демонстративных и своевольных, как бы они ни пытались показать свое безразличие к бойкоту, хорошие отношения с родителями — огром­ная, ни с чем не сравнимая ценность!

Но что же можно сказать о мотивах воровства среди детей, которыми занимаемся мы, т.е., в основном, среди детей невротического склада?

Прежде всего то, что они (мотивы), как правило, не связаны напрямую с непреодолимой жаждой владеть украденным. Не связаны они и со слабым осознанием тяжести проступка. Иными словами, это мотивы опосредованные. Они бывают самыми разными. Тут и отчаянная попытка привлечь к себе внимание, и жажда самоутверждения, и ницшеанская проверка себя («могу ли я преступить запретную черту?»), и желание приоб­щиться к миру взрослых, и бунт против гиперопеки. А часто и все вместе.

Мать девятилетнего Лени Д. начала разговор с нами со слов:

—Я ни на что не надеюсь. Все перепробовала — и как горох об стенку. Короче, мой сын — кандидат в колонию. Это однозначно. А к вам я пришла просто так, для очистки совести...

Леня стал заниматься у нас, и очень быстро выясни­лось, что он безумно привязан к матери. А мать вторично вышла замуж и уже два года жила отдельно от сына.

— Муж у меня нервный товарищ, — объяснила она, — до сорока лет жил с горячо любимой мамочкой и детей не выносит.

Впрочем, она призналась, что и ее ребенок тяготит, что она не любит с ним играть, заниматься, и вообще ей все это неинтересно.

Мы поняли, что мальчик остро переживал равноду­шие матери и предпочитал вызывать пускай отрица­тельные, но сильные эмоции с ее стороны. Воровством он этого добивался. Мать впадала в состояние неистов­ства, кричала, плакала, проклинала Леньку и весь белый свет. А он... он почти блаженствовал. Мать же еще больше ужасалась, видя такую странную реакцию, и обзванивала валютные аптеки в поисках таблеток, прописанных психиатром.

Нельзя сказать, чтобы эта женщина ни в чем нас не слушалась. Нет, она начала уделять сыну больше внимания, даже пыталась неуклюже приласкать его (чего раньше не делала никогда!). Воровство стало случаться реже — раньше мальчик воровал чуть ли не каждый раз во время встреч с матерью или непосред­ственно накануне.

Но в одном мать была непреклонна: Ленька по-прежнему жил с бабушкой и дедушкой. К счастью, в дело вмешалась судьба. Придя на очередное занятие, Ленька с восторгом оповестил всех присутствующих, что теперь он живет с мамой.       

— Мой родители его просто выгнали, —пояснили оставшись с нами наедине, мать. — Он их до ручки довел... А папа недавно перенес инфаркт. Так что теперь мое сокровище со мной!

После этого мы видели Леню с интервалами в полгода и год. За все время он совершил кражу всего один раз: в летнем лагере, где ему очень не нравилось и куда мама за месяц ни разу не приехала. Кстати, его отчим оказался не таким уж страшным детоненавистником, а, напротив, принял самое деятельное участие в воспитании пасынка.

Случай Шуры по внешним обстоятельствам во мно­гом напоминал случай Лени. Шура тоже жил с бабуш­кой и дедушкой, тоже воровал (как правило, у домаш­них), тоже доводил этим свою мать до исступления и тоже любил всякие демонстративные выходки. Каза­лось бы, все идентично. Но мотивы воровства были совсем другие. Попутно заметим, что по богатству и сложности мотивации воровство, быть может, стоит на первом месте среди поведенческих отклонений невро­тической природы.

У Шуры, конечно, были непростые отношения с родителями. А у кого при раздельной жизни они простые? Кстати, обстоятельства вскоре изменились — родители получили квартиру и забрали мальчика к себе, но кражи продолжались. Главным, как показала работа с Шурой, тут было другое. Шура по своему невротически хрупкому складу характера принадлежал к категории «интеллигентных» детей, но, будучи маль­чиком очень амбициозным и своевольным, жаждал каждую минуту привлекать к себе внимание. А в классе, где он учился, собрались, как нарочно, все дворовые хулиганы, поэтому престижной была «кру­тость», а вовсе не интерес к исторической литературе. Не обладая особой физической силой и храбростью, Шура не мог рассчитывать на победы в драках и надеялся купить уважение шпаны нехитрым ассорти­ментом коммерческих ларьков. Денег, которые ему давали на школьный завтрак, естественно, на это не хватало, и пришлось немного «позаимствовать» у род­ственников. Шура, правда, не рассчитывал, что аппе­титы шпаны будут расти в геометрической прогрессии. Когда «крутяки» прогуляли за одни день всю дедушки­ну получку и потребовали еще, он и сам был бы рад от них отвязаться, но уже не знал, как.

Переехав к родителям и поменяв школу, Шура, хоть и прекрасно представлял себе последствия своих «под­вигов», тем не менее очень быстро воссоздал старую ситуацию. Причем в новом классе вовсе не было засилия шпаны, но он, как многие невротики, имел склонность к тревожным ожиданиям, и смоделирован­ная им заранее; стрессовая ситуация настолько завладе­ла фантазией мальчика, что оказалась сильнее реаль­ности. Ну, а на ловца и зверь бежит. Единственный хулиган, который был в классе, моментально прилип к новенькому, стал вымогать деньги, угрожать, избивать. В работе с этим мальчиком предподросткового воз­раста (то есть случай был достаточно запущенным!) мы пошли сразу в нескольких направлениях. Во-первых, дали ему возможность самоутвердиться. Кроме того, что он был признан «великим артистом», мы просили его то рисовать декорации, то двигать мебель, то даже ремонтировать театральную ширму. И постоянно хва­лили за ум и интеллигентность. Во-вторых, мы поста­рались снять невротические страхи перед хулиганами. В этюдах «хозяин—собака» вороватой и одновременно трусливой была его Жучка. Шура в роли собаки постоянно попадал в трагикомические ситуации, а в роли хозяина вынужден был ее и вызволять, и наказы­вать, и воспитывать.

Вдобавок, мы впервые попробовали... элевировать страхи! Договорившись заранее с педагогом, который руководил детской студией компьютерной мультипли­кации, мы направили Шуру туда (он, конечно, был в восторге!) и разработали для него специальную про­грамму. Суть ее сводилась к тому, что, сочиняя сцена­рии будущих компьютерных мультиков, Шура под руководством педагога должен был вплетать в сюжет­ную канву свои страхи, причем, в юмористическо ключе. На экране все это оживало. Никаких реальных! жизненных ситуаций в самодельных мультиках не было. И герои все были вымышленными. Реальными были только эмоции, которые испытывал. Шура, превращая свои страхи в креативные (то есть творческие) элементы сюжета и тем самым давая им новую — более возвышенную! - реализацию.

И, наконец, мы помогли родителям перестроить свои отношения с Шурой. Дело в том, что такого тщеславного и своенравного мальчика взрослые слишком опекали. Получалось, что они невольно подчеркивали его физическую слабость, которую он и без того тяжело переживал. А Шура демонстративно кидался в другую крайность: требовал, чтобы ему разрешили жить летом одному на даче, мыть вместе с мальчишками машины, подрабатывать продажей газет. Нам удалось убедить маму и бабушку, чтобы они предоставили Шуре мак­симум допустимой в его возрасте самостоятельности и даже подыскали ему на лето какую-нибудь подработку (разумеется, под присмотром знакомых взрослых).

Усилия, как видите, были немалыми, но зато и не напрасными: отпала необходимость прятать деньги в домашние тайники.

А теперь — этюды. Может возникнуть вопрос: почему мы даем этюды на воровство? Ведь из всего написан­ного следует, что оно не является у невротиков патологической доминантой, истинные мотивы воров­ства вовсе не так примитивны. И все-таки мы считаем целесообразным прорабатывать этот момент в этюдах. И потому, что воровство чрезвычайно беспокоит роди­телей, и потому, что своевольным детям очень полезно научиться прогнозировать последствия своих поступ­ков: своеволие обычно все перевешивает и в критичес­кие минуты как бы затуманивает их разум.

Но, давая подобные этюды, важно позаботиться о том, чтобы самолюбие ребенка не пострадало, чтобы он ни в коем случае не был опозорен перед другими детьми и перед взрослыми! Поэтому мы очень часто даже в этюдах «хозяин—собака» не говорим прямо о воровстве собаки, а делаем упор на безрассудные поступки, на их печальные и курьезные последствия. Итак


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.