Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-08-20 | 70 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тревожность
Тревожность как состояние и личностная диспозиция
Способы снижения волнения и тревоги
Если рассматривать страх с точки зрения избыточной активности вегетативной нервной системы, то его можно уменьшить, используя способы, которые ведут к успокоению (например, расслабление).
В противовес этому, с точки зрения информационной теории, можно оптимизировать количество информации относительно средств удовлетворения потребностей. Активационная теория эмоций показывает другие направления мобилизации активности, что, по терминологии И.П.Павлова, означает «образовать новую доминанту». От этого лишь один шаг к вытеснению страха другой эмоцией или другой психической деятельностью [О.Кондаш, 1981].
При снижении и устранении страха применяют и методы бихевиоральной психотерапии, т.е. устранение волнения и страха с помощью реакций, которые с ним несовместимы.
В контексте этой проблематики интересно будет рассмотреть и средства, которыми пользуются студенты и ученики в состоянии волнения. К таким средствам влияния на свое собственное волнение можно отнести:
1. Направление внимания в другом направлении.
2. Сосредоточение на данной проблеме.
3. Умаление значения ситуации.
4. Самовнушение относительно своих способностей.
5. Лучшая подготовка к экзамену.
6. Расслабление.
7. Глубокое дыхание.
8. Успокоение.
Кроме того, следует отметить и такое средство, как попытки «обстреляться», так как известно, что по мере освоения деятельности тревожность снижается. В этом случае индивид сам ищет ситуации, которые вызывают волнение. Однако только осведомленность о ситуации и приспособление к ней недостаточны и не могут гарантировать устранение негативных влияний волнения при повторном переживании такой ситуации. Если бы самого приспособления было достаточно, то волнения с возрастом (со временем) снижались бы, а это случается далеко не всегда (например, хотя более опытные музыканты и отличаются от своих младших коллег «обстрелянностью», отличия между уровнем волнения первых и вторых незначительны).
|
Среди средств влияния на свое волнение, которые приводили студенты, можно отметить вытеснение волнения другим содержанием (думать о чем-то другом, сосредоточиться на чем-то другом).
Хотя некоторые психологи утверждают, что расслабление недостаточно эффективно влияет на снижение страха, существуют исследования, которые свидетельствуют о том, что расслабление в известной степени помогает от него избавиться.
Позитивную роль могут играть также психологические консультации, прежде всего когда волнение связано с недостаточным овладением навыками (например, школьными навыками, если это касается школьников) [О.Кондаш, 1981].
Приведенные выше средства могут, естественно, играть только вспомогательную роль при снижении волнения. Хотя эти средства и недостаточны для устранения нежелательного уровня волнения, они могут сделать это неприятное психическое состояние «более сносным» или во всяком случае временно помочь.
Тревожность
Тревожность как состояние и личностная диспозиция
Понятия «страх», «тревога», «тревожность»
Страх — это эмоция, которая сигнализирует человеку об опасности. Благодаря страху мы предусматриваем опасность и можем избежать ее.
В большинстве языков различают понятия «страх» и «тревога». Страх считают предметным переживанием (т.е. связанным с определенным предметом или ситуацией), а тревогу — беспредметным неконкретным ощущением.
Тревога — это неприятное психическое состояние, предчувствие опасности или угрозы, которую человек не способен четко осознать.
|
Постоянная готовность реагировать в форме страха типична для тревожности как черты личности. Спилбергер рассматривает отличия между тревожностью как чертой личности и тревогой как психическим состоянием. Таким образом, речь может идти об установке реагировать в форме страха как свойстве личности и о тревоге как о преходящем психическом состоянии.
Спилбергер определяет оба типа тревожности следующим образом: «Состояния тревожнос-ти (Т-состояния) характеризуются субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями уг-розы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как черта личности (Т-свойство), по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности».
Значения Т-диспозиции и Т-состояния у одного и того же человека определенным образом взаимосвязаны. У человека, имеющего высокий показатель по Т-диспозиции, в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у человека с более низким показателем. Причем чем сильнее представлена у человека Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояние.
A.M. Прихожан (1984) определяет тревожность как устойчивое личностное образование, проявляющееся в склонности переживать объективно нейтральные ситуации как содержащие угрозу самооценке, представлению о себе, личностным интересам и ценностям.
Многие авторы рассматривают тревожность как свойство личности, проявляющееся в готовности реагировать более или менее эмоционально на ситуации, содержащие опасность с точки зрения возможности удовлетворения социальной потребности, т.е. потребности в контактах с другими людьми, принадлежности к какой-либо группе. В частности, Atkinson J,W., Litwin G.H.,1960; Имедадзе Н.В., 1966; Taylor. JA., 1956, считают тревожность устойчивой индивидуально-специфической диспозицией (личностным свойством), подобной потребности в достижении цели. Однако если потребность в достижении выступает в качестве положительного мотива и связана с улучшением выполнения заданий испытуемыми, то тревожность, напротив, влечет за собой ухудшение деятельности при тех же экспериментальных условиях и называется указанными авторами отрицательным мотивом.
|
Тревожность как состояние определяют как
- ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказанию [Березин Ф.Б., 1988];
- как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания [Poldinger, 1970];
- как неопределенное беспокойство [Кемпински А., 1975];
- как психическое, состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного [Левитов Н.Д., 1969];
- как эмоциональную реакцию предвосхищения вредных воздействий [Шехтер С., 1959].
В отличие от тревоги страх имеет конкретный стимул или объект. Высказывается предположение, что страх соотносится с конкретным стимулом всегда, а тревога может быть и свободно плавающей, и конкретной [Poldinger, 1970].
При оценке генеза* (происхождения) тревоги и страха эти состояния иногда разграничивают по условиям возникновения. Тревогу соотносят с угрозой целостности личности, а страх с угрозой физическому существованию [Noyes, Kolb, 1964].
Л.И. Божович (1981) предлагает разграничивать в явлении тревожности:
а) адекватную тревогу - при реальном неблагополучии субъекта в определенной сфере;
б) неадекватную тревожность, или собственно тревожность, когда она переживается вопреки реальному благополучию в той или иной сфере;
в) «неадекватное спокойствие» - нечувствительность к реальному неблагополучию (в ряде зарубежных исследований это явление получило название "отрицающей тревожности", "защищенности" и т. п.).
К. Хорни (1993) подчеркивает, что тревога - это адекватная реакция на опасность, но скрытая и субъективная. «Интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация» [Хорни К., 1993, С. 35]. «Тревога - это страх, который, по сути дела, диктуется субъективным фактором» [Там же, С. 48].
Э. Фромм (1986) также указывал на то, что тревога, с которой мы реагируем на опасность, не зависит механическим образом от действительной величины опасности. Человек, у которого выработалась установка на беспомощность и пассивное поведение, будет с тревожностью реагировать на относительно малую опасность.
|
Причинами возникновения страха могут быть события, условия, ситуации, которые несут сигнал опасности. Присутствие чего-то угрожающего или отсутствие того, что гарантирует безопасность (для ребенка, например, таким объектом является мать), также принадлежит к причинам страха. Естественными причинами страха являются:
1. Отсутствие обычных стимулов. Страх может вызываться тем, что действие не происходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время.
2. Интенсивность и новизна стимула. Например, боль или громкий звук - это примеры очень интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх вследствие своей новизны.
3. Одиночество, по мнению Боулби, — важная причина страха, поскольку вероятность опасности в детстве и на склоне лет во многих случаях (например, во время болезни) значительно возрастет при одиночестве. Незнакомость и неожиданные изменения стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества. Одиночество, как и рассуждение, превращает нас в трусов.
4. Обусловливание и научение также могут повлечь за собой страх. Даже у младенцев многократное сочетание нейтрального стимула со стимулом, который вызывает страх, приводит к тому, что первично нейтральный стимул также начинает вызывать страх.
5. Довольно часто страхи приобретаются на основании имитационного обучения (через наследование). Так, можно заметить много схожего между предметами страха у матери и ребенка. Примером приобретенного таким способом страха может быть, например, страх перед лягушками или мышами.
В процессе развития личности уменьшается влияние наследственности или врожденных компонентов страха на его возникновение [А.Кемпински, 1975].
Кроме вредных и опасных для человека ситуаций, для возникновения страха бывает достаточно уже самого предчувствия реальной или воображаемой неприятности или угрозы. Человек боится за свои ценности, жизнь, безопасность, за своих близких, за свое имущество.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!