Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-08-20 | 344 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
М. Н. Катков (1818–1887) – редактор «Московских ведомостей». Его идейная эволюция. Оценка польского мятежа 1863 г. Взгляды на образование, просвещение, политическую систему. М. О. Меньшиков (1859–1918) – ведущий публицист «Нового времени». «Письма к ближним». Идеал Меньшикова: крепкая национальная власть с парламентским представительством и конституционными свободами, способная защитить русскую народную жизнь.
Михаил Никифорович Катков – русский публицист, родился в Москве в 1818 году в семье мелкого чиновника. Отец М. Н. Каткова, Никифор Васильевич, умер, когда дети были еще маленькими. Воспитанием сыновей занималась Варвара Акимовна, урожденная Тулаева, она давала им первые уроки русского, французского языков и арифметики. Женщина искренне верующая, она воспитывала своих детей в духе православия. Мать М.Н. Каткова, вместе со своей сестрой Верой после смерти родителей воспитывалась в доме княжны Анны Борисовны Мещерской - в доме, где жили и воспитывались дети родной сестры Мещерской, Натальи Борисовны и Алексея Александровича Яковлевых. Именно в этой семье у Ивана Алексеевича Яковлева родился сын – Александр Иванович Герцен. Факт раннего знакомства родителей Герцена и Каткова помогает понять среду, в которой воспитывался юный Катков.
Учился М.Н. Катков в Преображенском сиротском институте, в Первой московской гимназии, в пансионе известного профессора Павлова и в Московском университете по словесному отделению. Университет он окончил в 1838 году, с отличием, получив степень кандидата. В юности Катков вел жизнь типичного пролетария умственного труда, живя за счет репетиторства, перебиваясь с хлеба на квас, упорно работая по ночам над книгами, почти все заработанное отдавая семье. Будучи восемнадцатилетним студентом, Катков, перевел «Историю Средних веков» О. Демишеля. В 1838 году в «Московском наблюдателе», возглавляемом В. Белинским, Катков поместил перевод статьи Г. Рётшера «О философской критике художественного произведения», впервые познакомившей русскую публику с эстетикой Гегеля. Помимо переводов заметных научных книг, Катков занимался и художественными переводами. Так, в 1838 году в «Сыне Отечества» был помещен переведенный Катковым первый акт «Ромео и Юлии» (так Катков русифицировал имя Джульетты). Одновременно в «Московском наблюдателе» он поместил стихотворные переводы Гейне. В переводе Каткова в 1840 году вышел роман Ф. Купера «Следопыт». Пробовал Катков свои силы и как литературный критик, поместив в «Отечественных записках» ряд статей.
|
Из выше сказанного можно сделать вывод, что Катков начинал свою литературную деятельность с переводов исторических и философских произведений. Юношеские литературные опыты способствовали выработке у Каткова прекрасного литературного стиля, а также отложили отпечаток на его увлечения историческими и философскими течениями.
В основу мировоззрения Каткова легло православие. Вера в Бога являлась неколебимой на протяжении всей его жизни, так же как увлечение философией, филологией и историей. Как следствие этого, для Каткова был характерен мистицизм. Уже после окончания университета, в 1839 году, в статье о Сарре Толстой он пишет: «Не говорите - нет чудес, - сама жизнь есть великое чудо. В потоке случайностей, говоре дня, мы не слышим божественной симфонии, в которую сливаются все бесчисленные разногласия и противоречия, и из которой обратно исходит все, что живет. Порабощенные мгновенно, мы не знаем что мы, где мы. Работники вечной воли, часто, о как часто! Не мы живем жизнью, а жизнь живет нами.». До тех пора реформы укрепляли государство и самодержавие, Катков был активным сторонником и пропагандистом реформ. Но как только нововведения начали приобретать опасный для целостности государства и неизменности его политического строя характер, Катков и его сторонники резко выступили против дальнейших реформ. При этом необходимость великих реформ под сомнение никогда им не ставилась.
|
Сам М. Н. Катков так определял свои взгляды «Чуткий, понимающий себя консерватизм не враг прогресса, нововведений и реформ!?! напротив, он сам вызывает их в интересе своего дела, в пользу тех начал, которых существование для него дорого!?! но он с инстинктивною заботливостью следит за процессом переработки, опасаясь, что – бы в ней не утратилось чего – либо существенного. Его. больше заботит сохранение этих существенных начал, нежели конечный результат процесса». Итак, «понимающий себя консерватизм», по мысли Каткова, вызывает реформы, но с целью сохранения «существенных начал». Великие реформы были проведены правительством при опоре на круги «понимающих консерваторов». Исторической заслугой М. Н. Каткова и его единомышленников было то обстоятельство, что именно издания охранителей позволили правительственным реформаторам сформулировать свои программные цели.
С другой стороны, Катков постоянно опасался, что реформы зайдут слишком далеко и что Верховная власть упустит из своих рук руль государственного корабля. Отсюда и столь парадоксальное сочетание реформ и консервация социальных институтов (сельской общины или системы чинов), устарелость которых ясно им осознавалась, опасение любой общественной инициативы и тяга к чисто бюрократическим методам решения проблем вместе с активной борьбой за завоевание общественного мнения. Поэтому масштабные преобразования, проводимые ради сближения с европейскими образцами, представлялись злом, в то время как реформы, продиктованные насущной необходимостью, виделись полезными. В 1856–1862 журнал «Русский вестник» был одним из тех журналов, которые настойчиво добивались проведения в стране реформ, в первую очередь крестьянской. Катков требовал отмены телесных наказаний, цензуры, гласного бессословного суда, расширение самоуправления и пр. В крестьянском вопросе издания М.Н. Каткова отстаивали идею освобождение крестьян с землей за выкуп и предоставление крестьянам «гражданского равноправия».
|
М. Н. Катков в «Русском вестнике» заявлял себя противником общинного землевладения. Он полемизировал со славянофильской концепцией самобытности общины, заявляя, что «дух народа выразился не в создании общины, а в создании государства».Впрочем, М. Н. Катков выступал не против общины вообще, указывая на ее хозяйственное значение. Катков опасался, что без защиты общины крестьянин будет разорен и станет склонным к бунтам. Не случайно он писал: «Мы стоим за русскую сельскую общину не только в политическом или административном отношении, но и в отношении экономическом. Оба этих отношения, политическое и экономическое, различаем мы явственно и обоими дорожим».
М. Н. Катков поставил вопрос о дальнейшей судьбе сельской общины: «Не следует ли приискать способы к устранению вреда, причиняемого общинным землевладением, хотя бы не нарушая принципа общинной земельной собственности». Катков неразрывно связывал реформу системы образования с реформированием всей социально-политической жизни России. Данной проблематике на протяжении десятилетий выдающийся публицист посвятил множество передовиц в «Московских ведомостях». Катков, также как и Уваров, был сторонником классической школы и использовал все свое влияние, чтобы соответствующие принципы были положены в основу гимназического образования. Основой образования должны быть религиозное просвещение, математика и древние языки – считал Катков. Как подчеркивает Катков, истинное значение православной церкви «состоит не в том, чтоб стать национальной. Связывать ее с какою-либо народностью значило бы унижать и бесславить ее. Она признает себя вселенскою, и в этом ее истинный характер».
Петр Великий, по мысли Каткова, начал собой новый, светлый период русской истории. Россия в подлинном смысле слова, возникает только с Петра, только с Петра русский народ стал нацией, одним из представителей человечества. Именно с деятельностью Петра в организм русского народа вошли высшие духовные интересы. До Петра же "у нас не было ни искусства, в собственном смысле этого слова, ни науки". Именно самодержавие, благодаря деяниям Петра Великого, европейской культурой вдохнуло жизнь в огромный государственный организм, созданный народом, а это значит, что никакой борьбы и сопротивления такому "полезному" государству быть не может. Однако реформирование в западном духе, введение конституции, парламента станут для России регрессом. Разница между Россией и Западом столь глобальна, что любая попытка их сближения может обернуться катастрофой. «Хуже всего смешение систем. Все навеянное со стороны, все идеи, выработанные из чуждой жизни, могут только задерживать и болезненно смущать движение нашей собственной жизни».
|
Катков следует в своей политической аргументации положениям органической теории социально-политического развития: на определенном этапе развития культурно-исторического организма Он следует в своей политической аргументации положениям органической теории социально-политического развития: на определенном этапе развития культурно-исторического организма формируется духовный организм, складываются общественные отношения, из которых развивается государство!?! в народе пробуждается «самосознательный» и свободный дух, способный понять истинную религию и образование.
Государство, собирая и сосредоточивая власть, создает свободное общество. Для Каткова понятия свобода и власть равнозначны и взаимосвязаны. Вопреки сложившемуся в консервативной идеологии мнению об отрицательной сущности идеи свободы и о положительном влиянии начала принуждения, Катков отстаивает идею о том, что свобода возможна только там, где присутствует власть, способная защитить личную свободу людей, и, таким образом, пытается включить «свободу» как конструктивный элемент в основы государственности и общественности. По Каткову, власть является элементом общественности, а государство — завершением системы общественной власти. Люди обретают в лице государства высшую свободу. И, таким образом, по мере «развития правильного, благоустроенного государства развивается и укрепляется в своих основах свободное общество, и государственное начало становится крепкой основой свободы».
Условия, необходимые для правильного функционирования государства — правильные взаимоотношения между государством и обществом, которые должны гармонично сосуществовать как единое целое и ни в коем случае не подавлять друг друга, что жизненно необходимо для свободы и власти: «…человеческое общество невозможно
М. О. Меньшиков (1859–1918)
"Реакционный публицист", "черносотенец", "мракобес", "махровый реакционер", "самая ненавистная фигура в дореволюционной печати" - как правило, именно такими эпитетами награждали долгие годы Михаила Осиповича Меньшикова - известного публициста "Нового времени". В последние годы переоценки ценностей в некоторых публикациях наметилась иная тенденция - представить Меньшикова в качестве одного из ведущих философов "русской идеи"...
|
Подобные колебания вполне закономерны для нашего неспокойного времени. Не случаен и пробудившийся интерес к этой весьма неоднозначной фигуре. Ряд изданий познакомил читателей со статьями из обширного публицистического наследия М.О. Меньшикова. За короткий период вышло несколько его книг. Четвертый выпуск серии "Российский Архив (История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.)" был целиком посвящен М.О. Меньшикову и содержал его дневники и материалы к биографии. И, наконец, нельзя не отметить, появление монографии П.И. Шлемина — исследователя, плодотворно работающего над изучением наследия забытого публициста. Так кем же был Михаил Осипович Меньшиков? Ответить на этот вопрос в небольшой публикации невозможно, и мы постараемся только выделить основные вехи его непростой жизни.
М. О. Меньшиков родился 25 сентября 1859 г. в городе Новоржеве Псковской губернии. С детства он воспитывался в религиозном духе, чему немало способствовали его родители. В 1873 г. Меньшиков окончил Опочецкое уездное училище и поступил в Кронштадтское морское техническое училище, по окончанию которого был произведен в кондукторы корпуса флотских штурманов. Молодой человек рано проявил склонность к литературному труду. Наряду с участием в морских экспедициях он писал и публиковал очерки, издал несколько работ по специальности. Знакомство с А. П. Чеховым и Н. С. Лесковым, дружба с С. Я. Надсоном — все это сильно влияло на Меньшикова и в 1892 г. он, выйдя в чине штабс-капитана в отставку, посвящает себя литературному труду, и становится постоянным корреспондентом, а затем секретарем и ведущим публицистом газеты "Неделя".
После того, как "Неделя" прекратила свое существование Меньшиков перешел в "Новое время" А. С. Суворина. Являясь с 1901 по 1917 гг. ведущим публицистом этой газеты он обращался к широкому кругу общественно-политических и социальных вопросов. С легкой руки недобросовестных критиков Меньшиков был зачислен в разряд черносотенцев. Безусловно, многое из написанного Меньшиковым весьма спорно и вызывает неприятие, но это не значит, что нужно огульно вычеркивать его из истории русской публицистики. Другой сотрудник "Нового времени" — В. В. Розанов, так же обвиненный некогда в "черносотенстве" уже давно вернулся к нам в своих трудах. О нем пишут книги, изучению его мировоззрения посвящают диссертации. Выходит и собрание сочинений Розанова, а вот М. О. Меньшиков только- только возвращается из небытия.
Вместе с тем, националист и монархист Меньшиков крайне негативно относился к личности Николая II. После отречения самодержца Меньшиков писал: "Для русского цезаризма война эта в неожиданном ее развитии все равно обещала гибель. Может быть, это и служило одною из главных причин, парализовавших нашу подготовку к войне и энергию ее ведения... Спрашивается, стоит ли нам жалеть прошлое, если смертный приговор ему был подписан уже в самом замысле трагедии, которую переживает мир?.. Не мог же несчастный народ русский простить старой государственной сухомлиновщине того позора, к которому мы были подведены параличом власти... Жалеть ли нам прошлого, столь опозоренного, расслабленного, психически — гнилого, заражавшего свежую жизнь народную... Весь свет поражен внезапностью русского переворота и взволнован радостью, взволнована радостью и вся Россия...".
Весной 1917 года, когда Петроградский Совет попытался закрыть "Новое время", Меньшиков был отстранен от работы в газете. В последней статье, подписанной Меньшиковым, которая появилась в газете 19 марта, он подводил грустные итоги: "Трагедия монархии состояла в том, что, отобрав у народа его волю, его душу, — монархия сама не могла обнаружить ни воли, ни души, сколько-нибудь соответствующей огромной и стихийной жизни. Энергия народная веками глохла... в центре своей власти... Великий народ обречен был на медленное вырождение, подобно азиатским соседям, от атрофии своих высших духовных сил — сознания и воли".
Зиму 1917–1918 гг. он провел с семьей в Валдае, где у него была дача. Страницы дневника Меньшикова за 1918 год полны горьких записей. По накалу самобичевания рассуждения Меньшикова напоминают "Апокалипсис нашего времени", написанный Розановым: "Чтобы убить Россию по — дьявольски, т. е. с наименьшими средствами и с наибольшим соблюдением приличий, достаточно предоставить Россию самой себе. В самой России сложился губительный яд, сжигающий ее медленно, но верно: народная анархия, развязанность от культуры, религии и совести. Идет великое самоистребление народное...". Растерянный Меньшиков винил в происходящем русскую литературу, которая "есть не столько лечение, сколько сама болезнь", ругал А.С. Пушкина, за то, что тот не "загремел еще тогда против анархии, влекшей нас к народному бунту", обличал революционных — демократов.
Досталось и Николаю II. Узнав о расстреле бывшего самодержца, Меньшиков писал: "Жаль несчастного царя — он пал жертвой двойной бездарности — и собственной, и своего народа" — и далее рассуждал по поводу отречения — "не мы, монархисты, изменники ему, а он нам... Тот, кто с таким малодушием отказался от власти, конечно, недостоин ее. Я действительно верил в русскую монархию, пока оставалась хоть слабая надежда на ее подъем. Но как верить в машину, сброшенную под откос и совершенно изломанную?.. Мы все республиканцы поневоле, как были монархистами поневоле. Мы нуждаемся в твердой власти, а каков ее будет титул — не все ли равно? К сожалению, все титулы у нас ложны, начиная с бумажных денег. Все подделка!".
14 сентября 1918 г. он был арестован, а 20 сентября расстрелян чекистами на берегу Валдайского озера. Только семьдесят пять лет спустя родные смогли добиться реабилитации опального публициста.
(Александр Репников, Москва)
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!