История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-08-20 | 108 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ощущения и восприятия рассматриваются психологами как процессы отражения предметов, явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств. Ощущения дают нам
20
сведения об отдельных свойствах предметов (запах, цвет, вкус и т. д.). Восприятие — более сложный процесс. Это не просто совокупность разных ощущений. Это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также особенностями личности.
При умственной отсталости наблюдаются выраженные недостатки этих процессов. Они проявляются в замедленности првтекания, слабой дифференцированности (трудно выделить предмет из группы других чем-то похожих). Восприятие умственно отсталых детей характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл воспринимаемого. У таких детей сужен объем восприятия, что мешает им ориентироваться в малбзнакомых местах. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребенка.
В школе уделяется много внимания формированию восприятия и исправлению его дефектов. Это предусмотрено содержанием учебных программ вспомогательной школы, однако и вы можете существенно помочь своему ребенку в данном вопросе.
Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке, в труде, во время домашних работ и т. д. обращайте внимание сына (дочки) на те или иные предметы, явления, на их свойства. Учите его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа.
|
Узнавание — более сложный этап восприятия, который неразрывно связан с памятью, речью, мышлением, поэтому старайтесь с самого начала сделать восприятие ребенка осмысленным, оречевленным. Развитие детей осуществляется в их непосредственной практической деятельности. Производя различные операции с предметами, ребенок узнает об их свойствах, учится видеть специфические качества, обогащается его чувственный опыт, пробуждается интерес к познанию.
Дети учатся вычленять в предмете его части, определять величину, форму, цвет, благодаря чему у них формируется целостное представление о предмете. Занимаясь с ребенком, акцентируйте его внимание на правой — левой стороне, учите восприятию перспективы, направления и местоположения объекта и т. п. Старайтесь совместно устанавливать размеры предметов, расстояния до них, между ними и т. п. Это очень важно, так как недостатки пространственного восприятия отрицательно сказываются на успешности обучения учащихся. Дети не соблюдают строку, испытывают трудности при пись-
21
ме элементов букв, в послоговом чтении, в расположении заданных предметов в пространстве и т. д,
Для совершенствования восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения. В процессе этой деятельности происходит освоение пропорций, расположения на условном пространстве заданных конструкций. Ребенок обучается пользоваться наглядным образцом и выполнять действия по устной инструкции. С этой целью можно использовать и решение различных наглядно-практических и наглядно-образных задач *. Более того, подобные задачи будут способствовать развитию представления, воображения, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления детей.
Приводя ниже образцы возможных заданий, мы еще раз напоминаем, что не надо стремиться к упражнению отдельных органов чувств. Восприятие формируется в процессе осмысленных действий с предметами. Только в практических занятиях, играх с детьми вы поможете им преодолеть имеющиеся недостатки. На основе предлагаемых заданий можете создать св©и аналогичные.
|
Задания для совершенствования
Восприятия пространства
(величины, формы, расстояния, местоположения
И пространственных отношений
Между предметами)
Задание 1. Разложи на «кучки» (рис. 18).
На 20 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и маленькая кукла и т. д.). Начните раскладывать на две кучки и попросите ребенка продолжить, самостоятельно выделив признак величины, и, исходя из него, распределить оставшиеся картинки.
Вариантом задания может быть игра «Одень кукол». Ребенку дают большую и маленькую куклу и одежду к ним (одежда обеих кукол лежит вместе в кучке).
Задание 2. Определи на ощупь.
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговица большая и маленькая, линейка узкая и широкая и т. д.).
Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий.
1 Наглядно-практические задачи выполняются в неразрывной связи мыслительных процессов с практическими действиями Наглядно-образные задачи решаются в результате внутренних действий с образами (представлениями).
22
Задание 3. Подбери подходящий по форме (рис. 19а, 196).
На 15 карточках изображены знакомые предметы (пирамида, палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо, ластик) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Выложите перед ребенком трафареты фигур и предложите к каждой подобрать похожую картинку.
Задание 4. Положи в коробку фигуры («Почтовый ящик»).
На крышке коробки прорези, через которые можно опустить в нее объемные фигуры. Для выполнения задания нужно сравнить форму прорези и основные фигуры. Игра может быть изготовлена в домашних условиях из картона или дерева. Обращайте внимание на способ выполнения ребенком этого задания. Младший школьник должен находить нужную прорезь на основе зрительного соотнесения с формой основания фигуры. Если он испытывает трудности и пытается затолкнуть фигуры, не сравнивая их с прорезями, продемонстрируйте без лишних поучений, как это делается.
|
Задание 5. Положи фигуры на свое место.
Берется доска с вкладками из дерева (картона, бархатной бумаги). Размер доски — 15x20 см. В продаже имеется аналогичная геометрическая мозаика. Допустимы различные варианты досок (рис. 20—21). Вместо геометрических фигур можно использовать предметные изображения (заяц, лошадь, корова, бабочка и т. п.). Покажите ребенку доску, заполненную фигурами, а затем опрокиньте ее. Фигурки окажутся в беспорядке. Попросите своего сына (дочку) разложить их по местам. Можно предложить ему обвести фигуры на листе бумаги, заштриховать (раскрасить) их или усложнить задание — собрать доску, опознавая фигуры и пазы на ощупь (глаза закрыты).
Задание 6. Назови изображения, которые видишь (рис. 22, 23).
Поочередно показывайте ребенку карточки Можно изготовить другие рисунки, но на них непременно должны быть знакомые ребенку предметы.
. 'Задание 7. Узнай и нарисуй.
/ Попросите ребенка на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские из картона или фанеры), назвать их, а затем нарисовать.
23
г
Другой вариант. Раскладываются геометрические фигурки, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Вы показываете любую фигуру и просите достать из мешочка такую же.
Задание 8. Из каких геометрических фигур составлен Vрисунок? Сколько этих фигур? (Рис. 24.)
Нужно: а) вспомнить и назвать предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
б) закончить рисунок по заданным фигурам. Если вы видите, что ребенку трудно, начните рисовать сами, а он пусть закончит.
V
Задание 9. Выложи фигуры из 3 палочек:
Сначала образец выложите перед ребенком, а затем уберите, чтобы он восстановил фигуры по памяти.
Задание 10. а) Построй башню. Сначала строить по образцу, который строите вы, родители, а затем по вашей словесной инструкции.
б) Выложи узор по образцу из мозаики (образец дается вами).
Задание 11. Наши пальчики играют. Покажите ребенку несколько различных комбинаций на пальцах и попросите его сделать так же.
|
24
Задание 12. Слушай команду!
Вы говорите ребенку, что если он будет выполнять команду правильно, то найдет конфетку, которая лежит на стеле. Отведите его в другой конец комнаты (или квартиры), завяжите ему глаза. После этого говорите: «Два шага вперед, повернуть налево, руки на пояс, правую руку вперед» и т. д. Можете по своему усмотрению видоизменить команду и награду.
Задание 13, Какая рука?
Нужно: а) определить, какой рукой девочка держит флажок {рис. 25);
б) сказать, в какой руке мальчик держит шар
(рис.26);
в) выяснить, на какой ноге стоит девочка (рис.
27);
г) установить, какой рукой мальчик держит мо
лоток (рис. 28).
'/Задание 14. Что где находится?
Нужно назвать, что изображено в.середине, что в левом верхнем углу и т. д. (рис. 29).
, Задание 15. Твой путь.
Нужно рассказать, как ты идешь в школу, в магазин, в парк и т. д. (Ваша задача — в процессе рассказа уточнять у ребенка, что находится справа, слева, впереди, сзади...)
Задание 16. На улице.
Играют несколько членов семьи. Каждому раздаются фигурки пешеходов. Ведущий показывает красный, желтый, зеленый кружки, а участники в зависимости от этого передвигают свои фигурки.
Чтобы свободно ориентироваться на улице, вашему ребенку необходимо уметь пользоваться сигналами светофора, различать левую — правую сторону, узнавать и помнить назначение дорожных знаков и др.
Задание 17. Внимательно слушай и рисуй.
Вы называете геометрические фигуры с указанием их места на листе. Попросите ребенка изобразить их согласно вашей инструкции. Ребенок зарисовывает их на указанном месте. (Вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.)
Задание 18. Лабиринт. |
•задание 18. Лабиринт.
а) Помогите зайчику найти дорогу (рис. 30).
б) По какой дороге дети идут в школу? (Рис. 31.)
25
Задание 19. Сложи такую же фигуру (рис.32). Выкладываются различные фигуры, из которых нужно собрать показанную на образце.
Задание 20. Колумбово яйцо (рис. 33).
Игра выпускается промышленностью. Яйцо можно сделать и самим из картона, пластика. Размер овала—15x15 см. Составляющие разрезы могут быть такими, как показано на рис. 33, и иными. Форма и количество частей, на которые разрезается овал, определяют вариант возможных изображений. | Покажите ребенку «колумбово яйцо», заострите его внимание на том, что оно состоит из частей. Затем фигуру переверните, чтобы части оказались рассыпанными в беспорядке. Предложите сыну (дочке) сложить из этих частей что-нибудь.
В зависимости от возраста и умственных способностей ребенка могут быть предложены разные варианты и приемы выполнения задания: на основе мысленного представления, с использованием образца (рис. 34, 35, 36), способом накладывания на готовый образец частей фигуры и т. д.
|
В процессе игры обращайте внимание ребенка на форму частей, сравните их с тем, что окружает ребенка в жизни, помогайте ему по мере надобности.
Это задание требует аналитико-синтетической деятельности ребенка, не только развивает его восприятие, пространственные представления, но и учит умственным действиям.
Приведенные ниже задания, наряду с коррекцией разных качеств восприятия, совершенствуют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенка.
Задание 21.
Приготовьте заранее несколько листков бумаги и разрежьте их по указанным на рисунке направлениям (поперек, вдоль и поперек, по двум диагоналям). Приступая к занятиям, попросите ребенка поочередно сложить их.
Далее вы можете усложнять конфигурацию разрезов и использовать картинки с изображением различных понятных детям ситуаций (рис. 37, 38, 39). Очень подходят для этих целей кубики-картинки.
26
Задание 22. Кого ты видишь? (Рис. 40, 41.) Если ребенок видит только одно изображение, помогите ему, обводя контуры другого, поясняя и т. п.
Задание 23. Дорисуй предметы (методика Т. Н. Головиной).
Попросите ребенка назвать, я затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках (рис. 42а, 426, 43а, 436, 44а, 446). Вы можете предложить ему и другие неполные изображения рисунков, подготовленные вами заранее. После того как ребенок дорисует, скажите, что неплохо было бы и раскрасить получившиеся картинки.
Задание 24. Найди место (рис. 45, 46, 47).
На столе кладется сложенная вами картинка из знакомой ребенку сказки. Вы просите его рассказать эту сказку или назвать ее, затем опрокидываете картинку и предлагаете сыну (дочке) найти место к каждой части. Для этого задания также можно использовать кубики-картинки.
Задание 25. Собери открытку (рис. 48, 49, 50).
Три открытки, отличающиеся фоном и изображениями (на первой нарисованы цветы на зеленом фоне, на второй — шары на красном фоне, на третьей — елочки на белом фоне), вы разрезаете на 4 части. Затем перемешиваете части всех открыток и раздаете их поровну всем участникам (если вы играете вдвоем, то по 4 части), а оставшиеся лежат в кучке.
Первый играющий кладет на стол одну часть, второй (ребенок) должен подобрать к ней подходящую часть (с учетом фона и изображения). Если у него нет нужной части, то можно взять из кучки. Игра продолжается, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых открыток.
Когда ребенок освоится с принципом игры, увеличьте число открыток.
Задание 26. Узнай, что изображено.
Положите перед ребенком картинки (рис. 51, 52), на которых знакомые изображения даны не полностью. Попросите его подумать и сказать, что он узнал, кому принадлежат те или иные элементы изображения.
Задание 27. Что вырезали?
В приведенных заданиях совершенствование восприятия идет при решении разных, но взаимосвязанных задач. Ребенок имеет возможность посмотреть, пощупать, послушать и т. д. предметы, с которыми занимается. Уточняя свойства предметов, он учится сравнивать их, объединяя в группы по
27
тем или иным признакам. Благодаря приведенным играм-занятиям ребенок упражняется в приобретенном чувственном опыте.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!