Методы и приемы обучения детей рисования — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методы и приемы обучения детей рисования

2020-08-20 127
Методы и приемы обучения детей рисования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные.

Метод обучения характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.

Прием обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Наглядные методы и приемы – к наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ педагогом приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия.

Отметим некоторые особенности использования натуры в работе с детьми. Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Воспринимая предмет, ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ресурсов.

Таким образом, использование натуры как метод бучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунку и натуры.

 

Иногда натура может использоваться как частный прием и не влиять на характер занятия в целом.

Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения.

Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей б изображаемом предмете.

Программа устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы. Например, для того чтобы нарисовать дом, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, т. есть уметь соединить линии под прямым углом.

Эти же приемы потребуется для рисования машины, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания.

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:

- показ жестом;

- показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движение руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.

Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии своего объяснения. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей.

Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его обучении имеет показ движения руки.

 

Словесные методы и приемы обучения – к ним относятся беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.

Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитателя в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. В младших классах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.

Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживившись, а творческое настроение не угасло. Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми.

Форма указаний не моет быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.

Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются.

 

Игровые приемы обучения - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки.

При использовании игровых моментов педагог не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

 

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

- от возраста детей и их развития;

- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.


 

Прием упрощения

Модуль

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все- то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практики нашего времени.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Основная цель технологии - создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и саморазвития индивидуальных способностей каждого ребёнка. Важнейшая из них - сознание комфортного темпа работы для каждого ученика.

Модуль – это целевой «функциональный узел», в котором учебное содержание и технология овладения им, объединены в единый самостоятельный комплекс.

В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает учащегося объективно оценивать свои способности, результаты своего труда.

У учащихся происходит развитие таких психических феноменов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также развитие коммуникативных умений и самостоятельности.

Учащийся максимальное время работает самостоятельно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения умений.

Если на уроках изобразительного искусства активно внедрять в образовательный процесс модульное обучение, то это позволит создать условия для более качественного обучения, гарантирующего достижение более высоких результатов.


 

Чертеж

Чертёж — изображение предметов в масштабе на определённом носителе информации (бумаге, кальке, плёнке, фанере и т. п.) с помощью графических образов — точек, отрезков прямых и кривых линий, символов, условных обозначений.

 

Чертежи выполняются простым карандашом на альбомной бумаге или ватмане. Кроме того, можно сделать чертеж с помощью компьютера.

В правом нижнем углу чертежа записывается название, материал и масштаб изображенного изделия (детали).

Число, которое показывает, во сколько раз увеличены или уменьшены действительные размеры изделия, называют масштабом. Стандартом установлены следующие масштабы: например, для уменьшения изображения — 1: 2 (в 2 раза), 1: 4 (в 4 раза), 1: 5 (в 5 раз); для увеличения изображения — 2: 1,4: 1, 5: 1 и т. д.

Размеры на чертеже или другом графическом изображении изделия проставляют в миллиметрах. Они реальные (действительные), а не уменьшенные или увеличенные.

При изображении изделий из древесины обязательно задается направление волокон, чтобы изделие, изготовленное по этому чертежу, не раскололось вдоль волокон. Например, если изготовить головку киянки с неправильным расположением волокон, то она при работе расколется.

Прочитать чертеж изделия — значит определить его название, форму, размеры, материал, а также количество деталей, из которых состоит это изделие, и способы их соединения.

Для графического изображения изделий установлены определенные типы линий (Линии, используемые в чертежах):

Сплошная толстая основная

Линии видимого контура

Толщина линии видимого контура S= 1/2....1 мм

 

Сплошная тонкая

Размерные и выносные линии

Толщина — S/2...S/3

 

Штриховая тонкая

Линии невидимого контура

Толщина — S/2...S/3, длина штрихов — 2...8 мм расстояние между штрихами — 1...2 мм.

 

Штрих-пунктирная тонкая

Осевые и центровые линии

Толщина — S/2...S/3, длина штрихов — 5...30 мм, расстояние между штрихами — 3...5 мм

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.