Изобразительные приемы, формирующие художественные умения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Изобразительные приемы, формирующие художественные умения

2020-08-20 186
Изобразительные приемы, формирующие художественные умения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 3

Введение. 4

Изобразительные приемы, формирующие художественные умения 6

1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей. 6

1.2 Методы и приемы обучения детей рисования. 9

Прием упрощения. 14

1.1 Модуль. 14

1.2 Чертеж.. 15

1.3 Схема. 20

Заключение. 22

Список литературы.. 24

Приложение. 25

 


 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Изобразительные умения – это навыки, опыт в изобразительной, наглядной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений.

Навык - это доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи.

Модульное искусство — направление современного искусства, подразумевающее создание произведений путем объединения совместно стандартизированных единиц (модулей) с образованием более крупных, более сложных композиций.

«Модуль» - это элементы формальной композиции, композиции в живописном или графическом изображении, в дизайне – в композиции объектов дизайна

Схема — иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, показывает характер процесса, движения, структуру.

Изобразительным полем - поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина. Этим полем может служить лист бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены, или поверхность объемного предмета (упаковки).

Чертёж — изображение предметов в масштабе на определённом носителе информации (бумаге, кальке, плёнке, фанере и т. п.) с помощью графических образов — точек, отрезков прямых и кривых линий, символов, условных обозначений.

Стилизация - это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля.

Введение

Изобразительная деятельность – это деятельность, специфическая для

детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому.

Изобразительная деятельность ребенка, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

Работа русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.

В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей.

Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве.

Национальный вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.

 

Цель исследования: выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании.

 

Задачи исследования:

1) Выявить особенности формирования умений и навыков детей на занятиях рисования.

2) Узнать какие приемы упрощения существуют.

Прием упрощения

Модуль

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все- то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практики нашего времени.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Основная цель технологии - создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и саморазвития индивидуальных способностей каждого ребёнка. Важнейшая из них - сознание комфортного темпа работы для каждого ученика.

Модуль – это целевой «функциональный узел», в котором учебное содержание и технология овладения им, объединены в единый самостоятельный комплекс.

В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает учащегося объективно оценивать свои способности, результаты своего труда.

У учащихся происходит развитие таких психических феноменов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также развитие коммуникативных умений и самостоятельности.

Учащийся максимальное время работает самостоятельно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения умений.

Если на уроках изобразительного искусства активно внедрять в образовательный процесс модульное обучение, то это позволит создать условия для более качественного обучения, гарантирующего достижение более высоких результатов.


 

Чертеж

Чертёж — изображение предметов в масштабе на определённом носителе информации (бумаге, кальке, плёнке, фанере и т. п.) с помощью графических образов — точек, отрезков прямых и кривых линий, символов, условных обозначений.

 

Чертежи выполняются простым карандашом на альбомной бумаге или ватмане. Кроме того, можно сделать чертеж с помощью компьютера.

В правом нижнем углу чертежа записывается название, материал и масштаб изображенного изделия (детали).

Число, которое показывает, во сколько раз увеличены или уменьшены действительные размеры изделия, называют масштабом. Стандартом установлены следующие масштабы: например, для уменьшения изображения — 1: 2 (в 2 раза), 1: 4 (в 4 раза), 1: 5 (в 5 раз); для увеличения изображения — 2: 1,4: 1, 5: 1 и т. д.

Размеры на чертеже или другом графическом изображении изделия проставляют в миллиметрах. Они реальные (действительные), а не уменьшенные или увеличенные.

При изображении изделий из древесины обязательно задается направление волокон, чтобы изделие, изготовленное по этому чертежу, не раскололось вдоль волокон. Например, если изготовить головку киянки с неправильным расположением волокон, то она при работе расколется.

Прочитать чертеж изделия — значит определить его название, форму, размеры, материал, а также количество деталей, из которых состоит это изделие, и способы их соединения.

Для графического изображения изделий установлены определенные типы линий (Линии, используемые в чертежах):

Сплошная толстая основная

Линии видимого контура

Толщина линии видимого контура S= 1/2....1 мм

 

Сплошная тонкая

Размерные и выносные линии

Толщина — S/2...S/3

 

Штриховая тонкая

Линии невидимого контура

Толщина — S/2...S/3, длина штрихов — 2...8 мм расстояние между штрихами — 1...2 мм.

 

Штрих-пунктирная тонкая

Осевые и центровые линии

Толщина — S/2...S/3, длина штрихов — 5...30 мм, расстояние между штрихами — 3...5 мм

 

Сплошная волнистая тонкая

 

Для выполнения чертежей нужно иметь соответствующие чертежные инструменты: чертежную линейку, чертежные циркули, угольники, лекало, транспортир, резинку, карандаши различной твердости.

 

Чертежные инструменты

Линейка чертежная

Деревянная или пластмассовая планка с нанесенными миллиметровыми делениями для проведения прямых линий на плоскости, выполнения пространственных измерений

 

Циркуль чертежный

Инструмент из двух металлических ножек, подвижно соединенных на одном конце, для вычерчивания кругов, откладывания, перенесения размеров

 

Угольник

Деревянная или пластмассовая линейка в форме прямоугольного треугольника для чертежа и проверки прямых углов

 

Лекало

Фигурная линейка для вычерчивания кривых линий

 

Транспортир

Чертежный прибор с линейкой, имеющей форму полукруга, разделенного на 180°, с линейкой для измерения и откладывания углов на чертежах

 

Карандаш

Тоненький стержень графита или сухой краски, размещенный в деревянной или металлической оправе, которым чертят, рисуют, пишут.

 

1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2. Чертежные инструменты должны быть исправными. Линейка, угольник не должны иметь сколов, трещин, других неровностей, а карандаш должен быть правильно заточен (рис. 39).

3. Колющий, режущий инструмент следует размещать острыми частями от себя.

4. Выполняя работу сидя, следует сидеть прямо на всей поверхности стула, на расстоянии 10...15 см от края стола. Расстояние от глаз до изделия, которое изготавливается, должно составлять 30...35 см (неправильная рабочая поза портит осанку, вызывает быструю утомляемость и нарушение работы органов пищеварения). Чтобы не портить зрения, при работе свет должен падать на рабочую поверхность стола слева или спереди.

5. Рабочее место нужно содержать в чистоте и порядке.


 

Схема

Схема — иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, показывает характер процесса, движения, структуру.

Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина. Этим полем может служить лист бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены, или поверхность объемного предмета (упаковки). Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны. Изображение находится в зависимости от размера, пропорций сторон, формы поля и от окружающей среды.

Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного восприятия, (о чем уже говорилось выше). В результате, одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его. Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например:

· В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре: точки, лежащие на диагоналях, точки, обозначающие пропорции золотого сечения; точки, лежащие на границах овала, который вписывается в данный прямоугольник;

· В квадрате - точки, лежащие на диагоналях; точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат; точка пересечения диагоналей.

· В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра; точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.

· В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.

Таким образом, геометрическая фигура сама по себе уже содержит "активные точки", на которых концентрируется внимание и поэтому ясно, что композиция не может игнорировать воздействие этих точек, обусловленное спецификой зрительного восприятия.

Схемы:

Открытая схема- открытая схема центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения.

Замкнутая схема- для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная схема. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимо решение.

Тоновая схема- темный цвет как стабильность и светлый как активность происходящего.


 

Заключение

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный построй и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности раннего возраста. Рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

 

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.


 

Список литературы

https://www.bestreferat.ru/referat-137982.html

https://docviewer.yandex.ru/view/482544497/?page=5&*

https://nsportal.ru/user/45545/page/kartoteka-shem-dlya-risovaniya

https://infourok.ru/modulnogo-oobucheniya-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-1045310.html

 


 

Приложение

Оглавление

ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 3

Введение. 4

Изобразительные приемы, формирующие художественные умения 6

1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей. 6

1.2 Методы и приемы обучения детей рисования. 9

Прием упрощения. 14

1.1 Модуль. 14

1.2 Чертеж.. 15

1.3 Схема. 20

Заключение. 22

Список литературы.. 24

Приложение. 25

 


 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Изобразительные умения – это навыки, опыт в изобразительной, наглядной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений.

Навык - это доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи.

Модульное искусство — направление современного искусства, подразумевающее создание произведений путем объединения совместно стандартизированных единиц (модулей) с образованием более крупных, более сложных композиций.

«Модуль» - это элементы формальной композиции, композиции в живописном или графическом изображении, в дизайне – в композиции объектов дизайна

Схема — иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, показывает характер процесса, движения, структуру.

Изобразительным полем - поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина. Этим полем может служить лист бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены, или поверхность объемного предмета (упаковки).

Чертёж — изображение предметов в масштабе на определённом носителе информации (бумаге, кальке, плёнке, фанере и т. п.) с помощью графических образов — точек, отрезков прямых и кривых линий, символов, условных обозначений.

Стилизация - это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля.

Введение

Изобразительная деятельность – это деятельность, специфическая для

детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому.

Изобразительная деятельность ребенка, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

Работа русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.

В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей.

Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве.

Национальный вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.

 

Цель исследования: выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании.

 

Задачи исследования:

1) Выявить особенности формирования умений и навыков детей на занятиях рисования.

2) Узнать какие приемы упрощения существуют.

Изобразительные приемы, формирующие художественные умения


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.