Сервированные столы в натюрморте. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Сервированные столы в натюрморте.

2020-08-20 137
Сервированные столы в натюрморте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Казалось бы, самый "неэмблематический" вид натюрморта - гол­ландские "завтраки", в которых художник решает чисто живописные задачи, оставляя в стороне скрытый смысл. Мы попытаемся опро­вергнуть этот традиционный взгляд, рассмотрев несколько типов "завт­раков" и "накрытых столов" разных школ и сравнив их с эмблемами и произведениями живописи середины XVI-XVII в.

В конце XVI-XVII в. создавались живописные и графические про­изведения "Молитва перед обедом", получивших в свое время довольно широкое распространение. Ранние произведения этого типа сопровождались текстом, подчеркивающим их морализатор­скую направленность. Например, на картинах изображалось молящееся семейство за столом, на котором хорошо видны тарелки, булочки, лимоны, бокалы, солонка, мясо. Рядом помещен текст Псалма: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых...", Убранство стола в подобных произведениях, как правило, ана­логично современным натюрмортам. Это неудивительно: детали картин могли выполняться с натуры в характерной для того времени манере, с особым пристрастием к точному воспроизведению предметов. Тем не менее натюрморты в "Молитве перед обедом" несомненно символичны: бокалы с вином, булочки на тарелках (особенно накрытые салфеткой), ножи служат напоминанием о причастии. Те же мотивы прослежи­ваются в ряде нидерландских натюрмортов. Разумеется, смысл их может быть многозначным, не ограниченным одной лишь религиозной символикой. Но именно этот смысловой пласт основан здесь на опре­деленных текстах, и мы рассмотрим его подробнее, отметив натюр­морты, вторящие деталям картин "Молитва перед обедом". Это в первую очередь ранние произведения, например, "Накрытый стол" К. Петерс (работала в первой половине XVII в.). Композиция типична для ранних натюрмортов тако­го рода, создававшихся в основном в Харлеме: на столе в строгом по­рядке расставлены блюда и тарелки со снедью, а центром натюрморта служат уложенные пирамидой разрезанные головки сыра. В центре на первом плане помещена накрытая салфеткой булочка, рядом - нож, детали, словно заимствованные из "Молитвы перед обедом". Поодаль - бокал с вином и солонка, как бы напоминающие о вине для причастия. Не­трудно прочесть и значение других деталей: сыр, например, мог также быть символом роичастия.

Аналогичные детали повторяются во многих натюрмортах разных школ.

Заслуживает внимания также картина К. Петерс "Пирог и оливки". Кроме пирога и оливок, здесь изображены те же вещи. Маслины тоже входят в ряд символов евхаристии, поэтому они дополняют смысловой строй картины. Композиционное построение на­тюрморта основано на строгом равнобедренном треугольнике: вершина его обозначена точкой пересечения серебряного кубка и кувшина, в проеме между ними мерцает ремер с вином. Нижние углы треугольника отмечены изображениями булочки и тарелки с оливками. Логично предположить, что предметы, выделенные композиционно, играют ве­дущую роль и в символике произведения. В самом деле, вино, хлеб и маслины напоминают о таинстве причастия. Отметим, что эти предме­ты особенно часто присутствуют в натюрмортах, изображающих "завт­рак" или "накрытый стол".

Натюрмортные детали в произве­дениях типа "Молитва перед обедом" не только свидетельствовали об умеренности в еде, но и органично сочетались с включенными в картину строками из Библии, поясняющими и подтверждающими смысл изображенного. Вполне вероятно, что и натюрморты без персонажей, представляющие подобную же трапезу, сохранили традиции отсылки к Священному Писанию.

Рассмотрим некоторые предметы из натюрморта. Разрезанный лимон на та­релке — деталь, особенно любимая мастерами натюрморта.

Натюрморт В.К. Хеды 1634 г., где представлены разрезанный ли­мон на тарелке, серебряная чаша и разбитый стеклянный бокал, демон­стрирует символическое значение плода, связанное с темой бренности. Один из оттенков этого значения "Ложный друг", т.е.  несоответствие красиво­го вида золотистого плода его резкому, кислому вкусу. Понятно, что определение "ложный" как нельзя более подходит теме "суеты сует".

Темы «Накрытых столов» чрезвычайно разнообразны в голландском натюрморте. Мы можем рассматривать их бесконечно. Это натюрморты из нескольких предметов до столов заставленных всевозможной дичью и продуктами. Кроме смыслового и декоративного содержания, рассматривая натюрморты с «Накрытыми столами» мы можем получить представление о быте той эпохи в Голландии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Голландский натюрморт- это отдельная и замечательная часть мировой живописи. Рассматривая любой голландский натюрморт, зритель может не только любоваться искусством мастера, но и попробовать разобраться в заложенном художником назидании.

 

 

Таблица Символов

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.