Глава I. Различные техники живописи акварелью — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава I. Различные техники живописи акварелью

2020-08-20 164
Глава I. Различные техники живописи акварелью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Акварель является уникальным художественным материалом, способствующим воспитанию культуры восприятия цвета, эстетического вкуса, помогает овладеть пространством и формой, развивает образное мышление. Работать в данной технике можно как в студийных условиях, так и на пленэре.

Выполнение этюдов на пленэре (на открытом воздухе) отличается от работы в помещении и требует от обучающихся большой затраты эмоциональных сил. Атмосферные влияния природы часто меняются (дождь, ветер), тем самым сокращая время на выполнение задания. Основные достоинства пейзажного этюда на пленэре – передача определенного состояния, окружающей среды, пространства. При обучении техникам акварели в рамках раздела «Пленэр» проблема видится, прежде всего, в малом количестве учебных и методических пособий практико - ориентированного характера для реализации образовательного процесса. В данном пособии не только характеризуются основные техники акварельной живописи, но и описывается специфика выполнении творческих заданий на пленэре.

Пособие разработано в соответствии с содержанием общеобразовательных общеразвивающих программ «Акварель» и «Палитра», реализуемыми в рамках учебного плана государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества».

Пособие рекомендуется для ознакомления с материалом и для повторения уже изученных особенностей выполнения заданий на пленэре.

Учебно – методическое пособие содержит словарь профессиональных терминов и список рекомендуемой литературы. Работы, представленные в учебно-методическом пособии, в качестве иллюстраций к заданиям выполнены автором пособия.

 

ГЛАВА I. РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ АКВАРЕЛЬЮ

Акварель

Акварель – водорастворимые краски. Наиболее важным техническим свойством акварельных красок является их прозрачность, но при этом насыщенность. Краски различного цвета не одинаковы по своим свойствам из-за различия структуры их красящего вещества. Со структурностью красок связана их прозрачность. Существуют краски «лессировочные» и «кроющие» [2]. Следует начинать работать с наиболее прозрачных лессировочных красок. Они лучше просвечивают. В наборах акварельных красок отсутствует белый цвет, его роль выполняет белый лист бумаги. Умение оставлять белые участки нетронутыми приходит с опытом. Иногда художники используют различные «резерважи», используют скотч, парафин, восковой карандаш, но лучше всего учиться обходить белые участки.

Техника «Ala-prima»

      Живопись «по-сырому», написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты переливов и перетеканий красок. В переводе с итальянского языка означает «в первый момент». Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной. Работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, т.к. каждый мазок уникален и неповторим. При написании рекомендуется составлять смеси из двух, тех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению. Цвет нужно брать сразу по возможности в полную силу искомого оттенка и тона [4].

      При использовании данной техники на пленэре стоит помнить о том, что при высокой температуре воздуха, ветре и падающем солнце бумага быстро высыхает, чтобы это не происходило, следует класть лист бумаги на оргстекло или пластик, т.к. они не впитывают влагу и помогут дольше сохранить бумагу влажной.

Акварель «По-сухому»

Акварель «по-сухому» без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. Пожалуй, один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамику работы. Мазок может быть точечным, линейным, фигурным, четки, размытым. Каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока тот еще не подсох. Благодаря этому образуется естественное смешение оттенков и мягкий переход между ними [4].

Лессировка»

Лессировка - способ нанесения акварели прозрачными мазками один слов поверх другого, при этом нижний слой должен быть полностью высохшим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента из цвета слоев. Одно из главных достоинств – возможность создания картин в стиле реализма [1].

Заливка.

Заливка - прием, выполняемый в тех случаях, когда требуется перекрыть значительную часть рисунка одним цветом для обобщения деталей или наложения базового цвета. Или сделать плавные переходы между разными цветами.

Отмывка.

Прием акварельной живописи, при котором используется сильно разбавленная водой краска. Чаще всего этот прием используется архитекторами и дизайнерами, поскольку обычный чертеж не дает зрителю наглядного представления о форме и цвете [4].

Включение спецэффектов

Использование данного метода предполагает механическое воздействие на бумагу или краску. Существует «процарапывание» бумаги острым предметом до белой поверхности листа. Однако такой прием требует определенного навыка владения материалом, т.к. нарушает фактуру бумаги. Так же можно создавать в нужных местах предварительный рисунок восковыми мелками, не закрывая больших плоскостей. Затем всю работу смочить водой и делать заливки красками по еще непросохшему листу. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, останутся не затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду. Добавление пищевой соли или мыла поверх влажного слоя, влечет за собой впитывание части пигмента, в результате оставляя на бумаге разводы.
Определенный интерес представляет собой акварельная работа, выполненная на предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом скапливается в местах перегибов листа, создавая фактурность и дополнительный объем. Тонировка чаем или кофе может способствовать визуальному «старению» бумаги. Интересный эффект дает пищевая пленка, плотно приложенная к еще влажной краске.


 

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ РАЗДЕЛА «ПЛЕНЭР»

Примеры заданий

В задания по пленэру входят:

1. Этюд с ярко выраженной плановостью

2. Этюд с изображением воды

3. Этюд на передачу состояния (рассвет, закат, гроза и др.)

4. Изображение птиц/животных

5. Изображение фрагментов композиции, отдельных элементов (цветы, предметы быта, характерные уголки природы, деревни)

6. Изображение архитектурных элементов и отдельных сооружений

7. Изображение архитектурных ансамблей. Городской пейзаж

8. Включение стаффажа в композицию

 

Рассмотрим особенности выполнения заданий. Приведем примеры выполненных работ по каждому заданию.

 

План выполнения живописной работы акварелью

Создание композиции

· Выбор точки зрения, формата изображения, расположение предметов.

· Определение пропорций, движения и характера натуры

· Линейно - конструктивное построение

Живописное изображение

· Определение общего цветового тона, выбор цветовой гаммы

· Построение тоновых и цветовых отношений

· Проработка основных форм

Завершение этюда

· Акцентирование композиционного центра

· Окончательное выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда, усиление или ослабление деталей по тону

·  Обобщение всех частей изображения в единое гармоничное целое.

Основа для этюда – специальная «акварельная» (имеющая тиснение) бумага, белая или тонированная.

 

2.3. Этюд с ярко выраженной плановостью

Этюд с ярко выраженной плановостью, это, как правило, изображения далей и горизонтов городского или сельского пейзажа. Одно из самых правил при изображении пейзажа с ярко выраженной плановостью – соблюдение законов воздушной перспективы. Чем дольше предмет отдаляется от глаз зрителя, тем он становится светлее и холоднее. Передний и средний план прорабатывается тщательнее, контрастнее, дальний план менее проработан. Акварель можно исправлять, пока она не высохла. Кисть может как отдавать краску, так и впитывать. Смывать краску, когда слой начал подсыхать не рекомендуется лучше писать  по сырому или полностью высохшему слою краски.

Перед нами стоит задача подчеркнуть линию горизонта, для этого нужно без сильного нажима осветлить небо в дали, сделав некий рефлекс. Также можно смягчить границы и переходы на дальнем плане.

 

 

РИС. «Патриарший мост с видом на Храм Христа Спасителя. Москва»

 

РИС. «Вид с Кремлевской набережной. Москва»

 

Этюд с изображением воды

Воду лучше всего писать методом «по-сырому», вода поможет написать воду. Прописываем поверхность воды, оставляя неприкрашенные участки в отражении светлых частей. После того как набрана основная цветовая гамма этюда, выделяется главное, акцентируется передний план, исправляются ошибки.

Поверхность воды отражает все, но преломляет и искажает. Не следует  пытаться сделать точный рисунок или скопировать детали. Главное – сохранить свежесть впечатления, мягкость переходов.

 

РСИ. «Залив в северной Норвегии. Финнснес»

Этюд на передачу состояния

Передача различного состояния природы требует использования определенных цветовых отношений, контрастных или сближенных цветов. Красткосрочный этюд лучше писать «по - сырому» с добавлением деталей на заключительном этапе. Необходимо смочить бумагу для достижения плавности переходов. Распространение и интенсивность света и выбор цветовой гаммы идет в зависимости от задачи передаваемого состояния: гроза, туман, дождь, рассвет, закат.

 

РИС. «Луч солнца над заливом. Финнснес (Норвегия)»

 

РИС. «Перед грозой»

РИС. «Московская гроза»

Изображение животных

При изображении животных важно помнить, что этюд нужно выполнить как можно скорее. Нужно научиться видеть цельно, улавливать выразительность силуэта, правильно намечать пропорции и характер. Обозначая шерсть и перья, можно использовать «набрызг» или прием «сухая кисть», когда по высохшему слою накладывается слой краски сухой кистью, где краска попадает на лист лишь в некоторых местах, создавая прерывистые и очень тонкие линии. Так же можно использовать вспомогательные материалы: губки, соль и др.

 

РИС. «Этюд кошки»

 

РИС. «Кошка на заборе»

 


РИС. «Белочка в Филёвском парке»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Акварель считается одним из самых сложных для освоения материалов, важен не только ответственный подход, но и желание. Существует обширный спектр различных техник. Для изучения такого материала как акварель необходима целенаправленная, систематическая работа не только на занятиях, но и самостоятельно.

В учебно - методическом пособии «Пленэр. Живопись акварелью» показаны закономерности и представлены основные правила выполнения живописных работ на пленэре. Пособие рекомендуется использовать, разделяя учебный материал на части, в зависимости от решаемых задач. Материал пособия «Пленэр. Живопись акварелью» апробирован автором. Опыт работы на пленэре показывает, что наиболее уместна для работы на открытом воздухе техника «Ala-prima» - живопись «по сырому» или «по сухому листу» за один сеанс, за короткий промежуток времени. Пособие рекомендуется применять последовательно, разделяя материал на части.

На пленэрной практике обучающиеся изучают природу как родного края, так и других регионов страны, поэтому учебно-методическое пособие иллюстрирует ландшафты не только города Архангельска и Архангельской области, но и других городов: Москва, Великий Устюг, Сольвычегодск, Новороссийск, Финнснес (Норвегия).

Для достижения определенных результатов в работе необходима непрерывная практика.

Представленные в примерах работы выполнены автором учебно – методического пособия, членом ВТОО «Союз Акварелистов России».

 

ЗАДАНИЕ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

1) Зарисовки растений (листьев, фрагментов) – формат А3, 5-8 шт. на 1 листе

2) Зарисовка деревьев, кустарников – формат А3, 5-8 шт. на 1 листе

3) Этюды пейзажа с растительностью – формат А4, 10 шт.

4) Этюды пейзажа с водоемом – формат А4, 10 шт.

5) Этюды пейзажа с перспективой улиц – формат А4, 10 шт.

6) Пейзаж с передачей плановости и состояния – формат А3, 5 шт.

 

ЗАДАНИЕ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

 

1) Этюды пейзажа с растительностью с передачей плановости и состояния - формат А4, 10 шт.

2) Этюды пейзажа с водоемом – формат А4, 10 шт.

3) Этюды пейзажа с перспективой улиц – формат А4, 10 шт.

4) Зарисовки архитектуры и элементов архитектуры – формат А4, 10 шт.

5) Пейзаж с изображением архитектуры и городских ансамблей – формат А3, 5 шт.

ВВЕДЕНИЕ

 

Акварель является уникальным художественным материалом, способствующим воспитанию культуры восприятия цвета, эстетического вкуса, помогает овладеть пространством и формой, развивает образное мышление. Работать в данной технике можно как в студийных условиях, так и на пленэре.

Выполнение этюдов на пленэре (на открытом воздухе) отличается от работы в помещении и требует от обучающихся большой затраты эмоциональных сил. Атмосферные влияния природы часто меняются (дождь, ветер), тем самым сокращая время на выполнение задания. Основные достоинства пейзажного этюда на пленэре – передача определенного состояния, окружающей среды, пространства. При обучении техникам акварели в рамках раздела «Пленэр» проблема видится, прежде всего, в малом количестве учебных и методических пособий практико - ориентированного характера для реализации образовательного процесса. В данном пособии не только характеризуются основные техники акварельной живописи, но и описывается специфика выполнении творческих заданий на пленэре.

Пособие разработано в соответствии с содержанием общеобразовательных общеразвивающих программ «Акварель» и «Палитра», реализуемыми в рамках учебного плана государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества».

Пособие рекомендуется для ознакомления с материалом и для повторения уже изученных особенностей выполнения заданий на пленэре.

Учебно – методическое пособие содержит словарь профессиональных терминов и список рекомендуемой литературы. Работы, представленные в учебно-методическом пособии, в качестве иллюстраций к заданиям выполнены автором пособия.

 

ГЛАВА I. РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ АКВАРЕЛЬЮ

Акварель

Акварель – водорастворимые краски. Наиболее важным техническим свойством акварельных красок является их прозрачность, но при этом насыщенность. Краски различного цвета не одинаковы по своим свойствам из-за различия структуры их красящего вещества. Со структурностью красок связана их прозрачность. Существуют краски «лессировочные» и «кроющие» [2]. Следует начинать работать с наиболее прозрачных лессировочных красок. Они лучше просвечивают. В наборах акварельных красок отсутствует белый цвет, его роль выполняет белый лист бумаги. Умение оставлять белые участки нетронутыми приходит с опытом. Иногда художники используют различные «резерважи», используют скотч, парафин, восковой карандаш, но лучше всего учиться обходить белые участки.

Техника «Ala-prima»

      Живопись «по-сырому», написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты переливов и перетеканий красок. В переводе с итальянского языка означает «в первый момент». Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной. Работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, т.к. каждый мазок уникален и неповторим. При написании рекомендуется составлять смеси из двух, тех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению. Цвет нужно брать сразу по возможности в полную силу искомого оттенка и тона [4].

      При использовании данной техники на пленэре стоит помнить о том, что при высокой температуре воздуха, ветре и падающем солнце бумага быстро высыхает, чтобы это не происходило, следует класть лист бумаги на оргстекло или пластик, т.к. они не впитывают влагу и помогут дольше сохранить бумагу влажной.

Акварель «По-сухому»

Акварель «по-сухому» без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. Пожалуй, один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамику работы. Мазок может быть точечным, линейным, фигурным, четки, размытым. Каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока тот еще не подсох. Благодаря этому образуется естественное смешение оттенков и мягкий переход между ними [4].

Лессировка»

Лессировка - способ нанесения акварели прозрачными мазками один слов поверх другого, при этом нижний слой должен быть полностью высохшим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента из цвета слоев. Одно из главных достоинств – возможность создания картин в стиле реализма [1].


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.