Описание Манипуры в древних трактатах — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Описание Манипуры в древних трактатах

2020-08-20 159
Описание Манипуры в древних трактатах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

И теперь - фрагменты из разных источников, посвященных Манипура-чакре. Начнем мы с «Шатчакра Нирупана», как и на предыдущих семинарах, это такой очень интересный текст.

20. Медитируй над ним (Биджа Рам), сидящем на баране, четырехруком, светящемся, как восходящее солнце. Здесь постоянно обитает Рудра в своем древнем образе и трехглазый. Он цвета киновари, но от пепла, которым Он вымазан, Он кажется белым. Его руки раздают дары и отвращают страх. Он - разрушитель творения.

21. Здесь обитает Шакти Лакини, благодетельница всего, четырехрукая, с лучащимся телом. Темная, облаченная в желтые одеяния, украшенная всевозможными узорами, Она возбуждена питьем нектара. Медитацией над этим лотосом достигается сила творить и разрушать. Вани (Сарасвати) со своим богатством знания всегда обитает в этом лотосе.

Сразу же давайте для сравнения из нескольких источников прочтем, а потом по очереди еще раз будем обсуждать каждый из источников. Следующий фрагмент текста, который описывает Манипура-чакру, взят из другого очень авторитетного и серьезного источника, который называется «Шива Самхита».

Первый фрагмент текста:

2.32. В животе горит огонь пищеварения, расположенный в области «солнца» и имеющий 12 Кала. Знай, что это - огонь Вайшванары. Он рождается из части Моей собственной энергии и энергии, источник которой – тела разных созданий, потребляемых в пищу.

2.33. Этот огонь поддерживает жизнь, дает силу и питание, делает тело полным энергии, уничтожает болезни и дарит здоровье.

2.34. Мудрый йогин, возжигающий этот огонь Вайшванары в соответствии со своими обрядами, каждый день приносит в жертву пищу, следуя наставлениям своего гуру.

Второй фрагмент текста:

5.79. Лотос Манипура расположен около пупка. Цвет его золотой. Десять лепестков: Да, Дха, На, Та, Тха, Да, Дха, На, Па, Пха.

5.80. Его владыка - Рудра, податель всех благ, а богиня – Лакини.

5.81. Когда йогин размышляет над Манипурой, он получает Потала-сиддхи (постоянное счастье). Он становится владыкой желаний, разрушает скорби и болезни, обманывает смерть и может входить в тело другого.

5.82. Он может создавать золото, видеть посвященных, открывать средства от болезней и находить скрытые сокровища.

А теперь небольшой фрагмент из книги «Змеиная сила», которую написал Артур Авалон, он же известен как Джон Джордж Вудрофф, где он также описывает свойства и проявления Манипура-чакры:

Выше него, в области пупа есть лотос Манипура (Набхи-падма). Он называется так потому, что, согласно «Гаутамия-Тантре», там присутствует свирепый Тэджас, сверкающий, как драгоценный камень. У этого лотоса 10 лепестков, на которых буквы: Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Ддам, Ннам, Пам, Пхам. Это - треугольная область Тэджас-таттвы, и в треугольнике - три свастики. Красный Биджа огня - РАМ - сидит на баране, носителе Агни - бога огня. Здесь же старый красный Рудра, испачканный белым пеплом, и Шакти Лакини, которая, как повелительница этого пищеварительного центра, считается «любящей животную пищу, чья грудь красная от крови, текущей из ее рта». Лакини и другие специальные Шакти в описанных здесь центрах - это Шакти самого йогина, Шакти Дхату, предназначены каждая для своего телесного центра. Концентрация на этих центрах может включить в себя и удовлетворение аппетита этих богинь. Считаются, что Шакти высших центров не употребляют мясо. Из этих трех центров развивается грубый Вират, тело в бодрствующем состоянии.

Сейчас на Западе и у нас в стране издается огромное количество книжек, посвященных чакрам. Причем иногда из самых разных источников эти книжки. Какие-то там психологи или парапсихологи, или околопсихологи. Иногда это полурелигиозные, полусектантские организации. Иногда какая-то вот смесь из всего – эзотерики, религии, целительства и еще чего-то, и все они употребляют слово «чакры».

Но если вы начнете интересоваться, откуда они сами узнали о том, что вообще чакры есть, то отследите следующую траекторию. Все эти знания восходят к древним йогическим знаниям, и в первую очередь наиболее хорошо они сохранились в так называемых тантрах, в Тантра йоге. Это в многочисленных тантрах, а также в текстах, которые так или иначе относятся к так называемым йогам Махасиддхам, или корпусу литературы, связанным с Натхами. Или к многочисленным другим последователям йогической традиции, которые занимали промежуточное положение между классической йогой и скорее тантрической традицией.

Если же вы начнете изучать более древние тексты, то в прямом таком описательном ключе вы чакры не встретите, во всяком случае, в тех дошедших до нас широко распространенных источниках. Безусловно, есть упоминание и в Ведах, и в других текстах, но они настолько завуалированы, они настолько иносказательны, что очень трудно даже понять, о чем идет речь.

И есть такой текст, который называется «Анандалахари», его авторство приписывают Шри Шанкарачарье, величайшему учителю Адвайта Веданты. Он, собственно говоря, прекрасно знал йоговскую и тантрическую традицию. И там идет описание чакр в более философско-поэтичной форме. А вот в такого рода текстах, как «Шива Самхита», «Гхеранда Самхита», «Хатха Йога Прадипика», текстах, связанных с Натхами, с традициями, мы встречаем более детальное описание с какими-то образами и с какими-то пояснениями.

Многие современные интерпретаторы этого знания хватаются за вот эти многочисленные подробности. Но еще раз, эти подробности - это некий субъективный толчок для того, чтобы вы переоткрыли внутри себя эту область. А вот когда вы ее начнете переоткрывать, у вас могут возникнуть совсем другие ощущения, чем были на первоначальном этапе. Вы поймете, что многие вот такие образы, они иносказательные.

В частности, мы с вами здесь прочитали о том, что в этой чакре сидит Рудра с горящими глазами, и который измазан пеплом. Понятно, не надо понимать буквально, что у вас в животе, в пупке кто-то сидит. Надо понимать на другом уровне, что есть некий принцип проявления Вселенной и сил Вселенной, который выражен именно вот в такой образной человеческой форме, характеризующей те или иные качества, которые мы с вами проявляем.

Поэтому, в первую очередь, чтобы вы понимали тему чакр, вам нужна личная практика. Без личной практики, без упражнений или размышлений вы очень легко можете сбиться или попасть под влияние вот этой публики, весьма сомнительной. Огромное количество публики говорит про чакры, строго говоря, не понимая даже, что это такое.

И вот сейчас давайте мы рассмотрим еще одно такое более поэтичное описание Манипура-чакры, которое дошло до нас через «Анандалахари». Мы взяли еще предыдущие два стиха, которые полностью описывают:

Пронзая землю в Муладхаре, воду в Манипуре, огонь в Свадхистхане, воздух в сердце, эфир над сердцем и разум между глаз, проходя весь путь кула, ты, о Деви, наслаждаешься соединением со своим повелителем Парамашивой в тайном лотосе Сахасрара.

Это кусочек афоризма из «Анандалахари», описывающий суть того, что называется Кундалини йога, где под Деви подразумевается проснувшаяся энергия Кундалини, которая после своего пробуждения должна пройти, пронзить все лотосы. И один из лотосов, который она будет пронзать, это, соответственно, Манипура.

Тоже интересный момент по поводу лучей:

Есть пятьдесят шесть лучей земли, пятьдесят два луча воды, шестьдесят два луча огня, пятьдесят четыре луча воздуха, семьдесят два луча эфира и шестьдесят четыре разума, но твои лотосоподобные ноги сияют над всеми этими в Сахасраре.

Ну если у кого-то есть калькулятор, сложите количество этих лучей, какую вы цифру получите, интересно? Друзья, вы должны понимать, что все эти тексты написаны иносказательно. Там просто так ни одна цифра не указана, ни один образ не дается. И чтобы понять, что имелось в виду, иногда надо как над ребусом поразмышлять, сложить, вычесть, и так далее, и тому подобное. Это своего рода как бы защита от дурака. Защита от того, что попадет тот или иной текст человеку, ну совсем не сведущему, подобно нашим вот этим всем лжезнатокам йоги. И чтобы они с пеной у рта не кричали, что они знают все тайны. Поэтому вот эта иносказательность, она своего рода защита.

Собственно, само описание этой чакры:

О Мать! Я восхваляю огонь - Рудру, всегда находящемся в твоей Свадхистхане.

По какой-то загадочной, непонятной причине в текстах Шанкарачарьи названия Свадхистханы дается как Манипура, а название Манипуры - как Свадхистхана. Более того, из чисто лингвистического анализа следует, что все-таки, скорее всегоправ Шанкарачарья. Но по какой-то причине в более поздних текстах они называются в другом порядке. И так как это уже исторически сложилось, трудно и долго всем объяснять, почему это пошло, что называется, в тираж.

В частности, почему более уместно название Свадхистхана для Манипуры? Потому, что оно происходит от соответствующих санскритских корней. «Сва» – смысл можно перевести, как «самоподдерживающийся», то есть тот, который не нуждается в опоре, а сам себе опора. И действительно, если анализировать действие и способность Манипура-чакры, она как раз в первую очередь отвечает за нашу жизненность, за наше состояние того, что мы есть. За наш иммунитет, за нашу возможность разрушать все болезнетворное воздействие или возможность переваривать пищу, о чем мы чуть попозже поговорим.

В связи с этим, кстати сказать, есть еще другое направление, чрезвычайно важное. Это связь йоги питания с Манипура-чакрой. Обратите внимание, какая очень интересная получается картина, что Манипура-чакра с одной стороны связана с гневом, с другой стороны - с жизненностью, с третьей стороны - с иммунитетом, с четвертой стороны - с возможностью переваривать пищу и, вообще говоря, питаться теми или иными продуктами питания.

Знаете, чем хороши древние тексты, написанные на санскрите, в отличие от современных текстов? Тексты по философии или науке хороши тем, что, анализируя значение корней тех или иных слов, ты понимаешь суть того явления или процесса, или объекта, которые эти слова описывают. Та же самая ситуация, кстати, наблюдается и в древнерусском языке, в славянских языках, которые восходят еще к древнейшим корням. Если вы знаете корни, то вы начинаете понимать смысл. Но, к сожалению, сейчас теряется эта однозначная связь, что усложняет и передачу знаний, и понимание древних текстов. Вот почему, если вы серьезно когда-нибудь решите заняться исследованием того или иного вида йоги, то вам рано или поздно придется достаточно серьезно изучать санскрит и, более того, даже ведический язык.

Я честно и откровенно говорю, и санскрита не знаю, и ведического не знаю. Почему? Потому что, когда я его начинал изучать, я чувствовал, что сейчас я провалюсь и больше ничем заниматься не смогу, потому что это очень захватывающе. Поэтому я себе сказал: нет, стоп! Пускай мои ученики станут профессорами санскрита, лучше я их буду вдохновлять, чем сам буду этим заниматься.

Так вот, слово «Свадхистхана» по своему значению, на самом деле, ближе к тем качествам, которые были упомянуты выше. Вот слово «Манипура» как раз ближе к тем качествам и проявлениям, которые отвечают за принцип воды, который чуть ниже и который называется Свадхистханой. Но так как исторически эта ошибка сложилась, более того, она возникла еще в бог знает какие времена, в текстах ни у кого не поднимается рука это все менять местами.

Я восхваляю огонь - Рудру, всегда находящегося в твоей Свадхистхане, в форме Самватра. Я восхваляю его могущественную Шакти – Самайю. Когда огонь - Рудра испепеляет мир взглядом своих глаз, дышащих яростью, то Она успокаивает его своими глазами, увлажненными добротой.

Смотрите, по сути дела, несколько кусков об одном и том же, где-то есть пересечения, где-то нет, то есть это все восходит к общему источнику. Я еще раз хочу вам напомнить, что знание йоги сохранилось очень плохо, крупицами. Были какие-то первоисточники, первоимпульсы, потом они в разных ветвях дошли до наших дней. Где-то упор делался на одно, где-то на другое, где-то на третье. И поэтому есть даже небольшие как бы расхождения.

И еще есть разные методики, как использовать Манипура-чакру. И от этого появляются дополнительные повествования, связанные с теми или иными качествами. В частности, мы прочитали, что человек, который овладел Манипура-чакрой, умеет видеть невидимое, более того - переваривать какие-то вещи неперевариваемые.

В «Шива Самхита» даже говорится, что можно создавать золото и видеть посвященных, открывать двери на расстоянии.

Смотрите, какая ситуация. Средневековая алхимия в европейских странах, которая была, собственно говоря, прародительницей химии, она ведь возникла не на пустом месте. Еще из школы мы знаем, чем занимались алхимики: добычей золота, добычей эликсира бессмертия. Много еще чем, кстати сказать, они занимались. И иногда самые странные подробности доходили о том, что они там делали.

Так вот, при исследовании вопроса, откуда взялась европейская алхимия, вы по цепочке дойдете до Индии. По всей видимости, знание алхимии было привнесено через Испанию арабскими завоевателями. А непосредственно в арабских странах это знание унаследовали из Индии. Традиция европейской алхимии восходит на самом деле к Индии.

И там эта, как бы сказать, наука, была в большей степени направлена на духовное саморазвитие. Более того, даже считается, что все эти свойства, как философский камень и прочее, прочее – это иносказательное такое объяснение того, что на самом деле сам алхимик должен превратиться и обладать способностью обращать неблагородные металлы в благородные. И тут же давались такие вот ключи, что понимать это надо было во всех смыслах слова. Что - да, действительно, возникала какая-то совершенно чудесная способность трансмутировать неблагородные металлы в благородные. Но была еще другая грань этого вопроса. Это такой человек, который мог других людей поднимать на новый духовный уровень.

Было такое сравнение, градация людей по следующему признаку: подобно тому, как есть семь светил на небе и есть семь металлов - подобно этому есть семь уровней, семь степеней самоосознанности человека. И вот человек на высшем духовном уровне сравнивался с золотом, на более низком уровне, но тоже достаточно высоком – с серебром. И так до самого примитивного уровня, который задействовал и медь, и железо, и свинец. Поэтому очень интересно читать ту же «Шива Самхита», ты начинаешь понимать ключи алхимии, что и как работало.

Мне нравится текст «Анандалахари», он более поэтический. И эта традиция Шри Видьи наиболее близка к нашей йоге Влюбленности, а это считается самой высшей йогой, такой королевский путь, можно сказать.

О, мать! Я восхваляю огонь - Рудру, находящегося в твоей Свадхистхане.

Огонь – понятно. Кто такой Рудра? Рудра – это одно из очень древних имен, которое соотносят с именем Шивы, разрушителя. Шива, Рудра - разрушитель плюс еще огонь. Подобно тому, как огонь все сжигает, разрушает, уничтожает, подобно этому гнев разрушает все. Подобно тому, как ваш иммунитет убивает все болезнетворные бактерии или какие-то неблагоприятные факторы. Человек с развитой Манипурой начинает доминировать и преобладать на физическом уровне. Он своим присутствием вносит такой фактор силы, с которым приходится считаться. Пушки - последний довод королей. Так вот, центр этот - в Манипура-чакре.

Я восхваляю его могущественную Шакти – Самайю.

В центре вашего пупка сидит Рудра, Шива - разрушитель, фактор разрушения, он же огонь. А рядышком с ним сидит его Шакти, его энергия. То есть Рудра – это фактор сознания, это смысл, это мужской принцип. А рядышком с ним женский принцип, его Шакти, или, как здесь сказано - Самайя. В одном из возможных переводов, это - как его подруга, вторая половина, как жена.

Когда огонь – Рудра испепеляет мир взглядом своих глаз, дымящихся яростью, то Она успокаивает его глазами, увлажненными добротой.

То есть здесь два фактора жизненности. С одной стороны, вы помните: когда ребенок находится в утробе матери, он соединен с ней пуповиной. То есть это фактор жизненности, когда мать вынашивает дитя, оберегая его, закачивает жизненность через пуповину. А другое проявление этой же самой чакры, этого же самого проявления – разрушающий гнев. И опять же здесь упомянуты глаза, дымящиеся яростью.

Также известно, что Манипура-чакра (или принцип огня) ответственна в нашем организме за принцип зрения. И многие практики по работе с Манипура-чакрой связаны с работой с глазами. Это многочисленные упражнения, когда вы смотрите в точку или вращаете глазами, это многочисленные упражнения, связанные с неподвижным взглядом. Вы помните, что когда человек в ярости, то он смотрит таким «бычьим» яростным, немигающим взором (наиболее характерное проявление человека в ярости), готовым испепелить, убить обидчика.

Даже в этих текстах зашифровано, что нет ничего хорошего или плохого. Есть лишь уместное и неуместное. Подобно тому, как мать во имя своего дитя кого угодно «на фашистский крест» порвет в ярости, и не будет даже размышлять над этим, подобно этому все, что поддерживает нашу жизнь и жизненность, крайне необходимо для нас. И более того, затухание этой жизненности приводит к тому, что у вас ослабевает иммунитет, у вас ослабевает пищеварение, у вас начинаются проблемы, связанные именно с перевариванием пищи. Более того, если у вас не очень сильный пупочный огонь, то пища, которую вы едите, крайне отрицательно воздействует на ваше восприятие мира. Грубо говоря, на ее переваривание требуется слишком много жизненного огня, жизненной праны. И соответственно, мало уже остается на работу вашего разума и интеллекта. Вот почему на ранних стадиях занятий йоги столь жестко предписывается некая диета.

Если вы только начинаете заниматься йогой, вы должны особо тщательно следить за своей диетой, за своим питанием. В то же самое время, если вы преуспели в йоге, то на определенном этапе, и об этом мы читаем в очень уважаемых йоговских трактатах, вообще не имеет значения, что вы едите. Вот что хотите, то и будете есть. Более того, считается, что вы можете даже переваривать яды. Яды! То есть настолько сильное воздействие этого пупочного центра на пищеварение.

Есть также продолжение этой темы, относящейся к такому разделу йоги, как Хатха йога. Имеются позы Хатха йоги, которые так или иначе воздействуют на пупочный центр. К ним относятся такие позы, как Маюрасана, или поза Павлина, и Дханурасана, или поза боевого лука.

И есть позы, которые косвенно воздействуют на пупочный центр. Вот есть совершенно чудесная поза лука, или Дханурасана. Выполняется она следующим образом: ложимся на живот, сгибаем ноги в коленях, захватываем ладонями рук лодыжки ног. И вот если вы немножко полежите в этой позе, не напрягая себя, то рано или поздно совершенно естественно организм будет подсказывать вам прогнуться вверх. Так просто приятнее.

Помним, что Хатха йога внутри нас запрограммирована самим генетическим устройством нашего тела. Ваша задача - переоткрыть или распознать внутри позу. Вам достаточно всего лишь приблизительно принять ту или иную позу, как проснувшиеся ощущения сами будут вам подсказывать, как надо себя изгибать. То есть откроется внутренний Учитель. Йоге нельзя научить, йоге можно научиться. Внешний учитель только поможет вам переоткрыть, уберет препятствия с вашего пути.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.