Проигравшим полагается наказание. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проигравшим полагается наказание.

2020-08-20 109
Проигравшим полагается наказание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С давних времен их «гоняют на скок». Для этого игроки выигравшей партии становятся поочередно в кон, каж­дый берет левой рукой чижа за конец, а правой ударяет по нему битой, стараясь, чтобы чижик уле­тел как можно дальше. А каждый из проигравших по установленной заранее очереди подымает чижика с земли, скачет на одной ножке до кона и подает его следующему игро­ку. Менять ногу нельзя — если кто переменит или просто коснется земли другой ногой, ему придется повторить «скок» с самого начала. Скакать при этом надо сгорбив­шись, так труднее и смешнее! Но еще потешнее, когда проиг­равшие должны не скакать на одной ножке, а бежать до кона на двух ногах и одновременно тянуть не переводя дыхания: «И-и-и!..» Это уж как пожелает выигравшая партия.

Когда играли втроем или боль­ше, но на партии не разбивались, то проигравшего тоже «гоняли на скок»; только откуда ему скакать, задавалось иначе. Тот, кто вышел первым, берет чижика и с руки, как я уже говорил раньше, посылает его в поле. Затем передает биту второму. Второй под­ходит к лежащему чижику и ударяет по нему битой, стараясь, чтобы он упрыгнул еще дальше от кона. Потом стучит третий, четвер­тый и так далее. (Ударять разре­шается только по одному разу, по­пал не попал — передавай биту другому.) С того места, куда напо­следок упал чижик, проигравший и обязан принести его в кон.

Когда не разбивались на партии, в наказание могли «маять». При этом проигравший идет в поле, а первый вышедший становится рядом с коном и с руки ударом биты забивает чижа как можно дальше. Проигравший поднимает чижика с земли и, не сходя с места, бросает его в кон. Если попадет, то маять его идет следующий по порядку вышед­ший игрок. А если не попал, то первый маяльщик бьет по упавше­му чижу, стараясь отогнать его по­дальше от кона. Проигравший опять бросает, и так до тех пор, пока попадет в кон. При этом маяльщики имеют право отбивать битой летящего в кон чижика. Следующий маяльщик начинает маять только после того, как предыдущий допустил попада­ние чижика в кон. Получается, что проигравший как бы водит в поле один против всех. Есть два правила, которые несколько облегчают ему это маянье. Во-первых: отгонять упав­шего рядом с коном чижика можно только одним ударом и не подбивая его в воздухе. Так что если чижик не отбит при броске в кон, то с близ­кого расстояния забросить его уже легче. И во-вторых, если проиграв­ший поймает чижа в воздухе, маянье тут же кончается, независи­мо от того, сколько маялыциков на очереди еще осталось. Если маянье затянулось, то кто-нибудь из уже отмаявших игроков, кто хоро­шо играет в чижика, может предло­жить проигравшему домаяться за него.

Если чижик лежит на черте ограничи­вающей кон и большая его часть на­ходится внутри кона, то он считает­ся попавшим в кон.

Искать и лезть за чижом должен всегда тот, кто стоит в поле, а не тот, кто бил по чижу.

Для начинающих кон можно сделать, до одного метра.

Реквизит: Чижик и бита

«Чижик» — небольшая круглая палочка длиной в 13— 17 см и толщиной около 2,5 см. Лучше толще, так как чем толще чижик, тем лучше он пры­гает. Эту палочку нужно заострить сантиметра на три с обеих сторон, но самые кончики должны быть тупыми и закругленными, чтобы, во-первых, они не обламывались при ударах, а во-вторых, чтобы не поцарапать руки при ловле летяще­го чижа. Так же чижика сле­дует гладко обстругать, а еще лучше — отшлифовать шкуркой.. Длина биты —70 см или чуть побольше, а толщина — 2,5— 3 см. Палка для биты должна быть прямой. Удоб­нее всего сделать чижика и биту из одной и той же березовой палки. Ошкурьте ее и от более тонкого конца отрежьте кусок для изготов­ления чижика.

Лапта

В лапту на Руси играли еще во времена Ивана Грозного, а может быть, и раньше.

Долгие века лапта жила на на­шей земле, принося радостный, увлекательнейший отдых и детям и взрослым. И не только отдых.

Лапта, как никакая другая игра, воспитывала отчаянную смелость, презрение к опасности, способность к самопожертвованию во имя побе­ды, порою какую-то дьявольскую хитрость и всегда — бесшабашную удаль! Я думаю, что именно лапта в высшей степени соответствовала характеру славян, самой нашей душе.

Но нынешнее время, с его стре­мительным темпом, телевизорами, кино, многообразными развлече­ниями, сумело потеснить лапту, как и многие другие игры, из нашей жизни.

А зря. И мне бы очень хотелось доказать вам это.

Но, как говорится, ближе к делу.

Что же это за игра такая — лап­та? Мало кто из ребят сейчас знает что-то о самой игре, хотя название ее наверняка слышали. Поэтому, думается, для начала следует рас­сказать вам совсем кратко о сути игры, чтобы потом было понятнее, когда я начну описывать все по­дробности.

Для игры в лапту нужно совсем немного: мячик и «лапта», то есть палка, которой бьют по мячу. Игра происходит на ровной площадке, по краям которой обозначены ли­нии «города» и «кона». Ребята де­лятся на две равные партии.

«Играющая» партия забирает лапту и отправляется в город, что­бы бить по мячу и бегать из города на кон и обратно. А игроки «служа­щей» партии становятся в поле, что­бы подбирать пробитые мячи и пят­нать мячом перебегающих игроков города, причем один из них — «по­давальщик» — остается в городе для того, чтобы подкидывать под удары мяч. Игроки города по очере­ди берут лапту и бьют по мячу, стараясь отбить его как можно дальше в поле. После удара каж­дый игрок обязательно должен сбе­гать на кон и вернуться обратно, ибо только после этого он приобре­тает право снова бить по мячу.

А игроки поля стараются пой­мать мяч на лету или, если это не удалось, побыстрее поднять мячик с земли и попасть им в кого-нибудь из перебегающих игроков города.

Когда сумеют сделать то или другое, партии меняются местами.

Цель игры — борьба за город. Партия города старается как можно дольше продержаться в го­роде, а служащая партия — как можно скорее его самой захватить.

Побеждает та партия, которая большее время играла в городе.

А кончается игра тогда, когда все устанут.

Если вы сразу не все себе уясни­ли, перечитайте это краткое описа­ние игры еще раз, потому что даль­ше я уже начну вам постепенно объ­яснять многочисленные правила и всякие тонкости игры в лапту.

Теперь немного истории. Откуда пошло такое название игры — лапта?

Оно происходит от палки, кото­рой бьют по мячу. Дело в том, что в старину она делалась с одного края немного расширенной и плос­кой, отдаленно похожей на лопат­ку. Поэтому и называлась лаптой.

Так, по крайней мере, хотя и предположительно, толкуется это название в старинных книжках.

Почитайте, как объясняется это слово в «Толковом словаре живого великорусского языка», который составил один из друзей Пушкина, писатель Владимир Даль: «Лап­та — лопасть, плосковатая вещь, к одному концу пошире; палка, весёлко, которым бьют мяч, и сама игра эта».

А мячик, как предполагают, за­родился на Руси от снежка. Но ведь летом снегу не бывает, а покидаться охота. Вот и додумались ребята де­лать шерстяные да тряпочные мя­чи. Потом появились и более креп­кие мячики, специально для игры в лапту. Они сшивались из кожи и набивались шерстью или конским волосом, потому что резины тогда еще не знали. Такие мячи даже про­давались на базарах и стоили не слишком дешево. Поэтому в дерев­нях ребята чаще всего играли в лап­ту мячиками попроще, самодель­ными, например тряпичными. Не­сколько лучшими были мячики, скатанные из шерсти, которую при­пасали еще с весны, когда линяла всякая домашняя скотина. Но ника­кой кожей их, конечно, не обшива­ли. Поэтому такие мячи были не­долговечными, через несколько игр от непрестанных ударов лаптой мя­чик размочаливался. Но мячи по ве­сне катали многие ребята, и всегда находилось чем играть. Кстати го­воря, подобными мячами играли кое-где в лапту даже в первые годы после Отечественной войны.

Как кожаные, так и другие са­модельные мячи не могли иметь очень уж правильной формы, и, чтобы метко послать его в поле, лучше было ударять плоской лап­той. Кроме того, плоской широкой лаптой вообще было легче попасть по мячу, и тут не имело значения, каким местом лапты попадешь.

Первые каучуковые, надутые воздухом мячики стали делать еще в первой половине прошлого века. Правда, они были слишком легки­ми, поэтому для лапты не годились. И только к концу века, когда по­явились настоящие резиновые, фабричного изготовления разнооб­разные мячи, кожаными перестали играть. В прошлом же веке посте­пенно стала исчезать и плоская лапта, уступив место круглой, хотя название ее, как мы видим, сохра­нилось до сих пор. К этому нужно добавить, что круглой лаптой мя­чик можно послать дальше, чем плоской, так как меньше ее сопро­тивление воздуху при ударе и сам удар получается сильнее. Но для этого удар должен быть уже более точным, ведь надо попасть круглой лаптой по центру мячика.

Как самим сделать лапту?

Подберите или вырежьте палку длиной 70 см и толщиной от 3 до 3,5 см. Ребята 13—14 лет и старше могут играть лаптой потяжелее — длиной до 90 см и чуть потолще.

Затем срежьте сучки и снимите кору. Учтите, что палка для лапты должна быть совершенно прямой и круглой, поэтому чаще всего мы делали лапту из молодого сосняка. Следите за тем, чтобы лапта не име­ла выступающих сучков, во избе­жание неточных ударов, в которых вы будете не виноваты. Более тон­кий конец палки — рукоятку — можно обстругать еще немного, что­бы ее было удобно держать в руке. И наконец, закруглите слегка кон­цы и отшлифуйте ваше изделие шкуркой.

Лапта готова.

Еще проще вы можете сделать лапту из рукоятки для лопаты или вил, которые продаются в некото­рых хозяйственных магазинах. Та­кая выточенная заготовка хороша еще и тем, что подходит по толщине (около 4 см) и имеет идеально круглую форму. Только, может, придется ее укоротить и рукоятку обстругать по руке.

А в начале века можно было купить готовую, очень хорошую лапту, выточенную из березы и с ручкой, обмотанной просмоленной веревкой. Вы спросите, зачем еще ручку обматывать? Все дело в том, ^то в старину, когда в лапту играли не только дети, но и взрослые, ру­коятку смазывали столярным клеем и плотно обматывали бечев­кой, чтобы при сильных, размаши­стых ударах тяжелая лапта не смогла вырваться из рук. Между прочим, я помню, что такая непри­ятность, хоть и редко, но случалась, если вес лапты не соответствовал возрасту и силам игрока. Может быть, потому, что мы ручку никогда ничем не обматывали.

Лучше всего, если у вас будет своя лапта, к которой вы привыкли. У некоторых ребят постарше, са­мых заядлых игроков, так обычно и бывало. Но можно играть и одной лаптой на всех, от этого игра ничуть не теряет интереса.

Придется еще поговорить о мя­чике для игры в лапту. Дело в том, что раньше, до войны, в любом ма­газине игрушек продавались про­стые резиновые мячики. Малень­кие, сантиметров пять в диамет­ре, — черные и чуть побольше, но с более тонкими стенками — свет­лые. Черные, мы почему-то называ­ли их «арапскими», были очень тугие, как раз для лапты. И стоили все эти мячики копейки. Но теперь их нет — ни черных, ни светлых. Может быть, это и стало одной из причин того, что в такую замеча­тельную русскую игру уже никто не играет. Нечем.

Правда, как-то в детстве мне пришлось видеть у деревенских ребят самодельный мячик, сшитый из тряпок, и даже играть им, но сейчас это был бы просто музей­ный экспонат. Хотя — как сказать! В 1982 году было издано солидное пособие для институтов физиче­ской культуры, где я прочитал: «Для игры требуется лапта... и ма­ленький резиновый или тряпичный мяч». Вот так-то!

Но выход из этого положения все-таки есть. Постарайтесь купить несколько теннисных мячей отече­ственного производства — они намного дешевле. Только не поку­пайте один мячик, так как в игре часто бывает — кто-нибудь так да­леко запустит его, что найти мячик уже не удастся, особенно если упа­дет он в кусты, овраг или в траву. И чтобы игра не прекратилась на самом интересном месте, всегда имейте мячик про запас.

Это я говорю вам по собственно­му опыту, и не только по памяти детских лет. Дело в том, что совсем недавно, когда мы с младшим бра­том решили навестить нашу дерев­ню, где после войны мы не бывали, я взял с собой теннисный мяч, что­бы посмотреть, не разучился ли я бить. Из сломанной ручки для ко­сы я наскоро сделал лапту, и пошли мы в лес по грибы и ягоды.

На опушке решили поиграть лаптой и мячиком, вспомнить детст­во. Брат стал подкидывать, а я бил. И к моему великому удивлению и радости, я ни разу не прома­зал! Я замахивался, а затем рука сама, каким-то внутренним чутьем, выбирала точный момент для уда­ра. Два раза я ударил не очень силь­но (боялся все-таки потерять мя­чик), а на третий решил «вдарить» как следует. И «вдарил»! Мячик взвился, как птичка, в небо и поле­тел. Потом он стал падать, но где-то очень уж далеко и к тому же за большими кустами.

Долго мы его искали, но увы...

Так и кончилась наша игра. Кстати, и во всей деревне, где когда- то ребята чуть не каждый день иг­рали в лапту, никто уже не играет...

Чтобы закончить разговор о мя­чике, скажу, что он должен быть крепким и выдерживать сильные удары лаптой. Мягкие мячики с тонкими стенками не годятся. Диа­метром не больше теннисного мяча, то есть 6,5 см. Ну а мы чаще всего играли очень тугими черными мя­чиками, даже меньше теннисных. Когда таким «влепят» по спине, только охнешь! Правда, можно играть мячом и побольше, но его не так ловко держать в руке, да и ле­теть после удара лаптой он будет медленнее и падать ближе. Это я написал на всякий случай— вдруг вам попадется какой-нибудь другой, не теннисный мячик.

Итак, лапту мы сделали, мячи­ки купили. Теперь нужно найти подходящее место для игры.

В большом городе это труднее, чем в деревне, но в районах ново­строек между домами часто быва­ют большие ровные площадки, ко­торые можно использовать для иг­ры. В Ленинграде наш старый дом выходил одной стороной в тихий, безлюдный переулок, по которому даже машины не ходили. Там мы и играли. А двор был для лапты маловат, да и окна были близко.

В деревне мы уходили играть на просторный луг, за огороды, когда, конечно, трава там была не очень высокая. А чаще всего гоняли в лапту прямо на широкой улице, между рядами изб. Машины в те годы у нас в деревне не ездили, по­этому единственное неудобство со­стояло в том, что приходилось осво­бождать дорогу, когда вдали за око­лицей послышится громкое хло­панье пастушьего кнута, — значит, стадо возвращается домой. Коровы, протяжно мыча и помахивая уша­ми и хвостами, разбредутся по сво­им дворам, а мы опять принимаем­ся за игру. Бегаем допоздна, пока можно углядеть полет мяча в небе... Зато спишь потом, как говорится, без задних ног.

Для игры в лапту нужно больше места, чем для всех других игр. Об­щий размер площадки должен быть метров пятьдесят в длину и метров двадцать пять в ширину — пример­но в таких пределах могут падать хорошо пробитые мячи. Вполне воз­можно, что и среди вас обнаружит­ся игрок, который сможет удачным и сильным ударом послать мяч впе­ред метров на пятьдесят и даже дальше. Или «засветить» в небо свечу метров на двадцать! А ведь двадцать метров — это высота ше­сти-семиэтажного дома! Ребята по­меньше и девочки с обожанием смотрят на таких игроков. Да и вообще один такой удар может спа­сти всю твою команду. Но об этом я подробно расскажу дальше.

Поэтому и нужно, чтобы на ва­шей площадке не было никаких препятствий вроде деревьев, стол­бов, окон, протянутых проводов, а также кустов и высокой травы, где бы мог потеряться мячик. Когда выбираете постоянное место для игры,, понаблюдайте, чтобы там после дождя не застаивалась надол­го вода, но и пыли чтоб не было в жаркие дни. Но обычно выбирать не приходится, все равно чаще все­го играют во дворе, около своего дома. Если это место вытоптано и все-таки пылит, то перед игрой минут за десять не поленитесь при­тащить несколько ведер воды и ве­ником разбрызгать по земле.

А если у вас поблизости есть самодельное или настоящее фут­больное поле, то лучшего места для игры в лапту трудно даже при­думать!

Конечно, мы никогда не меряли место для игры с помощью рулетки или складного метра, да и вам этого делать не придется. Измерьте и за­помните длину пары обычных своих шагов, это будет что-нибудь около 110—120 см, вот шагами и меряйте площадку. Тем более, что особая точность здесь и не нужна — пять метров больше, три метра меньше — не повлияют на игру.

А когда вы сами поиграете в лапту, освоитесь с полем, ударами и перебежками, то вообще научи­тесь выбирать место для игры на глазок, как мы и делали. Ведь ни­каких книжек про лапту мы не чи­тали, а учились друг у друга, млад­шие у старших.

На площадке надо каким-либо образом обозначить линии, которые совершенно необходимы для игры в лапту. Этих линий четыре, и меж­ду ними образуется прямоугольник, называемый полем. Он будет не­сколько меньше выбранного вами места для игры.

Сначала у одного, более корот­кого края площадки обозначим ли­нию «города». С нее вы и будете бить лаптой мяч в поле. Город надо как-то отметить, например, глубоко прочертить линию на земле. Или даже выкопать неглубокую канав­ку. А если играете на траве, то луч­ше всего по всей линии вырезать узкие полоски дерна, перевернуть их землей вверх и уложить на то же место. В крайнем случае, положите на черту палки или закрепите длин­ную веревку. Мы, например, прита­скивали и клали на середину линии города „здоровенную жердь. Затем по краям надо воткнуть палки или положить камни, кирпичи или дру­гие заметные предметы. Длина этой линии метров двадцать. Потом от­шагайте от нее вперед метров на тридцать пять и таким же образом обозначьте линию «кона», до кото­рой вам придется бегать. Хорошо, если на коновой черте будет какой- либо ясно видимый ориентир, ну хотя бы воткнутая палка с накину­той на нее рубахой. Это очень по­могает рассчитывать силы и время при перебежках и вообще ориенти­роваться в игре.

Образовавшееся пространство между линией города и линией кона и будет полем.

Теперь осталось наметить еще одну коротенькую, но очень важ­ную линию, называемую «приско­ком». Она располагается метрах в трех левее середины линии города и на два-три шага впереди от нее, то есть уже в поле. Длина «прискока» — метра два или чуть больше, когда в игре участвуют много игроков.

Края поля между концами ли­ний города и кона называются бо­ковыми линиями. Все это хорошо видно на рисунке.

Это я рассказал, как разметить игровую площадку для ребят стар­ше 13 лет. А для ребят от 10 до 12 лет сгодится площадка и помень­ше — общая ее величина может быть метров сорок в длину и два­дцать в ширину. Линии города и кона сделайте метров по пятна­дцать, а расстояние между ними — метров двадцать пять.

Повторяю, что главное, на что надо обращать внимание, — это, чтобы в направлении полета мяча как можно дальше не было кустов и зарослей травы, где бы мог поте­ряться мячик. Кроме того, при не­точных ударах мяч может улететь и за боковую линию, так что и там кусты и прочие ловушки для мяча нежелательны, особенно вблизи линии кона.

На самом поле, где будет проис­ходить вся игра, не должно быть кочек, камней, валяющихся палок и других препятствий, о которые можно споткнуться. Поэтому перед игрой наведите порядок на поле, уберите мусор и все лишнее.

Желательно бы учесть при выбо­ре площадки, чтобы солнышко не слепило глаза игрокам. Особенно это важно для игроков поля, кото­рым нужно видеть полет мяча. По­этому лучше, если по длине пло­щадка будет расположена пример­но с востока на запад, тогда солнце днем будет проходить сбоку, с юж­ной стороны. Но если по условиям места это невозможно, то линию кона устраивайте со стороны солн­ца, чтобы оно светило в спину поле­вым игрокам. Это я подробно объяс­нил, как сделать настоящее поле для лапты. Но по секрету вам скажу, что можно поиграть в лапту почти в любом длинном месте. От­метьте как-нибудь, откуда бить, до­куда бегать, и играйте. Только что­бы мячом стекла не побить. А потом уж подыщите и оборудуйте поле по всем правилам.

В лапту могут играть преимуще­ственно мальчики. Правда, когда мне было лет десять, я помню, что мы принимали в игру и девчонок, и они играли порою не хуже нас, но у ребят постарше игра идет уже всерьез, и девчонок в нее мы не бра­ли. На Руси издавна даже поговор­ка такая была: «Не берись, девка, за лапту».

Для игры в лапту нужно разде­литься на две партии. Определенно­го числа игроков, как, например, в футбольной или хоккейной коман­де, здесь не требуется, поэтому в каждой партии может быть от пяти до десяти человек. То есть общее число играющих будет от десяти до двадцати человек.

Как разбиться на партии, вы уже знаете из описания игры в чи­жика. Сперва выбираются два силь­нейших и самых опытных игрока, которые будут матками. Но иногда это бывает не так уж просто сде­лать. Хорошо, если ребята сразу и единодушно назовут двоих таких игроков. А если троих или четве­рых? Тут поднимается такой шум и гам, что понять что-либо вообще бывает невозможно. В таком случае самым простым и справедливым решением будет выбор по количе­ству голосов. Кто-нибудь выкли­кает по очереди имена всех назван­ных ребят и считает поднятые за каждого руки. Те двое, за кого было поднято больше всего рук, и стано­вятся матками. Остальные идут сговариваться, а когда сговорятся, подходят к маткам, которые и уга­дывают себе игроков из каждой пары. Только разбиваться на пары здесь надо не по возрасту или росту, а главное — по умению и опыту игры в лапту. Поэтому некоторые матки предпочитают сами и совме­стно подбирать равноценные пары. Но это только в том случае, если все ребята долго играли вместе и хоро­шо друг друга знают.

Когда мы, сговорившись, под­ходили к маткам, то спрашивали: «Мати, мати, кого тебе дати — му­равья или кузнеца?» (репку или морковку, сапог или лапоть, дыря­вое ведро или самовар без кранти- ка; вообще что кому взбредет в го­лову, сговорки у нас не повторялись никогда).

Матка выбирает что-нибудь из этой белиберды и радуется, когда выбор бывает удачен — ведь со­всем равные по силе игроки подби­раются в парах редко. Но если мат­ка видит, что в какой-то паре игро­ки, на ее взгляд, слишком уж не­равноценны, она имеет право отка­заться от выбора и послать их пере­сговориться с кем-нибудь другим. Вообще если уж вы выбрали маток, то спорить с ними нельзя — матки командуют всей игрой и разреша­ют все споры как в своей партии, так и между партиями. А если мат­кам не удается полюбовно разре­шить какое-либо недоразумение, то приходится бросать жребий.

А как быть, если собралось не­четное число игроков и всем охота играть?

Тогда лучше разделиться на партии при помощи «набора». Де­лается это так. Сначала матки меж­ду собою по жребию определяют, кто начнет этот набор, а потом по­очередно выбирают себе любого игрока. Начинают они, естественно, с самых лучших. Та матка, которая начинала выбор, наберет себе не­сколько более сильную партию. По­этому последнего игрока, которого никто не выбрал, забирает в свою партию вторая матка. Практически получится так, что оба последних игрока будут играть во второй партии.

Иногда игроки каждой партии выбирают себе еще и подматка, то есть помощника матки. Это, я счи­таю, делать очень полезно. Напри­мер, если матка служащей партии находится в городе подавальщи­ком, то подматок играет в поле, и ему легче командовать своими игроками. Конечно, подматком тоже следует выбирать опытного и сообразительного игрока.

Затем начинается самый вол­нующий момент перед игрой — оп­ределение, где какая партия будет начинать игру. Для этого, так же, как в «чижике», матки «конаются» на лапте, и тот, кому досталось схватить ее верхний конец, берет лапту себе и идет, не скрывая радо­сти, со всей своей партией играть в город. А другая матка со своей партией отправляется в поле во­дить, или, как это называется при игре в лапту, «служить».

В старину, когда играли плоской лаптой и кожаным мячом, конались так: одна из маток плюнет на одну сторону лапты, подкинет ее вверх и спрашивает: «Сухого или мокро­го?» Другая матка, например, крик­нет: «Мокрого!» Тогда, если лапта упадет «плюнутой» стороной на землю, угадавшая матка идет бить в город.

Ну а мы в деревне чаще всего конались так: матка берет за ручку лапту, бросает ее высоко вверх, чтобы она завертелась колесом, и спрашивает: «Тыка или ляпа?» (Тыка — это когда лапта упадет на землю торчком, а ляпа — плашмя.) Другая матка, пока лапта кувырка­ется в воздухе, должна угадать. Не угадает — идет служить. Иногда лапта падала как-то боком, не пой­мешь, то, ли тыка, то ли ляпа? На­чинался спор и крик, в котором принимали участие обе партии. Но этот спор матки быстро прекращали и перебрасывали лапту снова.

Но вот все волнения перед игрой кончились. Теперь надо подгото­виться к игре — снять, если нужно, пиджаки или куртки, вынуть и сло­жить в сторонке все лишнее из кар­манов, а так как сегодня многие но­сят часы — обязательно снять их.

Смотришь, с кем же тебе на этот раз играть в одной партии, и по ука­занию своей матки занимаешь место в городе или на поле.

А теперь давайте посмотрим, как же обе матки расставляют своих игроков? Ведь от этого во многом будет зависеть успех игры.

Начну с расстановки игроков в поле.

Первым делом надо самого опытного, ловкого и меткого игрока (№ 1) назначить в город подавать мяч. Почему? А вот почему.

Во-первых, подавальщик, нахо­дясь в пределах города, то есть в са­мом стане противника, должен зор­ко следить за соблюдением правил игроками играющей партии. Кроме того, так как у него в руках мячик, он может и запятнать нарушившего некоторые правила игрока.

Во-вторых, подавальщик вооб­ще руководит игроками поля, кри­чит, кому перебросить мяч, кого пятнать, кому где занять место на поле в зависимости от хода игры, и, кроме того, должен знать и приме­нять разное хитрости.

Ну, а в-третьих, представьте себе такой, довольно часто встречаю­щийся в игре случай. Игрок города хорошо ударил по мячу, мяч уле­тел далеко и упал аж за линией кона! Тот, кто бил (а он издавна в этой игре называется метальщи­ком), успел добежать до кона и не­сется во весь дух обратно. Подняв­шему мячик нет никакой надежды осалить уже подбегающего к городу игрока. Тогда он быстро перебра­сывает мячик кому-то из игроков поля, а тот — в город подавальщи­ку. Вот он, миг удачи! Подаваль­щик ловит мяч и в упор «расстрели­вает» бегущего прямо на него игро­ка Город выигран.

Но чтобы все это удалось, пода­вальщик должен уметь хорошо ло­вить мячи, так как если не сможет поймать, мячик укатится, и, пока он его настигнет, все отбегаются и са­лить будет некого.

Теперь вы понимаете, почему матка служащей партии ставит в город самого опытного и меткого игрока, а в большинстве случаев бе­рет эту почетную и трудную обязан­ность на себя.

Второго по опытности игрока (№ 2) матка отправляет на другое очень важное место — на линию кона. При хороших ударах, когда игроки города наверняка соверша­ют перебежки, к нему чаще всего попадают мячи. Вот тут ему и при­ходится быстро решать — салить самому или перебросить кому-то из полевых игроков, которому, на его взгляд, сподручнее попасть в пере­бегающего. Обычно это место зани­мает подматок. В его обязанности также входит следить за тем, чтобы все бегуны обязательно забегали за коновую черту, а не хитрили и не поворачивали обратно, не добежав до нее.

Еще одного, тоже умелого и лов­кого игрока (№ 3), надо поставить на середину поля, где он будет на­ходиться в самой гуще борьбы.

Оба этих игрока стоят на линии полета мяча, поэтому они должны уметь хорошо ловить «свечки» ну и, конечно, метко салить.

А самого сильного игрока (№ 4), способного далеко и точно перебра­сывать мяч, матка отправляет даль­ше всех — за линию кона. К нему и прилетают самые дальние мячи. Он, как правило, сам не салит игро­ков — они до него не добегают, по­этому перебрасывает мячик кому- либо из своей партии, находящему­ся в пределах поля. Во время игры он сам уточняет свое место, наблю­дая, куда чаще всего падают мячи. И хорошо, если он сможет учиты­вать, какого удара можно ожидать от каждого из игроков города.

Ну вот, четырех главных игро­ков мы уже разместили. Если вас в каждой партии всего по четыре, то уже можно играть.

Но я не припомню, чтобы мы играли таким малым количеством игроков. Стоило нам услышать, что где-то собираются играть в лапту, как все бежали туда и старались попасть в число играющих. Так что партии составлялись иногда чело­век по десять и даже больше.

Помню, что когда я был еще слишком мал, чтобы играть самому, то всегда бегал хотя бы поглазеть на игру. В то время большие парни собирались играть в лапту на пло­щади в середине села, недалеко от церкви. В старину, как мне расска­зывали, там даже происходили ярмарки, на которые приезжали крестьяне из окрестных деревень, чтобы что-то купить или продать, а то и просто повеселиться. Ярма­рок я уже не застал, а вот в лапту там играли часто. И зрители, стар и млад, собирались со всего села. Сколько было шума, крика и азар­та! Каждый за кого-нибудь обяза­тельно болел — за брата, знакомого или соседа. А сами игроки до того набегаются, упарятся, что кое-кто сначала рубахи скидывает, а потом и обутки, и глядишь — все уже но­сятся босиком. Никакого асфальта там не было, да и сейчас нет, а была теплая, плотно утоптанная земля, по которой одно удовольствие бе­гать босиком.

Летом темнеет поздно, поэтому играли до самого ужина. К вечеру с Волги уже холодком тянет, но иг­рокам все нипочем! И зрители не расходились до конца игры. До сих пор помню, как мне однажды уда­лось подержать своими руками лап­ту. Она мне показалась такой уве­систой, такой огромной! Наверное, больше метра она была. И ручка была отполирована руками игроков до блеска.

Но вернемся к расстановке иг­роков.

Самое лучшее, когда в каждой партии будет от 7 до 9 человек. Нет лишней толкотни на поле, и всем игрокам находится нужное место.

Итак, матка служащей партии продолжает свою важную работу. Еще одного хорошего игрока (№ 5) она ставит в нескольких метрах перед линией города. Но так как подавальщик стоит на середине линии по правую руку от металь­щика (если, конечно, метальщик не левша), то этот игрок пусть встанет немного левее. Но только не перед самым прискоком, иначе его просто сшибут ринувшиеся на кон игро­ки! В его задачу входит быстро подбирать близко пробитые мячи, а главное, ему перебрасывают мячи из глубины поля, когда перебегаю­щие игроки возвращаются в город. В этом случае он с мячом в руке бежит навстречу перебежчикам и может даже гнать их обратно на кон. Нечего и говорить, что этот игрок должен быть метким бро- салыциком.

Остальные два или четыре игро­ка распределяются по краям поля вблизи от боковых линий — ста­новятся «по ловлям». Если их двое, то они располагаются примерно на уровне центрального игрока, если четверо, то два (№ 6 и 7) — не­сколько ближе к городу, а два дру­гих (№ 8 и 9) — между централь­ным игроком и коновой чертой. Они должны ловить или подбирать мя­чи, посланные к боковым линиям, и тоже могут салить бегунов.

Если партии составились по де­сять игроков, то за коновой линией можно поставить не одного, а двоих (№ 10), а если по одиннадцать, то и перед городом — тоже двоих (№ 11).

Одновременно и матка играю­щей в городе партии стремится по­лучше распределить своих игроков для начала игры. Но ее заботы уже другие — она должна указать своим игрокам, в каком порядке они будут бить по мячу.

А чтобы вам были понятны ее заботы, давайте сначала немного поиграем.

Сразу скажу, что игроки могут бить только по одному разу. Каков бы ни получился удар, даже если вовсе не попал по мячу, — переда­вай лапту следующему. Снова «по­лучить руку», то есть право бить по мячу, игрок может только после то­го, как сбегает на кон и неосален- ный вернется обратно.

А бежать надо обязательно, ибо если ты «не имеешь руки», ты бес­полезен для своей партии.

 

Как я уже говорил, все бьют только по одному разу, за исключе­нием двух особых случаев. Один, довольно редкий случай, состоит в том, что все игроки города, кроме последнего, пробили неудачно, то есть не попали лаптой по мячу, или ударили так, что он улетел за боко­вую черту или вовсе не вышел из пределов города. Поэтому никто еще не смог сбегать на кон. Тогда этот последний игрок становится «выручалой», и ему дозволяется бить три раза подряд.

Но вот выручала пробил и при первом уже ударе оправдал свое название — мяч вылетел за преде­лы города, хоть и близко, но выле­тел. Его сразу же подхватили игро­ки поля. И хотя у выручалы в запа­се еще два удара, но вдруг он их промажет? Поэтому хочешь не хо­чешь — приходится бежать. Все и побежали. Ох как это трудно и ри­скованно сбегать туда и обратно после слабого удара! Тут уж почти всегда кого-нибудь да осалят.

Но если выручала все свои три раза пробил неудачно, то его партия остается «без руки». Поэтому она должна сдать лапту и покинуть город.

О втором случае игры «на вы­ручке» я расскажу немного позже.

Вот исходя из всех этих сообра­жений, матка и назначает очеред­ность своих игроков.

Поэтому первым надо дать про­бить самым слабым игрокам, в том числе и начинающим. Если они и промажут, то следующие игроки пробьют хорошо и дадут им воз­можность сбегать на кон и обратно. Последним назначается бить самый лучший игрок партии, как правило, эту роль берет на себя сама матка.

Наконец, все игроки заняли свои места. Можно начинать. Вернемся снова к началу игры и по ходу рас­смотрим подробнее ее правила.

Первый метальщик (М) берет лапту и становится в середине ли­нии города. Остальные игроки его партии стоят в том порядке, в каком они назначены бить, с правой сторо­ны линии города, за подавальщи­ком. Учтите, что ни сам метальщик, ни другие игроки партии ни в коем случае не должны выходить за чер­ту города до удара, иначе подаваль­щик их непременно осалит. Но и сам подавальщик при этом не имеет права переступать черту и тем более гоняться с мячом за игроками по всему полю.

Подавальщик (№ 1) становится справа от метальщика, лицом к не­му, шагах в двух-трех, чтобы было удобно подавать и, конечно, чтобы ему не попало лаптой при ударе.

Когда метальщик скажет «да­вай!», подавальщик аккуратно под­брасывает мячик вверх и немного вперед к метальщику, чтобы тому было сподручно ударить по мячу концом лапты. Впрочем, если вам не нравится, когда у вас перед носом с тугим свистом проносится конец лапты, не возбраняется после подбрасывания отступить на шаг назад. Подбрасывать мячик надо примерно на метр выше своего ро­ста. Хотя некоторые предпочитают более низкие подачи.

Если, по мнению метальщика, мяч подброшен неудачно, неудобно для удара, то он может не прини­мать подачу и не бить по мячу, а потребовать его перебросить. В этом случае лучше всего указать концом лапты, как желательно под­бросить мячик — повыше или по­ниже, поближе или подальше. Но чтобы метальщик не очень уж при­вередничал, ему разрешается не принимать добросовестно подан­ную подачу не больше трех раз. Потом он теряет право на удар и уступает лапту следующему игроку. Замах лаптой за удар не считается, но если метальщик после замаха уже двинул лапту вперед, а только потом остановился и раз­думал бить, то это считается за про­мах. Теперь предположим, что пер­вый игрок промазал, второй тоже. Они выходят на линию «прискока», который и является исходной по­зицией для всех, кому надо бежать на кон, и маются там, ожидая хо­рошего удара.

Ну вот наконец третий металь­щик ударил по мячу прилично. Все трое, не медля ни секунды, рвану­лись бежать на кон. Пока мячик ле­тел, они туда добежали и навостри­лись было бежать обратно. Но... мячик уже поднят кем-то из игро­ков поля. Возвращаться опасно — осалят. И даже самый шустрый из троих, который уже побежал было в город, поспешил убраться обратно за коновую черту.

Как вы уже поняли, салить мож­но только на поле. В пределах горо­да, а также за коновой линией игро­ки неприкосновенны. Видя, что са­лить некого, игроки поля быстро перебрасывают мяч в город, пода­вальщику, прекращая тем самым всякие перебежки.

Бьет четвертый игрок. Вот он-то «засветил» мя


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.