Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-08-20 | 109 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С давних времен их «гоняют на скок». Для этого игроки выигравшей партии становятся поочередно в кон, каждый берет левой рукой чижа за конец, а правой ударяет по нему битой, стараясь, чтобы чижик улетел как можно дальше. А каждый из проигравших по установленной заранее очереди подымает чижика с земли, скачет на одной ножке до кона и подает его следующему игроку. Менять ногу нельзя — если кто переменит или просто коснется земли другой ногой, ему придется повторить «скок» с самого начала. Скакать при этом надо сгорбившись, так труднее и смешнее! Но еще потешнее, когда проигравшие должны не скакать на одной ножке, а бежать до кона на двух ногах и одновременно тянуть не переводя дыхания: «И-и-и!..» Это уж как пожелает выигравшая партия.
Когда играли втроем или больше, но на партии не разбивались, то проигравшего тоже «гоняли на скок»; только откуда ему скакать, задавалось иначе. Тот, кто вышел первым, берет чижика и с руки, как я уже говорил раньше, посылает его в поле. Затем передает биту второму. Второй подходит к лежащему чижику и ударяет по нему битой, стараясь, чтобы он упрыгнул еще дальше от кона. Потом стучит третий, четвертый и так далее. (Ударять разрешается только по одному разу, попал не попал — передавай биту другому.) С того места, куда напоследок упал чижик, проигравший и обязан принести его в кон.
Когда не разбивались на партии, в наказание могли «маять». При этом проигравший идет в поле, а первый вышедший становится рядом с коном и с руки ударом биты забивает чижа как можно дальше. Проигравший поднимает чижика с земли и, не сходя с места, бросает его в кон. Если попадет, то маять его идет следующий по порядку вышедший игрок. А если не попал, то первый маяльщик бьет по упавшему чижу, стараясь отогнать его подальше от кона. Проигравший опять бросает, и так до тех пор, пока попадет в кон. При этом маяльщики имеют право отбивать битой летящего в кон чижика. Следующий маяльщик начинает маять только после того, как предыдущий допустил попадание чижика в кон. Получается, что проигравший как бы водит в поле один против всех. Есть два правила, которые несколько облегчают ему это маянье. Во-первых: отгонять упавшего рядом с коном чижика можно только одним ударом и не подбивая его в воздухе. Так что если чижик не отбит при броске в кон, то с близкого расстояния забросить его уже легче. И во-вторых, если проигравший поймает чижа в воздухе, маянье тут же кончается, независимо от того, сколько маялыциков на очереди еще осталось. Если маянье затянулось, то кто-нибудь из уже отмаявших игроков, кто хорошо играет в чижика, может предложить проигравшему домаяться за него.
|
Если чижик лежит на черте ограничивающей кон и большая его часть находится внутри кона, то он считается попавшим в кон.
Искать и лезть за чижом должен всегда тот, кто стоит в поле, а не тот, кто бил по чижу.
Для начинающих кон можно сделать, до одного метра.
Реквизит: Чижик и бита
«Чижик» — небольшая круглая палочка длиной в 13— 17 см и толщиной около 2,5 см. Лучше толще, так как чем толще чижик, тем лучше он прыгает. Эту палочку нужно заострить сантиметра на три с обеих сторон, но самые кончики должны быть тупыми и закругленными, чтобы, во-первых, они не обламывались при ударах, а во-вторых, чтобы не поцарапать руки при ловле летящего чижа. Так же чижика следует гладко обстругать, а еще лучше — отшлифовать шкуркой.. Длина биты —70 см или чуть побольше, а толщина — 2,5— 3 см. Палка для биты должна быть прямой. Удобнее всего сделать чижика и биту из одной и той же березовой палки. Ошкурьте ее и от более тонкого конца отрежьте кусок для изготовления чижика.
Лапта
|
В лапту на Руси играли еще во времена Ивана Грозного, а может быть, и раньше.
Долгие века лапта жила на нашей земле, принося радостный, увлекательнейший отдых и детям и взрослым. И не только отдых.
Лапта, как никакая другая игра, воспитывала отчаянную смелость, презрение к опасности, способность к самопожертвованию во имя победы, порою какую-то дьявольскую хитрость и всегда — бесшабашную удаль! Я думаю, что именно лапта в высшей степени соответствовала характеру славян, самой нашей душе.
Но нынешнее время, с его стремительным темпом, телевизорами, кино, многообразными развлечениями, сумело потеснить лапту, как и многие другие игры, из нашей жизни.
А зря. И мне бы очень хотелось доказать вам это.
Но, как говорится, ближе к делу.
Что же это за игра такая — лапта? Мало кто из ребят сейчас знает что-то о самой игре, хотя название ее наверняка слышали. Поэтому, думается, для начала следует рассказать вам совсем кратко о сути игры, чтобы потом было понятнее, когда я начну описывать все подробности.
Для игры в лапту нужно совсем немного: мячик и «лапта», то есть палка, которой бьют по мячу. Игра происходит на ровной площадке, по краям которой обозначены линии «города» и «кона». Ребята делятся на две равные партии.
«Играющая» партия забирает лапту и отправляется в город, чтобы бить по мячу и бегать из города на кон и обратно. А игроки «служащей» партии становятся в поле, чтобы подбирать пробитые мячи и пятнать мячом перебегающих игроков города, причем один из них — «подавальщик» — остается в городе для того, чтобы подкидывать под удары мяч. Игроки города по очереди берут лапту и бьют по мячу, стараясь отбить его как можно дальше в поле. После удара каждый игрок обязательно должен сбегать на кон и вернуться обратно, ибо только после этого он приобретает право снова бить по мячу.
А игроки поля стараются поймать мяч на лету или, если это не удалось, побыстрее поднять мячик с земли и попасть им в кого-нибудь из перебегающих игроков города.
Когда сумеют сделать то или другое, партии меняются местами.
Цель игры — борьба за город. Партия города старается как можно дольше продержаться в городе, а служащая партия — как можно скорее его самой захватить.
Побеждает та партия, которая большее время играла в городе.
|
А кончается игра тогда, когда все устанут.
Если вы сразу не все себе уяснили, перечитайте это краткое описание игры еще раз, потому что дальше я уже начну вам постепенно объяснять многочисленные правила и всякие тонкости игры в лапту.
Теперь немного истории. Откуда пошло такое название игры — лапта?
Оно происходит от палки, которой бьют по мячу. Дело в том, что в старину она делалась с одного края немного расширенной и плоской, отдаленно похожей на лопатку. Поэтому и называлась лаптой.
Так, по крайней мере, хотя и предположительно, толкуется это название в старинных книжках.
Почитайте, как объясняется это слово в «Толковом словаре живого великорусского языка», который составил один из друзей Пушкина, писатель Владимир Даль: «Лапта — лопасть, плосковатая вещь, к одному концу пошире; палка, весёлко, которым бьют мяч, и сама игра эта».
А мячик, как предполагают, зародился на Руси от снежка. Но ведь летом снегу не бывает, а покидаться охота. Вот и додумались ребята делать шерстяные да тряпочные мячи. Потом появились и более крепкие мячики, специально для игры в лапту. Они сшивались из кожи и набивались шерстью или конским волосом, потому что резины тогда еще не знали. Такие мячи даже продавались на базарах и стоили не слишком дешево. Поэтому в деревнях ребята чаще всего играли в лапту мячиками попроще, самодельными, например тряпичными. Несколько лучшими были мячики, скатанные из шерсти, которую припасали еще с весны, когда линяла всякая домашняя скотина. Но никакой кожей их, конечно, не обшивали. Поэтому такие мячи были недолговечными, через несколько игр от непрестанных ударов лаптой мячик размочаливался. Но мячи по весне катали многие ребята, и всегда находилось чем играть. Кстати говоря, подобными мячами играли кое-где в лапту даже в первые годы после Отечественной войны.
Как кожаные, так и другие самодельные мячи не могли иметь очень уж правильной формы, и, чтобы метко послать его в поле, лучше было ударять плоской лаптой. Кроме того, плоской широкой лаптой вообще было легче попасть по мячу, и тут не имело значения, каким местом лапты попадешь.
|
Первые каучуковые, надутые воздухом мячики стали делать еще в первой половине прошлого века. Правда, они были слишком легкими, поэтому для лапты не годились. И только к концу века, когда появились настоящие резиновые, фабричного изготовления разнообразные мячи, кожаными перестали играть. В прошлом же веке постепенно стала исчезать и плоская лапта, уступив место круглой, хотя название ее, как мы видим, сохранилось до сих пор. К этому нужно добавить, что круглой лаптой мячик можно послать дальше, чем плоской, так как меньше ее сопротивление воздуху при ударе и сам удар получается сильнее. Но для этого удар должен быть уже более точным, ведь надо попасть круглой лаптой по центру мячика.
Как самим сделать лапту?
Подберите или вырежьте палку длиной 70 см и толщиной от 3 до 3,5 см. Ребята 13—14 лет и старше могут играть лаптой потяжелее — длиной до 90 см и чуть потолще.
Затем срежьте сучки и снимите кору. Учтите, что палка для лапты должна быть совершенно прямой и круглой, поэтому чаще всего мы делали лапту из молодого сосняка. Следите за тем, чтобы лапта не имела выступающих сучков, во избежание неточных ударов, в которых вы будете не виноваты. Более тонкий конец палки — рукоятку — можно обстругать еще немного, чтобы ее было удобно держать в руке. И наконец, закруглите слегка концы и отшлифуйте ваше изделие шкуркой.
Лапта готова.
Еще проще вы можете сделать лапту из рукоятки для лопаты или вил, которые продаются в некоторых хозяйственных магазинах. Такая выточенная заготовка хороша еще и тем, что подходит по толщине (около 4 см) и имеет идеально круглую форму. Только, может, придется ее укоротить и рукоятку обстругать по руке.
А в начале века можно было купить готовую, очень хорошую лапту, выточенную из березы и с ручкой, обмотанной просмоленной веревкой. Вы спросите, зачем еще ручку обматывать? Все дело в том, ^то в старину, когда в лапту играли не только дети, но и взрослые, рукоятку смазывали столярным клеем и плотно обматывали бечевкой, чтобы при сильных, размашистых ударах тяжелая лапта не смогла вырваться из рук. Между прочим, я помню, что такая неприятность, хоть и редко, но случалась, если вес лапты не соответствовал возрасту и силам игрока. Может быть, потому, что мы ручку никогда ничем не обматывали.
Лучше всего, если у вас будет своя лапта, к которой вы привыкли. У некоторых ребят постарше, самых заядлых игроков, так обычно и бывало. Но можно играть и одной лаптой на всех, от этого игра ничуть не теряет интереса.
Придется еще поговорить о мячике для игры в лапту. Дело в том, что раньше, до войны, в любом магазине игрушек продавались простые резиновые мячики. Маленькие, сантиметров пять в диаметре, — черные и чуть побольше, но с более тонкими стенками — светлые. Черные, мы почему-то называли их «арапскими», были очень тугие, как раз для лапты. И стоили все эти мячики копейки. Но теперь их нет — ни черных, ни светлых. Может быть, это и стало одной из причин того, что в такую замечательную русскую игру уже никто не играет. Нечем.
|
Правда, как-то в детстве мне пришлось видеть у деревенских ребят самодельный мячик, сшитый из тряпок, и даже играть им, но сейчас это был бы просто музейный экспонат. Хотя — как сказать! В 1982 году было издано солидное пособие для институтов физической культуры, где я прочитал: «Для игры требуется лапта... и маленький резиновый или тряпичный мяч». Вот так-то!
Но выход из этого положения все-таки есть. Постарайтесь купить несколько теннисных мячей отечественного производства — они намного дешевле. Только не покупайте один мячик, так как в игре часто бывает — кто-нибудь так далеко запустит его, что найти мячик уже не удастся, особенно если упадет он в кусты, овраг или в траву. И чтобы игра не прекратилась на самом интересном месте, всегда имейте мячик про запас.
Это я говорю вам по собственному опыту, и не только по памяти детских лет. Дело в том, что совсем недавно, когда мы с младшим братом решили навестить нашу деревню, где после войны мы не бывали, я взял с собой теннисный мяч, чтобы посмотреть, не разучился ли я бить. Из сломанной ручки для косы я наскоро сделал лапту, и пошли мы в лес по грибы и ягоды.
На опушке решили поиграть лаптой и мячиком, вспомнить детство. Брат стал подкидывать, а я бил. И к моему великому удивлению и радости, я ни разу не промазал! Я замахивался, а затем рука сама, каким-то внутренним чутьем, выбирала точный момент для удара. Два раза я ударил не очень сильно (боялся все-таки потерять мячик), а на третий решил «вдарить» как следует. И «вдарил»! Мячик взвился, как птичка, в небо и полетел. Потом он стал падать, но где-то очень уж далеко и к тому же за большими кустами.
Долго мы его искали, но увы...
Так и кончилась наша игра. Кстати, и во всей деревне, где когда- то ребята чуть не каждый день играли в лапту, никто уже не играет...
Чтобы закончить разговор о мячике, скажу, что он должен быть крепким и выдерживать сильные удары лаптой. Мягкие мячики с тонкими стенками не годятся. Диаметром не больше теннисного мяча, то есть 6,5 см. Ну а мы чаще всего играли очень тугими черными мячиками, даже меньше теннисных. Когда таким «влепят» по спине, только охнешь! Правда, можно играть мячом и побольше, но его не так ловко держать в руке, да и лететь после удара лаптой он будет медленнее и падать ближе. Это я написал на всякий случай— вдруг вам попадется какой-нибудь другой, не теннисный мячик.
Итак, лапту мы сделали, мячики купили. Теперь нужно найти подходящее место для игры.
В большом городе это труднее, чем в деревне, но в районах новостроек между домами часто бывают большие ровные площадки, которые можно использовать для игры. В Ленинграде наш старый дом выходил одной стороной в тихий, безлюдный переулок, по которому даже машины не ходили. Там мы и играли. А двор был для лапты маловат, да и окна были близко.
В деревне мы уходили играть на просторный луг, за огороды, когда, конечно, трава там была не очень высокая. А чаще всего гоняли в лапту прямо на широкой улице, между рядами изб. Машины в те годы у нас в деревне не ездили, поэтому единственное неудобство состояло в том, что приходилось освобождать дорогу, когда вдали за околицей послышится громкое хлопанье пастушьего кнута, — значит, стадо возвращается домой. Коровы, протяжно мыча и помахивая ушами и хвостами, разбредутся по своим дворам, а мы опять принимаемся за игру. Бегаем допоздна, пока можно углядеть полет мяча в небе... Зато спишь потом, как говорится, без задних ног.
Для игры в лапту нужно больше места, чем для всех других игр. Общий размер площадки должен быть метров пятьдесят в длину и метров двадцать пять в ширину — примерно в таких пределах могут падать хорошо пробитые мячи. Вполне возможно, что и среди вас обнаружится игрок, который сможет удачным и сильным ударом послать мяч вперед метров на пятьдесят и даже дальше. Или «засветить» в небо свечу метров на двадцать! А ведь двадцать метров — это высота шести-семиэтажного дома! Ребята поменьше и девочки с обожанием смотрят на таких игроков. Да и вообще один такой удар может спасти всю твою команду. Но об этом я подробно расскажу дальше.
Поэтому и нужно, чтобы на вашей площадке не было никаких препятствий вроде деревьев, столбов, окон, протянутых проводов, а также кустов и высокой травы, где бы мог потеряться мячик. Когда выбираете постоянное место для игры,, понаблюдайте, чтобы там после дождя не застаивалась надолго вода, но и пыли чтоб не было в жаркие дни. Но обычно выбирать не приходится, все равно чаще всего играют во дворе, около своего дома. Если это место вытоптано и все-таки пылит, то перед игрой минут за десять не поленитесь притащить несколько ведер воды и веником разбрызгать по земле.
А если у вас поблизости есть самодельное или настоящее футбольное поле, то лучшего места для игры в лапту трудно даже придумать!
Конечно, мы никогда не меряли место для игры с помощью рулетки или складного метра, да и вам этого делать не придется. Измерьте и запомните длину пары обычных своих шагов, это будет что-нибудь около 110—120 см, вот шагами и меряйте площадку. Тем более, что особая точность здесь и не нужна — пять метров больше, три метра меньше — не повлияют на игру.
А когда вы сами поиграете в лапту, освоитесь с полем, ударами и перебежками, то вообще научитесь выбирать место для игры на глазок, как мы и делали. Ведь никаких книжек про лапту мы не читали, а учились друг у друга, младшие у старших.
На площадке надо каким-либо образом обозначить линии, которые совершенно необходимы для игры в лапту. Этих линий четыре, и между ними образуется прямоугольник, называемый полем. Он будет несколько меньше выбранного вами места для игры.
Сначала у одного, более короткого края площадки обозначим линию «города». С нее вы и будете бить лаптой мяч в поле. Город надо как-то отметить, например, глубоко прочертить линию на земле. Или даже выкопать неглубокую канавку. А если играете на траве, то лучше всего по всей линии вырезать узкие полоски дерна, перевернуть их землей вверх и уложить на то же место. В крайнем случае, положите на черту палки или закрепите длинную веревку. Мы, например, притаскивали и клали на середину линии города „здоровенную жердь. Затем по краям надо воткнуть палки или положить камни, кирпичи или другие заметные предметы. Длина этой линии метров двадцать. Потом отшагайте от нее вперед метров на тридцать пять и таким же образом обозначьте линию «кона», до которой вам придется бегать. Хорошо, если на коновой черте будет какой- либо ясно видимый ориентир, ну хотя бы воткнутая палка с накинутой на нее рубахой. Это очень помогает рассчитывать силы и время при перебежках и вообще ориентироваться в игре.
Образовавшееся пространство между линией города и линией кона и будет полем.
Теперь осталось наметить еще одну коротенькую, но очень важную линию, называемую «прискоком». Она располагается метрах в трех левее середины линии города и на два-три шага впереди от нее, то есть уже в поле. Длина «прискока» — метра два или чуть больше, когда в игре участвуют много игроков.
Края поля между концами линий города и кона называются боковыми линиями. Все это хорошо видно на рисунке.
Это я рассказал, как разметить игровую площадку для ребят старше 13 лет. А для ребят от 10 до 12 лет сгодится площадка и поменьше — общая ее величина может быть метров сорок в длину и двадцать в ширину. Линии города и кона сделайте метров по пятнадцать, а расстояние между ними — метров двадцать пять.
Повторяю, что главное, на что надо обращать внимание, — это, чтобы в направлении полета мяча как можно дальше не было кустов и зарослей травы, где бы мог потеряться мячик. Кроме того, при неточных ударах мяч может улететь и за боковую линию, так что и там кусты и прочие ловушки для мяча нежелательны, особенно вблизи линии кона.
На самом поле, где будет происходить вся игра, не должно быть кочек, камней, валяющихся палок и других препятствий, о которые можно споткнуться. Поэтому перед игрой наведите порядок на поле, уберите мусор и все лишнее.
Желательно бы учесть при выборе площадки, чтобы солнышко не слепило глаза игрокам. Особенно это важно для игроков поля, которым нужно видеть полет мяча. Поэтому лучше, если по длине площадка будет расположена примерно с востока на запад, тогда солнце днем будет проходить сбоку, с южной стороны. Но если по условиям места это невозможно, то линию кона устраивайте со стороны солнца, чтобы оно светило в спину полевым игрокам. Это я подробно объяснил, как сделать настоящее поле для лапты. Но по секрету вам скажу, что можно поиграть в лапту почти в любом длинном месте. Отметьте как-нибудь, откуда бить, докуда бегать, и играйте. Только чтобы мячом стекла не побить. А потом уж подыщите и оборудуйте поле по всем правилам.
В лапту могут играть преимущественно мальчики. Правда, когда мне было лет десять, я помню, что мы принимали в игру и девчонок, и они играли порою не хуже нас, но у ребят постарше игра идет уже всерьез, и девчонок в нее мы не брали. На Руси издавна даже поговорка такая была: «Не берись, девка, за лапту».
Для игры в лапту нужно разделиться на две партии. Определенного числа игроков, как, например, в футбольной или хоккейной команде, здесь не требуется, поэтому в каждой партии может быть от пяти до десяти человек. То есть общее число играющих будет от десяти до двадцати человек.
Как разбиться на партии, вы уже знаете из описания игры в чижика. Сперва выбираются два сильнейших и самых опытных игрока, которые будут матками. Но иногда это бывает не так уж просто сделать. Хорошо, если ребята сразу и единодушно назовут двоих таких игроков. А если троих или четверых? Тут поднимается такой шум и гам, что понять что-либо вообще бывает невозможно. В таком случае самым простым и справедливым решением будет выбор по количеству голосов. Кто-нибудь выкликает по очереди имена всех названных ребят и считает поднятые за каждого руки. Те двое, за кого было поднято больше всего рук, и становятся матками. Остальные идут сговариваться, а когда сговорятся, подходят к маткам, которые и угадывают себе игроков из каждой пары. Только разбиваться на пары здесь надо не по возрасту или росту, а главное — по умению и опыту игры в лапту. Поэтому некоторые матки предпочитают сами и совместно подбирать равноценные пары. Но это только в том случае, если все ребята долго играли вместе и хорошо друг друга знают.
Когда мы, сговорившись, подходили к маткам, то спрашивали: «Мати, мати, кого тебе дати — муравья или кузнеца?» (репку или морковку, сапог или лапоть, дырявое ведро или самовар без кранти- ка; вообще что кому взбредет в голову, сговорки у нас не повторялись никогда).
Матка выбирает что-нибудь из этой белиберды и радуется, когда выбор бывает удачен — ведь совсем равные по силе игроки подбираются в парах редко. Но если матка видит, что в какой-то паре игроки, на ее взгляд, слишком уж неравноценны, она имеет право отказаться от выбора и послать их пересговориться с кем-нибудь другим. Вообще если уж вы выбрали маток, то спорить с ними нельзя — матки командуют всей игрой и разрешают все споры как в своей партии, так и между партиями. А если маткам не удается полюбовно разрешить какое-либо недоразумение, то приходится бросать жребий.
А как быть, если собралось нечетное число игроков и всем охота играть?
Тогда лучше разделиться на партии при помощи «набора». Делается это так. Сначала матки между собою по жребию определяют, кто начнет этот набор, а потом поочередно выбирают себе любого игрока. Начинают они, естественно, с самых лучших. Та матка, которая начинала выбор, наберет себе несколько более сильную партию. Поэтому последнего игрока, которого никто не выбрал, забирает в свою партию вторая матка. Практически получится так, что оба последних игрока будут играть во второй партии.
Иногда игроки каждой партии выбирают себе еще и подматка, то есть помощника матки. Это, я считаю, делать очень полезно. Например, если матка служащей партии находится в городе подавальщиком, то подматок играет в поле, и ему легче командовать своими игроками. Конечно, подматком тоже следует выбирать опытного и сообразительного игрока.
Затем начинается самый волнующий момент перед игрой — определение, где какая партия будет начинать игру. Для этого, так же, как в «чижике», матки «конаются» на лапте, и тот, кому досталось схватить ее верхний конец, берет лапту себе и идет, не скрывая радости, со всей своей партией играть в город. А другая матка со своей партией отправляется в поле водить, или, как это называется при игре в лапту, «служить».
В старину, когда играли плоской лаптой и кожаным мячом, конались так: одна из маток плюнет на одну сторону лапты, подкинет ее вверх и спрашивает: «Сухого или мокрого?» Другая матка, например, крикнет: «Мокрого!» Тогда, если лапта упадет «плюнутой» стороной на землю, угадавшая матка идет бить в город.
Ну а мы в деревне чаще всего конались так: матка берет за ручку лапту, бросает ее высоко вверх, чтобы она завертелась колесом, и спрашивает: «Тыка или ляпа?» (Тыка — это когда лапта упадет на землю торчком, а ляпа — плашмя.) Другая матка, пока лапта кувыркается в воздухе, должна угадать. Не угадает — идет служить. Иногда лапта падала как-то боком, не поймешь, то, ли тыка, то ли ляпа? Начинался спор и крик, в котором принимали участие обе партии. Но этот спор матки быстро прекращали и перебрасывали лапту снова.
Но вот все волнения перед игрой кончились. Теперь надо подготовиться к игре — снять, если нужно, пиджаки или куртки, вынуть и сложить в сторонке все лишнее из карманов, а так как сегодня многие носят часы — обязательно снять их.
Смотришь, с кем же тебе на этот раз играть в одной партии, и по указанию своей матки занимаешь место в городе или на поле.
А теперь давайте посмотрим, как же обе матки расставляют своих игроков? Ведь от этого во многом будет зависеть успех игры.
Начну с расстановки игроков в поле.
Первым делом надо самого опытного, ловкого и меткого игрока (№ 1) назначить в город подавать мяч. Почему? А вот почему.
Во-первых, подавальщик, находясь в пределах города, то есть в самом стане противника, должен зорко следить за соблюдением правил игроками играющей партии. Кроме того, так как у него в руках мячик, он может и запятнать нарушившего некоторые правила игрока.
Во-вторых, подавальщик вообще руководит игроками поля, кричит, кому перебросить мяч, кого пятнать, кому где занять место на поле в зависимости от хода игры, и, кроме того, должен знать и применять разное хитрости.
Ну, а в-третьих, представьте себе такой, довольно часто встречающийся в игре случай. Игрок города хорошо ударил по мячу, мяч улетел далеко и упал аж за линией кона! Тот, кто бил (а он издавна в этой игре называется метальщиком), успел добежать до кона и несется во весь дух обратно. Поднявшему мячик нет никакой надежды осалить уже подбегающего к городу игрока. Тогда он быстро перебрасывает мячик кому-то из игроков поля, а тот — в город подавальщику. Вот он, миг удачи! Подавальщик ловит мяч и в упор «расстреливает» бегущего прямо на него игрока Город выигран.
Но чтобы все это удалось, подавальщик должен уметь хорошо ловить мячи, так как если не сможет поймать, мячик укатится, и, пока он его настигнет, все отбегаются и салить будет некого.
Теперь вы понимаете, почему матка служащей партии ставит в город самого опытного и меткого игрока, а в большинстве случаев берет эту почетную и трудную обязанность на себя.
Второго по опытности игрока (№ 2) матка отправляет на другое очень важное место — на линию кона. При хороших ударах, когда игроки города наверняка совершают перебежки, к нему чаще всего попадают мячи. Вот тут ему и приходится быстро решать — салить самому или перебросить кому-то из полевых игроков, которому, на его взгляд, сподручнее попасть в перебегающего. Обычно это место занимает подматок. В его обязанности также входит следить за тем, чтобы все бегуны обязательно забегали за коновую черту, а не хитрили и не поворачивали обратно, не добежав до нее.
Еще одного, тоже умелого и ловкого игрока (№ 3), надо поставить на середину поля, где он будет находиться в самой гуще борьбы.
Оба этих игрока стоят на линии полета мяча, поэтому они должны уметь хорошо ловить «свечки» ну и, конечно, метко салить.
А самого сильного игрока (№ 4), способного далеко и точно перебрасывать мяч, матка отправляет дальше всех — за линию кона. К нему и прилетают самые дальние мячи. Он, как правило, сам не салит игроков — они до него не добегают, поэтому перебрасывает мячик кому- либо из своей партии, находящемуся в пределах поля. Во время игры он сам уточняет свое место, наблюдая, куда чаще всего падают мячи. И хорошо, если он сможет учитывать, какого удара можно ожидать от каждого из игроков города.
Ну вот, четырех главных игроков мы уже разместили. Если вас в каждой партии всего по четыре, то уже можно играть.
Но я не припомню, чтобы мы играли таким малым количеством игроков. Стоило нам услышать, что где-то собираются играть в лапту, как все бежали туда и старались попасть в число играющих. Так что партии составлялись иногда человек по десять и даже больше.
Помню, что когда я был еще слишком мал, чтобы играть самому, то всегда бегал хотя бы поглазеть на игру. В то время большие парни собирались играть в лапту на площади в середине села, недалеко от церкви. В старину, как мне рассказывали, там даже происходили ярмарки, на которые приезжали крестьяне из окрестных деревень, чтобы что-то купить или продать, а то и просто повеселиться. Ярмарок я уже не застал, а вот в лапту там играли часто. И зрители, стар и млад, собирались со всего села. Сколько было шума, крика и азарта! Каждый за кого-нибудь обязательно болел — за брата, знакомого или соседа. А сами игроки до того набегаются, упарятся, что кое-кто сначала рубахи скидывает, а потом и обутки, и глядишь — все уже носятся босиком. Никакого асфальта там не было, да и сейчас нет, а была теплая, плотно утоптанная земля, по которой одно удовольствие бегать босиком.
Летом темнеет поздно, поэтому играли до самого ужина. К вечеру с Волги уже холодком тянет, но игрокам все нипочем! И зрители не расходились до конца игры. До сих пор помню, как мне однажды удалось подержать своими руками лапту. Она мне показалась такой увесистой, такой огромной! Наверное, больше метра она была. И ручка была отполирована руками игроков до блеска.
Но вернемся к расстановке игроков.
Самое лучшее, когда в каждой партии будет от 7 до 9 человек. Нет лишней толкотни на поле, и всем игрокам находится нужное место.
Итак, матка служащей партии продолжает свою важную работу. Еще одного хорошего игрока (№ 5) она ставит в нескольких метрах перед линией города. Но так как подавальщик стоит на середине линии по правую руку от метальщика (если, конечно, метальщик не левша), то этот игрок пусть встанет немного левее. Но только не перед самым прискоком, иначе его просто сшибут ринувшиеся на кон игроки! В его задачу входит быстро подбирать близко пробитые мячи, а главное, ему перебрасывают мячи из глубины поля, когда перебегающие игроки возвращаются в город. В этом случае он с мячом в руке бежит навстречу перебежчикам и может даже гнать их обратно на кон. Нечего и говорить, что этот игрок должен быть метким бро- салыциком.
Остальные два или четыре игрока распределяются по краям поля вблизи от боковых линий — становятся «по ловлям». Если их двое, то они располагаются примерно на уровне центрального игрока, если четверо, то два (№ 6 и 7) — несколько ближе к городу, а два других (№ 8 и 9) — между центральным игроком и коновой чертой. Они должны ловить или подбирать мячи, посланные к боковым линиям, и тоже могут салить бегунов.
Если партии составились по десять игроков, то за коновой линией можно поставить не одного, а двоих (№ 10), а если по одиннадцать, то и перед городом — тоже двоих (№ 11).
Одновременно и матка играющей в городе партии стремится получше распределить своих игроков для начала игры. Но ее заботы уже другие — она должна указать своим игрокам, в каком порядке они будут бить по мячу.
А чтобы вам были понятны ее заботы, давайте сначала немного поиграем.
Сразу скажу, что игроки могут бить только по одному разу. Каков бы ни получился удар, даже если вовсе не попал по мячу, — передавай лапту следующему. Снова «получить руку», то есть право бить по мячу, игрок может только после того, как сбегает на кон и неосален- ный вернется обратно.
А бежать надо обязательно, ибо если ты «не имеешь руки», ты бесполезен для своей партии.
Как я уже говорил, все бьют только по одному разу, за исключением двух особых случаев. Один, довольно редкий случай, состоит в том, что все игроки города, кроме последнего, пробили неудачно, то есть не попали лаптой по мячу, или ударили так, что он улетел за боковую черту или вовсе не вышел из пределов города. Поэтому никто еще не смог сбегать на кон. Тогда этот последний игрок становится «выручалой», и ему дозволяется бить три раза подряд.
Но вот выручала пробил и при первом уже ударе оправдал свое название — мяч вылетел за пределы города, хоть и близко, но вылетел. Его сразу же подхватили игроки поля. И хотя у выручалы в запасе еще два удара, но вдруг он их промажет? Поэтому хочешь не хочешь — приходится бежать. Все и побежали. Ох как это трудно и рискованно сбегать туда и обратно после слабого удара! Тут уж почти всегда кого-нибудь да осалят.
Но если выручала все свои три раза пробил неудачно, то его партия остается «без руки». Поэтому она должна сдать лапту и покинуть город.
О втором случае игры «на выручке» я расскажу немного позже.
Вот исходя из всех этих соображений, матка и назначает очередность своих игроков.
Поэтому первым надо дать пробить самым слабым игрокам, в том числе и начинающим. Если они и промажут, то следующие игроки пробьют хорошо и дадут им возможность сбегать на кон и обратно. Последним назначается бить самый лучший игрок партии, как правило, эту роль берет на себя сама матка.
Наконец, все игроки заняли свои места. Можно начинать. Вернемся снова к началу игры и по ходу рассмотрим подробнее ее правила.
Первый метальщик (М) берет лапту и становится в середине линии города. Остальные игроки его партии стоят в том порядке, в каком они назначены бить, с правой стороны линии города, за подавальщиком. Учтите, что ни сам метальщик, ни другие игроки партии ни в коем случае не должны выходить за черту города до удара, иначе подавальщик их непременно осалит. Но и сам подавальщик при этом не имеет права переступать черту и тем более гоняться с мячом за игроками по всему полю.
Подавальщик (№ 1) становится справа от метальщика, лицом к нему, шагах в двух-трех, чтобы было удобно подавать и, конечно, чтобы ему не попало лаптой при ударе.
Когда метальщик скажет «давай!», подавальщик аккуратно подбрасывает мячик вверх и немного вперед к метальщику, чтобы тому было сподручно ударить по мячу концом лапты. Впрочем, если вам не нравится, когда у вас перед носом с тугим свистом проносится конец лапты, не возбраняется после подбрасывания отступить на шаг назад. Подбрасывать мячик надо примерно на метр выше своего роста. Хотя некоторые предпочитают более низкие подачи.
Если, по мнению метальщика, мяч подброшен неудачно, неудобно для удара, то он может не принимать подачу и не бить по мячу, а потребовать его перебросить. В этом случае лучше всего указать концом лапты, как желательно подбросить мячик — повыше или пониже, поближе или подальше. Но чтобы метальщик не очень уж привередничал, ему разрешается не принимать добросовестно поданную подачу не больше трех раз. Потом он теряет право на удар и уступает лапту следующему игроку. Замах лаптой за удар не считается, но если метальщик после замаха уже двинул лапту вперед, а только потом остановился и раздумал бить, то это считается за промах. Теперь предположим, что первый игрок промазал, второй тоже. Они выходят на линию «прискока», который и является исходной позицией для всех, кому надо бежать на кон, и маются там, ожидая хорошего удара.
Ну вот наконец третий метальщик ударил по мячу прилично. Все трое, не медля ни секунды, рванулись бежать на кон. Пока мячик летел, они туда добежали и навострились было бежать обратно. Но... мячик уже поднят кем-то из игроков поля. Возвращаться опасно — осалят. И даже самый шустрый из троих, который уже побежал было в город, поспешил убраться обратно за коновую черту.
Как вы уже поняли, салить можно только на поле. В пределах города, а также за коновой линией игроки неприкосновенны. Видя, что салить некого, игроки поля быстро перебрасывают мяч в город, подавальщику, прекращая тем самым всякие перебежки.
Бьет четвертый игрок. Вот он-то «засветил» мя
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!