Брянский областной Дворец детского и юношеского — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Брянский областной Дворец детского и юношеского

2020-07-08 216
Брянский областной Дворец детского и юношеского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Брянский областной Дворец детского и юношеского

Творчества им. Ю.А. Гагарина

Знаменитые земляки

(информационный сборник об известных деятелях Брянского края)

 
Составитель: Карапецкая С. А. – методист Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина    


Брянск - 2018

Блантер Матвей Исаакович (10.02.1903 - 29.09.1990)

Блантер Матвей Исаакович, композитор, народный артист РСФСР (1965), народный артист СССР (1975), Герой Социалистического Труда (1983).

Матвей Исаакович Блантер родился 10 февраля 1903 в г. Почеп Черниговской губернии (ныне - Почепский р-н Брянской области) в семье ремесленника. Мать будущего композитора Татьяна Евгеньевна считала своей обязанностью дать детям музыкальное образование. Не без ее участия удалось выяснить, что Матвей обладает большими способностями. Именно она настояла, чтобы мальчик с семилетнего возраста стал усиленно заниматься фортепиано. К тому времени семья Блантеров переехала в Курск.

Учебу в реальном училище, куда он поступил в восемь лет, Матвей сочетал с пением в хоре. Вскоре он стал выступать в роли солиста. Немногим больше года понадобилось способному подростку, чтобы под руководством прекрасного педагога А. Егудкина добиться права выступать вместе с учителем в одном оркестре - небольшом коллективе при Курском драматическом театре.

Новый шаг в постижении секретов творчества будущий композитор сделал в 1920 г. в театре "Мастфор" ("Мастерской Н.М. Форрегера"). В 1921 г. М. Блантер получил образование в Московском филармоническом училище в классе профессора А. Могилевского. Здесь одаренный юноша делает первые попытки сочинять музыку. Блантер горячо взялся за работу музыкального оформителя любительской эстрадной группы. Потом был аккомпаниатором в воинской части.

В двадцатых годах он активно сотрудничал в передвижном театре "Крокодил", созданном при одноименном журнале. Потом некоторое время учился. После смерти отца пришлось бросить занятия: надо было помогать семье. В поисках интересной работы Матвей отправляется в Ленинград. Потом едет в Магнитогорск, Горький, другие города. Результатом этих поездок явилась "Песня о Магнитострое", написанная на слова Р. Романа в 1931 году. Своей первой наиболее удачной песней Блантер считает "Мальчишку" (1931 г.) на слова И. Уткина. Эта работа по существу явилась трамплином на пути к знаменитому "Партизану Железняку".

После знакомства с поэтом М.С. Голодным вместе они сочинили песню "Партизан Железняк" (1932), которая стала одной из наиболее известных песен, прославляющих героизм большевиков в Гражданской войне. В том же 1932 году Блантер написал "Песню о Щорсе". С этого времени Блантер стал одним из ведущих советских пропагандистских композиторов.

Вскоре появились песни, принесшие ему всероссийскую известность: "Сталин - наша слава боевая" (1937) и "Катюша" (1939).

Во время Великой Отечественной войны Блантер написал большое число "военных" песен, в т.ч. такие, как "До свиданья, города и хаты" (слова М.В. Исаковского), "Жди меня, и я вернусь" (слова К.М. Симонова), "Моя любимая" (слова Е.А. Долматовского), вальс "В лесу прифронтовом" (слова М.В. Исаковского). Из песен Блантера 1945-1949 гг. самыми известными стали "Враги сожгли родную хату", "Лучше нету того цвету", "Летят перелетные птицы", "В городском саду играет духовой оркестр".

После смерти И.В. Сталина Блантер остался крупнейшим композитором-песенником, активно занимаясь творчеством до 1975. Всего он был автором более чем 2 тыс. песен.

За плодотворную деятельность в развитии музыкальной культуры М.И. Блантеру присвоено звание народного артиста СССР, присуждена Государственная премия.

М.И. Блантер умер 29 сентября 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вяльцева Анастасия Дмитриевна (1.03.1871 – 4.02.1913)

Анастасия Дмитриевна Вяльцева родилась первого марта 1871 года в слободе Алтухово, что ныне на Брянщине в Навлинском районе. Русская эстрадная певица (сопрано), артистка оперетты.

1887 г. – поступила статисткой в Киевскую балетную труппу С.С. Ленчевского

1888 г. - поступила статисткой в опереточную антрепризу И.Я. Сетова и А.Э. Блюменталь-Тамарина, гастролирующую в Киеве

Отца лишилась рано. Ее матери пришлось переехать с детьми в Киев. Анастасия трудится ученицей в мастерской дамских нарядов, продавщицей минеральной воды, горничной одной из киевских гостиниц на Крещатике. Потом была опереточная труппа, в 1890 году Вяльцева поступила в хор Киевского товарищества опереточных артистов Здановича-Борейко. Здесь она впервые участвовала в гастрольной поездке.

Переехав в Петербург, выступая в оперетточной труппе в Малом театре, А.Д. Вяльцева много учится. Голос стал неузнаваем. Ей поручали ведущие партии. Успех молодой певице принес первый самостоятельный концерт в московском театре «Эрмитаж» в 1897 году. Критик Л. Пальмский тогда писал: «Вероятно, никто из русских артистов, за исключением разве только одного Ф. Шаляпина, не сделал такой феерической карьеры, не пользовался такой широкой популярностью и не имел такого головокружительного успеха, как... Анастасия Дмитриевна Вяльцева». Немало других современников писали о А.Д. Вяльцевой также восторженные отзывы. «На первых же порах публика провозгласила певицу своей любимицей. Такой Вяльцева осталась до конца своих дней», — писал театральный критик Ю. Беляев. «Я помню первые триумфы Вяльцевой в Харькове. Серьезный студенческий город, серьезная публика... Ибсен имел тут большой успех. К театру относились и вдумчиво и любовно: обожали Самойлова. Но приехала Вяльцева, запела свою мощную песнь торжествующей любви, улыбнулась своей улыбкой, и та же толпа, которая вчера спорила об Ибсене, сегодня бесновалась, требуя «Тройку» и «Под чарующей лаской»... В одно сливались студенческая молодежь и почтенные старцы...» — отмечал театральный критик Я. Львов. В иные романсы и песни Анастасия Дмитриевна умела внести столько искренности, глубокой тоски по счастью и свободе, что многие не могли слушать ее без слез. Она буквально покоряла публику. Ее красивый, мягкий, хорошо развитый голос содержал гамму оттенков. Но дело было не только в голосе. Неотразимы были ее внешность, улыбка, легкий и выразительный жест.

В исполнении Вяльцевой прекрасно звучали не только романсы «Признание», «Какая ночь», «Забыты нежные лобзания», «Зачем?», «Мой костер», «Уголок», «Дай, милый друг», но и русские песни «Гони, ямщик», «Тройка», «Чайка», «Мой хороший, мой пригожий», «Калинка», «Дудочка», «Уморилась»...

Я тебя бесконечно люблю, За тебя я отдам мою душу. Целый мир за тебя погублю, Все обеты и клятвы нарушу!.. -пела Вяльцева, и зал замирал.                     или
Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт; Колокольчик звонко плачет, И хохочет, и звенит... Еду, еду, еду к ней, Еду к любушке моей! —

зал восторженно ликовал. Репертуар у певицы был огромный. Многие музыканты посвятили романсы и вальсы самой певице. Их было около трехсот.

Во время Русско-японской войны А.Д. Вяльцева отправилась в Маньчжурию и стала сестрой милосердия в полевом госпитале. Она регулярно выступала с концертами для раненых. Анастасия Дмитриевна не забывала и отчий край.

Она бывала в Брянске и Карачеве. В родном Алтухове на свои средства построила родильный приют.

«Вяльцева Анастасия Дмитриевна, популярная русская певица, получившая широкую известность как исполнительница народных песен. Родилась в 1871 году в с. Алтухово. Умерла в 1913 году в гор. Петербурге», — гласит надпись на мемориальной доске, установленной в центре поселка на одном из зданий. Брянцы помнят и чтут великую певицу. Краевед Светлана Кизимова подготовила и издала о ней книги «Чайка русской эстрады» и «Несравненная Анастасия Вяльцева». Память о великой певице воплотилась в памятниках, в художественном фильме «Несравненная», в книге «Звезды русской эстрады» и межрегиональных фестивалях, проводимых в Брянске под названием «Гори, звезда приветная»...

«Граммофонная пластинка сохранила людям тень ее голоса. Но даст ли она понять не слышавшим ее, что такое была Вяльцева, в чем было ее очарованье, что сделало ее «несравненной»...» — писал литератор С. Петров-Скиталец в связи со смертью певицы. Автору пришлось бывать на ряде вечеров, посвященных творчеству Анастасии Дмитриевны, и видеть, с каким вниманием, наслаждением и восторгом слушали ее голос, дошедший из далекого прошлого.

 

Гамолин Владимир Данилович (21.01.1930 – 17.09.2003)

Владимир Данилович Гамолин - поэт, основатель и руководитель историко-литературного музея-заповедника Ф.И. Тютчева "Овстуг"

В.Д. Гамолин родился 21 января 1930 года в д. Клинок Жирятинского района. В 1948 году окончил мужскую среднюю школу в г. Брянске с серебряной медалью.

С 1948 по 1952 год учился в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена на факультете русского языка и литературы. Институт закончил с отличием. В 1952 году начал свою трудовую деятельность учителем на Сахалине. В этом же году был призван в ряды Советской Армии. После службы, в 1954 году, работал учителем в Яловской средней школе Красногорского района Брянской области.

С 1955 по 1986 годы Владимир Данилович Гамолин работал учителем русского языка и литературы в Овстугской средней школе Жуковского района. Свыше 20 лет был завучем этой школы.

Энтузиаст по натуре, человек необыкновенного трудолюбия В.Д. Гамолин стоял у истоков возрождения памяти Ф.И. Тютчева на Брянщине. Под непосредственным руководством Владимира Даниловича была открыта комната-музей Ф.И. Тютчева, возродился тютчевский парк, где ежегодно, начиная с 1961 года, проходят праздники поэзии. В 1986 году в Овстуге был восстановлен родовой дом Тютчевых. Целью жизни для него стало пробудить и поднять общественность села, города, области на воскрешение памяти великого поэта.

В.Д. Гамолин – автор трех поэтических сборников: «Струны сердца» (Брянск, 1993), «В сердце – Россия» (Брянск, 1996), «Духовности святые рубежи» (Москва, 2004). Его стихи свидетельствуют, что их автор упоенно вбирает в себя родную землю и небо, он восторженно вчитывается в книги и Тютчева, и его великих собратьев, но в тоже время он готов влюблено воспеть каждого своего односельчанина - и живого, и уже ушедшего от нас на вечный покой…

В 1972 году В.Д. Гамолину присвоено Почетное звание "Заслуженный учитель РСФСР". Он награжден медалями "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В.Д. Гамолин - лауреат премии благотворительного фонда "Стойкость", Всероссийской премии им. Ф.И.Тютчева «Русский путь».

В 1999 году В.Д. Гамолин был награжден орденом Почета. Ему были присвоены звания: Почетный гражданин Брянской области и Почетный гражданин Жуковского района. Владимир Данилович был неуемный по натуре человек. С огромной любовью он нес людям тютчевское слово с его мощным, философским духом. Он был частым гостем на телевидении, радио, в редакции районной газеты, в школах, лицеях, в учреждениях. Каждая встреча с этим замечательным человеком приносила людям огромную радость, удовлетворение.

Габо Наум (5.08.1890-23.08.1977)

Наум Габо (Наум Борисович Певзнер) - русский скульптор-авангардист, художник, архитектор, теоретик искусства.

Наум Борисович родился 5 августа 1890 г. в г. Брянске. В возрасте 15-ти лет переехал в г. Томск.

В 1904 г. он был исключен из брянской школы за не слишком любезные стихи в адрес директора, в 1907 г. ненадолго арестовывался за участие в распространении нелегальной литературы среди рабочих и крестьян. Тогда же начались его первые опыты в живописи.

С 1910 г. Наум Певзнер учился в Мюнхене, сначала на медицинском факультете университета, затем в политехническом институте. Не забывал и о живописи — посещал лекции по истории искусств, путешествовал по Италии, где главной его целью были местные музеи. Чтобы отличить себя от брата Антуана, тоже художника, он взял псевдоним Габо.

С 1917 по 1922 г. он жил в Москве, где работал в Отделе изобразительных искусств при Наркомпросе: готовил различные художественные проекты, выпускал журнал. Как и все авангардное искусство, произведения Габо во многом неожиданны — он представлял публике своеобразные конструкции из геометрических фигур. Понять суть его творческого метода помогает «Реалистический манифест», написанный в 1920 г. В нем художник смело и во многом провидчески сформулировал идеи художественного творчества XX в.

В 1922 г. Н. Габо выехал за границу для организации отдела абстрактного искусства на Русской выставке в Германии. К тому времени он уже получил известность, одна за другой устраивались его персональные выставки. Н. Габо жил в Германии, Франции, Англии, а в 1946 г. перебрался в Соединенные Штаты. В СССР он приезжал еще только раз — в 1962 г. Наум Габо был лауреатом многочисленных премий в области искусства, членом Королевской академии искусств в Стокгольме, почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне, одним из 50-ти почетных членов Американской академии литературы и искусств. Среди его работ — картины, рисунки, скульптуры, архитектурные сооружения.

Могилевцевы

Ткачевы

Брянский областной Дворец детского и юношеского


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.