Финансовая отчетность как объект анализа — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Финансовая отчетность как объект анализа

2020-07-07 161
Финансовая отчетность как объект анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт права и управления

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

 

 
 

Конспект лекций

учебной дисциплины (модуля)

«Анализ финансовой отчетности»

 

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление подготовки: 38.03.01 – Экономика

Профиль подготовки: «Финансы и кредит»

Квалификация выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: (очная, заочная)

 

Тула, 2019


СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Цель, основные понятия и задачи анализа финансовой отчетности. 3

1.1. Финансовая отчетность как объект анализа. 3

1.2. Цель и содержание анализа финансовой отчетности. 7

1.3. Оценка информативности отчетности с позиций основных групп ее пользователей. 9

1.4. Виды анализа финансовой отчетности. 14

1.5. Методы анализа финансовой отчетности. 19

1.6. Модели финансового анализа. 22

Лекция 2. Анализ структуры баланса. 29

2.1. Общая оценка структуры имущества организации и его источников по данным баланса. 29

2.2. Разработка аналитического баланса. 34

2.3. Результаты общей оценки структуры активов и их источников по данным баланса. 37

Лекция 3. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса и платежеспособности предприятия 43

3.1. Анализ ликвидности баланса. 43

3.2. Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности. 47

3.3. Анализ показателей финансовой устойчивости. 53

Лекция 4. Анализ финансовых результатов по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». 58

4.1. Значение и задачи анализа финансовых результатов. Понятие бухгалтерской и экономической прибыли. 58

4.2. Анализ структуры и динамики финансовых результатов. 60

4.3. Анализ влияния факторов на прибыль. 61

Лекция 5. Анализ рентабельности организации. 66

5.1. Факторный анализ рентабельности организации. 66

5.2. Сводная система показателей рентабельности организации. 68

5.3. Сущность финансового рычага. 73

5.4. Связь между экономической рентабельностью и рентабельностью собственного капитала 75

5.5. Расчет коэффициента финансового рычага. 78

Лекция 6. Анализ форм № 3 «Отчет об изменениях капитала» и № 4 «Отчет о движении денежных средств». 84

6.1. Источники финансирования активов. 84

6.2. Анализ состава и движения капитала организации. 87

6.3. Анализ информации, содержащейся в отчете о движении денежных средств. 89

6.4. Анализ движения денежных средств прямым методом.. 93

Лекция 7. Анализ формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». 107

7.1. Анализ амортизируемого имущества. 107

7.2. Анализ финансовых вложений. 116

Лекция 8. Анализ прочей информации, содержащейся в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и в пояснительной записке, подлежащей обязательному раскрытию в финансовой отчетности. 122

8.1. Анализ дебиторской задолженности. 122

8.2. Анализ кредиторской задолженности, кредитов и займов. 125

8.3. Пояснительная записка к годовому бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 127

Библиографический список. 131

 

 


Лекция 1. Цель, основные понятия и задачи анализа финансовой отчетности

План.

1.1. Финансовая отчетность как объект анализа.

1.2. Цель и содержание анализа финансовой отчетности.

1.3. Оценка информативности отчетности с позиций основных групп ее пользователей.

1.4. Виды анализа финансовой отчетности.

1.5. Методы анализа финансовой отчетности.

1.6. Модели финансового анализа.

.

Модели финансового анализа

Финансовый анализ проводится с помощью разного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности. Можно выделить три основных типа моделей, которые используются в финансовом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели– это модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним можно отнести построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, систему аналитических коэффициентов, аналитические записи к отчетности.

Горизонтальный (временной) анализ - это сравнение каждой позиции отчётности с аналогичной ей позицией в предыдущем периоде или за более длительный промежуток времени. В зависимости от вкладываемого смысла горизонтальным анализом также называют сравнение статей актива и пассива баланса и сравнительный анализ статей форм отчётности одного предприятия с другими предприятиями данной отрасли.

Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией ряда предыдущих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем. Трендовый анализ является продолжением горизонтального анализа.

Вертикальный (структурный) анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет отразить удельный вес каждой статьи баланса в общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых отслеживают и прогнозируют структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.

Следовательно, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

1) переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

2) относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности и затрудняет их сопоставление в динамике.

Анализ относительных показателей (коэффициентов)– это расчет соотношений отдельных показателей, позиций отчета с позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Относительные показатели подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распределения меняются в том случае, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Коэффициенты координации используются для выражения соотношений разных по существу абсолютных показателей или линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Предикативные модели– это модели прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются следующие: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа и др.

Нормативные моделипозволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов и к анализу отклонений фактических данных от их нормативов.

В процессе анализа реализуется переход от общего ознакомления с финансовым состоянием к выявлению и измерению противоречивого влияния отдельных факторов на его характеристики и к обобщению материалов анализа в виде конечных выводов и рекомендаций. При этом необходимо использовать в анализе всю имеющуюся информацию о результатах деятельности хозяйствующего субъекта после ее обработки специальными приемами.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических методов исследования.

Сравнительный анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Сравнение является наиболее распространённым приёмом анализа. Первостепенное значение имеет сравнение показателей в динамике – на дату проведения анализа и на предшествующие хронологические даты.

Сравнение с уровнем показателей на начало года предусмотрено в формах финансовой отчётности.

Сравнение показателей анализируемого периода с показателями предшествующих периодов(предыдущего месяца, квартала, года) даёт возможность оценить темпы развития хозяйствующего субъекта и, в известной степени, напряжённость заданий бизнес-плана на анализируемый период. С этой целью проводится (где это возможно) сопоставление планируемых величин показателей с их нормативными уровнями.

Сравнение с экономическим потенциалом анализируемого объектапозволяет определить, в какой мере он приблизился к наивысшему уровню использования ресурсов и эффективности деятельности. В современной практике анализа этот вид сравнения применяется не комплексно, а по отдельным показателям – например, по коэффициентам использования календарного фонда времени работ оборудования или же полезного использования сырья. Данный прием способствует объективной оценке степени использования организациями своего потенциала.

Чтобы более полно выявить резервы, сравнения проводятся не только в рамках анализируемого объекта, но и с другими объектами, т. е. они поднимаются на качественно новый уровень - сравнительного межхозяйственного анализа.

Сравнительный анализприменяется для определения размеров и причин различий в использовании ресурсов и эффективности деятельности, для мобилизации внутренних резервов сравниваемых организаций (или отдельных их участков) путем распространения выявленного передового опыта.

Сравнение со среднеотраслевыми показателямипозволяет определить, какое место занимает анализируемый хозяйствующий субъект в отрасли.

Вообще же сопоставимость достигается при соблюдении ряда условий, к числу которых относятся: единство оценки (отдельно выявляется влияние изменения оценки), устранение влияния изменения объёма и ассортиментной структуры, сравнимость календарных периодов, использование информации и аналитических показателей, формируемых. по одинаковой методологии.

При анализе бухгалтерской отчетности в большей мере используются динамические сравнения, т. е. сопоставление изменений данных отчетности по временным периодам. В этом случае основные формы отчетности составляются за несколько лет или за несколько кварталов, месяцев, что позволяет обосновать тенденции изменения показателя, его динамику. Исключение типичных (чрезвычайных) факторов дает возможность обосновать устойчивые тренды показателей.

Следующим весьма важным приемом качественного анализа являются группировки,которые широко используются и в статистике. Однако имеется принципиальное различие в их применении в статистике и анализе. В статистике группировки объектов наблюдения по сходству их экономической природы являются необходимой предпосылкой получения содержательных научно обоснованных средних величин, правильно характеризующих изучаемые совокупности, т.е. используются для обобщения и типизации явлений. В анализе, наоборот, группировки служат для раскрытия содержания средних, для выяснения влияния отдельных единиц на эти средние.

Особенно большое значение имеют группировки при анализе консолидированных отчетов, так как они позволяют оценить результаты отдельных хозяйствующих организаций, сосредоточить внимание на тех, из них, чьи результаты не соответствуют плановым значениям, чтобы изыскать и мобилизовать скрытые резервы улучшения их деятельности.

Наиболее широко при анализе отчетности используется балансовый метод, который эффективен при анализе движения запасов, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, когда определяются остатки на конец года с учетом остатков на начало года.

Балансовый прием используется также как вспомогательный для проверки расчетов, произведенных другими специалистами аналитическими приемами (факторный метод, метод ценных подстановок и т. п.).

Приемы анализа, используемые для конкретных целей изучения состояния анализируемого хозяйствующего субъекта, составляют в совокупности методике анализа.

Перспективы развития систематизированного финансового анализа в основном связывают с разработкой новых аналитических коэффициентов и расширением информационной базы анализа за счет данных бухгалтерского и оперативного учета. Отечественные специалисты также отмечают доступность для аудиторов в определенной мере и внутренней учетной информации предприятия, а, следовательно, необходимость углубления методики финансового анализа. Особое значение все в большей степени придается перспективному финансовому анализу и анализу капитала.

 

Выводы

Финансовый анализ – процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности организации с целью повышения ее рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Целью анализа финансовой отчетности является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия.

Методика анализа финансовой отчетности организации должна состоять из трех взаимосвязанных блоков:

1) анализа финансового положения и деловой активности;

2) анализа финансовых результатов;

3) оценки возможных перспектив развития организации.

В информации об организации заинтересованы различные группы пользователей бухгалтерской отчетности. В связи с чем к бухгалтерской отчетности предъявляются требования как по ее идентификации (указанию наименования организации других реквизитов), составу (количество представляемых форм отчетности), содержанию, так и по срокам представления.

Несмотря на многообразие организаций и их организационно-правовых форм, благодаря единым Плану счетов бухгалтерского учета, списку первичных документов, единым нормативным актам, удается с небольшой математической погрешностью преобразовать множество разнохарактерных производственных операций в ограниченное количество бухгалтерских операций.

Анализ финансовой отчетности оформляется в виде аналитической (пояснительной) записки. Она должна включать следующие разделы: общие данные по анализируемой организации, отрасли, частью которой она является, экономической среде, в которой она действует; финансовые и другие данные используемые при анализе, коэффициенты и другие аналитические показатели; выявление и оценку положительно и отрицательно влияющих количественных и качественных факторов по важнейшим направлениям анализа; оценки и выводы на основании полученных результатов анализа, а также построение прогнозных моделей анализа.

В соответствии с задачами анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности делится на внутренний и внешний. Внутренний анализпроводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования финансового состояния предприятия, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности. Внешний анализосуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности.

Цель экспресс-анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности – наглядная и простая оценка имущественного состояния и эффективности развития организации. Этот вид анализа может проводиться аудитором на предварительном этапе планирования аудиторской проверки.

При анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности используются общенаучные и специальные методы: динамический, детализации, дедуктивный и индуктивный, метод анализа, балансовый и другие.

Финансовый анализ проводится с помощью трех основных типов моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности: дескриптивных, предикативных и нормативных. Одним из наиболее распространённых приёмов анализа является сравнение, особенно в динамике.


Выводы

Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

Анализ активов, обязательств и капитала организации проводится по балансу (форма № 1) с помощью одного из следующих способов: 1) анализа непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей; 2) формирования уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей; 3) дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах. Предпочтительным является анализ баланса вторым способом.

Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации: общая стоимость активов организации, равная сумме первого и второго разделов баланса; стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела I баланса; стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу раздела II баланса; стоимость материальных оборотных средств; величина собственного капитала организации, равная итогу раздела III баланса; величина заемного капитала, равная сумме итогов разделов  IV и V баланса; величина собственных средств в обороте, равная разнице итогов разделов III и I баланса; величина устойчивого капитала, равная сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств; рабочий капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами; текущие обязательства равны сумме краткосрочных кредитов и займов, задолженности участникам по выплате доходов, кредиторской задолженности и прочих краткосрочных обязательств.

Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует расчеты. Схемой аналитического баланса охвачены важные показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели горизонтального и вертикального анализа.

Признаками «хорошего» баланса являются: 1) валюта баланса в конце отчетного периода должна увеличиваться по сравнению с началом периода; 2) темпы прироста (в %) оборотных активов должны быть выше, чем темпы прироста (в %) внеоборотных активов; 3) собственный капитал организации в абсолютном выражении должен превышать заемный и (или) темпы его роста (в %) должны быть выше, чем темпы роста заемного капитала; 4) темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть приблизительно одинаковы или кредиторской – чуть выше; 5) доля собственных средств в оборотных активах должна быть более 10%; 6) в балансе должна отсутствовать статья «Непокрытый убыток», т.е. цифра в строке 1370 должна быть без скобок.


Анализ ликвидности баланса

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид актива превратился в деньги, тем выше их ликвидность.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1. Наиболее ликвидные активы – к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Данная группа рассчитывается следующим образом:

А1= Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения

или стр. 1240 + стр. 1250

А2. Быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

А2 =  Краткосрочная дебиторская задолженность

или стр. 1230

А3. Медленно реализуемые активы – статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, долгосрочную дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы.

А3= Запасы + Долгосрочная дебиторская задолженность + НДС + Прочие оборотные активы

или стр. 1210+ стр. 1220 + стр. 1260.

Для обращения их в денежную наличность требуется значительно времени. «Расходы будущих периодов» не включаются в эту группу.

А4. Трудно реализуемые активы – статьи раздела I актива баланса – внеоборотные активы.

А4= Внеоборотные активы

или стр. 1100.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1. Наиболее срочные обязательства – к ним относится кредиторская задолженность

П1= Кредиторская задолженность

или стр. 1520.

П2. Краткосрочные пассивы – это краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства.

П2= Краткосрочные займы и кредиты + Прочие краткосрочные обязательства

Или стр. 1510+1550.

П3. Долгосрочные пассивы – это статьи баланса, относящиеся к разделам IV и V, т.е.долгосрочные кредиты и займы, а также расходы будущих периодов, краткосрочные оценочные обязательства.

П3= Долгосрочные обязательства + Доходы будущих периодов + краткосрочные оценочные обязательства

или стр. 1400+1530+1540.

П4. Постоянные пассивы – это статьи раздела III баланса «Капитал и резервы».

П4= Капитал и резервы (собственный капитал организации)

или стр. 1300.

Сумма групп П1 и П2 составляет показатель «текущие обязательства».

Сумма групп П3 и П4 составляет показатель «устойчивые пассивы».

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие соотношения:

А1 ³ П1; А2 ³ П2; А3³ П3; А4 £ П4.

Если выполняются первые три неравенства, то есть текущие активы превышают внешние обязательства фирмы, то обязательно выполняется и последнее неравенство. Поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении одного из условий финансовой устойчивости – наличия у предприятия оборотных средств.

Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток по одной группе активов не компенсируется их избытком по другой группе, поскольку в реальной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.

Сопоставление наиболее ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

Текущую ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени:

ТЛ=(А1+А2) – (П1 + П2);

Перспективную ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:

ПЛ = А3 – П3.

Для анализа ликвидности баланса составляется таблица 3.1. В графы этой таблицы записываются данные на начало и конец отчетного периода из сравнительного аналитического баланса по группам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютные величины излишних или недостающих на начало и конец отчетного периода платежных средств.

 

Таблица 3.1 – Анализ ликвидности баланса

Актив

На начало периода

На конец периода

Пассив

На начало периода

На конец периода

Платежный излишек (+) или недостаток (-)

На начало периода На конец периода
1 2 3 4 5 6 7=2-5 8=3-6
Наиболее ликвидные активы (А1)     Наиболее срочные обязательства (П1)        
Быстрореализуемые активы (А2)     Краткосрочные пассивы (П2)        
Медленно реализуемые активы (А3)     Долгосрочные пассивы (П3)        
Трудно реализуемые активы (А4)     Постоянные пассивы (П4)        
Баланс     Баланс     - -

 

Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств (до трех месяцев, от трех до шести месяцев, от шести месяцев до года, свыше года).

Сопоставление итогов группы I по активу и пассиву, т.е. А1 и П1 (сроки до 3 месяцев), отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение итогов группы II по активу и пассиву, т.е. А2 и П2 (сроки от 3 до 6 месяцев), показывают тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для групп III и IV отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем. Анализ, проводимый по данной схеме, достаточно полно представляет финансовое состояние с точки зрения возможностей своевременного осуществления расчетов.

Выводы

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств (до трех месяцев, от трех до шести месяцев, от шести месяцев до года, свыше года).

Одной из основных характеристик финансового состояния предприятия является его платежеспособность. Платежеспособность предприятия – это способность своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства по платежам перед бюджетом, банками, поставщиками и другими юридическими и физическими лицами в рамках осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности.

Для анализа платежеспособности организации рассчитываются такие финансовые коэффициенты платежеспособности, как: общий показатель платежеспособности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент «критической оценки», коэффициент текущей ликвидности, коэффициент маневренности функционирующего капитала, доля оборотных средств в активах, коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Показатели оценки финансового состояния лежат в основе прогнозирования вероятности банкротства или несостоятельности организации – признания арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Финансовая устойчивость – характеристика стабильности финансового положения предприятия, которая обеспечивается высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых им финансовых средств.

Для оценки финансовой устойчивости используются показатели: коэффициент капитализации, коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, коэффициент финансовой независимости (автономии), коэффициент финансирования, коэффициент финансовой устойчивости.

 


Выводы

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить рост собственного капитала оценивается системой показателей финансовых результатов. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках).

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

1. Исследование изменений каждого показателя за анализируемый период (горизонтальный анализ).

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).

3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

Основными факторами, влияющими на прибыль предприятия, являются, прежде всего, выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) или доход от основной деятельности и расходы (себестоимость и прочие).

Также по ф. № 2 рассчитывают коэффициент соотношения доходов и расходов организации. Если коэффициент должен больше 1, то деятельность предприятия является эффективной.


Сущность финансового рычага

В ходе анализа финансового положения организации оценивается и финансовый риск. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты по кредитам и займам. Возрастание финансового риска характеризуется повышением финансового рычага.

Рычаг, леверидж (leverage) – финансовый механизм управления формированием прибыли, основанный на обеспечении необходимого соотношения отдельных видов капитала или отдельных видов затрат.

Различают:

- финансовый рычаг – механизм воздействия на уровень рентабельности собственного капитала за счет изменения соотношения собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием;

- операционный рычаг – механизм воздействия на сумму и уровень прибыли за счет изменения соотношения постоянных и переменных расходов.

Леверидж активов – финансовый механизм формирования активов, основанный на способности собственного капитала привлекать к их финансированию разнообразные формы заемного капитала. Леверидж активов характеризуется коэффициентом левериджа активов, показывающий соотношение общей суммы активов и суммы собственного капитала предприятия.

Финансовый рычаг определяется степенью использования заемных средств для финансирования различных активов. Увеличение доли заемного капитала в финансировании повышает влияние прироста объема деятельности организации на ее рентабельность. То есть финансовый рычаг – это потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры обязательств.

Существуют две концепции финансового рычага:

1) рассчитывается коэффициент финансового рычага:

,

где D ПЧ – абсолютное отклонение прибыли за минусом процентов уплаченных, из налога на прибыль за отчетный период; D ПП – абсолютное отклонение прибыли от продажи за отчетный период; ПЧ0 – величина прибыли за минусом финансовых расходов в базисном периоде; ПП0 – величина прибыли от продажи в базисном периоде.

2) финансовый рычаг рассматривается как приращение к рентабельности собственных средств, получаемое за счет использования заемных средств.

Финансовый рычаг имеет место в ситуациях, когда в структуре источников формирования капитала (инвестиционных ресурсов) организации содержатся обязательства с фиксированной ставкой процента. В этом случае образуется эффект, аналогичный применению экономического (операционного) рычага, т.е. прибыль после уплаты процентов повышается или снижается более быстрыми темпами, чем изменение в объемах выпускаемой продукции.

Сходство между операционным и финансовым рычагами заключается в том, что оба они предоставляют возможность выиграть от постоянной величины, не меняющейся при изменении масштаба производственной деятельности.

Преимущество финансового рычага заключается в том, что капитал, взятый организацией в долг под фиксированный процент, можно использовать в процессе деятельности таким образом, что он станет приносить прибыль, более высокую, чем уплаченный процент. Разница накапливается как прибыль организации.

Выводы

По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции. На рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продаж.

Чистая рентабельность организации в отчетном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчетного периода к выручке от продажи. На нее оказывают влияние факторы, формирующие чистую прибыль отчетного периода.

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной оценки деятельности организации представляет анализ рентабельности активов (R 4) и рентабельности собственного капитала (R 5).

Показатель экономическая рентабельность (R 4) или рентабельность активов отвечает на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускорении оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста бухгалтерской (до налогообложения) рентабельности.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

В зависимости от отраслевой специфики и финансово-хозяйственных условий организация может использовать тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала. Анализируя рентабельность необходимо принимать во внимание три ключевых аспекта этого показателя.

1. Стратегический аспект. Если руководство предприятия выбирает стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. И наоборот – небольшая прибыль, но почти без риска.

2. Оценочный аспект. Числитель и знаменатель формулы рентабельности собственного капитала выражены в


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.