Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-07-07 | 107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Склонность к педагогической профессии.
В опросе участвовало 28 студентов-бакалавров 4 курса.
Общее количество анкет: 28
25 анкет было обработано, 3 испорчено.
Цель исследования: выявление нравственных и педагогических ценностей у студентов 4 курса факультета изобразительного искусства (бакалавров)
Задачи исследования:
- определить наличие положительное отношение к будущей профессиональной деятельности (эмоциональной составляющей интереса)
- выявить мотивационно-ценностное отношение к преподавательской деятельности в области изобразительного искусства
- установить присутствие волевого компонента в отношении к будущей профессии
- выявить наличие необходимых для педагога навыков к эмпатии и коммуникации.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
В качестве эмпирического метода исследования выбрано анкетирование.
Методы обработки результатов: Стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка) и приемы качественного анализа, включая дифференциацию материала по классам.
Интерпретационный метод - структурный (в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы)
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Группа студентов 4-го курса факультета изобразительного искусства (бакалавры, дневное отделение).
ЭТАПЫ ИССЕДОВАНИЯ
1). Подготовительный - на данном этапе была определена цель и задачи исследования, изучался объем источников по данному вопросу, была составлена анкета из 30 вопросов с четырьмя вариантами ответа к каждому (илл.1).
В анкету вошли вопросы, на выявление наличия качеств, требующихся педагогу в ходе профессиональной деятельности: эмпатии, нравственности, коммуникативности, склонности к деятельности в области педагогики и изобразительного искусства.
|
Вопросы, направленные на выявление способности к сопереживанию, эмпатии: № 5, 16,21.
Вопросы, на наличие развитых нравственных качеств (№ 4, 24, 25, 26, 27, 28, 29) иллюстрируют наличие способности брать на себя ответственность, потребности в постоянном развитии и совершенствовании.
Вопросы на наличие развитых коммуникативных навыков ( № 20, 7,8,9,20) призваны выявить интерес к работе с людьми, умению управлять собой и своими реакциями в различных ситуациях, способности к неподготовленной коммуникации, способности к педагогической импровизации.
Вопросы, выявляющие склонность к работе в педагогической сфере (), а также специфические качества педагога, в т.ч. наличие педагогического такта (требовательность и уважительность к воспитаннику, умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога).
Вопросы на склонность к деятельности в области изобразительного искусства и художественного воспитания (№2, 12), т.е. демонстрирующие развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании педагогических и эстетических ценностей.
2). «Полевой» - активный этап исследования, заключавшийся в объяснении правил заполнения анкеты и в осуществлении его контроля. Заполнение анкеты отняло у респондентов около 15-20 минут.
3). Аналитический - этап обработки полученных данных.
Этап анализа полученных данных.
АНАЛИЗ ДАННЫХ
Общее количество анкет: 28
25 анкет было обработано, 3 - забракованы.
По итогам опроса, 16% респондентов ответили утвердительно на вопрос о том, будут ли работа связана с педагогической деятельностью, 60% выразили склонность к работе в данной сфере, 24% - сомневаются, что будут работать по профессии (илл.2).
По итогам первоначального анализа данных респонденты поделены на 3 группы (1 гр. – ответившие «да» на контрольный вопрос, 2 гр.- сказавшие «скорее да», 3 гр. – сомневающиеся, выбравшие вариант «скорее нет»).
|
Ответ | Количество |
Гр1. (Да) | 4 |
Гр. 2 (Скорее да) | 15 |
Гр.3 (Скорее нет) | 7 |
Группа 1 (Илл.3-7).
Среди представителей группы №1 («да») обладают эмпатией 17%, обладают склонностью - 58%, у 17% данное качество слабо выражено, а 8% - не им не обладают.
Коммуникативные навыки хорошо развиты у 36% респондентов, менее развиты – у 36%, совсем не развиты у 14%.
Опираются на нравственные категории 43% опрошенных, 43% их придерживаются, 11% ими не руководствуются.
Склонностью работать в педагогической сфере обладают 32% респондентов, 31% менее склонен, 14% не заинтересованы в работе педагогом.
Склонность к деятельности в сфере изобразительного искусства выявилась в 62% случаев, 25% менее склонных.
Группа 2 (Илл.8-12).
Среди представителей группы №2 («скорее да») обладают эмпатией 40% представителей, а 38% лишь склонны к ней, у 17% оно слабо развито. Отсутствуют респонденты с нулевыми показателями.
Коммуникативные навыки представителей группы № 2 средне развиты: 18 % коммуникабельны, 47% склонны к работе с людьми (ответившие «скорее да»). 12% группы не склонных к активной коммуникации.
Опираются на нравственные категории 53% респондентов группы, еще 35% часто их придерживаются. В группе имеется 1% людей, не следующих нравственным идеалам.
Склонность работать в педагогической сфере обладают 31% испытуемых, 41% имеет к этому склонность, 5% не заинтересованы.
Склонность к деятельности в сфере изобразительного искусства выявлена в 58% случаев, 32% – менее склонны.
Группа 3 (Илл.13-17).
Среди представителей группы №1 («скорее нет») обладают эмпатией – 47% респондентов, у 20% это качество менее развито, у 13% - отсутствует.
Коммуникативные навыки представителей группы № 3 хорошо развиты: 46% обладают данным качеством, у 21% оно менее развито, отсутствует у 12%.
Опираются на нравственные категории 59% опрошенных, 19% их придерживаются, у 12% - совсем не придерживаются.
Склонность работать в педагогической сфере - 65%, не склонны – только 4 респондента.
Склонность к деятельности в сфере изобразительного искусства -42%
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На графиках (илл.18-22), составленных на основании исследования, наглядно продемонстрировано ранжирование групп по показателям.
|
Если рассмотреть данные склонности к эмпатии (илл.18), очевидно, что данным качеством в большей мере обладают представители третьей группы. Второе место занимает гр.2, третье - 1 группа.
Число тех, кто обладает этим качеством в меньшей степени, в 1-ой группе превалирует (58%) над аналогичным показателем 3-ей группы, что, является позитивным фактором, равно как и меньшее число тех, кто эмпатией не обладает (8% против 13%).
Ответ | Да | Скорее да | Скорее нет | Нет |
Гр1. («Да») | 17% | 58% | 17% | 8% |
Гр. 2 («Скорее да») | 40% | 38% | 17% | 0% |
Гр.3 («Скорее нет») | 47% | 20% | 17% | 13% |
Наличие развитых коммуникативных навыков (илл.19) наблюдается у почти половины респондентов группы №3 (46%), у трети – группы №1, у пятой части группы №2 (18%).
Ответ | Да | Скорее да | Скорее нет | Нет |
Гр1. («Да») | 36% | 36% | 14% | 14% |
Гр. 2 («Скорее да») | 18% | 47% | 23% | 12% |
Гр.3 («Скорее нет») | 46% | 21% | 21% | 12% |
График наличия развитых нравственных качеств (илл.20) показывает, что таковые свойственны респондентам третьей (59%) и второй (53%) групп.
Первая группа лидирует как по показателю тех, кому свойственно нравственное поведение в меньшей степени (43%), что является позитивным фактором, так и по количеству тех, кому не свойственно (11%).
Ответ | Да | Скорее да | Скорее нет | Нет |
Гр1. (Да) | 43% | 43% | 3% | 11% |
Гр. 2 (Скорее да) | 53% | 35% | 11% | 1% |
Гр.3 (Скорее нет) | 59% | 19% | 15% | 7% |
Вопросы, выявляющие склонность к работе в педагогической сфере (илл.21) продемонстрировали, что абсолютным лидером по данному показателю является группа №3 (65% против 31 и 32%). Подтверждается этот показатель и позитивным потенциалом тех, кто обладает этим качеством в меньшей степени (респонденты в количестве 25%), так и низким показателем тех, у кого склонность к педагогике слабо выражена (6%) или отсутствует (4%).
Ответ | Да | Скорее да | Скорее нет | Нет |
Гр1. (Да) | 32% | 31% | 23% | 14% |
Гр. 2 (Скорее да) | 31% | 41% | 23% | 5% |
Гр.3 (Скорее нет) | 65% | 25% | 6% | 4% |
Вопросы на склонность к деятельности в области изобразительного искусства (илл.22) демонстрируют,что таковой в большей мере обладают представители 1 группы испытуемых (т.е. те, кто выразил уверенность в том, что будут работать по специальности).
|
Ответ | Да | Скорее да | Скорее нет | Нет |
Гр1. (Да) | 62% | 25% | 13% | 0% |
Гр. 2 (Скорее да) | 58% | 32% | 10% | 0% |
Гр.3 (Скорее нет) | 42% | 25% | 25% | 8% |
Таким образом, по итогам тестирования можно сделать вывод, что необходимыми профессиональными качествами для работы преподавателем изобразительного искусства обладают представители 3 гр., получившие максимальное число высоких показателей в вопросах на эмпатию, нравственность, коммуникативные навыки и склонность к педагогической деятельности (Илл. 18-22). Напомним, что эта группа образована теми, кто сомневается в дальнейшей работе педагогом в области изобразительного искусства (7 человек из 26).
Респонденты, выразившие свою убежденность в том, что будут работать по профессии (гр.№1), добились высокого показателя лишь в блоке вопросов на склонность к деятельности в области изобразительного искусства (4 человека из 26).
Представители группы №2 (15 человек), еще не сделавшие окончательный профессиональный выбор, показали второй результат в блоке вопросов на эмпатию, нравственные качества, склонность работать в области изобразительного искусства и третий результат в блоках вопросов о наличии коммуникативных навыков и склонности работать в педагогической сфере.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Илл.1 Опросник
Илл.2. Диаграмма по контрольному вопросу
Илл.3 -7. АНАЛИЗ АНКЕТ ГРУППЫ №1
Илл.3. Эмпатия
Илл.4. Коммуникативные навыки
Илл.5 Нравственность
Илл.6. Мотивация работать в педагогической сфере
Илл.7. Склонность к деятельности в области изобразительного искусства
Илл.8-12. АНАЛИЗ АНКЕТ ГРУППЫ №2
Илл.8. Эмпатия
Илл.9 Коммуникативные навыки
Илл.10. Нравственность
Илл.11. Мотивация работать в педагогической сфере
Илл.12. Склонность к деятельности в области изобразительного искусства
Илл.13-17. АНАЛИЗ АНКЕТ ГРУППЫ №3
Илл.13. Эмпатия
Илл.14. Коммуникативные навыки
Илл.15. Нравственность
Илл.16. Мотивация работать в педагогической сфере
Илл.17. Склонность к деятельности в области изобразительного искусства
Илл.18-22. АНАЛИЗ ОБЩИЙ (для трех групп)
Илл.18 Эмпатия
Илл.19. Коммуникативные навыки
Илл.20. Нравственность
Илл.21. Мотивация работать в педагогической сфере
Илл.22. Склонность к деятельности в области изобразительного искусства
Илл.1. Опросник
Вам представлены ситуации в которых вы можете оказаться, ранжируй их по значимости. Этот тест поможет выявить вашу склонность к педагогической деятельности | да | Скорее да | Скорее нет | нет | |
1. | Будет ли твоя будущая работа связана с педагогической деятельностью? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
2. | Если бы у меня была возможность взять любые книги в книжном магазине, я набрал(а) бы много книг по искусству | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
3. | Предельная точность и аккуратность- это про меня | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
4. | Самокритичны ли вы к себе? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
5. | Вы идете устраиваться работать в учебное заведение, в коридоре стоит плачущий мальчик, подойдете ли вы к нему? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
6. | Как вы думаете должен ли педагог быть авторитарным? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
7. | Вы работаете в школе, вас попросили заместить педагога, но заранее не предупредили вас об этом. Способны ли вы быстро сориентироваться и провести незапланированный урок? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
8. | Вы оказались в незнакомой компании, но у вас плохое настроение. Сможете ли вы управлять своим настроением? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
9. | Обладаете ли вы артистическими способностями? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
10. | Любите ли вы скрупулезную работу? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
11. | Представьте, что вы педагог, один из учеников обидел вас своим отношением и поведением на уроке, будет ли его оценка зависеть от этого? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
12. | Сильно ли вы увлечены изобразительным искусством? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
13. | Вы педагог в ДХШ или в школе. Будете ли вы тратить свое свободное время на оформление выставок, проведение мастер- классов и тд.? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
14. | Вы считаете себя ответственным человеком? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
15. | Должен ли педагог постоянно совершенствовать свои знания? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
16. | Я проявляю большой интерес к судьбе других людей | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
17. | Если бы вам заново пришлось выбирать (вуз)профессию, выбрали ли бы вы вновь данное направление? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
18. | Часто ли вы пропускаете занятия? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
19. | Я считаю, что учитель должен быть разносторонней личностью | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
20. | Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
21. | Я помогаю, освоится новым людям в коллективе, потому что понимаю, как тяжело бывает новеньким | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
22. | Мне интересно читать литературу, связанную с педагогикой и психологией | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
23. | Повышают ли вашу мотивацию к педагогической деятельности достижения в данной сфере? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
24. | Я люблю разговаривать с детьми, мне нравится их непосредственность | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
25. | Я умею сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
26. | Я считаю, что нужно уважительно относиться к ученику | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
27. | Часто ли вы придираетесь к людям по мелочам | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
28. | Самокритичны ли вы к своему труду? | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
29. | Считаете ли вы, что педагог должен быть нравственной личностью и осознавать свою ответственность перед обществом | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
30. | Будете ли вы в течение жизни повышать свои навыки рисования | да | Скорее да | Скорее нет | нет |
Илл.2. Контрольный вопрос
|
Илл.3 Эмпатия
Илл.4.
Илл.5
Илл.6.
Илл.7.
Илл.8.
Илл.9
Илл.10.
Илл.11
Илл.12.
Илл.13 – 17 - АНАЛИЗ АНКЕТ ГРУППЫ № 3.
Илл.18. Эмпатия
Склонность к педагогической профессии.
В опросе участвовало 28 студентов-бакалавров 4 курса.
Общее количество анкет: 28
25 анкет было обработано, 3 испорчено.
Цель исследования: выявление нравственных и педагогических ценностей у студентов 4 курса факультета изобразительного искусства (бакалавров)
Задачи исследования:
- определить наличие положительное отношение к будущей профессиональной деятельности (эмоциональной составляющей интереса)
- выявить мотивационно-ценностное отношение к преподавательской деятельности в области изобразительного искусства
- установить присутствие волевого компонента в отношении к будущей профессии
- выявить наличие необходимых для педагога навыков к эмпатии и коммуникации.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!