Склонность к педагогической профессии. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Склонность к педагогической профессии.

2020-07-07 107
Склонность к педагогической профессии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Склонность к педагогической профессии.

В опросе участвовало 28 студентов-бакалавров 4 курса.

Общее количество анкет: 28

 25 анкет было обработано, 3 испорчено.

Цель исследования: выявление нравственных и педагогических ценностей у студентов  4 курса факультета изобразительного искусства (бакалавров)

Задачи исследования:

- определить наличие положительное отношение к будущей профессиональной деятельности (эмоциональной составляющей интереса)

- выявить мотивационно-ценностное отношение к преподавательской деятельности в области изобразительного искусства

- установить присутствие волевого компонента в отношении к будущей профессии

- выявить наличие необходимых для педагога навыков к эмпатии и коммуникации.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

В качестве эмпирического метода исследования выбрано анкетирование. 

Методы обработки результатов: Стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка) и приемы качественного анализа, включая дифференциацию материала по классам.

Интерпретационный метод - структурный (в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы)

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Группа студентов 4-го курса факультета изобразительного искусства (бакалавры, дневное отделение).

ЭТАПЫ ИССЕДОВАНИЯ

1). Подготовительный - на данном этапе была определена цель и задачи исследования, изучался объем источников по данному вопросу, была составлена анкета из 30 вопросов с четырьмя вариантами ответа к каждому (илл.1).

В анкету вошли вопросы, на выявление наличия качеств, требующихся педагогу в ходе профессиональной деятельности: эмпатии, нравственности, коммуникативности, склонности к деятельности в области педагогики и изобразительного искусства.

Вопросы, направленные на выявление способности к сопереживанию, эмпатии: № 5, 16,21.

Вопросы, на наличие развитых нравственных качеств (№ 4, 24, 25, 26, 27, 28, 29) иллюстрируют наличие  способности брать на себя ответственность, потребности в постоянном развитии и совершенствовании.

Вопросы на наличие развитых коммуникативных навыков ( № 20, 7,8,9,20) призваны выявить интерес к работе с людьми, умению управлять собой и своими реакциями в различных ситуациях, способности к неподготовленной коммуникации, способности к педагогической импровизации.

Вопросы, выявляющие склонность к работе в педагогической сфере (), а также специфические качества педагога, в т.ч. наличие педагогического такта (требовательность и уважительность к воспитаннику, умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения;  внимательность, чуткость педагога).  

Вопросы на склонность к деятельности в области изобразительного искусства и художественного воспитания (№2, 12), т.е. демонстрирующие развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании педагогических и эстетических ценностей.

2). «Полевой» - активный этап исследования, заключавшийся в объяснении правил заполнения анкеты и в осуществлении его контроля. Заполнение анкеты отняло у респондентов около 15-20 минут.

3). Аналитический - этап обработки полученных данных.  

Этап анализа полученных данных.

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Общее количество анкет: 28

 25 анкет было обработано, 3 - забракованы.

По итогам опроса, 16% респондентов ответили утвердительно на вопрос о том, будут ли работа связана с педагогической деятельностью, 60% выразили склонность к работе в данной сфере, 24% - сомневаются, что будут работать по профессии (илл.2).

По итогам первоначального анализа данных респонденты поделены на 3 группы (1 гр. – ответившие «да» на контрольный вопрос, 2 гр.- сказавшие «скорее да», 3 гр. – сомневающиеся, выбравшие вариант «скорее нет»).

Ответ Количество
Гр1. (Да) 4
Гр. 2 (Скорее да) 15
Гр.3 (Скорее нет) 7

 

Группа 1 (Илл.3-7).

Среди представителей группы №1 («да») обладают эмпатией 17%, обладают склонностью - 58%, у 17% данное качество слабо выражено, а 8% - не им не обладают.

Коммуникативные навыки хорошо развиты у 36% респондентов, менее развиты – у 36%, совсем не развиты у 14%.

Опираются на нравственные категории 43% опрошенных, 43% их придерживаются, 11% ими не руководствуются.

Склонностью работать в педагогической сфере обладают 32% респондентов, 31% менее склонен, 14% не заинтересованы в работе педагогом. 

Склонность к деятельности в сфере изобразительного искусства выявилась в 62% случаев, 25% менее склонных.  

Группа 2 (Илл.8-12).

Среди представителей группы №2 («скорее да») обладают эмпатией 40% представителей, а 38% лишь склонны к ней, у 17% оно слабо развито. Отсутствуют респонденты с нулевыми показателями.  

Коммуникативные навыки представителей группы № 2 средне развиты: 18 % коммуникабельны, 47% склонны к работе с людьми (ответившие «скорее да»). 12% группы не склонных к активной коммуникации.

Опираются на нравственные категории 53% респондентов группы, еще 35% часто их придерживаются. В группе имеется 1% людей, не следующих нравственным идеалам.

Склонность работать в педагогической сфере обладают 31% испытуемых, 41% имеет к этому склонность, 5% не заинтересованы. 

Склонность к деятельности в сфере изобразительного искусства выявлена в 58% случаев, 32% – менее склонны.

 

Группа 3 (Илл.13-17).

Среди представителей группы №1 («скорее нет») обладают эмпатией – 47% респондентов, у 20% это качество менее развито, у 13% - отсутствует.

Коммуникативные навыки представителей группы № 3  хорошо развиты: 46% обладают данным качеством, у 21% оно менее развито, отсутствует у 12%.

Опираются на нравственные категории 59% опрошенных, 19% их придерживаются, у 12% - совсем не придерживаются.

Склонность работать в педагогической сфере - 65%, не склонны – только 4 респондента.

Склонность к деятельности в сфере изобразительного искусства -42%

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

На графиках (илл.18-22), составленных на основании исследования, наглядно продемонстрировано ранжирование групп по показателям.

Если рассмотреть данные склонности к эмпатии (илл.18), очевидно, что данным качеством в большей мере обладают представители третьей группы. Второе место занимает гр.2, третье - 1 группа.

Число тех, кто обладает этим качеством в меньшей степени, в 1-ой группе превалирует (58%) над аналогичным показателем 3-ей группы, что, является позитивным фактором, равно как и меньшее число тех, кто эмпатией не обладает (8% против 13%).

Ответ Да Скорее да Скорее нет Нет
 Гр1. («Да») 17% 58% 17% 8%
Гр. 2 («Скорее да») 40% 38% 17% 0%
Гр.3 («Скорее нет») 47% 20% 17% 13%

 

Наличие развитых коммуникативных навыков (илл.19) наблюдается у почти половины респондентов группы №3 (46%), у трети – группы №1, у пятой части группы №2 (18%).

Ответ Да Скорее да Скорее нет Нет
 Гр1. («Да») 36% 36% 14% 14%
Гр. 2 («Скорее да») 18% 47% 23% 12%
Гр.3 («Скорее нет») 46% 21% 21% 12%

 

График наличия развитых нравственных качеств (илл.20) показывает, что таковые свойственны респондентам третьей (59%) и второй (53%) групп.

Первая группа лидирует как по показателю тех, кому свойственно нравственное поведение в меньшей степени (43%), что является позитивным фактором, так и по количеству тех, кому не свойственно (11%). 

Ответ Да Скорее да Скорее нет Нет
 Гр1. (Да) 43% 43% 3% 11%
Гр. 2 (Скорее да) 53% 35% 11% 1%
Гр.3 (Скорее нет) 59% 19% 15% 7%

 

Вопросы, выявляющие склонность к работе в педагогической сфере (илл.21) продемонстрировали, что абсолютным лидером по данному показателю является группа №3 (65% против 31 и 32%). Подтверждается этот показатель и позитивным потенциалом тех, кто обладает этим качеством в меньшей степени (респонденты в количестве 25%), так и низким показателем тех, у кого склонность к педагогике слабо выражена (6%) или отсутствует (4%). 

Ответ Да Скорее да Скорее нет Нет
 Гр1. (Да) 32% 31% 23% 14%
Гр. 2 (Скорее да) 31% 41% 23% 5%
Гр.3 (Скорее нет) 65% 25% 6% 4%

Вопросы на склонность к деятельности в области изобразительного искусства (илл.22) демонстрируют,что таковой в большей мере обладают представители 1 группы испытуемых (т.е. те, кто выразил уверенность в том, что будут работать по специальности).

Ответ Да Скорее да Скорее нет Нет
 Гр1. (Да) 62% 25% 13% 0%
Гр. 2 (Скорее да) 58% 32% 10% 0%
Гр.3 (Скорее нет) 42% 25% 25% 8%

 

Таким образом, по итогам тестирования можно сделать вывод, что необходимыми профессиональными качествами для работы преподавателем изобразительного искусства обладают представители 3 гр., получившие максимальное число высоких показателей в вопросах на эмпатию, нравственность, коммуникативные навыки и склонность к педагогической деятельности (Илл. 18-22). Напомним, что эта группа образована теми, кто сомневается в дальнейшей работе педагогом в области изобразительного искусства (7 человек из 26).

Респонденты, выразившие свою убежденность в том, что будут работать по профессии (гр.№1), добились высокого показателя лишь в блоке вопросов на склонность к деятельности в области изобразительного искусства (4 человека из 26).

Представители группы №2 (15 человек), еще не сделавшие окончательный профессиональный выбор, показали второй результат в блоке вопросов на эмпатию, нравственные качества, склонность работать в области изобразительного искусства и третий результат в блоках вопросов о наличии коммуникативных навыков и склонности работать в педагогической сфере.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Илл.1 Опросник

Илл.2. Диаграмма по контрольному вопросу

Илл.3 -7. АНАЛИЗ АНКЕТ ГРУППЫ №1

Илл.3. Эмпатия

Илл.4. Коммуникативные навыки

Илл.5 Нравственность

Илл.6. Мотивация работать в педагогической сфере

Илл.7. Склонность к деятельности в области изобразительного искусства

Илл.8-12. АНАЛИЗ АНКЕТ ГРУППЫ №2

Илл.8. Эмпатия

Илл.9 Коммуникативные навыки

Илл.10. Нравственность

Илл.11. Мотивация работать в педагогической сфере

Илл.12. Склонность к деятельности в области изобразительного искусства

Илл.13-17. АНАЛИЗ АНКЕТ ГРУППЫ №3

Илл.13. Эмпатия

Илл.14. Коммуникативные навыки

Илл.15. Нравственность

Илл.16. Мотивация работать в педагогической сфере

Илл.17. Склонность к деятельности в области изобразительного искусства

Илл.18-22. АНАЛИЗ ОБЩИЙ (для трех групп)

Илл.18 Эмпатия

Илл.19. Коммуникативные навыки

Илл.20. Нравственность

Илл.21. Мотивация работать в педагогической сфере

Илл.22. Склонность к деятельности в области изобразительного искусства

 

 

Илл.1. Опросник

 

  Вам представлены ситуации в которых вы можете оказаться, ранжируй их по значимости. Этот тест поможет выявить вашу склонность к педагогической деятельности да Скорее да Скорее нет нет
1. Будет ли твоя будущая работа связана с педагогической деятельностью? да Скорее да Скорее нет нет
2. Если бы у меня была возможность взять любые книги в книжном магазине, я набрал(а) бы много книг по искусству да Скорее да Скорее нет нет
3. Предельная точность и аккуратность- это про меня да Скорее да Скорее нет нет
4. Самокритичны ли вы к себе? да Скорее да Скорее нет нет
5. Вы идете устраиваться работать в учебное заведение, в коридоре стоит плачущий мальчик, подойдете ли вы к нему? да Скорее да Скорее нет нет
6. Как вы думаете должен ли педагог быть авторитарным? да Скорее да Скорее нет нет
7. Вы работаете в школе, вас попросили заместить педагога, но заранее не предупредили вас об этом. Способны ли вы быстро сориентироваться и провести незапланированный урок? да Скорее да Скорее нет нет
8. Вы оказались в незнакомой компании, но у вас плохое настроение. Сможете ли вы управлять своим настроением? да Скорее да Скорее нет нет
9. Обладаете ли вы артистическими способностями? да Скорее да Скорее нет нет
10. Любите ли вы скрупулезную работу? да Скорее да Скорее нет нет
11. Представьте, что вы педагог, один из учеников обидел вас своим отношением и поведением на уроке, будет ли его оценка зависеть от этого? да Скорее да Скорее нет нет
12. Сильно ли вы увлечены изобразительным искусством? да Скорее да Скорее нет нет
13. Вы педагог в ДХШ или в школе. Будете ли вы тратить свое свободное время на оформление выставок, проведение мастер- классов и тд.? да Скорее да Скорее нет нет
14. Вы считаете себя ответственным человеком? да Скорее да Скорее нет нет
15. Должен ли педагог постоянно совершенствовать свои знания? да Скорее да Скорее нет нет
16. Я проявляю большой интерес к судьбе других людей да Скорее да Скорее нет нет
17. Если бы вам заново пришлось выбирать (вуз)профессию, выбрали ли бы вы вновь данное направление? да Скорее да Скорее нет нет
18. Часто ли вы пропускаете занятия? да Скорее да Скорее нет нет
19. Я считаю, что учитель должен быть разносторонней личностью да Скорее да Скорее нет нет
20. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать да Скорее да Скорее нет нет
21. Я помогаю, освоится новым людям в коллективе, потому что понимаю, как тяжело бывает новеньким да Скорее да Скорее нет нет
22. Мне интересно читать литературу, связанную с педагогикой и психологией да Скорее да Скорее нет нет
23. Повышают ли вашу мотивацию к педагогической деятельности достижения в данной сфере? да Скорее да Скорее нет нет
24. Я люблю разговаривать с детьми, мне нравится их непосредственность да Скорее да Скорее нет нет
25. Я умею сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации да Скорее да Скорее нет нет
26. Я считаю, что нужно уважительно относиться к ученику да Скорее да Скорее нет нет
27. Часто ли вы придираетесь к людям по мелочам да Скорее да Скорее нет нет
28. Самокритичны ли вы к своему труду? да Скорее да Скорее нет нет
29. Считаете ли вы, что педагог должен быть нравственной личностью и осознавать свою ответственность перед обществом да Скорее да Скорее нет нет
30. Будете ли вы в течение жизни повышать свои навыки рисования да Скорее да Скорее нет нет

Илл.2. Контрольный вопрос

Илл.3 Эмпатия

Илл.4.

Илл.5

Илл.6.

Илл.7.

Илл.8.

Илл.9

 

Илл.10.

Илл.11

Илл.12.

Илл.13 – 17 - АНАЛИЗ АНКЕТ ГРУППЫ № 3.

Илл.18. Эмпатия

Склонность к педагогической профессии.

В опросе участвовало 28 студентов-бакалавров 4 курса.

Общее количество анкет: 28

 25 анкет было обработано, 3 испорчено.

Цель исследования: выявление нравственных и педагогических ценностей у студентов  4 курса факультета изобразительного искусства (бакалавров)

Задачи исследования:

- определить наличие положительное отношение к будущей профессиональной деятельности (эмоциональной составляющей интереса)

- выявить мотивационно-ценностное отношение к преподавательской деятельности в области изобразительного искусства

- установить присутствие волевого компонента в отношении к будущей профессии

- выявить наличие необходимых для педагога навыков к эмпатии и коммуникации.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.