Для неравнодушных родителей: — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Для неравнодушных родителей:

2020-07-07 76
Для неравнодушных родителей: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для неравнодушных родителей:

Методы общения с ребенком

Уважаемые родители, сегодня мы обсудим важный аспект воспитания – речевое общение с ребенком: что значит слушать, слышать и понимать ребенка; как говорить, чтобы ребенок нас услышал… и многое другое.

Активное слушание

 

Методы активного слушания помогают разговорить ребенка, услышать и понять его. Что значит понять ребенка? (понять его чувства и понять чего он хочет; не привносить своего).

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его. Для этого желательно назвать это его чувство или переживание. Если у ребенка проблема, его надо активно выслушать.

 

Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то,

что он вам поведал, при этом обозначив его чувство

Активное слушание Пассивное слушание
Ø Попытки побудить ребенка к разговору.   Ø Ожидание того, что он сам заговорит
Ø Попытки точно воспринять сказанное ребенком. Попытки убедиться в точности своего восприятия. Ø Ожидание того, когда ребенок окажется в состоянии сказать нечто действительно важное или интересное. Ø Свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание.  
Ø Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося ребенка в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме. Ø Отвлечение внимания на что-нибудь другое при сохрани «маски внимания». Ø Ожидание того, когда ребенок вернется к теме разговора. Ø Ожидание того, когда ребенок перестанет говорить.

 

Когда мы отвечаем на переживания ребенка привычным образом: «А ну-ка, перестань капризничать!», мы оставляем ребенка наедине с его переживанием. Своим замечанием взрослые как бы сообщают ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Напротив, ответы способом активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Такое сочувствие взрослого производит на ребенка совершенно особое впечатление. (ЕГО ПОНЯЛИ!).

Важно обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

 

1) Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Еще лучше, если ваши глаза будут находиться на одном уровне. Избегайте общения с ребенком, находясь в другой комнате, откинувшись на спинку кресла. Ваша положение по отношению к нему и ваша поза первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «считывает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

 

2) Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Ребенок: не буду больше играть с Петей!

Взрослый: ты на него обиделся.

Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

 

3) В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше помолчать. Это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза поможет ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

 

4) В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Ребенок: не буду больше играть с Петей!

Взрослый: не хочешь с ним больше играть ( повторение услышанного )

Ребенок: да, не хочу…

Взрослый после паузы: ты на него обиделся ( обозначение чувства ).

Иногда у взрослых возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом (перефразирование). Если вы не точно угадали чувство ребенка, ничего страшного, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к поправке и покажите, что вы ее приняли.

 

Внимание! Беседа по способу активного слушания непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайне мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка.

 

1. Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка («Горем поделишься – горе пополам, радостью поделишься – радость вдвойне»).

2. Ребенок начинает рассказывать о себе все больше, таким образом может распутаться целый клубок проблем

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Важно помнить вначале активное слушание трудно и необычно, но когда вы им овладеваете, техника исчезает и переходит в искусство общения.

Приказы, команды

Ø «Сейчас же перестань! Убери! Вынеси ведро! Быстро в кровать! Чтобы больше я этого не слышала! Замолчи!»

Ø Ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности.

Ø В ответ дети обычно сопротивляются, упрямятся.

Советы, готовые решения

Ø «А ты возьми и скажи… Почему бы тебе не попробовать… По-моему, нужно пойти и извиниться. Я бы, на твоем месте, дал сдачи».

Ø Часто мы не скупимся на подобные советы и считаем своим долгом дать их ребенку.

Ø Часто дети открыто восстают «Без тебя знаю!». За такими реакциями стоит желание ребенка быть самостоятельным, самому принимать решения. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы.

Похвала.

Ø После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением.

Ø В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая, способная умная!».

Чем плоха похвала-оценка: ребенок скоро начинает понимать, где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать ее, искать. Наконец, он может заподозрить, что вы неискренне.

Обзывание, высмеивание

Ø «Плакса-квакса», «Не будь лапшой!», «Поросенок», «Какой же ты лентяй!» - все это лучший способ оттолкнуть ребенка и разувериться в себе.

Ø Как правило, дети обижаются или защищаются: «А сама-то какая?», «Ну и пусть, ну и буду таким!».

Догадки, интерпретации

Ø «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось, опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…».

Ø Часто это приводит в ярость. И в самом деле, кто любит, когда его вычисляют?

Техники «Я-сообщения»

 

Выше мы рассмотрели, как слушать ребенка. Другая важная сторона общения с детьми – разговор. И здесь мы попробуем понять, как быть с нашими чувствами, что делать с нашими переживаниями, как их донести до детей. Как быть, когда нас переполняют эмоции?

Правило 1

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные

переживания, сообщите ему об этом

Правило говорит о том, что чувства, особенно отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не нужно молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Вы не сможете обмануть ни себя, ни ребенка, который читает по вашей позе, жестам, интонации, выражению лица, глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается 70-90 % информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их почти невозможно. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова и действия.

Как же сказать об этом ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

Правило 2

 

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.

Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении

- «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей».

- «Меня утомляет громкая музыка».

- «Я злюсь, когда меня не слушают».

В этих обращениях к детям используются личные местоимения Я, МНЕ, МЕНЯ. Поэтому высказывания такого рода психологи называют «Я-СООБЩЕНИЯМИ».

 Можно было бы сказать:

- «Ну что у тебя за вид!».

- «Ты не могу бы потише?!».

- «Ты можешь помолчать, когда тебе говорят».

На первый взгляд разница между «Я-» и «Ты-сообщением» невелика. Более того, второе привычнее и удобнее. Однако в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое Ты-сообщение, по сути, содержит выпад, критику или обвинение ребенка.

Я-сообщение имеет ряд преимуществ по сравнению с Ты-сообщением.

1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.

2. Я-сообщение дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Делает нас ближе, человечнее.

3. Когда мы открыты и искренне в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Таким путем легче узнать о чувствах и потребностях ребенка.

4. И еще: высказывая свое чувство без приказа и выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда удивительно, они начинают учитывать наши желания и переживания.

Ошибки

Œ Научиться посылать Я-сообщения непросто, так же как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок. Одна из них состоит в том, что начав с Я- сообщения, взрослые часто заканчивают фразу Ты -сообщением. Например:

- «Мне не нравится, что ты такая неряха!»

- «Меня раздражает это твое хныканье».

Избежать этого можно, используя безличные предложения, неопределенные местоимения или обобщающие слова. Например:

- Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками.

- Меня раздражает, когда дети капризничают.

 Следующая ошибка вызвана боязнью выразить чувство истинной силы. Например, если вы приходите в ужас при виде сына, который бьет по голове кубиком своего младшего брата, следует выразить силу этого чувства. Фраза «Мне не нравится, когда мальчики так делают» - здесь не подходит, ребенок почувствует фальш.

Для неравнодушных родителей:

Методы общения с ребенком

Уважаемые родители, сегодня мы обсудим важный аспект воспитания – речевое общение с ребенком: что значит слушать, слышать и понимать ребенка; как говорить, чтобы ребенок нас услышал… и многое другое.

Активное слушание

 

Методы активного слушания помогают разговорить ребенка, услышать и понять его. Что значит понять ребенка? (понять его чувства и понять чего он хочет; не привносить своего).

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его. Для этого желательно назвать это его чувство или переживание. Если у ребенка проблема, его надо активно выслушать.

 

Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то,

что он вам поведал, при этом обозначив его чувство

Активное слушание Пассивное слушание
Ø Попытки побудить ребенка к разговору.   Ø Ожидание того, что он сам заговорит
Ø Попытки точно воспринять сказанное ребенком. Попытки убедиться в точности своего восприятия. Ø Ожидание того, когда ребенок окажется в состоянии сказать нечто действительно важное или интересное. Ø Свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание.  
Ø Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося ребенка в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме. Ø Отвлечение внимания на что-нибудь другое при сохрани «маски внимания». Ø Ожидание того, когда ребенок вернется к теме разговора. Ø Ожидание того, когда ребенок перестанет говорить.

 

Когда мы отвечаем на переживания ребенка привычным образом: «А ну-ка, перестань капризничать!», мы оставляем ребенка наедине с его переживанием. Своим замечанием взрослые как бы сообщают ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Напротив, ответы способом активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Такое сочувствие взрослого производит на ребенка совершенно особое впечатление. (ЕГО ПОНЯЛИ!).

Важно обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

 

1) Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Еще лучше, если ваши глаза будут находиться на одном уровне. Избегайте общения с ребенком, находясь в другой комнате, откинувшись на спинку кресла. Ваша положение по отношению к нему и ваша поза первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «считывает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

 

2) Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Ребенок: не буду больше играть с Петей!

Взрослый: ты на него обиделся.

Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

 

3) В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше помолчать. Это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза поможет ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

 

4) В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Ребенок: не буду больше играть с Петей!

Взрослый: не хочешь с ним больше играть ( повторение услышанного )

Ребенок: да, не хочу…

Взрослый после паузы: ты на него обиделся ( обозначение чувства ).

Иногда у взрослых возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом (перефразирование). Если вы не точно угадали чувство ребенка, ничего страшного, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к поправке и покажите, что вы ее приняли.

 

Внимание! Беседа по способу активного слушания непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайне мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка.

 

1. Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка («Горем поделишься – горе пополам, радостью поделишься – радость вдвойне»).

2. Ребенок начинает рассказывать о себе все больше, таким образом может распутаться целый клубок проблем

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Важно помнить вначале активное слушание трудно и необычно, но когда вы им овладеваете, техника исчезает и переходит в искусство общения.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.