Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

2020-07-07 131
Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Констатирующий этап работы показал низкий уровень адаптации детей раннего возраста. Вследствие этого работа была направлена на реализацию педагогических условий по повешению уровня адаптации детей раннего возраста к ДОО. Контрольно-обобщающий этап работы был направлен на уточнение и конкретизацию основных положений, обобщение и оформление результатов педагогического исследования.

Для определения эффективности реализации комплекса педагогических условий и выявления динамики уровня адаптации детей раннего возраста к ДОО в ходе работы, был проведен контрольный срез и получены данные, характеризующие уровень адаптации к ДОО по трем критериям: физиологический, эмоциональный и поведенческий. Определение уровня сформированности данных критериев на контрольном срезе осуществлялось на основе того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе. В таблице 7 и 8 представлены результаты контрольного среза в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 7. Оценка уровня адаптации к ДОО на контрольном этапе у детей

экспериментальной группы

п/п

Фамилия, имя ребенка

Оценка уровня адаптации к ДОО

Уровень адаптации к ДОО

1 критерий 2 критерий 3 критерий
1. Старков Артём Т С Т Т
2. Фатькин Миша Л С Л Л
3. Давыдова Ульяна Т Т С Т
4. Руднева Маша С С Т С
5. Соловьёв Рома Т С С С
6. Шумская Катя Т С Т Т
7. Лисина Арина Т Т Т Т
8. Занозина Маша С С С С
9. Чеченков Дима Т С С С
10. Чеченков Матвей Л Л С Л
11. Козина Саша С С С С

 

Таблица 8. Оценка уровня адаптации к ДОО на контрольном этапе у детей контрольной группы

п/п

Фамилия, имя ребенка

Оценка уровня адаптации к ДОО

Уровень адаптации к ДОО

1 критерий 2 критерий 3 критерий
1. Кузнецов Серёжа Т С Т Т
2. Абрашина Саша Т Т Т Т
3. Кудинова София Т Т С Т
4. Туркина Варя С С С С
5. Пирогова Диана Т Т Т Т
6. Дорохина Есения Т С Т Т
7. Гертнер Кирилл С С С С
8. Василенко Ева С Т Т Т
9. Бубеле Злата Т С Т Т
10. Матюков Макар С Т С С

 

 

Для того, чтобы отследить развитие уровня адаптации к ДОО под влиянием педагогических условий проведем сравнительный анализ и представим его в таблице 9.

Таблица 9. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Этапы эксперимента

 

Уровни

 

Тяжелый

 

Средний

 

Легкий

 

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Констатирующий 63,6 54,5 27,3 45,5 9,1 0
Контрольный 36,3 45,5 45,5 54,5 18,2 0

 

Систематизировав результаты, полученные в ходе работы с детьми, представим полученные данные на Рис. 2.

 
0
 
10
 
20
 
30
 
40
 
50
 
60
 
70
 
Тяжелый
уровень
 
Средний
уровень
 
Легкий
уровень
 
Констатирующий этап
 
Контрольный этап
 

Рисунок 2 – Результаты работы в наблюдаемой группе

Проанализировав данные полученные в наблюдаемой  группе, мы видим, что:

– к тяжелому уровню отнесено 36,3% детей  группы. По сравнению с констатирующим экспериментом количество уменьшилось на 27,3%. Ребенок с трудом ходит в детский сад, все время с плохим настроением, плачет, боится того, что мама за ним не придет. Ребенок не взаимодействует со сверстниками, тяжело идет на контакт с педагогом, проводит время один, не придерживается правил поведения в группе. Ребенок отказывается от еды в детском саду, не спит в ДОО или засыпает с большим трудом, часто и долгое время болеет.

– к среднему уровню отнесено 45,5% детей в наблюдаемой группе. По сравнению с констатирующим этапом количество увеличилось на 18,2%. Настроение ребенка колеблется, он может иногда капризничать в часы утреннего приема или днем, есть иногда проявляющийся страх, что мама за ним не придет. Ребенок взаимодействует и идет на контакт с педагогом и сверстниками по своему настроению, может замкнуться, не разговаривать, правила поведения также соблюдает по собственному настроению и желанию. Ребенок имеет переменчивый аппетит, если нет настроения, может не есть, засыпает с трудом, чаще болеет.

– к легкому уровню отнесено 18,2%. детей. По сравнению с констатирующим этапом количество увеличилось в 2 раза. Ребенок приходит с хорошим, бодрым настроение в детский сад, у него нет страхов, связанных с посещением ДОО, с удовольствием взаимодействует со сверстниками и педагогом, правила поведения в группе соблюдаются ребенком. У ребенка хороший аппетит и сон, болеет не часто, состояние в течение дня хорошее.

Таким образом, анализ уровней показал увеличение количества испытуемых на легком и среднем уровне и уменьшение на тяжелом уровне.

Подводя итоги по уровню адаптации в контрольной группе, на которую мы не оказывали специального воздействия, мы представим полученные данные на Рис. 3.

 
0
 
10
 
20
 
30
 
40
 
50
 
60
 
Тяжелый
уровень
 
Средний
уровень
 
Легкий
уровень
 
Констатирующий этап
 
Контрольный этап
 

Рисунок 3 – Результаты работы в контрольной группе

Рассматривая Рис. 3, мы видим незначительные изменения в контрольной группе. На легком уровне ни один ребенок группы не находится. Количество детей на среднем уровне увеличилось лишь на 9% (1 ребенок). К тяжелому уровню по-прежнему относится большая часть детей (45,5% детей группы).

Таким образом, результаты контрольного этапа свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в становлении адаптации детей раннего возраста к ДОО.

Эти различия дают нам основания сделать необходимый вывод о том, что педагогические условия, разработанные в  наблюдаемойгруппе, позволяют эффективно повышать уровень адаптации детей.

Подводя итоги работы, стоит отметить основные выводы:

– Основной целью работы явилась проверка выдвинутой проблеммы. Работа проводилась с детьми раннего возраста  городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения "Детский сад "Дружная семейка".

– Результаты констатирующего этапа показывают, что адаптация детей раннего возраста к ДОО находится на низком уровне развития: необходима специальная, целенаправленная работа в этом направлении. Выделены три уровня: легкий, средний, тяжелый.

– Результаты констатирующего и контрольного этапов для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей легкого и среднего уровней соответственно на 9,1 % и 18,2% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 27,3%.

– Показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня адаптации к ДОО, что позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами теории. 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над дипломом по теме: «Исследование психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации» были раскрыты следующие задачи:

1. На основании теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы выявить сущность и структуру ключевых понятий.

2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.

3. Отобрать средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.

4. Реализовать условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию

Проанализировали психолого-педагогическую литературу. Стоит отметить, что под социальной адаптацией следует понимать процесс приспособления ребенка к конкретным условиям в образовательной организации и изменения им себя в соответствии с этими условиями и общепринятыми нормами.

Заметим, что адаптационный процесс детей к условиям ДОО включает три фазы: острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе; подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка; фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация. Под воздействием неблагоприятных факторов, при отсутствии внимания к проблемам ребенка может возникнуть дезадаптация, под которой понимается нарушение процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Основной особенностью детей, которая обуславливает процесс адаптации к ДОО, является потребность и мотивы в общении. Именно от этого зависит длительность и степень тяжести адаптационного периода. Если ребенку не создавать соответствующим образом организованного общения и игровую деятельность ребенка, то процесс привыкания не только задержится, но и осложнится. Для этого педагогу необходимо знать характерные особенности и этапы протекания процесса привыкания.

Были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективной адаптации детей раннего возраста к ДОО и включают в себя следующие положения:

1. Использовать игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста;

2. Формировать педагогическую компетентность родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами.

Исследование проходило на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения "Детский сад "Дружная семейка" во второй младшей группе.. В ходе констатирующего этапа было выявлено, что у большей части детей (более 50%) тяжелый уровень адаптации.

В ходе работы апробировали  методы работы с младшими дошкольниками в условиях ДОО. В работе по повышению уровня адаптации использовали различные игровые технологии и активно взаимодействовали с родителями.

Анализ результатов контрольных групп показывают, что к концу работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей легкого и среднего уровней соответственно на 9,1 % и 18,2% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 27,3%.

Анализ полученных количественных и качественных результатов работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель достигнута.

     

 


 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.