Средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

2020-07-07 188
Средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для решения проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации в ДОУ, как считает Л.М. Лисина, необходимо отобрать средства психолого-педагогического сопровождения. Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой – либо детали деятельностного процесса.

Раннее психолого-педагогическое сопровождение сегодня является одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку преддошкольного возраста и его семье. Социальное благополучие ребенка во многом зависит от того, как он приспосабливается и адаптируется к окружающей действительности. Уровень адаптированности, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование таких наиважнейших сфер развития ребенка, как психомоторная, речевая и эмоциональная.
Значительным достижением последнего времени стала активная разработка и внедрение в практику таких вариативных форм дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания, лекотеки, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи. Центр игровой поддержки ребенка является важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и ребенка раннего возраста. Он осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей, на основе современных методов организации игровой деятельности, а также проводит консультативную и просветительскую работу с родителями (законными представителями), направленную на создание развивающей среды в условиях семейного воспитания. С другой стороны, Центр дает специалистам уникальную возможность изучить психологию современных родителей, узнать потребности семьи, выявить актуальные проблемы и особенности развития детско-родительских отношений.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

1. Использовать игровые технологии для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста;

2. Формирование педагогической компетентности родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами.

Итак, на всех стадиях своей жизни ребенок является активным субъектом. У него есть свои желания, интересы, отношение к окружающему, что находит свое отношение в его деятельности.  Каждая стадия развития, по

 А.Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. По мнению В.И. Загвязинского, ведущая деятельность – особый тип деятельности, характерный для определенного этапа возрастного развития, при освоении которой у ребенка формируются психологические новообразования, на основе чего совершается качественный скачок в развитии и переход в новый возрастной этап [12, С. 222]. На этапе дошкольного возраста ведущей деятельностью считается игра.

В свою очередь игра, с точки зрения К. Грооса, есть та деятельность, в которой происходит образование необходимой надстройки над прирожденными реакциями [42, С. 78]. З. Фрейд в своей психоаналитической теории сформулировал взгляды на игру как на деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения). Н.К. Крупская подчеркивала значение игры для развития ребенка дошкольного возраста и обозначала ее для детей как учебу, труд и серьезную форму воспитания. П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров под игрой понимают изначально мотивированная, первоначально установленная, генетически и социально запрограммированная, осмысленная и ответственная деятельность, которая включает в себя предметную (видимую), теоретическую (мыслительную) и душевную деятельность [21, С. 12].

В рамках адаптации детей раннего возраста целесообразно использовать игровые занятия. Т.В. Островская предлагает игровые занятия, основная цель которых – познакомить ребенка с детским садом через игру тем способом, который наиболее понятен ребенку. В спокойной домашней атмосфере ему дают возможность почувствовать и понять идею совместного пребывания с другими детьми [38].

Игра – традиционный, признанный метод воспитания детей. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, и потому в игре дети охотно и с удовольствием делают то, что еще не умеют в реальной жизни» (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Игровые методы по подготовке ребенка к детскому саду создают изначально положительную базу для адаптации. Основной целью этой методов является формирование интереса у ребенка к детскому саду заблаговременно до реального поступления, что и обеспечивает его исключительно важную мотивационную роль [3]. Это позитивная эмоция, которая необходима для формирования социальных умений.

С точки зрения В.В. Глебова, ребенку при поступлении в дошкольное учреждение необходимо будет адаптироваться к новым условиям жизни, в которых [38]:

– незнакомые взрослые принимают на себя реализацию удовлетворения его потребностей, которые раньше удовлетворялись только близкими людьми (в реализации бытовых проблем, в заботе, понимании, помощи, защите и т.д.);

– его окружают незнакомые сверстники (в значительно большей численности, чем в прежнем опыте общения ребенка) с различным уровнем нервно-психического развития, характером, потребностями;

– он попадает в новое большое помещение с фиксированными смысловыми зонами и значениями;

– он сталкивается с новыми правилами поведения в группе (режимные моменты, занятия, понятие очередности при получении какой-либо помощи от воспитателя и др.) [11].

Таким образом, явно определяются задачи игровых методов адаптации ребенка. Первая – ознакомительная: рассказать и показать в игре ребенку, что такое детский сад, выработать к нему положительное отношение и вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребенок в детском саду, с целью создания у него психологической готовности к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям. Вторая – формирующая: исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выстраивать адекватные формы поведения, а также развить у него навыки, предусмотренные задачами возраста (общения, взаимодействия, самообслуживания и т. п.). После серии игр, когда уже будет сформировано положительное отношение к детскому саду, возможно проигрывание острых конфликтных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок, в том числе может быть и плач других детей при расставании с родителями [38].

Для разработки игровых методов важно следующее: набор сюжетов для проигрывания, различающихся степенью детализации и длительностью игры, подбирается исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка; определенные сюжеты для проигрывания подбираются в зависимости от поставленной задачи – ознакомительной, формирующей; эмоциональная вовлеченность взрослого необходима для формирования ответной реакции у ребенка на все проигрываемые события, а также для получения эмпатического сопереживания.

Л.Л. Тимофеева для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендует прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями являются: доброе отношение, расположенность педагогов и помощника воспитателя к ребенку, эмоциональная поддержка со стороны родителей, единые требования в семье и в детском саду, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья, правильная организация детских видов деятельности [40].

При работе с детьми для уменьшения количества стрессовых реакций необходимо использовать различные формы организации детской деятельности, известные и понятные для детей. Данные формы работы должны быть известны ребенку из личного опыта, иметь терапевтический характер, позволять отвлечь ребенка от разлуки с родителями, заинтересовать, снимать напряжение, поддерживать на стабильном уровне эмоциональное состояние.

Среди них можно выделить следующие [1]:

– игры с песком, стабилизирующие эмоциональное состояние детей, дающие простор условий для экспериментирования, предполагающие возможность успешной игры одному, находясь в группе детей (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе – в уголке для игр с песком);

– просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов. Одним из критериев отбора мультфильмов для данного просмотра является тот факт, что эти мульфильмы дети просматривали дома с родителями. В данном случае в процессе создания данной коллекции помощь оказывают родители.

– подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения;

– все виды театра – настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (фланелеграф, стенд-книжка, теневой театр), кукольные, проводящийся как за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, перчаточными, пальчиковыми, платочными, варежковыми, ростовыми, штоковыми куклами, куклами-марионетками), т.к. встреча с театральными персонажами помогает ребенку расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу;

– знакомство с произведениями поэзии пестования; пение колыбельных песен, рассказывание потешек, пестушек и кумулятивных сказок о животных, в которых собран опыт народной педагогики по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу детей.

В качестве второго немаловажного условия, взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, мы выдвигаем следующий тезис – повышение педагогической компетентности родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста к ДОО.

Необходимо отметить, что согласно «Федеральному закону об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012» (статья 44) «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [41]. Очевидно, что родители в соответствии с данным положением как главные «воспитатели» собственных детей выходят на первый план. Особенно, в первую очередь, это касается вопросов социализации, нравственного, морального и конечно же формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Значимость этого педагогического условия для развития ребенка дошкольного возраста доказывается и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Одной из важнейших его задач является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [43].

В свою очередь, признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, для формирования педагогической компетентности родителей осуществляется через принципы «сотрудничество» и «взаимодействие». Целесообразно рассмотреть эти понятия в контексте условия нашей гипотезы.

Для достижения заинтересованности родителей в повышении собственной педагогической компетентности Т.А. Фалькович и С.Ю. Прохорова предложили следующие виды родительских собраний нетрадиционной формы [29]:

1. «Педагогические лаборатории» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях, проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

2. «Читательская конференция» проводится как подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме, которое требует от родителей комментария или освещения.

3. «Аукцион» – это вид собрания, которое проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.

4. «Семинар – практикум» является своеобразной демонстрацией опыта не только от воспитателя, но и от родителей, логопеда, психолога и других специалистов. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

5. «Душевный разговор» – это собрание, рассчитанное не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.).

6. «Мастер-класс» – это демонстрация родителями своих достижений в области воспитания детей. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенд «Копилка родительского опыта».

7. «Ток-шоу» подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов.

В след за Ю.К. Бабанским, А.Я. Найн, В.А. Сластениным и др., под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение поставленных исследовательских задач.

Вывод:

Таким образом, при процессе адаптации детей раннего возраста интенсивно используются игры и игровые занятия которые являются ведущим видом деятельности в данном возрасте, для информирования родителей используют индивидуальные беседы, родительские собрания, совокупность выявленных условий должна представлять собой комплекс, поскольку случайные условия не будут способствовать эффективному процессу адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, а в иных случаях могут даже препятствовать этому. Данное предположение мы проверим во второй главе.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.