Основные характеристики экологической тропы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Основные характеристики экологической тропы

2020-07-07 347
Основные характеристики экологической тропы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект «Тропинка чудес»

 

Пояснительная записка

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь чему учиться»

Леонардо да Винчи

В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи­тельная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе. Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты. В этом случае поможет экологическая тропа.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Новизна программы заключается в том, что экологическое образование выходит за пределы чисто школьных форм работы, школа становится центром экологического движения в городе, объединяет его участников в природоохранной деятельности своего городе. На смену случайным эпизодическим мероприятиям по экологическому воспитанию приходит последовательная реализация поставленных задач через программу «Тропинка чудес», во взаимосвязи с общегосударственными проблемами и задачами.

Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях, а также о памятниках архитектуры города Козьмодемьянска. Экскурсия по экотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, также является методом формирования нравственного отношения к ней. На экоторопе можно рассмотреть и изучить различные виды природных и антропогенных биогеоценозов, а также научные, исторические, культурные объекты и достопримечательности.

Оформление экотропы

Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;
  • правила поведения на природе;
  • лозунги и призывы;
  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
  • сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
  • экологические дорожные знаки и указатели.

Оборудование экотропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты, на местности. Далее обследовался маршрут тропы, и были выявлены места имеющиеся установки информационных досок, экологических знаков и указателей.

Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.

Перспективы реализации проекта

1. Перспективы - дальнейшее изучение через развертывание исследовательской деятельности обучающихся, подпроектов и затем работа со школами города.

2. Планируется положительные результаты проекта распространять на другие образовательные учреждения города и района.

Литература

  • А.Н. Захлебный “Учебная экологическая тропа”, № 3 1983, с. 54-63.
  • Г.А. Комова “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000, с. 52-58.
  • Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская.-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.
  • Организация работы по созданию экологической тропы. -Благовещенск. 2005.
  • Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.
  • Чижова В.П. План-проспект буклета по экологической тропе. Методические рекомендации // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы.
  • Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Там же, 2001 г. – С. 35–37.

Интернет-ресурсы:

· https://otzovik.com/review_7666505.html

  • http://fb.ru/article/230905/reka-volga-rasteniya-i-jivotnyie-reki-opisanie-ekologiya-ohrana-chto-delayut-dlya-ohranyi-reki-volgi
  • https://awesomeworld.ru/zhivaya-priroda/mir-rastenij/topol.html
  • https://vladimir-elkin.livejournal.com/12330.html

 

Проект «Тропинка чудес»

 

Пояснительная записка

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь чему учиться»

Леонардо да Винчи

В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи­тельная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе. Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты. В этом случае поможет экологическая тропа.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Новизна программы заключается в том, что экологическое образование выходит за пределы чисто школьных форм работы, школа становится центром экологического движения в городе, объединяет его участников в природоохранной деятельности своего городе. На смену случайным эпизодическим мероприятиям по экологическому воспитанию приходит последовательная реализация поставленных задач через программу «Тропинка чудес», во взаимосвязи с общегосударственными проблемами и задачами.

Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях, а также о памятниках архитектуры города Козьмодемьянска. Экскурсия по экотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, также является методом формирования нравственного отношения к ней. На экоторопе можно рассмотреть и изучить различные виды природных и антропогенных биогеоценозов, а также научные, исторические, культурные объекты и достопримечательности.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая.

Местонахождения: нижняя часть города Козьмодемьянска.

Год закладки: 2020.

Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.

Охрана маршрута: не осуществляется.

Протяженность: 2,5–3 км.

Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута берег реки Волги, затем движение по направлению к парку: бюст Горбунцова, аллея; выход на улицу Лихачева в парк на Базарной площади; далее Стрелецкая часовня в честь Азовских походов Петра I, цветочная клумба; выход на улицу Советскую к Обелиску славы; подъем к Свято-Троицкой церкви, родник; затем следует источник «Красный ключ»; стела «12 стульев» и Пожарная часть № 17; дом купца Дерябина и завершает маршрут ГФУ «Инженерные защиты Чебоксарского водохранилища РМЭ» около Волги.

Тип тропы: линейная.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.

Цель: создание экологической тропы, обеспечивающей у детей формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Задачи тропы:

· расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы средствами экологической тропы;

· использование для организации активного отдыха учащихся на природе;

· содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию;

· исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем городе;

· воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;

· распространять экологические знания не только среди воспитанников школы-интерната, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы;

  • формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов.

Методы реализации программы:

· анализ литературы по теме проекта;

· социологические опросы, анкетирование, тестирование;

· игровой;

· словесный;

· поисковый;

· исследовательский;

· наглядно-демонстрационный;

· обобщение и анализ опыта работы;

· изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий.

Ожидаемый результаты:

· сохранение экологического направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня экологической культуры и грамотности обучающихся, школьного коллектива и населения в целом;

· улучшение экологической ситуации вокруг школы и в городе;

· разработка модели нравственно - экологически, социального воспитания учащихся на основе экологической деятельности школы;

· повышение интереса учащихся к изучению экологии своего города, района, региона, страны, проявление чувства сопричастности к решению экологических проблем в городе, стране, через систему творческого участия в экологических мероприятиях школы.

· План-схема экологической тропы «Тропинка чудес», фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры, коллекции, мультимедийныепрезентации, семейный экологический десант, экологические знаки.

Разработчик тропы: воспитатель Ватрасова Валентина Сергеевна.

Данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны, памятниками архитектуры нижней части г. Козьмодемьянска.

Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.

Одна из задач, которые мы поставили перед собой – выяснить, знают ли сегодняшние школьники экологические места нашего города. В качестве метода работы был выбран опрос.

 Опрос, который был проведен среди учащихся 6-7 классов нашей школы (50 учеников), показал, что опрошенные плохо знают памятники природы нашего города.

В приведенной ниже диаграмме (рис.1) видно, что

Маршрут учебной экологической тропы «Тропинка чудес» проходит по нижней части г Козьмодемьянска. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Общая протяженность тропы составляет 2-3 км.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет от 1,5 до 2,5 часов; такие экскурсии возможны лишь со старшеклассниками (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях). В остальных случаях можно использовать лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию можно не включать.

Экологическая тропа «Тропинка чудес» содержит ряд типичных для этого района биоценозов, как естественного, так и искусственного происхождения. Основным биоценозом по маршруту тропы является парк “Горбунцова”, родник, источник «Красный ключ», ГФУ «Инженерные защиты Чебоксарского водохранилища 

РМЭ».

Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди травянистых растений в основном представлены лесные виды, а также заносные растения и культурные виды на искусственных биоценозах.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.

Большой интерес представляет река Волга. Здесь можно встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и их личинками, моллюсками, земноводными и птицами.

Тропа доступна для посетителей.

Оформление экотропы

Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;
  • правила поведения на природе;
  • лозунги и призывы;
  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
  • сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
  • экологические дорожные знаки и указатели.

Оборудование экотропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты, на местности. Далее обследовался маршрут тропы, и были выявлены места имеющиеся установки информационных досок, экологических знаков и указателей.

Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.