Композиция в системе художественного образа — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Композиция в системе художественного образа

2020-07-07 558
Композиция в системе художественного образа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться начиная с эпохи Возрождения. Художники словом «композиция» называют картину как таковую – как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Термин «комрозиция» прсущь многим видам искусства и переводится от латинского как (compositio – составление, сочинение) – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания основ изобразительной грамоты, закономерностей построения художественного произведения и огромного труда.

Худо́жественный о́браз в изобразительном искусстве это форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни путём создания эстетически воздействующих объектов т, е. картин. Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются наличие индивидуального характера и общего, типического, а также эстетического отношения художника к отображаемому.Очень важен наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе).

. Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние. Художественный образ – это сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии мастера, его мыслей и чувств. Зритель ощущает в художественном произведении чувство радости или одиночества, отчаяния или гнева. Изображая природу в пейзаже, мир натюрморта, портреты и образы в сюжетных картинах, художник всегда оставляет отпечаток своей личности в созданном произведении.

Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы для решения художественного образа, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник). Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая творческий опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно. Художник интуитивно заранее чувствует общую схему будущей картины, ее формат, размер и используемые изобразительные материалы и выразительные средства. Творчество, как образно-мыслительный процесс, в создании живописной картины может реализовываться двумя путями:

- творческая композиция формируется в сознании художника и материализуется средствами изображения и выражения по внутренним и интуитивным законам;

- картина создается на основе увиденного в жизни события и конкретного факта с использованием натурного подготовительного материала.

Разумеется, такое деление творческого процесса художника весьма условно. Творческий человек вполне может комбинировать разные подходы в процессе создания картины или же может предложить совершенно новый и неординарный подход к созданию художественного образа.

 Произведение искусства есть запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее. Композиция связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Восприятие произведения также зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиция связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. И действительно, если попробовать в классических картинах что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта, целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

Композиция жанровой картины определяется  всегда идейным замыслом. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла, никогда не превратиться в художественное произведение. Весь процесс работы над композицией – это процесс обогащения, всесторонней разработки и реализации идейного замысла картины. И. Крамской говорил, что сделать эскиз можно лишь тогда, когда рождается какая-либо идея, которая волнует и не дает покоя, идея, готовая воплотиться в последствии в картине.

В работе над композицией нельзя исходить только из формальных задач, строить картину на основе каких-то геометрических схем, а надо исходить из идеи Пока не найдена интересная тема, нельзя заниматься композицией. Тема включает тот круг идей, чувств и мыслей, которые художник задумал передать в своем произведении. Тема должна обязательно рождаться из глубокого знания определенного круга жизненных явлений, из опыта. Ее нельзя выбирать искусственно по причине «актуальности». Если у художника нет внутренней потребности высказать людям новое, важное и значительное о каком-либо явлении, если он берется за тему не по склонности, – художественного произведения он не создаст.

Понятие «идея» и «тема» в композиции иногда отождествляются,что не совсем верно. На выставках все картины имеют темы, но не вовсякой картине увидишь идею. Во многих картинах легко уловить то, очем рассказывает художник, но не всегда бывает понятно, что он хотел этим сказать.

Идея в живописи выражается не в абстрактных сочетаниях линий,форм или красок, а в  живых, конкретных образах.  Изображение в картине оживает и превращается в содержательный  художественный  образ  в  том  случае, если оно взято из реальной жизни. Найденность сюжетного действия является необходимой основой каждого реалистического произведения. Сюжет определят количество действующих лиц, их размещение, размер фигур, выбор точки зрения и т. д.

В отличие от театра и литературы произведение изобразительного искусства всегда передает только один момент, т. е.  фабулу,которую можно условно назвать как «стоп кадр». Концентрация  действия  в едином изобразительном моменте является одной из закономерностей композиции. Композиция картины должна быть так построена, чтобы зритель почувствовал в ней длительность события: и то, что предшествовало данной сцене, и то, что последует. В этом случае будет передано движение жизни, картина  не будет казаться застывшей и мертвой.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX – XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно и добиться их образной и эмоциональной выразительности.

В творчестве художник волен работать в любой форме, но должен быть мастером в создании и понимании гармонии элементов, колорите, выразительности идеи произведения, во множестве частных задач картины, которые поднимают работу до высот художественного произведения.

Призыв не сковывать себя в творческом процессе актуален  всегда в процессе освоения изобразительной грамоты, например, во время обучения рисунку. Профессиональный рисунок начинается с того, что ученик с помощью точек, отметок и осей размечает пластическую основу изображения, выверяет пропорции и одновременно наполняет рисунок светотенью. Достигнув определенного уровня подготовки, студент уже легко видит обобщенные формы предмета, тогда точки и оси можно не размечать, достаточно мысленно проанализировать форму. Став мастером, художник настолько овладевает чувством формы, что может работать абсолютно свободно, ведя;линию сразу по форме, как рука взяла, следуя логике движения, а не вспомогательным ученическим разметкам.

Работа в композиции точно так же следует логике построения, изменяется по ходу дела, уточняется – композиция живет и движется. И только поставив последнюю точку, мастер убеждается, что композиция завершена в соответствии с его замыслом. Илья Ефимович Репин так описал процесс создания творческой композиции: вот работа подходит к концу, осталась какая-нибудь мелочь, не сгармонированная с общим, тронешь ее – это требует пары мазков в другом месте, опять композиция требует согласования, так и трогаешь картину то там, то сям и переписываешь постепен­но все заново. Пабло Пикассо вполне серьезно говорил, что почти никогда он в начале работы не знает, как закончит произведение.

Композиция чутко отзывается на приемы и средства, применяемые художником, но в то же время существует самостоятельно, свято соблюдая свои законы, и проявление этих законов заключено в трех главных признаках композиции: целостности, уравновешенности, подчиненности второстепенного главному и в этом заключении вырпжается суть композиции живописного произведения

Композиция – это не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения. В композиции вожно выразить себя по-своему по форме выражения и по мысли, чтобы было ясно о чем, что, как и кому художник хотел сказать свое слово изобразительным языком.

И. Е. Репин часто повторял, что картина глубоко сложная вещь и трудная. Только напряжением всех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину и только такие моменты вы почувствуете, что выше всего – правда жизни. Она всегда заключает в себе глубокую идею.

 

Законы композиции

Композиция,построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Основными законами композиции большинство исследователей считают:

- закон целостности;

- закон контрастов;

- закон новизны;

- закон пдчинения всех средств композиции идейному замыслу.

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Такое построение в отдельных видах и жанрах изобразительного искусства требует иногда частичных законов композиции, отражающие существенные признаки живописного произведения. Таковыми законами могут быть:

- закон жизненности;

- закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.

Закон целостности

Целостность, как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется в жизни, природе и в искусстве и проявляется как дидактический закон. Специфичность целостности картины,как первый закон композиции, способствуеть созданию единого и неделимого изображения формы и содержания композиции. Главная черта композиции в плане целостности – это невозможность воспринимать ее как сумму частей. Конструктивная идея композиции способна объеденить в одно целое содержание и форму. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

Согласованность всех частей и элементов композиции является ее свойством. Это позволяет определить центр композиции, ее сюжетный центр, главное и второстепенное исходя из законов восприятия мира.

Композиция чутко отзывается на приемы и средства, применяемые художником, но в то же время существует самостоятельно, свято соблюдая свои законы, и проявление этих законов заключено в трех главных признаках композиции: целостности, уравновешенности, подчиненности второстепенного главному.

В совершенной композиции все части, детали взаимно согласованы и подчинены для целого, так же должны быть продуманы планы, формы, размеры, интервалы, линии, пятна т,д,

Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия закона целостности композиции. Идеальным подтверждением этого закона являются картины художников И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» и В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Закон контрастов

Это один из основных законов композиции картины и он решает задачу образности. В композиции контраст позволяет сильнее подчеркнуть главное, за счет чего достигается выразительность и острота характеристики образов. Средсвами достижения контраста выступает сопоставление каких – либо противоположных качеств. Конкретно,контраст цветовых и тоновых пятен по светлоте, насыщенности и цветовому тону.

Убедительное решение закона контраста можно видет в картинах А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда», «Оборона Севастополя», В. И. Сурикова «Степан Разин» и во многих работах художников.

Закон новизны

Этот закон выступает как всеобщий закон искусства. Художественный образ в искусстве всегда должно восприниматься как нечто новое по содержанию и по форме.Новизна имеет отношение к темам, сюжету, фабуле. Она выражается в художественных средствах и композиционных решениях. Образ в своей неожиданности решения требует соответствуюей пластической трактовки, иногда материал художественный для писма живописной композиции предявляет определенные условия технического и технологического характера.

Кибрик Е.А. точно определил новизну как драгоценное качество композиции.Произведения, созданные мастерами, всегда воспринимаются новыми и неожиданными потому, что в их решении лежит не стандартный подход, индивидуальное видение, оригинальное решение, это полная противоположность заимствованию чужого, т.е. компиляции и плагиату

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.