Гендерный подход в физическом развитии дошкольника — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Гендерный подход в физическом развитии дошкольника

2020-07-07 98
Гендерный подход в физическом развитии дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гендерный подход в физическом развитии дошкольника

Составила и провела инструктор по физической культуре

Маслова Е.Л.

Февраль 2018

 

Анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек

Э. К. Суслова, Т. Репина отмечают, что половые различия закладываются уже на ранних этапах эмбрионального развития, а именно с 6-й недели внутриутробной жизни. Уже на 8—10-й неделе формируются внутренние половые органы, и начинают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влияни­ем происходит формирование не только анатомических особен­ностей пола, но и особенностей развития мозга, различных для женщин и мужчин, — половое дифференцирование мозга. Таким образом подготавливается основа для дальнейшего психосексуаль­ного развития плода.

Созревание скелета у девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Костный возраст девочек в период детства опережа­ет костный возраст мальчиков примерно на 18 месяцев, хотя ни вес, ни длина тела у них не больше, чем у мальчиков. Более того, мальчики впервые 6 месяцев после рождения растут бы­стрее девочек, и это преобладание в длине тела сохраняется до четырех лет.

У детей с 3 до 7 лет потребность организма ребенка в кисло­роде возрастает. Обеспечивается это во многом за счет пере­стройки функции внешнего дыхания. Если у детей 2—3 лет пре­обладающим является брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Увеличивается и жизненная ем­кость легких, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек несколько выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кис­лорода.

 

Психологические особенности мальчиков и девочек

Установлено, что психологические различия полов характерны не только для взрослых. Они выявляются уже в раннем детстве, усиливаются с возрастом и достигают своего максимума в зрелые годы, что в известной мере подтверждает мысль об их биологи­ческой обусловленности.

Ряд исследователей (Д.Н.Исаев и В. Е. Каган, Э.К.Суслова) отмечают, что различия между мальчиками и девочками про­являются очень рано. Даже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному.

Первые различия в игровом поведении обнаруживаются при­мерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки неохотно уходят с рук матери, чаще возвращаются к ней или смотрят на нее, больше времени проводят с матерью, тяготеют к пассивным играм, тогда как мальчики более активны.

Крик мальчика настойчивее, агрессивнее. Отделенный барь­ером стульев от матери, он с года и двух месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать.

Интересы мальчиков больше скло­няются к технике, подвижным и военным играм, в которых при­сутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и по­ражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициа­тивные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстети­ческим оформлением. Как отмечает Е. А. Кудрявцева, девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчи­ки — на сам ход игры.

В.Д.Еремеева и Т. П.Хризман обращают внимание на то, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забира­ются на шкаф.

В. И. Гарбузов отмечает, что, по мнению матерей, мальчики более разносторонни, и это хорошо видно уже после пяти лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в пять лет уже «женщины», видящие много больше мальчиков, лучше пони­мающие, что творится в семье, лучше разбирающиеся в людях, уже со скрытностью, уже с недоброжелательностью к более яркой девочке, уже интересующиеся, во что одета подружка. Из бесед со многими наблюдательными матерями складывается впечатление, что мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стремятся произвести наилучшее впечатле­ние, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее.

Подбор упражнений.

Подбор упражнений зависит от избран­ного способа организации занятий. Организация занятий, учиты­вающих особенности мальчиков и девочек, может иметь два сле­дующие варианта.

- Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На эти занятия целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют раз­ных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание) и упражнения, вызываю­щие интерес у данной группы детей (например, для маль­чиков — футбол, хоккей, для девочек — упражнения с лен­тами). Сюжетное занятие или использование большой те­матической игры также может носить ярко выраженную окраску в зависимости от пола занимающихся (например, для мальчиков — тематическая игра «Спасатели», для де­вочек — тематическая игра «Театр кукол»).

- Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:

- в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;

- на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях — исходные положения; в по­лосе препятствий — условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц — до­зировка). При этом варианте организации занятий, для того чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие дей­ствия мальчиков и девочек.

 

Требование к качеству выполнения заданий.

Девочкам и маль­чикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты допол­нительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразитель­ности, грациозности (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хоро­шим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат — усложненные вари­анты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоем и т. д.).

 

Инвентарь и оборудование.

Инвентарь и оборудование физ­культурного зала должно предусматривать удовлетворение потреб­ности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале долж­ны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятель­ных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.

Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия для мальчиков и девочек. Например, для детей 6 лет при метании в цель оптимальным расстоянием для девочек будет 2,5 м, а для мальчиков — 3,0 м; для детей 7 лет расстояние до цели для девочек — 3,0 м, для мальчиков — 3,5 м. Этим требова­ниям должна соответствовать разметка в зале.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования полоролевого поведения ребенка. Большинство исследователей, изучавших вопросы дифференцированного под­хода к воспитанию девочек и мальчиков, справедливо отмечают, что если педагогический процесс в этом направлении начинается с опозданием, то это уже перевоспитание, которое не может в полной мере компенсировать проблемы, допущенные на предыду­щих этапах.

Гуманизация образования предполагает, что в процессе фор­мирования личности ребенка педагог учитывает все его особен­ности, в том числе и его пол. Мы убеждены, что занятия физи­ческими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в форми­ровании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, ор­ганизующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

 

 

Гендерный подход в физическом развитии дошкольника

Составила и провела инструктор по физической культуре

Маслова Е.Л.

Февраль 2018

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.