Для обучающихся возраст а 1 5 -17 лет — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Для обучающихся возраст а 1 5 -17 лет

2020-07-07 92
Для обучающихся возраст а 1 5 -17 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

Рассмотрена на заседании кафедры протокол №13 от 31 мая 2019 г. Утверждаю» ректор ГАУ ДПО ИРО РБ _______________Г.Р. Шафикова   Принята на заседании Программно-экспертного совета протокол №26 от «19»06.2019 г.  

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Интерактивный башкирский»

Для обучающихся возраст а 1 5 -17 лет

С рок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Ильмухаметов Ахат Галимович,

канд. филол. наук,

доцент кафедры башкирского

и других родных языков и литератур

ГАУ ДПО ИРО РБ

 

Уфа-2019

Пояснительная записка.

Нормативно-правовая основа программы.

Дополнительная образовательная программа “Интерактивный башкирский” (базовый уровень)» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Закон Республики Башкортостан от 01 июля 2013 года N 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями на 3 апреля 2019 года); Закон Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 года № 216-з «О языках народов Республики Башкортостан» (с изменениями на 28 марта 2014 года); Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года N 395 «Об утверждении государственной программы "Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан" и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан».

 

Актуальность (педагогическая целесообразность) и новизна программы.

Знание государственных языков Республики Башкортостан является важнейшей частью личной и профессиональной жизни человека и средсвом включения в социокультурное пространство республики. Именно поэтому важно создание условий и мотивации у молодежи к изучению башкирского языка через использование интерактивных и нетрадиционных методов и форм обучения. Посредством изучения башкирского языка происходит и ознакомление с культурой данного народа, что способствует духовному росту личности, формированию толерантности, так необходимого в поликультурном обществе. Данный социальный заказ общества определяет актуальность создания веб-ресурса для самостоятельного изучения башкирского языка, основанного на коммуникативном подходе обучения.

Исходя из учета индивидуальных особенностей и разных стартовых возможностей обучающихся, а также новых требований к образовательным программам, появилась необходимость разработки программы дополнительного образования ««Интерактивный башкирский» (базовый уровень)», которая обеспечивала бы построение целостного образовательного процесса, направленного на свободное общение на башкирском языке, овладение основными видами деятельности – говорением, аудированием, чтением и письмом.

Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к организации образовательного процесса, использовании системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы. В целях привлекательности и эффективности изучения языка, материал размещен в виде инфографики, видео, автоматического тренажера, тестовых заданий с автоматической проверкой знаний. Преимущество предлагаемой программы заключается в том, что при обучении башкирскому языку основное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей – навыков свободного общения и прикладного применения башкирского языка с помощью размещенного в сети Интернет авторского медиа-контента.

Требования к категории слушателей.

Содержание курсов ориентировано на следующую целевую аудиторию: обучающиеся старших классов образовательных организаций, российские граждане в возрасте от 15 лет, желающие изучать башкирский язык (уровень владения башкирским языком А0-А1).

 

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:

- знают специфические звуки и буквы башкирского языка;

- знают элементарную лексику, в основном простые существительные, глаголы, прилагательные, местоимения.

- знают простые вопросы кто? что? как? какой? что делает? и др.

- знают единственное и множественное число существительных;

- знают изменение глаголов по временам;

- знают простые категории существительных, местоимений, глаголов, прилагательных, наречий;

- знают порядок слов в предложениях башкирского языка.

- умеютприветствовать на башкирском языке, благодарить за услуги;

- умеютзнакомиться;

-   умеютговорить о себе в 2–3 фразах, отвечать на вопросы в рамках элементарной лексики;

- могутприветствовать собеседника, участвовать в небольшом диалоге, спрашивать о делах, интересах собеседника, о его семье и профессии, прощаться;

- умеютчитать элементарные предложения (не более 7–9 слов) на основе известной лексики;

- умеютвоспринимать на слух короткие предложения с элементарной лексикой;

- могут написать свое имя, дату рождения, краткие сведения о себе.

- владеют основными нормами речевого этикета;

- владеют активным словарем (200-300 лексических единиц), идиоматикой и наиболее употребительными разговорными формулами башкирского языка;

- владеют пассивным словарем (500-600 лексических единиц), наиболее употребительными фразами и предложениями башкирского языка;

- владеют навыками устной и письменной речи на базовом уровне.

  Личностные результаты:

- осознанно и уважительно относятся к культуре башкирского народа;

- через изучение башкирского языка пробщаются к башкирской культуре;

- расширят свои коммуникативные возможности;

- укрепят навыки разговорной речи по башкирскому языку;

- научатся системной работе;

- повысят аналитические способности, толерантность;

- развитие интереса к изучению башкирского языка;

- сформируется позитивное отношение к башкирскому языку;

- обогатят свою духовную культуру.

   Метапредметные:

- способны взаимодействовать с окружающими, общаться и сотрудничать со сверстниками;

- закрепят навыки работы с обучающими программами;

- овладеют знаниями по речевому этикету;

- умеют планировать свою деятельность, определять её проблемы и их причины, содержать в порядке своё рабочее место;

- проявляют критическое мышление, умение анализировать, давать оценку своей работе;

-

-

Содержание программы.

Тема №1 (4 час а).

Давайте, познакомимся!

Основные вопросы.

Лексика: Слова приветствия на башкирском языке в соответствии речевому этикету. Слова благодарности за ответы. Термины родства. Лексические единицы, связанные с личными и указательными местоимениями, предметами, людьми.

Грамматика: Специфические башкирские буквы и звуки. Окончания категории принадлежности. Интонации. Вопросительные частицы –мы, -ме,  -мо, -мө. Вопросы кем? нимә? нисек? кемдең? кемдеке? Построение фразы.

   Коммуникация: Представлять себя, спросить имя собеседника. Задавать вопросы, дать утвердительные и отрицательные ответы на заданные вопросы, используя модальные слова эйе, юҡ, түгел. Строить короткий диалог.

Слушатели, успешно усвоившие урок должны:

Знать:

- специфические башкирские буквы и звуки;

- слова приветствия на башкирском языке;

- слова представления;

- термины родства на башкирском языке;

- личные местоимения на башкирском языке;

- единственное и множественное число существительных;

- вопросительные местоимения кто? что? чей? как?

- вопросительные частицы –мы, -ме, -мо, мө;

- лексические единицы, обозначающие модальные слова.

уметь:

- здороваться, приветствовать на башкирском языке;

- представлять себя на башкирском языке;

- задавать вопросы на башкирском языке;

- отвечать утвердительно или отрицательно на заданные вопросы;

- правильно применять аффикцы, частицы, окончания;

- дать краткие сведения о ближайщих родственниках;

- строить короткий диалог.

Тема № 2 (3 час а).

Время и числа.

Основные вопросы.

Лексика: Числа и цифры до десяти. Счет до одиннадцати. Десятки и сотни.  Количество предметов и людей. Возраст людей. Время. Часы. Лексические единицы, связанные с числами и временем. Дни недели. Время дня.

Грамматика: Вопросы нисә? күпме? ҡасан? нисәлә? нисәгә тиклем? нисәнән алып? ҡайһы ваҡытта? ни эшләһәң? ни эшләй? Послелоги тиклем, һуң. Действия асыла, ябыла, эшләй, ҡалды. Окончания существительных в значение до и после. Условные действия (глаголы условного наклонения).

Коммуникация: Спросить время. Подсказать время. Построение фразы.

Слушатели, успешно усвоившие урок должны:

Знать:

- числа и цифры;

- вопросительные местоимения күпме? нисә? ҡасан? нисәлә? нисәгә тиклем? нисәнән алып? ҡайһы ваҡытта?

- счет до ста;

- время дня;

- дни недели;

- лексические единицы, обозначающие числа;

- лексические единицы, обозначающие время, время дня.

уметь:

- задавать вопросы на башкирском языке;

- отвечать утвердительно или отрицательно на заданные вопросы;

- считать до ста на башкирском языке;

- спросить время;

- назвать время дня на башкирском языке;

- строить короткий диалог.

Тема № 3 (5 час ов).

Моя повседневная жизнь.

Основные вопросы.

Лексика: Режим дня. Лексические единицы, связанная с личной гигиеной и действиями. Лексические единицы, связанные с предметами быта. Слова, обозначающие место, местность. Названия населенных пунктов, улиц. Послелоги обозначающие местонахождение предметов: артында, алдында, янында, эргәһендә, өҫтөндә, аҫтында, ситендә,эсендә, тышында и др. Прилагательные описания.

Грамматика: Вопросы ни эшләй? ҡайһы ваҡытта? ҡайһы ерҙә? ҡайҙан? ҡайһы яҡтан? Единственное и множественное число существительных. Окончания существительных на вопросы где? откуда? Действия настоящего времени. Простые предложения.

Коммуникация: Рассказ о своем режиме дня. Назвать свой адрес проживания. Спросить о месте проживания (адрес) собеседника. Составить диалог.

Слушатели, успешно усвоившие урок должны:

Знать:

- названия предметов быта;

- наименования сооружений культуры;

- названия населенных пунктов;

- вопросительные местоимения ҡайһы ерҙә? ҡайҙан? ҡайһы яҡтан?нимәгә? ниндәй ваҡиғаға бәйле?

- лексические единицы, обозначающие действия;

- лексические единицы, обозначающие памятников культуры, природы;

- лексические единицы, обозначающие предмет, местность;

- порядок слов в предложении.

уметь:

- задавать вопросы на башкирском языке;

- отвечать утвердительно или отрицательно на заданные вопросы;

- спросить о событиях;

- спросить о местонахождении предметов;

- спросить о месте проживания;

- интересоваться культурой города, архитектурой и т.д.;

- составлять предложения из 3-х слов;

- строить короткий диалог, рссказ об увиденном.

Тема № 4 (3 час а).

Мои друзья и занятия.

Основные вопросы.

Лексика: Слова, связанные с дружбой. Прилагательные, используемые при описание внешности и характера человека. Действия-поведение. Лексические единицы, связанные с учебной деятельностью и учебными предметами, занятиями. Профессии. Деятельность людей по профессиям. Слова, выражающие отношение: яратам, оҡшай, яратмайым, оҡшамай и др.

Грамматика: Ответы на вопросы кемгә? нимәгә? Прилагательные. Аффиксы, выражающие отрицательное отношение и совершение обратных действий –ма, -мә. Ответ на вопрос ни эшләрмен? Действия будущего времени. Порядок слов в простом предложении.

Коммуникация: Составление предложений о своих планах (будущей профессии). Короткий рассказ о друге (подруге). Составить диалог о месте учебы, об учебе.

Слушатели, успешно усвоившие урок должны:

Знать:

- прилагательные;

- названия профессий;

- термины, связанные с учебой;

- будущее время глагола;

- вопросы ни ҡиәфәттә? Ниндәй холоҡло? ҡайҙа? Нисек?Ни эшләрмен?

- лексические единицы, обозначающие учебные заведения, занятия, профессии;

- лексические единицы, обозначающие характер и внешность человека.

уметь:

- задавать вопросы на башкирском языке;

- отвечать утвердительно или отрицательно на заданные вопросы;

- спросить о друге; спросить об учебе, роде занятий;

- составлять предложения из 3-х слов;

- строить короткий рассказ о друзьях, учебе, занятиях.

Тема № 5 (9 час ов).

Знать:

- наименования продуктов питания;

- наименования транспортных средств;

- названия лекарств;

- инфинитивные формы глагола;

- вопросы Сколько стоит? Какова цена? Куда? Который? Какой номер? что? В каком объеме/дозе?

- лексические единицы, обозначающие продукты питания, вкус, качество;

- лексические единицы, обозначающие одежду, цвет;

- лексические единицы, связанные с болезнями и лечением;

- лексические единицы, связанные с транспортом и передвижением, с перелетом на самолете, проживанием в гостинице;

- порядок слов в предложении.

уметь:

- задавать вопросы на башкирском языке;

- отвечать утвердительно или отрицательно на заданные вопросы;

- интересоваться стоимостью продуктов питания;

- интересоваться маршрутом проезда;

- интересоваться качеством продуктов питания, сроком изготовления;

- описать проблему;

- просить лекарство;

- правильно применять глаголы;

- составлять предложения из 4-х слов;

- строить короткий рассказ о еде, об увиденном,

- строить короткий рассказ о своих планах.

 

Тема №6 (4 час а).

Общение на отдыхе.

Основные вопросы.

Лексика: Лексические единицы, связанные с описанием погодных условий. Осадки. Времена года. Изменение природы по временам года. Прилагательные описания, состояния. Слова, связанные со спортом, физкультурой, активным отдыхом, праздниками. Действия и качество действия. Поздравления с праздником.

Грамматика: Вопросы ҡасан? ҡай ваҡытта? нисек? нисек эшләй? ҡайһылай? ни торошло? ни рәүешле? нисегерәк? Наречия.Степени наречий. Употребление неопределенных местоимений берәүҙәр, икенселәре, ҡайһылары, ҡай берәүҙәр, ҡалғандар и др. в предложении.

Коммуникация: Диалог о погоде.Краткий рассказ об увиденном. Интонации в предложении. Поздравления с праздником, приглашения. Составление повествовательных предложений.

Слушатели, успешно усвоившие урок должны:

Знать:

- названия времен года;

- виды спорта;

- вопросы когда? какой? В какую пору? как? Каким образом? Ни эшләй? Ни рәүешле? ҡайһылай?

- слова описания природы;

- основные цвета;

- указательные и неопределенные местоимения, наречия;

- светские и народные праздники;

- лексические единицы, обозначающие названия природных явлений, осадков;

- лексические единицы, связанные со спортом, с активным отдыхом, праздниками;

- порядок слов в предложении.

уметь:

- задавать вопросы на башкирском языке;

- отвечать утвердительно или отрицательно на заданные вопросы;

- спросить о погоде;

- правильно применять наречия;

- говорить с правильной интонацией;

- составлять предложения из 3-х слов;

- строить короткий рассказ о погоде.

Тема № 7 (2 час а).

Современные технологии.

Основные вопросы.

Лексика: Лексические единицы, связанные с компьютерной техникой, гаджетами. Описание техники. Общение по телефону, переписка в чатах, социальных сетях. Действия, связанные с пользованием телефоном, поиском и использованием материалов в сети Интернет.

Грамматика: Вопросы ни маҡсатта? ни өсөн? нимә өсөн? нимәгә? ҡайҙан? ни эшләй? Заимстовованные слова и их правописание. Относительные прилагательные. Составление распространеных предложений с описанием цели совершаемых действий.

Коммуникация: Составлять описательные предложения. Переписка на определенную тему.

 

Слушатели, успешно усвоившие урок должны:

Знать:

- свойства телефона;

- правила безопасного пользования гаджетами;

- о правилах поведения в социальных сетях;

- лексические единицы, связанные с компьютерной техникой, электронной коммуникацией;

- порядок слов в предложении.

уметь:

- задавать вопросы на башкирском языке;

- отвечать утвердительно или отрицательно на заданные вопросы;

- правильно применять местоимения и глаголы;

- составлять предложения из 5-х слов;

- строить короткий рассказ о своем телефоне.

Тема № 8 (4 час а).

Знать:

- лексические единицы, связанные с проживанием в гостинице;

- лексические единицы, связанные с походами, туризмом;

- лексические единицы, связанные с историей, культурой республики;

- лексические единицы, связанные с черезвычайными ситуациями;

- формы глаголов побудительного наклонения;

- формы глаголов повелительного наклонения;

- прилагательные, послелоги;

- порядок слов в предложении.

уметь:

- задавать вопросы на башкирском языке;

- отвечать утвердительно или отрицательно на заданные вопросы;

- описать ситуацию при чрезвычайных ситуациях;

- правильно применять местоимения и глаголы;

- правильно применять прилагательные;

- составлять предложения из 5-х слов;

- строить короткий рассказ о своих планах.

 


Методическое опеспечение.

Приложение 1.

Й урок.

 

Лексическая тема: Приветствие. Знакомство.

Грамматичекая тема: Специфические звуки и буквы башкирского языка. Вопросы кто? что? как? чей? Окончания принадлежности.

Ожидаемый результат:

Слушатели, успешно усвоившие урок должны:

знать:

- слова приветствия на башкирском языке;

- личные местоимения на башкирском языке;

- вопросительные местоимения кем? нимә? кемдең? нисек?

- лексические единицы, обозначающие модальные слова.

уметь:

- здороваться, приветствовать на башкирском языке;

- представлять себя на башкирском языке;

- задавать вопросы на башкирском языке;

- строить короткий диалог.

Активная лексика:

Башҡортса Русса
Һаумы? Здравствуй.
Сәләм! Привет!
мин я
һин ты
ул он (она, оно)
беҙ мы
һеҙ вы
улар улар
исем имя
кем? кто?
кемдең? чей?
нисек? как?
ҡыҙы дочь
улы сын

Пассивная лексика:

Башҡортса Русса
Һаумыһығыҙ! Здравствуйте!
минең мой (моя, мое)
һинең твой (твоя, твое)
уның его (ее)
беҙҙең наш (наша, наше)
һеҙҙең ваш (ваша, ваше)
уларҙың их
(Минең) исемем мое имя (меня зовут)
(Һинең) исемең твое имя (тебя зовут)
(Уның) исеме его имя (его зовут)
Беҙҙең фамилиябыҙ Наша фамилия
(Һеҙҙең) исемегеҙ нисек? Как вас зовут?
(Минең) фамилиям моя фамилия
Бик шат! Очень рад.

Запомните:

Башҡортса Русса
Һаумы, Айнур! Здравствуй, Айнур!
Сәләм, Айнур! Привет, Айнур!
Минең исемем Айнур. Меня зовут Айнур.
Һинең исемең нисек? Как тебя зовут?
Уның исеме нисек? Как его (её) зовут?
Уның исеме Заһиҙә. Её зовут Загида.
Был кем? Это кто?
Был Айнур. Это Айнур.
Һеҙҙең фамилияғыҙ нисек? Как ваша фамилия?
Уларҙың фамилияһы Ғәлиевтар. Их фамилия Галиевы.
Һаумыһығыҙ, Айҙар Әхмәт улы! Здравствуйте, Айдар Ахметович!
Кемдең исеме Айнур? Кого зовут Айнур?

Найдите правильный перевод:

Русса Башҡортса
Здравствуй, Айнур! Һаумы, Айнур!
Привет, Айнур! Сәләм, Айнур!
Меня зовут Айнур. Минең исемем Айнур.
Как тебя зовут? Һинең исемең нисек?
Как его (её) зовут? Уның исеме нисек?
Её зовут Загида. Уның исеме Заһиҙә.
Это кто? Был кем?
Это Айнур. Был Айнур.
Как ваша фамилия? Һеҙҙең фамилияғыҙ нисек?
Их фамилия Галиевы. Уларҙың фамилияһы Ғәлиевтар.
Здравствуйте, Айдар Ахметович! Һаумыһығыҙ, Айҙар Әхмәт улы!
Кого зовут Айнур? Кемдең исеме Айнур?

Составьте предложение:

Русса Задание Правильный ответ
Здравствуй, Айнур! Айнур һаумы.,!? Һаумы, Айнур!
Привет, Айнур! Айнур сәләм.,!? Сәләм, Айнур!
Меня зовут Айнур. исемем минең Айнур.,!? Минең исемем Айнур.
Как тебя зовут? нисек һинең исемең.,!? Һинең исемең нисек?
Как его зовут? нисек исеме уның.,!? Уның исеме нисек?
Её зовут Загида. уның Заһиҙә исеме.,!? Уның исеме Заһиҙә.
Это кто? кем был.,!? Был кем?
Это Айнур. Был Айнур.,!? Был Айнур.
Как ваша фамилия. нисек фамилияғыҙ Һеҙҙең.,!? Һеҙҙең фамилияғыҙ нисек?
Их фамилия Галиевы. Ғәлиевтар фамилияһы уларҙың.,!? Уларҙың фамилияһы Ғәлиевтар.
Здравствуйте, Айдар Ахметович! Әхмәт һаумыһығыҙ улы Айҙар.,!? Һаумыһығыҙ, Айҙар Әхмәт улы!
Кого зовут Айнур? Айнур исеме кемдең.,!? Кемдең исеме Айнур?

Встатьте в предложение пропущенное слово:

Башҡортса   Русса
Минең Айнур. исемем Меня зовут Айнур.
Һинең нисек? исемең Как тебя зовут? (Как твое имя?)
Уның исеме? нисек как его(ее) зовут? Как его(ее) имя?
Беҙҙең Яҡшыбаевтар. фамилиябыҙ Наша фамилия Якшибаевы.
фамилияғыҙ нисек? Һеҙҙең Как ваша фамилия.
Һаумыһығыҙ Әлфиә Илшат! ҡыҙы Здравствуйте Альфия Ильшатовна!
Айҙар Әхмәт улы! Һаумыһығыҙ Здравствуйте Айдар Ахметович!
исеме Рөстәм? Кемдең Чье имя Рөстәм? (Кого зовут Рустам?)
Уның Заһир Әхәт улы. исеме Его зовут Загир Ахатович.

Грамматические комментарии:

1. Краткие данные об особенностях башкирского языка:

В башкирском алфавите 42 буквы. В башкирской письменности употребляются все буквы русского алфавита с добавлением к ним 9 особых знаков для специфических фонем: ә, ө, ү, ҡ, ғ, ҫ, ҙ, һ, ң.

·  [Ә] - гласный мягкий звук: әсәй (мама), сәскә (цветок);

· [Ө] - гласный мягкий звук: өй (дом), Өфө (Уфа);

· [Ү] - гласный мягкий звук: үлән (трава), күл (озеро);

· [Ғ] - согласный звонкий звук (может быть мягким или твердым): Ғәли (Гали), Ғалим (ученый);

· [Ҙ] - согласный звонкий звук (может быть мягким или твердым): ҙур (большой), тәҙрә (окно);

· [Ҡ] - согласный глухой, твердый звук (в заимствованных словах может звучать мягко рядом с мягким звуком ә, и): ҡар (снег), ҡәҙерле (дорогой), ҡиммәтле (ценный), Нәҡиә (Накия);

· [Һ] - согласный, глухой звук (может быть мягким или твердым): һауа (воздух), һөт (молоко);

· [ң] - согласный звонкий звук (может быть мягким или твердым), заглавной буквы не существует: эңер (сумерки), таң (рассвет);

· [ҫ] - согласный глухой звук (может быть мягким или твердым): бәҫ (иней), таҫма (лента).

2. В башкирском языке определенные окончания дают значение, что что-либо принадлежит кому-то. Например, в русском языке в словосочетании “мое имя” принадлежность имени мне указывает местоимение “мое”. Без данного местоимения слово “имя“ в отдельности не имеет формальных признаков принадлежности кому-либо, может быть использовано с местоимениями твое, его, их и.т. На башкирском же, помимо окончаний принадлежности личных местоимений мин-ең, и слово, обозначающий предмет, тоже принимает окончание, указывающее на принадлежность кому-либо или чему-либо. В данном случае, мое имя – мин- ең исем- ем, где окончание –ем дает заначение, что это мое имя. В зависимости от того, какой гласный в корне, окончания могут быть –ым, -ом, -өм (-ыбыҙ, -ыбыҙ, -обоҙ, -өбөҙ)

Каждому личному местоимению присуще свое окончание. Например:

Минең исемем

Һинең исемең

Уның исеме

Беҙҙең исемебеҙ

Һеҙҙең исемегеҙ

Уларҙың исеме (исемдәре)

Диалогтар:

- Һаумыһығыҙ!

- Һаумыһығыҙ!

- Минең исемем Айнур! Һеҙҙең исемегеҙ нисек?

- Минең исемем Әлфиә!

- Бик шат!

- Мин дә шат!

- Сәләм!

- Сәләм!

- Һин кем?

- Мин кем?

- Һинең исемең нисек?

- Минең исемем Зөлфиә!

- Минең исемем Артур!


 

Приложение 2.

Тематический словарь.

1

Приветствия и вежливые слова.

2

Местоимения.

3

Термины родства и по возрасту человека.

4

Числа и цифры.

5

Время (час).

6

Время дня.

7

Часто употребляемые глаголы.

8

Слова, обозначающие место.

9

Дом.

10

Населенные пункты.

11

Фигура и характер человека.

12

Учебное заведение.

13

Профессии.

14

Времена года.

15

Продукты и пища.

16

Овощи и фрукты.

17

Одежда.

18

Город. Транспорт.

19

Домашние животные и птицы.

20

Дикие животные и птицы.

21

Дикие птицы.

22

Рыбы.

23

Насекомые.

24

Часто употребляемые прилагательные.

25

Часто употребляемые наречия.

26

Деревья и травы.

27

Часто задаваемые вопросы.


Приложение 3.

Автоматические упражнения -тесты:

Приложение 4.

Һинең исемең нисек?
Минең исемем Айнур.  
Был минең китабым.
Был мин  
Был кем?

 


Приложение 5.

Диалог төҙөү өсөн темалар:

1. Приветствие. Знакомство. Сәләмләү. Танышыу.

2. Как тебя зовут? Исемең нисек?

3. Чей это телефон? Был телефон кемдеке?

4. Родственники. Туғандарым.

5. В мире чисел. Һандар донъяһында.

6. Который час? Сәғәт нисә? (ваҡыт).

7. Доброе утро! Хәйерле иртә!

8. Мой день. Минең бер көнөм.

9. В моей комнате. Бүлмәмдә.

10. Мой адрес. Минең адресым.

11. Ты откуда? Һин ҡайҙан?

12. Мои друзья. Дуҫтарым.

13. Моя школа. Мәктәбем.

14. Профессии. Һөнәрҙәр.

15. Времена года. Йыл миҙгелдәре.

16. На кухне. В буфете. Кухняла. Ашханала (буфетта).

17. В продуктовом магазине. Аҙыҡ-түлек магазинында

18. В магазине одежды. Кейем-һалым магазинында.

19. Знакомство с городом. Ҡала менән танышыу.

20. На остановке. Транспорт. Туҡталышта.

21. На приеме у врача. Табипҡа күренеү.

22. В аптеке. Дарыуханала.

23. На стадионе. Стадионда.

24. В парке. Паркта.

25. Праздники. Байрамдар.

26. Компьютер (гаджеты). Компьютер (гаджеттар).

27. Кто что смотрит? Интернет. Кем нимә ҡарай? Интернет.

28. В театре. Театрҙа.

29. В аэропорту. Аэропортта.

30. В гостинице. Ҡунаҡханала.

31. Путешествие. Сәйәхәттә.

32. В походе. Походта.

33. В чрезвычайных обстоятельствах. Хәүефле хәлдәрҙә.

34. Моя республика. Минең республикам.

 

Приложение 6.

Критерии оценивания знаний обучающихся на степень освоения материала по 10 -бальной системе.

 Сумма баллов – 100.

№ п/п Критерии оценивания баллы
1. Умеет приветствовать собеседника.  
2. Умеет знакомиться.  
3. Умеет благодарить за ответы и оказанные услуги.  
4. Может назвать свой адрес проживания.  
5. Может спросить собеседника об учебе, делах, профессии, семье  
6. Может ответить на вопросы о себе, семье, учебе.  
7. Понимает небольшой текст на знакомую тему.  
8. Может задавать вопросы о времени, цене товара, об оказании услуги.  
9. Отвечает утвердительно или отрицательно на заданные вопросы полными предложениями.  
10. Может рассказать о событии, явлениях, деятельности (построить монолог).  

Итого баллов

 

 

Шкала оценок по каждому критерию:

баллы Критерии
10-09 Составляет распространенные предложения. Богатый лексический запас. Уверенно и четко проговаривает специфические башкирские звуки.
08-06 Составляет полные предложения. Средний лексический запас. Незначительные ошибки при произношении специфических башкирских звуков.
05-03 Составляет неполные предложения. Говорит короткими фразами. Умеренный лексический запас. Ошибки при произношении специфических башкирских звуков.
02-01 Отвечает однозначными фразами, словами. Затрудняется задавать вопросы. Бедный словарный запас, использует слова из родного языка. Неправильно произносит слова и специфические башкирские звуки.
0 Не усвоил материал.

 


5. Список литературы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

Рассмотрена на заседании кафедры протокол №13 от 31 мая 2019 г. Утверждаю» ректор ГАУ ДПО ИРО РБ _______________Г.Р. Шафикова   Принята на заседании Программно-экспертного совета протокол №26 от «19»06.2019 г.  

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Интерактивный башкирский»

Для обучающихся возраст а 1 5 -17 лет


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.229 с.