Роль руководителя в системе управлении библиотекой. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Роль руководителя в системе управлении библиотекой.

2020-07-07 184
Роль руководителя в системе управлении библиотекой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Психолого-педагогические аспекты управленческого труда.

Кадры управления – это работники, занятые в системе управления и выполняющие определенные управленческие функции. К категории руководителей относятся те работники, которые имеют в своем непосредственном подчинении производственные коллективы. Руководителей традиционно делят на три категории: руководители низового, среднего и высшего звена. Руководители низового звена (заведующие секторами, небольшими филиалами); руководители среднего звена (заведующие отделами, в ЦБС – заведующие средними и крупными филиалами); руководители высшего звена (директор библиотеки, его заместители).

Согласно классификации, предложенной еще в 1920-е годы академиком С. Струмилиным, труд руководителя относится к высшей категории, наряду с трудом ученого, художника, композитора в силу того, что руководитель сам выбирает не только приемы, но и задания, а результаты его труда выражаются в оригинальной продукции. Наиболее высокие требования предъявляются к вниманию, памяти, мышлению. Наряду с высокой степенью самостоятельности, труд руководителя сопряжен с большой ответственностью исполнителя.

Содержание труда руководителя проявляется в управленческих функциях.

Помимо функционального подхода, одной из самых популярных стала «ролевая» концепция, разработанная Г. Минцбергом. Он определил работу менеджера как последовательный ряд ролей, которые он берёт на себя в процессе достижения организацион­ных целей. Выполняя межличностные, информационные, организационные роли, менеджер выступает в разных качествах: официального главы, лидера трудового коллектива, связующего звена межличностных отношений, потребителя и распространителя информации, инициатора и координатора действий.

Выделяются следующие особенности управленческой деятельности:

 1) социотехнический характер (одновременно руководство технико-технологическими и социально-производственными системами);

2) большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

3) творческий характер деятельности, связанный с недостаточной информацией в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

4) ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

5) усиление роли коммуникативных функций.

Рассматривая особенности управленческого труда, необходимо иметь четкое представление о его содержании. Управленческая деятельность предъявляет к личности определенные требования. Четко разработанной, законченной системы требований не существует, что объясняется сложностью, многофункциональностью и спецификой труда руководителя.

Некоторые авторы считают, что от умелого руководителя требуется способность управлять собой, наличие разумных личностных ценностей и четких личных целей, постоянное саморазвитие, навык решать проблемы, восприимчивость к инновациям, умение влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, обучать подчиненных и развивать их мастерство, формировать эффективные трудовые коллективы.

Данный набор требований к руководителю не является универсальным. С разработками в данной области студент может познакомиться в вышеперечисленных работах.

Различают три основных стиля работы с людьми: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный.

Характерная черта авторитарного стиля – принятие в рамках полномочий единоличных решений на основе личного опыта, без учета мнений коллектива. Сотрудникам предоставляется минимум информации. Осуществляется жесткая система контроля за подчиненными.

   При демократическом стиле управления к разработке и принятию решений привлекаются члены коллектива, развиты коллективные формы обсуждения. Часть своих полномочий руководитель передает подчиненным. Сотрудники получают полную информацию о положении дел в библиотеке. Данный стиль стимулирует инициативу подчиненных.

Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Работникам представлена большая самостоятельность. Но пассивный стиль руководства часто приводит к дезорганизации работы коллектива.

 

Библиографический список

1. Суслова, И. М. Диверсификация библиотечного менеджмента: учеб. пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – М.: Изд. МГУКИ, 2002. – 66 с.

2. Суслова, И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2000. – 144 с.

3. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.

4. Управление библиотекой: учебно– практ. пособие / Аверьянов А. С., Ванеев А. Н., Горев В. Г. – СПб.: «Профессия». – 2002. – 457 с.

Шумакова В. И.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.