Николай Михайлович Рубцов (1936 – 1971) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Николай Михайлович Рубцов (1936 – 1971)

2020-07-07 115
Николай Михайлович Рубцов (1936 – 1971) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Берёзы


Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз

 

Всё очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

 

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

Над могилой матери моей.

 

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождём шумел, как улей,

Вот такой же жёлтый листопад…

 

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз…

 


 

Звезда полей


Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

 

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

 

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

 

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней.

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…


Андрей Вознесенский


Русские поэты

Не пуля, так сплетня

их в гроб уложила

не с песней, а с петлей

их горло дружило

 

И пули свистали,

как в дыры кларнетов
в пробитые головы

лучших поэтов

 

Их свищут метели.

Их пленумы судят

Но есть Прометеи

И пленных не будет.

 

Несётся в поверья

верстак под Москвой.

А я в подмастерье

в его мастерской.

 

Свищу, как попало,

И так и сяк.

Лиха беда начало

Велик верстак.


     ***


Есть русская интеллигенция

Вы думали – нет? Есть.

Не масса индифферентная,

а совесть страны и честь.

 

Есть в Рихтере и Аверинцеве

земских врачей черты –

поскольку интеллигенция,

поскольку они честны.

«Нет пророков в своём отечестве».

Не уважаю лесть.

Есть пороки в моём отечестве,

Зато и пророки есть.

 

Такие, как вне коррозии,

Ноздрей петербуржской вздет,

Николай Николаевич Козырев –

Небесный интеллигент.

………………………….

 

Воюет с извечной дурью,

для подвига рождена,

отечественная литература –

Отечественная война

 

Какое призвание лестное

Служить ей, отдавши честь:

«Есть русская интеллигенция!

Есть!»

 


 

 Особенности развития литературы  начала 21 века.  Тематика и проблематика современной русской литературы (обзор)

. Основные понятия и термины: диктат, плюрализм, закрытые темы, бестселлер, «возвращённая» литература, экзистенциализм, постмодернизм, городская (или интеллектуальная») проза, малоформатная проза, историческая романистика.

План

1.Общая характеристика общественно-политической и культурной жизни страны.

2.Плюрализм мнений и «правда» жизни в литературе.

3. «Возвращённая» литература.

4.Историческая романистика.

5.В. Маканин «Где сходилось небо с холмами»

6.В. Пелевин. «Принц Госплана», «Жёлтая стрела» (особенности современной фантастики)

7.В.П. Астафьев «Прокляты и убиты»

Современное состояние русской культуры во многом напоминает ситуацию конца 19 века.

? В чём особенность того периода? Какое название он получил? Почему?

Как и столетие назад, в обществе происходят бурные процессы мировоззренческого обновления или, как тогда говорили, переоценка ценностей. В стадии поиски и политики, и экономисты, и творческая интеллигенция. Подобная картина наблюдается и в художественной литературе. Вновь, как и прежде, одновременно появляются произведения различной стилевой окраски.

С началом в 1985 году нового этапа в общественно-политической жизни страны резко изменились условия развития литературы и искусства. Кардинальные перемены в политической организации общества принесли с собой свободу слова. «Жить не по лжи» - этот публицистический призыв А.И Солженицына стал девизом первых перестроечных лет.

Роль общественной трибуны и бесспорных интеллектуальных центров в годы» перестройки» сыграли литературно-художественные журналы.. «Новый мир», «Октябрь», «Наш современник», «Знамя», «Роман-газета». Тиражи журналов выросли. Открыто обсуждались ещё недавно «закрытые» темы и проблемы, печатались прежде запрещённые произведения М. Горького, А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Пастернака, М. Булгакова, А. Платонова. Наконец, читатель открыл писателей русского зарубежья И. Бунина, И. Шмелёва, М. Алданова, В. Набокова

На смену эпохи единственно допустимой идеологии и государственного диктата в искусстве и науке пришла пора плюрализма.

Уже на рубеже перестройки, в 1985-86 годах, в центральных журналах были опубликованы три произведения, сразу попавшие в фокус общественного внимания: «Пожар» В. Распутина, «Плаха» Ч. Айтматова и «Печальный  детектив» В. Астафьева. Перед читателем раскрылись неприглядные картины советского быта и нравственной деградации человека: алкоголизм и наркомания, необузданная преступность, разнузданные проявления животных инстинктов в человеке, его духовное обнищание.

Во второй половине 80-х годов наблюдается расцвет публицистических жанров. Публицистика на экологические, исторические, экономические и нравственно-психологические темы надолго заняла господствующее место в литературной жизни России (Д. С. Лихачёв, В. Солоухин)

  Хотя большинством литераторов в это время признавался приоритет общечеловеческих ценностей над ценностями классовыми и узконациональными, писатели сильно расходились в конкретных оуценках ситуации в стране и по-разному прогнозировали её будущее.. Испытание свободой для творческой интеллигенции проходило нелегко: в писательской среде сложилась обстановка растерянности, многик крупные художники либо переключились на окололитературную малопродуктивную полемику, либо «взяли паузу», на время отойдя от художественного творчества

   На рубеже 80-90-х годов - возвращённая литература. Страницы журналов заполнились произведениями, созданными на протяжении 60 лет (20-70 годы), но неизвестными широкому читателю на территории СССР, Термин «возвращённая литература» стал активно использоваться в литературной периодике 1987-1991 годов. Большой читательский резонанс был вызван публикацией поэм А. Ахматовой «Реквием» и А. Твардовского «По праву памяти»

? О чём они?

Оба произведения в своё время не могли быть напечатанными из-за очевидного общественно-политического инакомыслия, проявленного его авторами.

Полностью и окончательно вернулись к отечественному читателю М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, О. Мандельштам, эмигрантский И. Бунин и другие опальные художники, чьи книги частично издавались уже в 60-егоды. «Котлован» и «Чевенгур» Платонова, «Собачье сердце» М. Булгакова и другие «возвращённые» произведения прочитывались прежде всего свидетельские показания людей, оппозиционных тоталитарному режиму. В оценке этих произведений преобладали не ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, а исторические и нравственные критерии: в ход шли категории «исторической правды», подлинности, восстановления справедливости. Стилевая сторона и творческая уникальность их авторов меньше всего занимала читателей.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОМАНИСТИКА.

И сторический роман – это древо памяти. Ещё в 60-70-ые годы появились исторические произведения о «царях и графах», а не только о народных заступниках Разине и Пугачёве.

Это в первую очередь романы В. Пикуля «Битва железных канцлеров» (о Горчакове и Бисмарке) «Фаворит» (о Потёмкине и о последних годах династии Романовых, о Григории Распутине)

Валентин Пикуль предпринял грандиозную попытку раскрыть национально-государственный путь России среди враждебных ей сил, показать конфликт «собирателей» России и её разрушителей. Это автору удалось лишь отчасти, но его романами зачитывались, они открывали много нового читателю.

Одной из характерных черт литературного процесса конца 80-ых – начала 90 –х стало усиление интереса к исторической теме. Наиболее актуальным для писателей этого времени стали исторические уроки относительно недавнего прошлого. Несколько произведений, посвященных судьбам людей в «сталинский» период жизни страны, вызвали заметный читательский интерес. Среди них романы А. Рыбакова «Дети Арбата» и М. Дудинцева «Белые одежды». «Дети Арбата» стали бестселлером второй половины 80-х. Сюда можно отнести «Московскую сагу» Аксёнова, «Изгой Б. Можаева, «Упразднённый театр» Б. Окуджавы. Однако наиболее значительным в этом ряду – и по широте охвата материала, и по сложности и глубине поднимаемых проблем, и по объёму самого текста, - стало «повествование в обмеренных сроках» А.И. Солженицына «Красное колесо»

Современный литературный процесс характеризуется прежде всего исчезновением былых канонизированных тем («тема рабочего класса», «литература об армии» и др.) и резким возвышением роли быта, семейной микросреды, бытовым уровнем взаимоотношений. Труд присутствует, но без былых «рекордов», без ореола подвижничества, стал обыкновенным, будничным. В произведениях Маканина, Петрушевской – это чаще всего «аварийные» посёлки. Бараки, очереди, временные промежуточные поселен6ия, а персонажный ряд – люди из свиты, «антилидеры», маргиналы, живущие в «антиколлективах» («Предтеча», «Человек свиты» В. Маканина; «Смиренное кладбище» и «Стройбат» С. Каледина). Внимание к этому бедному, обесцвеченному, иногда абсурдному быту, к опыту человеческой души, которая вынуждена обживаться в атмосфере сдвигов, ломки порождает и особые сюжетные линии. Многие писатели современности как бы хотят отделиться от былой патетики, псевдомонументализма, риторики, проповедничества. Апологет этой «другой» литературы Виктор Ерофеев отчасти прав, когда пдчёркивает в былой прозе избыток оптимистических иллюзий, коллективного братства, проповедничества и оправдывает нынешнюю «эстетику эпатажа и шока», интерес к грязному слову, мату как детонатору текста, желание всякую патетику «перемыть» в щелочном растворе иронии».

Примером такой литературы может быть «алкоголическая» исповедь Венечки Ерофеева «Москва – Петушки» с её темой примитивного, наплевательского, вечно хмельного отношения к жизни. Это поэма – анекдот.(пересказ краткого содержания)

 С Ерофеевым, КОНЕЧНО, МОЖНО СПОРИТЬ. И СПОРЯТ.

Более продуктивной и художественно состоятельной в конце 80-х – начала 90-х была литература, ориентированная не столько на идеологические, сколько на собственно изобразительные цели, на исследование социально-психологических и нравственных координат современной жизни. Такие писатели, как Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Маканин, далеки от злободневных политических страстей, их влечёт экзистенциальная глубина частной жизни современного человека. Душа конкретного, «маленького» человека для этих писателей не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Проблематика отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы опошления и оподления или, напротив, сохранения нравственной состоятельности – вот круг наиболее общих вопросов, объединяющих этих ярких мастеров современной прозы.

 

  Наиболее влиятельной в первой половине 90-х годов в России оказалась концепция постмодернизма. Постмодернизм нельзя считать литературной школой, течением или направлением, имеет отношение и к культурологии и к философии. Взамен устойчивого мировоззрения современному человеку предлагается, но не вменяется в обязанность такие интеллектуальные качества, как независимость критических суждений, непредубеждённость, терпимость, открытость, любовь к эстетическому многообразию, способность к иронии и самоиронии. Вежливый нейтралитет, спору – ни к чему не обязывающий диалог. Отечественная критика называет среди первых произведений русского постмодернизма поэму Вениамина Ерофеева «Москва- Петушки», лирику И. Бродского, роман А. Битова «Пушкинский дом»

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (1924-2001)

Родился в крестьянской семье в деревне Овсянка, после смерти родителей воспитывался бабушкой

? Вспомните произведения Астафьева, которые изучали в школе. Может быть, запомнилась именно бабушка, её влияние на мальчика, совершавшего не всегда правильные поступки.

Уже в раннем детстве испытал участь раскулаченных и оказался за Полярным кругом в Игарке.

В.П. Астафьев – участник Великой Отечественной войны, форсировал Днепр в 1943 году, эти события стали основой романа «Прокляты и убиты». У него много рассказов и повестей о военном времени: «Звездопад» (1962), «Где-то гремит война» (1968), «Пастух и пастушка» (1971).

Несколько произведений рассказывают о деревенском детстве, бабушке, некогда воспитавшей его: «Последний поклон» (1968-1975).

В его произведениях «Царь-рыба» и «Печальный детектив» показаны конфликты природного человека и эгоистического сознания.

В. Астафьева часто причисляют к писателям-деревенщикам, может, потому, что его герои тоже преимущественно живут в деревне. Но для Астафьева на первом месте проблемы памяти, боль за человека.

Его герой не всегда привязан к родным местам, он кочевник и странник.

Особенность произведений Астафьева в том, что его произведения состоят из новелл: «Затеси», «Последний поклон», «Царь-рыба»

Во многих текстах автора проходят прямые или скрытые цитаты из Библии, как напоминание человеку:

-как он одинок в этом мире;

-как портит подаренный ему Богом этот мир и свою душу;

-как забывает святость собственного безгрешного детства.

ЭТО писатель-философ.

Художественный мир В.П. Астафьева часто страшен, невыносим,, он изображает сферы преступной жизни, передаёт «блатной» жаргон, эпизоды разложения человеческих душ, их «порчи». В рассказе «Людочка» (1989) дана история наивной деревенской девушки. Её сгубила мелкая, сбившаяся в свору городская шпана. Справедливость была восстановлена по законам воровского мира: отчим Людочки, прошедший через лагеря и зоны, осевший на земле, как Егор Прокудин у Шукшина, попросту убил главаря этих слюнявых недоносков, смыл кровь кровью. Автор оправдывает самосуд. Это неприемлемо для многих других писателей. Спор в прессе.

В повести «Пастух и пастушка» (1971) писатель раскрыл ситуацию недолгого просветления двух душ – лейтенанта Бориса Костяева и Люси – в разорённом войной селе в 1944 году и гибель Бориса от нестрашной в целом раны.

В спорном романе «Прокляты и убиты» (1990-1994) показана душевная «порча», которую вносит война в сердца и души, ломая человека, ожесточая его. Эта «порча» оказалась сильнее любого просветления. И здесь метод самосуда, а не фронтового братства, окопной правоты.

            Особым явлением в литературной жизни конца 20 века стали Литературные премии, открывающие читателю новые имена.

«Русский Букер» - это премия, вручавшаяся за лучший отечественный роман года.  Этой премией были отмечены роман Г.Владимова «Генерал и его армия», повесть В. Маканина «Стол, покрытый сукном, и с графином посредине». Роман Б. Окуджавы «Упразднённый театр»

«Национальный бестселлер»: его девиз - «Проснуться знаменитым». Эта премия  открывала произведения, становящиеся необычайно популярными. Среди лауреатов этой премии –писатели А. Проханов, В. Пелевин, Д. Быков.

«Большая книга». среди лауреатов этой премии - Л. Улицкая, Д. Рубина, Д. Быков. 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.