Финал пьесы. Кадры из художественного фильма «Старший сын». — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Финал пьесы. Кадры из художественного фильма «Старший сын».

2020-07-07 367
Финал пьесы. Кадры из художественного фильма «Старший сын». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учитель: Что же произошло с нашими героями?

Ученик: (примерный ответ) В финале пьесы Сарафанов, Бусыгин, Нина, Васенька будто стали единым целым. Они все вместе, рядом. Макарская в стороне. В Бусыгине проявляется потребность быть кому-то нужным, быть любимым, быть членом семьи. Поэтому он рядом. Он признается: «Откровенно говоря, я сам уже не верю, что я вам не сын».

Учитель: О чем же хотел напомнить нам автор?

Ученик: (примерный ответ) Он как бы заставлял вспомнить о совести, о человеческих семейных отношениях. По мысли автора, от отца наследуется прочная духовная основа, высокие нравственные ориентиры, которые должны помогать людям жить.

Учитель: Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафанова человека? Какой смысл имеет это превращение?

Ученик: Важно не то, что Бусыгин обманул старика Сарафанова, назвавшись его сыном. Важно то, что он полюбил его как отца и стал близок ему как сын.

Учитель: Прочитав пьесу, многие ловят себя на том, чтобы превратиться в старшего сына Сарафанова, чтобы помочь этому доброму, до старости сохранившему светлую душу человека в нашей сложной и запутанной жизни. Какова, на ваш взгляд, главная идея пьесы?

Ученик: Духовное родство людей оказывается надёжней и крепче формальных родственных связей. Бусыгин неожиданно обнаруживает в себе способность к состраданию, любви, прощению: "Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову". Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем.

Учитель: В чём парадокс пьесы?

Ученик: Парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности.

"Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека"

Учитель: Вампилов использовал несколько названий для своего произведения: «Мир в доме Сарафанова», «Предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых»,

«Старший сын»

Почему «Старший сын» – наиболее удачное название пьесы?

Ученик: Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как её главный герой — Володя Бусыгин — вполне оправдал взятую на себя роль «старшего сына». Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих детей без матери, бросившей семью. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый человек, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность» устремлений делает его сильным и благородным.

III Итог урока. Общеизвестное начало «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастлива по-своему».

Так что же должно скреплять семью, чтоб она была счастливой? Любовь, вера, духовное начало. Простые, всем знакомые слова, от которых зависит мир и покой в каждой семье.

IV Домашнее задание.

Написать эссе «Для меня Вампилов – это…»

V. Рефлексия.

В конце урока каждый его участник продолжает фразу:

«Сегодня на уроке я понял, что…»

Нельзя человеку жить расчетом, цинизмом, ненавистью.

Нужно стремиться к духовному сближению, открытости любви к каждому из людей, способности, забыв личный интерес, позаботиться о другом, чужом.

Вопросы к пьесе Вампилова «Старший сын»

1. Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе? Мотивируйте свое мнение.

С житейской точки зрения ситуация малоправдоподобна. И даже сходство об­стоятельств можно объяснить условностя­ми драматического произведения.

2. Почему Сарафанов поверил Бусыгину, что тот действительно является его старшим сыном?

Романтически настроенный исключи­тельно доверчивый герой, к тому же нуж­дающийся в контакте с детьми и не нахо­дящий его, с надеждой поверил в выдвинутую версию, что Бусыгин его старший сын. Поверил потому, что в данный момент нуждался в нем, в его помощи, чтобы как-то положительно повлиять на ситуацию в семье, нуждался в старшем брате для своих детей, более опытном и рассудительном, чем они. Нельзя не учитывать, что Бусыгин уже при первом зна­комстве произвел хорошее впечатление на Сарафанова.

3. Почему Сарафанов отказывается верить разо­блачению Бусыгина и его собственному признанию?

Сарафанов успел за короткое время по­любить Володю, почувствовать его сыновнее к себе отношение. И потому его первая реакция на разоблачение — прогнать са­мого разоблачителя. «Ты — настоящий Сарафанов! Мой сын! И притом любимый сын!» — вот ключевая реплика героя в этой сцене. Наконец, поняв, что это был розыгрыш, Сарафанов заявляет, что все равно будет считать Бусыгина своим сыном. Как мечтатель-романтик он стремится создать из этой ситуации новую для не­го реальность: «Вы все мои дети, потому что я люблю вас».

4. Как бы вы охарактеризовали взаимоотноше­ния Сарафанова с Ниной и Васенькой?

Сарафанов вырастил Нину и Васеньку после того, как от него ушла жена. Дети не принимают всерьез его мечтаний и творческих порывов, иногда иронизируют над ним. Однако по-своему любят отца и берегут его «тайну». Они никогда не говорят ему, хотя это знает весь город, что он уже полгода не работает в филармонии, что перешел в кинотеатр, затем в железнодорожный клуб, играет в похоронных процессиях. Не подлежит обсуждению в семье и тот факт, что отец уже не один год сочиняет то ли кантату, то ли ораторию под названием «Все люди — братья», безнадежно застряв на первой странице.

Сарафанов переживает за детей, особен­но за младшего, Васеньку, у которого безответная любовь к Макарской, женщине намного старшего его и не отвечающей взаимностью. Вася хочет уехать, бежать от себя. И это очень волнует Сарафанова, и он остро ощущает потребность в стар­шем сыне, чтобы помочь Васеньке.

5. Что влечет Бусыгина к Сарафанову и его семье? Почему он постоянно откладывает свой отъезд и фактически принимает на себя роль стар­шего сына и брата?

Анекдотически начавшаяся затея обо­рачивается для Бусыгина серьезным уро­ком жизни, знакомством с совсем иным, возвышенно-поэтическим взглядом на этот «безумный», неустроенный мир, быт, где иллюзия может быть привлекательнее правды, где есть открытость, безоглядная доверчивость. Общение с Сарафановым, с одной стороны, пугает Володю, он осоз­нает, что вместе с Сильвой совершает нравственное преступление («этот папаша — святой человек»; «не дай-то бог об­манывать того, кто верит каждому твоему слову»), а с другой — он очарован его искренностью, надеждой на то, что «старший сын» поможет решить семейные пробле­мы. И выйти из этой игры оказывается очень трудно. М. И. Громова, известный театровед, справедливо указывает, что Вампилов «сумел в рамках бытовой комедии создать страсти по духовной близости людей, по доброте и взаимопониманию».

6. Сопоставьте отношения Бусыгина и родных детей Сарафанова к отцу. Что общего и различного вы находите в чувствах героев? В чем причины?

Бусыгин смог взглянуть не изнутри, а со стороны на семейные проблемы Сара­фановых. Его взгляд и отношение к отцу глубже, чем привычный взгляд детей, живущих и общающихся с ним постоянно. Он глубже оценивает тонкий, поэтиче­ский мир героя, пусть и во многом неудачника по жизни, понял лучше других его ранимость. Материал с сайта //iEssay.ru

7. Какую роль, по-вашему, играет в пьесе Сильва, придумавший историю со «старшим сы­ном»? Как вы думаете, почему он носит такое про­звище?

Сильва — прозвище опереточного про­исхождения. Он — циник, не привык ща­дить чувств людей и разбираться в них. Для него важнее сиюминутные удовольст­вия. Он придумывает эту историю только для того, чтобы уютно устроиться на ноч­лег, зная о страданиях Васеньки, вступает в любовную связь с Макарской, готов во­время уйти во избежание опасности. Он антипод Бусыгина и Сарафанова, он во­площение бездуховности. Его роль в пьесе — роль фоновая, по контрасту с кото­рой особенно ярко предстает тяга героев к искренности, теплоте отношений.

8. Какие нравственные проблемы подняты драматургом в этой пьесе?

О них уже упоминалось в ответах на предыдущие вопросы. Это прежде всего проблема человека и человеческого досто­инства, духовной ценности родственных связей, которые необходимо научиться бе­речь. Родственная близость возникает не только по формальному родству (бросила же Сарафанова жена), но и в силу духовной привлекательности людей. Так полу­чилось с отношениями Сарафанова и Бусыгина.

Вопросы к беседе.

 

1. Каковы отличительные черты жанра пьесы "Старший сын"?

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.