Тема:Речевые жанры.Текст. Описание предмета. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема:Речевые жанры.Текст. Описание предмета.

2020-07-07 119
Тема:Речевые жанры.Текст. Описание предмета. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Описание - это тип речи, в котором словами изображается (описывается), рисуется какой - то объект. Цель описания - перечислить характерные особенности, свойства, качества объекта.

Постоянные признаки в объекте - это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности, данному человеку, предмету и т.д. Они могут обозначать как внешние черты (размер, цвет, объем и т.д.), так и внутренние качества предмета или явления (характер, увлечения, повадки и т.д.).

Описание объекта характеризует объект, т. е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки - это «новое» предложение. В «данном» предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли говорящему, во-первых, вычленить характерные детали предмета, во-вторых, увидеть их главные или наиболее яркие признаки и, в-третьих, найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?».

Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи. Описание - это характеристика предмета в статике (сообщается об одновременных признаках). Оно представляет собой «фотографию» предмета (явления) в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов - описаний. Описание состоит из трех частей: начало, середина, конец.

1.Чаще всего описание начинается с названия объекта: «Это клоун», «Мне подарили куклу», «На ветках сидит филин» и т. п. В нем передается общее впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение: «Жираф — самое большое и красивое животное». Оценочное суждение требует, чтобы не только отвечали на вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства.

2.Затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. Последовательность в перечислении признаков может быть различна, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление, местоположение (слева — направо, снизу — вверх, вблизи — вдали и т. п.). Содержание этой части описания зависит от самого объекта, от его сложности.

Если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство, назначение.

Если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки.

При описании человека внимание обращается на его вешний вид (волосы, лицо, одежду), дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т. п.).

При описании природы возможны варианты: в одном случае главным может быть описание предмета, показ признаков: «что, какое?» Например, при описании леса: «...Елочка похожа... а дуб словно... Кустики спрятались... Снег на ветках...). В другом случае основное внимание может уделяться описанию места, расположению предметов («Вышли мы на опушку и видим: прямо перед нами... слева от... а чуть поодаль). Описание места может соединяться с описанием предмета. Так часто и бывает в различных пейзажных зарисовках.

3.После перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания.

Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.

Описание не допускает смещения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.

Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений.

Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями.

В зависимости от того что описывается, тексты-описания подразделяются на описания предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.

Описаниями являются и те тексты, в которых говорится о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам - описаниям относят также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета. Различают два основных вида описания: научное и художественное. В научном - характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном - акцент делается только на самых ярких деталях.

Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.

В младшей группе для описания могут использоваться игрушки, предметные картинки, описание животных по картинкам или по памяти.
Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок. В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.

В старших группах можно использовать комплекты предметов, в которые они объединяются по назначению, категории и т.д. Для описания могут использоваться также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья), сезонные явления (ледоход, листопад), интерьер групповой комнаты, предметы одежды, транспорт, произведения искусства, живопись. Показ объекта должен сопровождаться точной и эмоционально - яркой словесной характеристикой его качеств, особенностей, действий.
В старших группах игрушки лучше вносить прямо на занятие, но закрытыми в коробке или ящике. После занятия предмет можно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.

Обучению детей рассказу-описанию предшествует подготовительная работа. Ее цель — развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления рассказов (формирование лексического запаса речи, развитие и закрепление навыков построения предложений, коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий).

Для развития наблюдательности используются дидактические игры: «Узнай, что изменилось»; «Что одинаковое и разное»; «У кого какой предмет»; «Угадай по описанию» и др. Для подготовки красочных, образных описаний проводятся разнообразные упражнения на использование выразительных средств: подбор эпитетов («Это яблоко. Какое оно?»), сравнений («На что похожи облака на небе?»; «С чем можно сравнить снег?»), синонимов («Веревка крепкая. Как сказать по - другому? Прочная»), антонимов (глубокий — мелкий).

Методы подготовительной работы используют также при обучении детей описанию на занятиях. Занятия по описанию начинаются с рассматривания предметов, т.е. сенсорного обследования, включающего:

- восприятие предмета в целом; вычленение его характерных особенностей;

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);

- вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

Возможны и другие варианты последовательности.
Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.

Описание строится по вопросам педагога. Используются различные вопросы: прямые («Какого цвета утенок»); подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?»); поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»); побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глазки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?»).

После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ-образец, который должен служить примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями.

По мнению Э. П. Коротковой, рассказ-образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным.

Образец может использоваться в начале, середине и конце занятия: это определяется уровнем умений детей. Чтобы ребята не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной (кукла с косичками и кукла с бантиками, красная и зеленая пирамидки и т. д.). Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу.

Образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от возраста и уровня речевого развития детей.


Описание предметов и игрушек. Отгадывание загадок. (Средняя группа)

Задачи:

1. Продолжать учить описывать предметы.

2. Закреплять правильное произношение звуков [Л], [Лٰ] в изолированном виде, в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи; правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями; выделять голосом определённые слова (логическое ударение); продолжать учить определять и называть первый звук в слове; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дети стоят возле столов. Задание – сядет тот, кто назовёт своё имя ласково. Посмотрите на животных, которые пришли к нам в гости, назовите их ласково.

Как мы называли себя и животных? Правильно мы называли их ласково. А какой звук первый в слове «ллласково»? Посмотрите в зеркало, как работает ваш язычок при произнесении звука [Л], а при произнесении звука [Лٰ]? Песенка Л – это песенка индюка, а песенка ЛЬ – это песенка колокольчика. У индюка песенка сердитая. Зато у колокольчика песенка лёгкая и нежная. А сейчас мы с вами будем петь разные песенки. Одни из них похожи на песенку индюка, а другие на песенку колокольчика.

Ла-ла-ла – у меня пила. Ля-ля-ля – зелёные поля.

Лу-лу-лу – мы купили пилу. Лю-лю-лю – я дерево пилю.

Лы-лы-лы – мы мыли полы. Ли-ли-ли – мы воду несли.

2. Игра «Зоопарк».

Мы с вами уже называли животных, которые пришли на занятие. Но пришли они не просто так. Они просят нас помочь им поселиться в зоопарк. Но поселить в этот зоопарк мы можем только тех животных, в названии которых есть звук [Л] или [Лٰ].

Дети чётко произносят названия животных и определяют в их названии нужные звуки.

3. Физминутка.

Летали осы около носа – сссссссс.

Летала муха около уха – жжжжж.

Прилетел комарик – ззззззз.

Сел на лоб, мы его хлоп, поймали, послушали.

Звенит комарик – зззззз.

Отпустим его.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

4. Отгадывание загадок.

Вы помогли животным расселиться в зоопарке, а они за это принесли вам интересные загадки. Тот, кто отгадает загадку, получит фишку.

Он никогда и никого Прыгает пружинка –

Не обижал на свете. Зелёненькая спинка -

Чего же плачут от него С травы на былинку,

И взрослые и дети? (Лук). С ветки на тропинку. (Кузнечик).

На овчарку он похож. За кудрявый хохолок

Что ни зуб – то острый нож! Лису из норки поволок.

Он бежит, оскалив пасть, На ощупь – очень гладкая,

На овцу готов напасть. (Волк). На вкус – как сахар сладкая. (Морковка).

Если ты его отточишь, В реках Африки живёт

Нарисуешь всё, что хочешь! Злой, зелёный пароход!

Солнце, море, горы, пляж. Кто б навстречу не поплыл,

Что же это? (Карандаш). Всех проглотит… (Крокодил).

5. Игра «Чего не стало?»

Картинки с отгадками на загадки выставлены на доске. Тот, кто догадался, какой картинки не стало, должен не просто назвать её, а описать её признаки.

6. Итог занятия.

Вспомните, какие песенки мы сегодня пели. Спойте на ушко соседу песенку индюка, а потом песенку колокольчика. Отмечаю тех, кто активно работал на занятии.


«Рассказывание с использованием игрушек и предметов»

Цель: закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить логически, мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвать интерес к разгадыванию загадок. Упражнять детей поочередно, задавать вопросы и отвечать на них, развивая тему; упражнять детей умению рассуждать, аргументировано доказывать свое согласие или несогласие, поддерживать диалог.

Словарная работа: ввести в речь детей образные выражения:

«где носом ведет, там след кладет»

«сидят друг в дружке»

Предварительная работа: отгадывание описательных загадок, рассматривание картинок-небылиц.

Материал: карандаш, матрешка, мяч, ложка, мыло, клубок ниток, юла. Картинки-небылицы. Картинка «портрет Буратино», разрезанная на 6 частей.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, вот что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это посылка? Но кому она предназначена? От кого пришла? Посмотрим, вместе. Садитесь поудобнее. (все садятся в круг, читаем).

- Адрес наш, но кто прислал не написано. Вот и конверт. Интересно, что в нем. (вытаскивает записку)

-Смотрите, здесь что-то написано (читаю)

«Сложите картинку и вы узнаете, кто прислал посылку» (картинка разрезана на 6 частей)

Дети. Буратино.

Воспитатель читает: «Здравствуйте, ребята! Ворона, моя добрая знакомая рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не бойтесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята.

В стране чудес я нашел чудесный мешочек с различными предметами, а для чего они нужны я не знаю. Расскажите мне о них. – «Буратино».

- Ребята, посмотрите и вправду чудесный мешочек. Давайте узнаем, что в нем лежит.

- Илья, иди ко мне и достань из мешочка один предмет.

- Что там лежит?

Ребенок. Карандаш.

Воспитатель. Опиши его.

- Да, сверху карандаш покрашен зеленой краской, как будто одет в зеленую рубашку.

- А для чего нужен карандаш? (чтобы рисовать, писать)

- Посмотрите внимательно на острый кончик карандаша, на что он похож? (на иголку, треугольник, носик).

-Да, действительно, он похож на острый носик, клювик.

- А на чем рисуют карандашом? (на бумаге провожу карандашом линию).

- Посмотрите, где карандаш носиком ведет, там след кладет.

- Геля, иди, достань следующий предмет. Что ты достала? (матрешку).

- Какая красивая матрешка! Сколько у тебя в руке матрешек? (одна).

- А как можно играть с матрешкой? (ее можно раскладывать).

- Разложи матрешку. (ребенок раскладывает матрешку, выставляет те, которые внутри. Воспитатель помогает поставить по росту).

- Сколько у нас сейчас матрешек? (три, много).

- Матрешки похожи друг на дружку.

-А чем они похожи? (лица, сарафаны и т.д.).

- А чем они отличаются? (ростом).

- Из какого материала сделаны матрешки? Какая матрешка? (деревянная).

- А теперь, Эля, сложи матрешку?

- Сколько стало матрешек?

- А где все остальные матрешки? (внутри).

- Да они все сидят друг в дружке.

- Теперь ко мне подойдет Кирил. Достань еще один предмет.

- Что ты достал? (ложку).

- Расскажи о ней. Какая она, из чего сделана. Для чего она нужна? (она железная, металлическая, блестящая, гладкая).

- Полина достанет нам следующий предмет.

- Что он достал? (мяч)

- Опиши его(цвет, форма, материал).

-Что-то еще лежит в мешочке. Соня, достань, пожалуйста.

-Что ты достала? (мыло)

-Проведи ручкой по нему, какое оно? (гладкое, ровное).

- А теперь понюхайте мыло. Оно пахнет7 (да) – Вам нравится, как оно пахнет?

- Как можно сказать, какое мыло? (душистое, запашистое).

- А зачем нам нужно мыло? (мыться, руки мыть…).

- В мешочке остались еще какие-то предметы, Ксюша достань.

- Что это? (клубок ниток).

- Да, это нитки, смотанные в клубок.

- Потрогайте клубок, какой он? (пушистый, мягкий).

- А на что похож кончик клубка?

- Он похож на хвостик, (бросаю клубок, ребенок пытается поднять клубок за хвостик).

- Посмотрите, ребята, клубок как будто убегает.

- А для чего нужны такие нитки? (вязать носки, перчатки и т.д.).

- А вот и последний предмет. Узнаете, что это? (юла).

- Расскажите о ней (форма, из чего сделана, цвет….).

- Еще можно сказать, что она разноцветная.

- А как можно играть с юлой? Тима, иди, поиграй.

- Вот как много разных предметов было в нашем чудесном мешочке.

-А сейчас я вам хочу загадать загадки об этих предметах. Слушайте хорошенько и внимательно рассматривайте эти предметы, и вы сможете отгадать все мои загадки.

1. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всегда одна игрушка

-А как вы догадались? (разные по росту, сидят друг в дружке).

-Молодцы, слушали внимательно и сразу отгадали. Слушайте другую.

2. Умный Ивашка, в зеленой рубашке,

Где носом проведет, там след кладет.

- Как вы догадались?

- Слушайте следующую:

3. Маленький, кругленький

За хвост не поймешь (клубок).

- Как вы узнали?

- Еще слушайте.

4. Длиннохвостая лошадка

Привезла нам кашки сладкой

Ждет лошадка у ворот

Открывай пошире рот (ложка).

- Почему вы так думаете?

5. Ускользает как живое, но не выпущу его я

Дело ясное вполне

Пусть отмоет руки мне.

- Почему считаете, что это мыло?

- У меня осталась последняя загадка:

6. Кручусь, верчусь и мне не лень

Крутится даже целый день.

- Как догадались?

- Молодцы, все мои загадки отгадали, потому что слушали и внимательно рассматривали предметы.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Маковое зернышко». (Дети выходите в круг, выбирается ворона. Дается камушек, тот у кого камушек задает вопрос, после передает другому).

- Ворона, ворона, куда полетела? – к кузнецу во двор.

- На что тебе кузнец? – косу ковать.

- На что тебе коса? – траву косить.

- На что тебе трава? – коров кормить.

- На что тебе коровы? – молоко доить.

- На что тебе молоко? – пастухов поить.

- На что тебе пастухи? – кабанов пасти.

- На что тебе кабаны? – гору рыть.

- На что тебе гора? – На той горе маковые зернышки.

- На что тебе зернышко? – Отгадайте. (ворона загадывает загадку, кто отгадывает, тот ворона) повтор 2,3 раза.

- Ребята, посмотрите, а в посылке еще что-то есть?

- Какие странные картинки, мне кажется, что здесь что-то не так. Давайте вместе посмотрим внимательно и скажем что же перепутал художник.

Игра: «Что перепутал художник». (картинки-небылицы).

Вопросы: - Почему вы так думаете?

- Скажи так, чтобы понятно было всем?

- Кто добавит?

- Кто еще заметил, какие ошибки? И т.д.

- Со всеми заданиями, которые нам прислал Буратино мы справились, а после обеда мы напишем с вами ответ для Буратино о отм, чем мы сейчас с вами занимались.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.