Информационно-познавательный  проект — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Информационно-познавательный  проект

2020-07-07 569
Информационно-познавательный  проект 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Информационно-познавательный  проект

По предмету обществознание

Дивергентное мышление

 

 

Автор проекта:

Бударов Максим

ученик 8 класса

 

Наставник проекта:

Степанова А.Н.,

учитель истории и обществознания

 

Магнитогорск 2020 г.

 

Содержание

Введение

Теоретическая часть

  1. Определение, виды и методы мышления.

1.1. Виды мышления.

1.2. Методы мышления

  1. Дивергентное мышление как форма творческого мышления.
  2. Методы дивергентного мышления.
  3. Специфика и условия развития мышления творческой личности.

5. Практическая часть. Ментальная карта - ассоциативный метод активизации мышления.

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью дивергентного мышления в целях активизации творческих способностей человека, как фактора его личностного развития в современных условиях образования.

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Е.Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн А.Б. Шнедер, Д. Роджерс.

В настоящее время проблема интеллектуально-творческого развития индивида, как одного из основных критериев дивергентного мышления, становится весьма актуальной в связи с тем, что характерной чертой становления современной образовательной ситуации является развитие способности ее субъектов к познавательной деятельности.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом человека.

Цель исследования. Целью данной работы является изучение такой психологической категории как дивергентное мышление, выявление его особенностей.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретической литературы по изучаемой проблематике.

2. Провести теоретический анализ «мышления» как психологического процесса, выделить его виды и методы.

3. Дать характеристику особенности дивергентного мышления методам его развития.

  1. Раскрыть специфика и условия формирования дивергентного мышления.

5. Разработать и выполнить модель ментальной карты, как ассоциативного метода активизации творческого мышления

Объектом исследования дивергентное мышление человека.

Предметом исследования особенности формирования дивергентного мышления. как метода творческого мышления.

 

  Практическая значимость: проект является фрагментом углубленного изучения автором предмета обществознания по теоретическому блоку «Человек и общество» и в приобретении опыта исследовательской деятельности по обозначенной проблеме

  Работа предполагает создание информационного продукта – теоретической разработки в программе для создания диаграмм связей – FreeMind, мультимедийного пособия в форме презентации PowerPoint и проектного продукта - модели ментальной карты в бумажном варианте

Проектная работа может быть использована для демонстрации на уроках обществознания, на профильных факультативах по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по тематическому разделу «Человек и общество», а также для углубленного изучения материала на внеурочных и элективных занятиях.


Теоретическая часть

Виды мышления.

 

К основным видам мыслительных процессов относят следующие:

· Наглядно-действенный. Суть в том, чтобы начать действовать, исходя из ситуации. Человек видит проблему, его задача – выбрать подходящий инструмент для ее решения;

· Наглядно-образный. Присущ артистам, начало берет у детей дошкольников, когда они воспринимают мир, как сочетание образов. Суть этого вида в том, чтобы глубже охарактеризовать некий предмет, ситуацию;

· Абстрактный. Его называют словесно-логическим мышлением, основывается оно на неком суждении, базируясь на существующих понятиях об объекте или явлении;

· Теоретический. Предмет познается применением на нем правил, законов, закономерностей. О людях с теоретическим направлением мышления нередко отзываются, как об «интеллектуальной экономии», поскольку именно благодаря им делаются новые открытия, или хотя бы приоткрываются завесы будущих открытий;

· Практический. В отличие от мыслительной базы теоретического направления, практическое означает действие над предметом. Хотя нередко основывается на теоретическом, которое следует доказать на примере практической операции;

· Аналитический. Аналитики по своей природе – планировщики. Они поэтапно решают некую задачу, основываясь на существующих фактах;

· Интуитивный. В отличие от предыдущего вида, интуиции чуждо планирование, нередко она поступает, как велит подсознание, получает положительные результаты;

· Творческий (продуктивный, репродуктивный). Вид мышления, нацеленный на получение новых знаний. При этом репродуктивное творческое течение мыслей основывается на известных фактах. Продуктивное – раскрывает творческий потенциал индивида. Это способствует ускоренному получению новых знаний для самостоятельного направления их в нужное русло.

Дивергентное мышление – это часть творческого направления мыслительного процесса человека. Его особенностями являются оригинальность, быстрота, гибкость,  поиск и получение множества вариантов решения поставленной задачи.

 

Методы мышления

Как известно, существуют два основных метода мышления: индукция и дедукция.

Индукция означает, что рассуждения строятся по принципу «от частного к общему». Например, если какая-то конкретная кошка видит в темноте, значит, все кошки видят в темноте.

Дедукция означает движение от общего к частному. Так, если все кошки видят в темноте, значит, вот эта конкретная кошка, в конкретном месте, в конкретное время тоже видит в темноте.

Другими словами, индуктивный метод отталкивается от определенного обстоятельства и выводит общий закон, действующий для всех таких же обстоятельств. При дедуктивном методе общий закон уже известен и используется для определения того, что случится с обстоятельством, попадающим под действие этого закона.

Таким образом, индуктивное мышление знает обстоятельства и ищет закон, в то время как дедуктивное мышление знает закон и ищет обстоятельства. Параллель очевидна.

Человек знает обстоятельства и ищет закон. Единое сознание знает закон и ищет обстоятельства.

Подсознание мыслит только дедуктивно. Оно не может следовать индукции, поскольку уже знает закон! Оно только стремится проявить этот закон в обстоятельствах.

Эта характеристика подсознания – дедукция, а значит, знание всеобщего закона, – еще одно несомненное доказательство того, что оно является бесконечной субстанцией, проявлением Бога в человеке, абсолютом, единым для всего сущего. И совершенно очевидно, что используя этот ресурс в полной мере, человек получает всю силу творения.

Свойства мышления

Обобщенность -это мысленное действие смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом понятии

Отвлеченность- отвлеченное рассуждение, абстракция

Аналитичность - способность сравнивать и находить существенное, устонавливать логические связи

 

Практическая часть

Область применения

Сфера применения безгранична (ограничена лишь вашей фантазией). Ментальные карты используют в разных областях жизни. Основные примеры применения:

1. Диаграммы связей используют для разложения сумбурных мыслей «по полочкам». Например, с их помощью можно расписать содержание будущего романа, отразив все хитрости сюжета и приемы автора.

2. Готовые диаграммы можно вставлять в презентации, чтобы слушатели наглядно восприняли и быстрее запомнили презентационный материал.

3. Для создания схемы можно использовать коллективный разум. Так и проводят сейчас мозговые штурмы во многих крупных корпорациях.

4. Перед экзаменом весьма полезно структурировать все выученные знания, чтобы понять, наконец, для чего всё это вам преподавали.

5. В time management: диаграмма связей позволяет спланировать дела на год, пять лет, на месяц, неделю и конкретную дату.

6. Помогает принять решение, решить бытовые задачи.

7. Спланировать развитие бизнеса, достижение цели, выполнение рабочих или бытовых задач, поездку, отдых, мероприятие, переезд, спланировать можно даже бюджет.

8. Ментальные карты помогают развитию мысли, появлению ассоциаций и новых идей.

Кому и как поможет интеллект-карта?

1. Писателям, сценаристам и редакторам: навести порядок в голове, учесть все детали, чтобы результат не пришлось уничтожать или переписывать.

2. Бизнесменам и стартаперам: создать внятный сценарий презентации или питча; отобразить долгосрочные и срочные проекты, в которых много подзадач, будь то вывод нового проекта на рынок или годовой отчёт.

3. Школьникам и студентам: ориентироваться в потоке учебной информации и лучше запоминать материал к экзамену, написать диплом, которым будешь гордиться.

4. Учёным и преподавателям: схематично упорядочить структуру занятия на доске или в презентации, продумать план новой научной статьи.

5. Тем, кто встал на путь саморазвития: провести анализ сильных и слабых сторон, собрать воедино и визуализировать все планы и мечты.

Преимущества техники

Информация на современных ментальных картах действительно воспринимается проще и лучше запоминается за счет разного дизайна блоков, контраста цветов, размеров и применения визуальных образов (рисунков). Главная идея всегда располагается в центре.

Человеческому мозгу такая подача информации «ближе». Именно так устроено наше создание: в нем каждое понятие связано с одним или несколькими другими; поток человеческой мысли не имеет линейную структуру (как текст), он многомерен (диаграммы связей ближе к понятию многомерности, чем текст, таблицы, иллюстрации). Запомнить информацию становится проще.

Эффективность запоминания повышается на 32%. Карта памяти вынуждает задействовать оба полушария (включается наглядно-образное мышление, раскрывается творческая жилка, развивается логика).

Это помогает мыслить яснее, нагляднее, рождать новые мысли, идеи, ассоциации, помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, увидеть полную картину.

Главным достоинством техники mind map является возможность структурировать информацию, получить общее представление о знаниях (о проблеме, о проекте, о задачах).

 

К основным недостаткам ментальных карт относят:

· ограниченный масштаб (все мысли порой не удается уместить на одном листе);

· невозможность сфокусироваться на одной детали (слишком много всего нужно удержать в голове);

· невозможно прописать детально – многие вещи приходится крайне упрощать и обобщать, от чего они могут казаться менее значительными, может появится иллюзия порядка, иллюзия понимания проблемы и отсутствия сложностей;

· используемые картинки (без подписей) могут сегодня вызывать нужные ассоциации, а через полгода вы и сами не вспомните, что имели в виду (ассоциативный ряд меняется со временем, позже «ложные» ассоциации могут завести процесс мышления в тупик);

· если активно применяются сокращения и образы, то схема становится максимально индивидуальной, другому человеку будет трудно её прочесть;

· при попытке обработать сложный проект, может получиться запутанная схема, которая не прояснит общей картины, а может и ухудшить понимание.фф

Все названные недостатки проявляются лишь иногда. Не стоит отказываться от использования ментальных карт. Вероятность получить негативный результат невелика. Каждый профессионал в своем деле использует целый арсенал подобных инструментов (визуализацию, тайм-менеджмент, диаграммы связей). Попробуйте отойти от своего привычного метода линейного мышления (по текстовым записям) и вы увидите огромную разницу.

Виды ментальных карт.

Обучающие:

· карты памяти, способствуют структурированию и запоминанию сложной информации;

· для работы с понятиями, помогают осмыслить сложные научные понятия и категории

· для систематизации учебной информации

Планирование

· составление бизнес-плана;

· распределение бюджета;

· планирование текущих дел.

Чтобы прокачать этот навык по максимуму, можно создавать карты памяти не только для решения творческих задач, но и:

· для обучения в целом (конспектирования лекций, конспектирования книг)

· при подготовке презентаций, докладов и выступлений

· при проведении мозгового штурма

· в процессе проектной работы, при планировании и разработке проектов

· для составления списков дел, как рабочих, так и личных

· в процессе общения

· при проведении тренингов, конференций

· по ходу интеллектуальных игр

· для решения личных проблем

· при просмотре любимых сериалов

 

Шаг 1

Найдите лист А4 и разверните его горизонтально. Вам также понадобятся цветные карандаши или фломастеры. Не любите по старинке? Есть множество онлайн-ресурсов, позволяющих создавать карты прямо в браузере.

Шаг 2

В центре страницы нарисуйте изображение или вставьте изображение, представляющее центральную концепцию вашей карты разума. Затем запишите ключевое слово, которое представляет собой центральную идею.

Шаг 3

Используйте цвета повсюду. Добавление изображений и цветов стимулирует мышление правого полушария мозга. То есть, это стимулирует творчество и воображение.

Шаг 4

Каковы основные понятия или идеи могут быть получены из изображения и ключевого слова, которое вы разместили в середине страницы? Выполните следующие действия:

Нарисуйте от трех до десяти толстых ветвей, выходящих из вашего основного изображения/ключевого слова.

Сделайте их кривыми и извивающимися.

Постарайтесь выделить каждую ветку своим цветом.

Выберите изображение и ключевое слово для каждой ветки.

Шаг 5

Посмотрите на свои ветви и начните создавать свободные ассоциации. Нарисуйте меньшие вспомогательные ветви, которые связаны с каждой ветвью, чтобы разместить новые ассоциации.

Шаг 6

Соедините ветки третьего уровня. Вы даже можете создать четвертый и пятый уровни. Пусть ваш ум свободно работает по ассоциации и развлекается.

Шаг 7

На всей карте используйте ключевые слова. Они задействуют левое полушарие и помогают находить самую суть. Однако использование слишком большого количества слов ограничит ваше мышление. Попробуйте использовать только одно ключевое слово для ветки. Это ограничение на самом деле даст вам свободу открывать множество дополнительных ассоциаций для развертывания карты.

Шаг 8

Используйте изображения повсюду. Изображения делают карту ума более интересной и запоминающейся. Кроме того, они генерируют гораздо больше ассоциаций, чем слова.

Шаг 9

Когда вы закончите первоначальную версию карты, сделайте следующее: добавляйте детали и задавайте вопросы. Продолжайте совершенствовать свою ментальную карту

 

Компьютерные программы

Ментальные карты можно составлять  не от руки,  а при помощи специальных программ, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме.

iMindMap.

Платформы: macOS, Windows, iOS.

Программа от автора методики интеллект-карт Тони Бьюзена. Удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты, но она имеет существенный минус — большую стоимость. Пробный период — семь дней.

Xmind.

  Платформы: macOS, Windows, Linux, iOS.

Популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

.

MindMeister.

Платформы: веб, iOS, Android.

Простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

 

В MindManager.

Платформы: macOS, Windows.

Встроено большое количество шаблонов — от минималистичных и официальных до ярких и неформальных. Здесь можно связать несколько карт с помощью ссылки. Это удобно, когда вы ведёте несколько взаимосвязанных проектов. Первый месяц программой можно пользоваться бесплатно.

 

Coggle

Платформы: веб, iOS, Android.

Простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола. Ресурс удобен для работы в коллективе над общей задачей.

 

 

FreeMind — свободная бесплатная программа для создания диаграмм связей (правильное название понятия, чаще известного как «карты памяти», «mind maps»). FreeMind написана на Java и распространяется согласно GNU General Public License. Программа обладает расширенными возможностями экспортирования. Экспорт XHTML позволяет создать карту-схему с разветвленной структурой и ссылками на внешние источники.

 

 

Чтобы выбрать подходящую программу, нужно определиться, какие дополнительные возможности вам необходимы.

Заключение

  

В результате реализации проекта нами была достигнута цель и решены задачи, поставленные при выборе темы, исследованы и раскрыты проблемные вопросы материала.

В процессе работы над проектом нами был создан информационный продукт – теоретической разработки в программе по созданию ментальных карт FreeMind, мультимедийного пособия в форме презентации Power Point

Проектная работа может быть использована для демонстрации на уроках обществознания по теме мышление и для углубленного изучения темы на внеурочных и элективных занятиях.

Из проделанной мной работы, я выяснил, что такое мышление, какие виды и формы мышления существуют, свойства и операции с ним

Научился искать интересующую меня информацию из дополнительной литературы, использовать Интернет для поиска материала для теоретической и практической части проекта.

Для защиты проекта составила краткую презентацию по основному содержанию теоретического материала в соответствии с требованиями к защите проектных работ обучающихся.

       Создание проекта для меня стало интересной деятельностью, я почувствовал, что исследовать, открывать, изучать – это значит делать постепенные шаги в неизведанное и непознанное, это значит стремиться к поставленной цели – решению конкретной проблемы и создание творческого продукта.


Список литературы

 

1. Статья про ментальные карты на сайте 4brain.ru
— 5 онлайн-инструментов для создания ментальных карт на сайте internetno.net
— Бьюзен Тони и Барри: Супермышление
— Дэвид Сиббет: Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы
— Сергей Бехтерев: Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт

Интернет-ресурсы

 

Информационно-познавательный  проект

По предмету обществознание

Дивергентное мышление

 

 

Автор проекта:

Бударов Максим

ученик 8 класса

 

Наставник проекта:

Степанова А.Н.,

учитель истории и обществознания

 

Магнитогорск 2020 г.

 

Содержание

Введение

Теоретическая часть

  1. Определение, виды и методы мышления.

1.1. Виды мышления.

1.2. Методы мышления

  1. Дивергентное мышление как форма творческого мышления.
  2. Методы дивергентного мышления.
  3. Специфика и условия развития мышления творческой личности.

5. Практическая часть. Ментальная карта - ассоциативный метод активизации мышления.

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью дивергентного мышления в целях активизации творческих способностей человека, как фактора его личностного развития в современных условиях образования.

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Е.Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн А.Б. Шнедер, Д. Роджерс.

В настоящее время проблема интеллектуально-творческого развития индивида, как одного из основных критериев дивергентного мышления, становится весьма актуальной в связи с тем, что характерной чертой становления современной образовательной ситуации является развитие способности ее субъектов к познавательной деятельности.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом человека.

Цель исследования. Целью данной работы является изучение такой психологической категории как дивергентное мышление, выявление его особенностей.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретической литературы по изучаемой проблематике.

2. Провести теоретический анализ «мышления» как психологического процесса, выделить его виды и методы.

3. Дать характеристику особенности дивергентного мышления методам его развития.

  1. Раскрыть специфика и условия формирования дивергентного мышления.

5. Разработать и выполнить модель ментальной карты, как ассоциативного метода активизации творческого мышления

Объектом исследования дивергентное мышление человека.

Предметом исследования особенности формирования дивергентного мышления. как метода творческого мышления.

 

  Практическая значимость: проект является фрагментом углубленного изучения автором предмета обществознания по теоретическому блоку «Человек и общество» и в приобретении опыта исследовательской деятельности по обозначенной проблеме

  Работа предполагает создание информационного продукта – теоретической разработки в программе для создания диаграмм связей – FreeMind, мультимедийного пособия в форме презентации PowerPoint и проектного продукта - модели ментальной карты в бумажном варианте

Проектная работа может быть использована для демонстрации на уроках обществознания, на профильных факультативах по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по тематическому разделу «Человек и общество», а также для углубленного изучения материала на внеурочных и элективных занятиях.


Теоретическая часть


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.