Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-07-07 | 175 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
При учёте как нигде более нужно строго придерживаться раз навсегда установленной системы. Если ученикам дано задание проработать определённые параграфы книги, решить задачи, составить отчёт о проделанной лабораторной работе и т. д., то выполнение этого задания непременно должно быть проверено и оценено; отступления от этого правила недопустимы. Достаточно один раз упустить проверку, как некоторые учащиеся уже следующий раз задание не выполнят. Всякая воспитательная система состоит из целого ряда формальных элементов, и если учитель отступает от некоторых из них, то он тем самым разрушает всю систему.
Какие же элементы знаний надо учитывать и оценивать? В педагогическом процессе учитывать надо всё то, с чем имеет дело ученик, изучая тот или другой вопрос предмета. Необходимо учитывать не только выполнение домашних заданий, но и знания учащимися физических фактов, уменье описывать процесс протекания явлений и устройство соответствующих приборов, уменье объяснить содержание понятий и законов, знания формулировок законов и некоторых определений, уменье решать задачи с физическим содержанием, навыки учащихся политехнического характера по измерениям и обращению с некоторыми приборами и т. п. Кроме того, при учёте выясняется сообразительность, степень развития мышления и т. д. Учёту подлежит также оформление записей в тетрадях, рисунки и т. д.
Формы учёта знаний учащихся могут быть самые разнообразные. В этом отношении необходимо руководствоваться указаниями, данными в постановлении ЦК ВКП(б) от 25/VIII—1932 г., где сказано:
«В основу учёта школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учёт знаний учащихся. Преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика. На основе этого изучения преподаватель обязан в конце каждой четверти составлять характеристику каждого ученика по данному предмету».
|
Из этого постановления вытекает, что четвертная оценка, характеризующая успеваемость учащегося по физике, должна быть подкреплена несколькими отметками по текущей работе его. Учёт знаний учащихся, проводимый на основании одного зачёта в конце четверти в школе-семилетке, не может иметь места. Каждый ученик в течение четверти должен получить несколько (три-четыре) отметок за свои знания и за свою работу по предмету. При наличии значительного числа учащихся в классе указанное выше требование заставляет учителя особенно внимательно продумать всю систему учёта знаний учащихся.
В настоящее время оценка успеваемости учащихся производится по пятибалльной системе. Вопрос о нормах оценок неоднократно подвергался обсуждению как в методической литературе, так и в учительских коллективах. Однако попытки установить строго регламентированные нормы обычно кончались неудачей. Индивидуальные особенности ученика, преподавателя и всякого рода специфические условия работы играют в этой области педагогпческого процесса решающую роль. Опытные преподаватели редко разойдутся в оценке какого-нибудь ответа учащегося, но вряд ли во всех случаях они смогли бы убедительно, с исчерпывающей полнотой, обосновать свои оценки. В результате опыта у преподавателя вырабатывается своеобразная интуиция, которая помогает ему в каждом отдельном случае находить правильное решение вопроса, В 1939 г. Государственный научно-исследовательский институт школ Наркомпроса РСФСР издал Проект норм оценок по физике в 6-7 классах. В нём на конкретных примерах дан подробный анализ тех требований, которые, по мнению авторов проекта, нужно предъявлять к знаниям учащихся, заслуживающих соответствующую оценку. Директивного характера этот проект так и не получил, но молодому учителю небесполезно познакомиться с его содержанием.
|
Примерные нормы оценок, выработанные Государственным научно-исследовательским институтом школ Наркомароса РСФСР (приводятся в сокращённом виде).
На «отлично» (5) требуется:
На «хорошо» (4) требуется:
На «посредственно» (3) требуется:
Оценка «плохо» (2) ставится за незнание части основного материала, за неуменье решать несложные задачи, за непонимание основных вопросов курса.
26. Роль эксперимента в преподавании биологии в школе. Методические требования к его организации и проведению.
Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов.
Эксперимент проводят большей частью при изучении физиологических процессов. Эксперимент может быть кратковременным и длительным.
|
Примером кратковременного эксперимента или опыта, проводимых па уроках ботаники, являются общеизвестные работы по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п. Наиболее простые опыты, такие, как условия прорастания семян, испарение воды листьями учащиеся выполняют дома. Как пример кратковременных опытов, проводимых в курсе физиологии человека, можно назвать работы по выяснению переваривающего действия слюны и желудочного сока.[1]
Биологический эксперимент требует большей частью длительного времени, поэтому его на уроках целиком не проводят, а демонстрируют только постановку опыта и его результаты.
По общей биологии ставят длительные опыты по выяснению влияний различных экологических факторов на организмы, по скрещиванию животных (лабораторные мыши, золотистые хомячки, голуби).
Экспериментальные работы учащиеся обычно проводят в порядке внеурочных занятий (индивидуальных или групповых) в уголке живой природы или на учебно-опытном участке школы.
Наиболее многообразны эксперименты на учебно-опытном участке. Они особенно длительны и занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето. Перед учащимися ставят вопросы или задачи, которые решают путем сравнения результатов опыта и контроля (опытные и контрольные растения или животные ставятся в одинаковые условия, кроме одного испытываемого). Во время опыта проводят точные наблюдения с измерениями. Особенное значение имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опыта в специальных табличках, позволяющих сравнивать показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и подводящих к выводам. Постановка опытов должна приучать учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях.[5]
Учащиеся приучаются к постановке эксперимента, начиная с простейших опытов дома и в уголке живой природы, тем самым подготавливаясь к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытном участке.
Длительные опыты и наблюдения над животными связаны с изучением их поведения. Очень разнообразны опыты по выработке тех или иных условных рефлексов у позвоночных. Работы эти тоже проводят во внеурочное время, а результаты их используют на уроке.[1]
|
Каждый вид практических методов (работы по различению и определению, проведение наблюдения, регистрирующих явления, постановка эксперимента) проходит ряд эталон:
Этапы практической работы:
1. Постановка вопроса, обусловливающего цель работы.
2. Инструктаж технический и организационный.
3. Выполнение работы (определение, наблюдение, постановка опыта).
4. Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы).
5. Выводы, отвечающие на подавленный вопрос.
6. Отчет или сообщение о своей работе на уроке.
Практическая работа учащегося в зависимости от содержания может строиться дедуктивно, когда уже известное положение подтверждается фактами, или индуктивно, когда на основе фактов делается вывод. Распознавание растений или животных и их органов, как правило, строится дедуктивно, эксперимент — почти всегда индуктивно; работы по определению и наблюдению с последующей регистрацией могут быть индуктивными и дедуктивными.
Любой из методов осуществляется в практике преподавания приемами. Методические приемы — элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания. Они могут носить логический, организационный и технический характер. На рис. 2 изображена структура проведения практических работ на уроке различными методическими приемами.
В каждом виде практических работ необходимо различать работы предварительные исследовательского характера и работы последующие, закрепляющие и практикующие понятия.
Первые даются учащимся до изучения вопроса, и учащиеся решают постановкой опыта поставленную перед ними задачу, результаты работы демонстрируются и обсуждаются на соответствующем уроке.
Вторые проводятся после изучения вопроса, и теоретические знания учащиеся применяют на практике, проверяя детали в других вариантах.
В процессе преподавания биологии практические методы видоизменяются — развиваются в соответствии с усилением самостоятельности учащихся и усложнением работ.[4]
Правильно проведенные практические работы заставляют учащимся проделать ряд логических операций: Выявление сходства и различия, классификация, вывод, обобщение, умозаключение.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!