Фольклорное занятие по потешке — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Фольклорное занятие по потешке

2020-07-07 133
Фольклорное занятие по потешке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Огуречик, огуречик!»

Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости, органично вытекающими из самого жанра потешки – песенки. Построить занятие на игровых приёмах русской народной игры «Догоняшки» с персонажами потешки – песенки – огурчиком и мушкой. Обогащать словарь детей введение слов одного корня, но с разным оттенком: «огурец», «огуречик», «огурчик». Пояснять значение этих слов, исходя из величины: «огурец» - большой; «огурчик» - поменьше; а «огуречик» - совсем маленький.

С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой. Выделить наиболее характерные особенности: маленькая, покрыта серой шерстью, длинный тонкий и гладкий хвостик. Обратить внимание на повадки: быстро бегает, живёт в норке, пищит («пи – пи – пи»).

Материал:

лист (80 на 40 см) светло – коричневого или жёлтого цвета. Отдельно вырезается гирлянда листьев с ботвой и цветками огурца (в натуральную величину). Лист – это как бы грядка, на которой посередине насечены две параллельные прорези. Прорези не расчленяёт лист полностью, а только как бы создают внутреннюю рамку. Каждая прорезь оформляется гирляндой огуречных листьев, создавая видимость густой огородной заросли. Под нижней прорезью с правой (или левой) стороны снизу приклеивается за верхний уголок треугольничек. Это «норка», где спрячется мышка.

Персонажи:

огурец, огурчик, огуречик –выполняются из зелёной яркой бумаги, так же изготавливаются мышка из бумаги серого цвета (5 -6 см в длину). В рабочем положении огуречик двигается по верхней части прорези, а мышка - по нижней, прячась в конце её под треугольничек – домик. Экспозицию ставят на маленький стол, перед которым полукругом сидят дети.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети, сегодня я расскажу сказку об Огуречике. Жил – был

Огуречик, он был маленький. Зелёненький. Огуречик рос на грядке, среди зелёных листьев. Вот он, посмотрите! (вос-ль снимает с грядки Огуречик, показывает ребятам). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. (показываются три изображения. Выделяю по величине «папа» - большой, «мама» - поменьше, «сынок» - совсем маленький).

Спрашиваю детей где мама, где папа, где сынок. Дети стараются повторить и показывают по размеру, отвечая на вопрос воспитателя.

Воспитатель: - Вся семья жила на грядке, среди зелёных листиков. В другом конце грядки жила мышка. Вот она! (показываю из –под треугольника мышку). Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик. Она юркая, быстро бегает, живёт в норке. (дети рассматривают мышку)

Воспитатель: - Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали малышу Огуречику далеко уходить.

Папа говорил: - Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

И мама говорила Огуречику: «Огуречик» (потешка повторяется, все три огурчика расположить на одной линии.

Воспитатель: - Вы запомнили,что говорили Огуречику папа и мама (дети повторяют потешку).

Воспитатель: -но Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка.

Подвижная игра: «Догонялки»

Воспитатель: - Идёт Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листиком. А Огуречик никого не слушает и идёт дальше. (мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, Огуречик мечетя в разные стороны).

Еле – еле убежал Огуречик.

Повторяется подвижная игра: «Догонялки».

Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живёт.

- Ребята, а может попросим Огуречика «не ходить на тот конечик».

Дети повторяют потешку хором и по одному. (4 -6 ответов)

Воспитатель: - но Огуречик очень любопытный, всё же идёт ещё раз посмотреть, где мышка живёт. (повторить сценку погони мышки). Разыграть сценку народной игры «Пряталки»: то Огуречик прячется под листок, то мышка.

Заключение:

Воспитатель: - И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика и ушла к себе в норку. А мы ещё раз расскажем Огуречику: «Огуречик, огуречик» (потешку повторить 4 -5 раз).

«из-за леса из-за гор едет дедушка Егор»

Цель:

1. Познакомить детей с новым фольклорным жанром- потешками-небыличками. На эмоционально-чувственной основе обогатить «видение мира», выделяя постепенно грани реального и нереального. Формировать реалистическое представление о домашних животных, их значении в жизни человека.

2. Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки и желание читать ее вместе с воспитателем.

3. Активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих животных и их детенышей.

4. Развивать правильное звукопроизношение. Вырабатывать умение повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.

5. Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться.

Ход:

1. Воспитатель вносит в группу игрушку-кота.

-Посмотрите, кто к нам пришел. Кто это?

Верно, кот. Какой он? (ответы). Да, он большой, пушистый, серый.

Давайте вспомним, какую потешку мы знаем про кота.

Чтение потешки: Как у нашего кота

шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Зубки белые,

Глазки смелые.

(читают потешку 2-3 раза)

-А котик пришел к нам не один. Он пригласил разных домашних животных.

-Хотите узнать, кого он пригласил?

2. Дид. игра «Чудесная коробочка»

Воспитатель достает и показывает игрушки, изображающие домашних животных и их детенышей (корову, лошадь,козу, рассматривают их.

-Кто кричит «му-му» и дает вкусное молоко?

-Что у коровы есть на голове, чем она бодается?

-Корова пришла со своим теленком. Дима, хочешь найти теленка?

-А кто еще дает молочко? (коза)

-Как кричит коза? (ме-ме)

-Как зовут детеныша козы? Найдите, козленка.

-А кто это? У нее длинный хвост, грива, на ногах копыта, кричит «иго-го». На ней можно кататься и возить грузы? (лошадка).

-Лошадка пришла со своим жеребенком. Кто это? (жеребенок).

3. Воспитатель предлагает детям послушать потешку (чтение потешки с

показом на фланелеграфе)

Из-за леса, из-за гор

едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер.

Кушают кашку,

Слушают сказку.

-Кто едет из-за гор? (дедушка Егор)

-На чем он едет? (на лошадке)

-А бабушка на чем? (на коровке)

-Разве на коровке ездят? Она же молочко дает.

-На чем детки? (на телятках).

-А внуки? (на козлятках).

-Разве на маленьких телятках могут ехать взрослые люди, а на козлятках дети? Нет, коза дает молочко и шерстку, коровка тоже дает молоко. На них не ездят.

-А на ком ездят? (на лошадке).

4. Воспитатель предлагает детям показать, как дедушка Егор ехал на лошадке.

Игра «Лошадки».

Гоп, лошадка, не лениться,

выше ножки поднимай.

В гости надо торопиться,

поскорее ты шагай!

Но-о-о, поехали быстрее,

быстро, быстро побежим!

Ну, скорее же, скорее,

мы теперь с тобой спешим!

Ну, шагай опять, лошадка,

мы теперь домой идем.

Причешу тебя я гладко,

мы с тобою отдохнем!

5. Повторное чтение потешки с привлечением детей.

6. Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть с игрушками (домашние животные).

 


Игры драматизации в подготовительной группе. Материал (подготовительная группа) на тему: Картотека театрализованных игр

12.04.2019

Любовь Комогорцева
Картотека театрализованных игр в старшей группе

Карточка № 1

Старшая группа

(Театр на руке - пальчиковый) Игра «Лиса, заяц и петух».

Задачи для педагога: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

Игровая задача для детей: Развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.

Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки (петух, собачка, медведь, бык, лиса, заяц); дом для лисы - голубой и домик для зайца; коса.

Предварительная работа: Изготовление домиков для лисы и для зайца, разучивание слов героев сказки и слов автора

Игровые правила: Дети распределяют роли и определяют очередность выступления героев. Играет 7-8 человек.

Игровые действия: Игра начинается в лесу зимой. Стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить.

Результат: Инсценировка сказки.

Карточка № 2

Старшая группа

(Театр на руке - пальчиковый)

Игра «Заяц - хваста»

Задачи для педагога: Развивать интерес к сценическому искусству.

Игровая задача для детей: Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

 

Атрибуты: Сшитые на пальчик: заяц по больше и 3-4 поменьше; ворона; 2 собаки.

Предварительная работа «Заяц – хваста»,рассматривание иллюстраций в книге, разучивание слов героев.

Игровые правила: Играет детей 8 детей. Дети распределяют роли и определяют очередность выступления.

Игровые действия: Игра начинается в лесу. Заяц хвастается перед другими зайцами, что он никого не боится. Узнала об этом ворона. Ворона пристыдила и попросила, чтобы он больше не хвастался. Заяц обещает больше не хвастать. Один раз собаки напали на ворону. Заяц спасает ворону. Ворона хвалит его и говорит, что он храбрец.

Результат: Инсценировка сказки

Карточка № 3

Старшая группа

(Театр на руке – варежковый) Игра «Лиса и кувшин».

Задачи для педагога: Учить детей исполнять средства выразительности мимикой и интонацией

Игровая задача для детей: Расширять словарный запас детей.

Атрибуты: Сшитые из варежки герои сказки (лиса, кувшин, женщина, декорации: поле, река.

Предварительная работа

Игровые правила: Играют трое детей. Они определяют очередность выступления героев.

Игровые действия: Действие сказки начинается со слов автора. Лиса находит кувшин и засунув голову в кувшин кушает из него. Съев содержимое, лиса не могла сама достать голову из кувшина. Она долго уговаривала отдать голову. А потом решила его утопить и сама вместе с ним ушла под воду.

Результат: Инсценировка сказки.

Карточка № 4

Старшая группа

(Театр на руке – варежковый)

Игра «Крылатый, мохнатый и масляный»

Задачи для педагога: Развивать творческие способности детей.

Игровая задача для детей: Развивать внимание и образную память.

Атрибуты: Сшитые из варежки воробей, мышь, блин и лиса; декорации в доме, в лесу.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки, разучивание слов героев и слов автора.

Игровые правила: Играет 5 детей. Поиграв один раз, дети могут поменяться ролями. Очередность выступления определяют самостоятельно.

Игровые действия: Действие сказки начинается в доме, потом действие продолжается в лесу и заканчивается снова в доме у главных героев.

Результат: Инсценировка сказки.

Карточка № 5

Старшая группа

(Театр на руке – перчаточный) Игра «Емеля».

Задачи для педагога: Учить обыгрывать литературный текст.

Игровая задача для детей: Закреплять выразительные приемы создания образа своего героя.

Атрибуты (Емеля крестьянин и царевич, царь, царевна, невестка, боярин); печка, ведра, щука, сани из картона; декорации дома и деревни, дворца царя и дворца Емели.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки, рисование декораций

Игровые правила: Играет 7 детей, воспитатель в организации.

Игровые действия: Действие начинается в доме. Емеля после разговора с невесткой отправляется за водой и вылавливает щуку. Он отпускает щуку, которая говорит ему волшебные слова. От этих слов идут ведра сами домой. А сани сами едут за дровами и обратно. На печке Емеля едет к царю. Там он встречается с царевной и женится на ней.

Результат: Инсценировка сказки.

Карточка № 6

Старшая группа

(Театр на руке – перчаточный)

Игра «Снегурушка»

Задачи для педагога: Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа своего героя.

Игровая задача для детей: Тренировать память, наблюдательность.

Атрибуты: Сшитые из перчаток герои сказки (Снегурушка, дед, баба, медведь, волк и лиса); декорации двора и дома, леса.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Снегурушка», разучивание слов героев и автора. Оформление декораций.

Игровые правила: Играет 7 детей, ведущий – ребенок.

Игровые действия: Игра начинается около дома. Снегурушка уходит в лес с подружками. Там отстает от подружек, а дорогу домой найти не может. Она залезает на дерево и плачет. Подходит медведь и предлагает отвести ее домой. Снегурушка с ним не идет. Потом приходит волк. И с ним девочка отказывается идти. А лисе она поверила. Лиса довела Снегурушку домой. Дед с бабой поблагодарили лису и подарили ей подарок.

Результат: Инсценировка сказки

Карточка № 7

Старшая группа

(Театр на руке – театр теней) Игра «У страха глаза велики».

Задачи для педагога: Упражнять в координации речи и движения.

Игровая задача для детей: Учить изготавливать декорации в форме рисования.

Атрибуты: Из черной бумаги: бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц, печка, лавочка, яблоня, яблоко.

Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Играет 6 детей (5 героев, автор- взрослый, декоратор – ребенок). Когда дети научатся, за автора может читать ребенок. Декоратор помогает с декорациями

Игровые действия: Игра начинается с того, как пошли бабушка, внучка, курочка, мышка за водой. Идут обратно через огород, а там яблонька росла. Под яблоней заяц сидел. Подул ветер, одно яблоко упало на лоб зайцу. Он испугался и покатился под ноги водоносам. Они тоже испугались, бросили ведра и убежали домой. Бабушка подумала, что на нее напал медведь. Внучка подумала, что на нее напал страшный волк; курочка – лиса, мышка – котище усатый. Заяц подумал, что за ним неслись 4 охотника и все с собаками. Вывод: у страха глаза велики.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя


Картотека этюдов

Этюды - настроения

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Этюд "Новая кукла" Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Этюд "Баба Яга" Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

 

 

Этюд «Медвежата» Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали

Этюд "Один дома" Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Этюд "Кот Васька" Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюд "Соленый чай" Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Этюд "В лесу" Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ) Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток -а вдруг это медведь? (СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)

В процессе обсуждения этюдов с дошкольниками важно (от лица игрового персонажа) обратить внимание на правильные, точные выражения эмоций детьми. На экране можно показать изображения тех или иных эмоций. В случае затруднений побуждать детей помогать друг другу.

Картотека мини-сценок

Мини-сценка «Ёж»

Ребенок: Очень, еж, ты хорош, только в руки(в лапы) не возьмешь! Ёж: Нехорош? Ну и что ж! Без иголок я – не еж! Эту сценку педагог разучивает с детьми, а затем, меняя перонажей (ребенок, волк, лиса, медведь), предлагает разыграть ее по ролям, обращая внимание на интонационную выразительность. Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку, используя шапочкимаски.

Мини-сценка «Великан и мышь» (А.Фронденберг) с использованием кукол театра би-ба-бо.

Цель. Развивать творческую фантазию

Педагог: Тсс... Тихо! Слушайте, ребята! Жил великан один когда-то. Во сне вздохнул он что есть силы И мышь живую проглотил... Бедняга побежал к врачу. Великан: Я мышку съел, я не шучу! Помилуйте, какие шутки, Она пищит в моем желудке! Педагог: Был врач умнейший человек. Он строго глянул из-под век... Врач: Откройте рот, скажите: А-а-а. Живую мышь? Зачем? Когда? Великан: Сейчас! Врач: Так что же вы сидите? Идите, кошку проглотите! Педагог: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Мини-сценка «Хозяйка и кот»

Цель. Развивать интонационную выразительность речи; развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки.

Хозяйка: Почему ты черен, кот? Кот: Лазил ночью в дымоход. Хозяйка: Почему сейчас ты бел? Кот: Из горшка сметану ел. Хозяйка: Почему ты серым стал? Кот: Меня пес в пыли валял. Хозяйка: Так какого же ты цвета? Кот: Я и сам не знаю это. После разучивания дети делятся на пары и, используя шапочки-маски - детали костюмов, разыгрывают минисценку.

 

Зеркало

Цель:развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет -

Все как есть, ему покажет!

Что же это?(Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый - хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем, то же самое проделывают члены другой команды.

Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:

Вспомните, как ходят дети?

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими - гигантскими шагами.)

Как ходит Старичок - Лесовичок?

Как ходит принцесса?

Как катится колобок?

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.