Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» с — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» с

2020-07-07 68
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» с 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:

 

· умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;

 

· формирование навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

 

· формирование навыков восприятия современной музыки.

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

 

Структура данного раздела:

 

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

 

2. Критерии оценки.

 

3. Контрольные требования на разных этапах обучения

 

4.1.Аттестация: цели, виды, формы, содержание.

 

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого ученикомуровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

 

Виды аттестации: текущая, промежуточная, итоговая.

 

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала. Текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков, письменных работ, устных опросов Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти.

 

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года.

 

Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.

 

График проведения промежуточной аттестации: дифференцированные зачеты в полугодиях: 2, 4, 6, 8, 10, 14, 15, то есть в конце 1, 2, 3, 4, 5, 7 классов и в конце первого полугодия в 8 классе. В конце 6 класса (12 полугодие) проводится экзамен.

 

Итоговая аттестация осуществляется по окончании курса обучения. При 8-летнем сроке обучения - в 8 классе.

 

Виды и содержание аттестации:

 

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения;

 

- самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;

 

- творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента, сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.).

 

Критерии оценки.

 

Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.

 

Музыкальный диктант:

 

Оценка 5 («отлично») – музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний.

 

Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей или записи хроматических звуков.

 

Оценка 4 («хорошо») - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.

 

Оценка 3 («удовлетворительно») - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).

 

Оценка 2 («неудовлетворительно») – музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину.

 

Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ:

 

Оценка 5 («отлично») – чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.

 

Оценка 4 («хорошо») – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.

 

Оценка 3 («удовлетворительно») – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.

 

Оценка 2 («неудовлетворительно») - грубые ошибки, плохое владение интонацией, отсутствие ощущения лада, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.

 

 

4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения.

 

На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь:

 

· записывать музыкальный диктант соответствующей трудности;

 

· сольфеджировать разученные мелодии;

 

· пропеть незнакомую мелодию с листа;

 

· исполнить двухголосный пример (в ансамбле, с собственной игрой второго голоса, для продвинутых учеников – и с дирижированием);

 

· определять на слух пройденные интервалы и аккорды;

 

· строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных тональностях письменно, устно и на фортепиано;

 

· анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические знания;

 

· исполнять вокальное произведение с собственным аккомпанементом на фортепиано (в старших классах);

 

· знать необходимую профессиональную терминологию.

 

Примерные требования к контрольным урокам

 

по восьмилетнему сроку обучения:

 

Класс.

 

1. Написать диктант средней трудности в тональностях до 1 знака (мажор) В объеме 4-8 тактов. Размеры: 2/4.3/4; длительности: четверти, восьмые. Например: Фридкин Г. Диктанты: №51,41; Металлиди Ж., Перцовская А. Диктанты: №14,18,19,21.

 

2. Спеть одну из выученных в году мелодий наизусть. Напри­мер: Баева Н.,Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов: №67,90,99. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио 1 класс: №72,96,117,131

 

3. Проанализировать (определить тональность, размер, темп, ритмические особенности) и спеть с листа мелодию в одной из пройденных тональностей. Например: Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №20,22,23.

 

4. Спеть одну из пройденных мажорных гамм, отдельные тетрахорды.

 

5. Спеть Т35 (с различной последовательностью звуков), неустойчивые ступени с разрешением, опевание устойчивых ступеней.

 

6. Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный текст).

 

7. Определить на слух: характер, лад, размер в прослушанном музыкальном произведении. Например: Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка», Чайковский П. «Немецкая песенка», «Шарманщик поет», Шуберт Ф. Вальс си минор, Экоссез Соль мажор.

 

8. Исполнить ритмическую партитуру (группами).

 

 

Класс.

 

1. Написать диктант средней трудности в тональностях до 2 знаков (мажор и три вида минора). В объеме 4-8 тактов. Размеры: 2/4,3/4, 4/4 с пройденными мелодическими оборотами. Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых. Например: Фридкин Г. Диктанты: №117,122,147; Металлиди Ж., Перцовская А. Диктанты: №33,62,89.

 

2. Спеть одну из выученных в году мелодий наизусть. Напри­мер: Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов: №208,243,264,275, Калмыков Б.,Фридкин Г. Сольфеджио I часть: №110,131,143,178

 

3. Проанализировать (определить тональность, размер, темп, ритмические особенности) и спеть с листа мелодию в одной из пройденных тональностей. Например: Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №35,51,60,62,70.

 

4. Спеть одну из пройденных гамм до двух знаков (мажор и три вида минора) Т53,t53,отдельные ступени, мелодические обороты типа: V-I,I-V,I-VII-II-I,V-VI-V-IV-V,IV-III-II-V-III и другие, несколько интервалов на ступенях(в мажоре:м.2 на III,VII, б.2 на I,V, б.3 на I,IV,V, м.3 на VII,II, ч.5 на I, ч.4 на V, ч.8 на I; в миноре: м.3 на I,IV,V, б.2 на I,VII, м.2 на II,V, и другие).

 

5. Исполнить ритмическую партитуру (группами) или ритмический канон.

 

6. Определить на слух лады (мажор и три вида минора), интервалы и аккорды (из числа пройденных) в мелодическом и гармоническом звучании.

 

 

3 класс.

 

1. Написать диктант средней трудности в объеме 8 тактов в тональностях до 3-х знаков (мажор и три вида минора) с использованием пройденных мелодических оборотов (движение по звукам трезвучия и его обращений, скачки на пройденные интервалы, опевание устойчивых ступеней и т.д.) Размеры: 2/4,3/4,4/4; затакт. Паузы-восьмые. Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, восьмая и две шестнадцатых или две шестнадцатых и восьмая. Например: Фридкин Г. Диктанты.№208,214,210,218,221, Металлиди Ж. Перцовская А. Диктанты.№94,98,112,134

 

2. Спеть одну из выученных в году мелодий наизусть. Напри­мер: Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 класс: №189,201,224,235,241, Калмыков Б.Фридкин Г. Сольфеджио I часть: №239,276,285,297,312.

 

3. Проанализировать (определить тональность, размер, темп, ритмические особенности, отдельные мелодические обороты) и спеть с листа мелодию в одной из пройденных тональностей. Например: Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №209,212,214,217.

 

4. Спеть один из голосов выученного несложного двухголосия с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано (для продвинутых учеников). Например: Фридкин Г.Сольфеджио II часть: №24,25,27

 

5. Спеть одну из пройденных гамм до трех знаков (мажор и три вида минора), мелодических оборотов типа: I-V-VI-V-II, V-III-II-VII-I, V-III-VI-V-VII-I, интервальных последовательностей на ступенях мажора и гармонического минора, аккордов (Т35 с обращениями и трезвучия главных ступеней),секвенций с использованием прорабатываемых мелодических оборотов.

 

6. Спеть от данного звука несколько пройденных интервалов и аккордов (мажорные и минорные трезвучия)

 

7. Простучать записанный ритмический рисунок:

 

а) с дирижированием,

 

б) с одновременным воспроизведением метрической доли,

 

8. Определить на слух: пройденные мелодические обороты (движение по звукам трезвучия и его обращений, интонации пройденных интервалов, опевание устойчивых ступеней)пройденные интервалы от звука в мелодическом и гармоническом звучании.

 

Класс.

 

1. Написать диктант средней трудности в тональностях до 4-х знаков (мажор и три вида минора) с использованием пройденных мелодических оборотов. Размеры: 2/4,3/4,4/4,6/8; ритмические группы: все пройденные. Например: Фридкин Г.Диктанты.№230,237,277,278, Металиди Ж.,Перцовская А. Диктанты.№176,185,190,195.

 

2. Спеть одну из выученных в году мелодий наизусть. Напри­мер: Давыдова Е. Сольфеджио, 4 класс: №№ 53, 128, 141. Кал­мыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. I: №№ 344, 351, 356, 357, 382, 402.

 

3. Проанализировать (определить тональность, размер, темп, членение на фразы, ритмические, особенности, отдельные мелоди­ческие обороты) и спеть с листа мелодию в одной из пройденных тональностей. Например: Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№ 228, 231, 233, 235.

 

4. Спеть в пройденных тональностях отдельные ступени, не­сколько интервалов на ступенях (из числа пройденных: большая и малая секунды, большая и малая терции, чистые кварта и квинта, тритоны на IV и VII ступенях с разрешением, большая и малая сексты, малая септима на V ступени) и аккордов (трезву­чия главных ступеней и доминантсептаккорд в основном виде).

 

5. Спеть от данного звука несколько пройденных интервалов и аккордов (мажорное и, минорное трезвучия, их обращения, доми­нантсептаккорд).

 

6. Определить на слух отдельные интервалы и аккорды (из числа указанных в пунктах 4, 5) в тональности и от звука.

 

 

Класс.

 

1. Написать диктант средней трудности в тональностях до 4-х знаков (мажор и три вида минора) с использованием пройденных мелодических оборотов. Размеры: 2/4,3/4,4/4,6/8; ритмические группы: все пройденные. Например: Фридкин Г. Диктанты.№298,340,355

 

Металиди Ж., Перцовская А. Диктанты.№228,273,298

 

2. Спеть одну из выученных в году мелодий наизусть. Напри­мер: Давыдова Е. Сольфеджио, 5 класс: №16,35,80,93. Кал­мыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. I: №№ 429,442,469,494

 

3. Проанализировать (определить тональность, размер, темп, членение на фразы, ритмические, особенности, отдельные мелоди­ческие обороты) и спеть с листа мелодию в одной из пройденных тональностей. Например: Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№ 286,290,296,316.

 

4. Спеть в пройденных тональностях не­сколько интервалов на ступенях (все пройденные: тритоны на IV и VII ступенях с разрешением) и аккордов (трезву­чия главных ступеней и их обращения, доминатсептаккорд с обращениями, уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора и гармонического минора).

 

5. Спеть от данного звука несколько пройденных интервалов и аккордов (из числа указанных в п.4).

 

6. Определить на слух отдельные интервалы и аккорды (из числа указанных в пунктах 4, 5) в тональности и от звука.

 

7. Спеть выученную песню или романс по нотам с собственным аккомпанементом. Например: Глинка М. «Ты соловушка, умолкни», Флис Б. «Колыбельная», Шуберт Ф. «Серенада»

 

Класс.

 

1. Написать одноголосный диктант (объем 8-10 тактов) в одной из употребительных тональностей, включающий прой­денные мелодические обороты и ритмические группы. Размеры - 2/4,3/4,4/4, 3/8,6/8. Например:Металлиди Ж., Перцовская Н. Музыкаль­ные диктанты для ДМШ: №№ 305, 322, 332, 339, 376, 390, Русяева И. Музыкальные диктанты: №№ 42, 97, 184, 190, Фридкин Г. Музыкальные диктанты: №№ 458, 462, 472, 491,496, 514, 534.

 

2. Спеть один из заранее выученных наизусть одноголосных примеров. Например: Б.Калмыков, Г.Фридкин - «Одноголосие»: №№617,637,642.

 

3. Проанализировать элементы музыкальной речи и строение мелодии в одной из пройденных тональностей; спеть ее с листа. Например:Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфед­жио: №№ 317, 325, 333, 337, 343.

 

4. В тональности и от звука спеть, определить на слух от­дельные элементы музыкальной речи: гаммы, тетрахорды, ди­атонические и хроматические ступени, интервалы, аккорды вверх и вниз с разрешениями. (Последовательности из 3-4 ин­тервалов, аккордов)

 

5. Спеть выученную песню, романс с авторским или собст­венным аккомпанементом, подобранным по слуху. Например: Глинка М. «Не искушай», Даргомыжский А. «Мне минуло 16 лет», «Мне грустно»

 

6. Спеть (дуэтом) один из выучен­ных двухголосных примеров. Например: Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. II: №№ 157,160, 161, 166, 181,185, 204

 

Примерные требования к экзамену

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.