Рабочая программа учебного предмета УП.01 — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Рабочая программа учебного предмета УП.01

2020-07-07 68
Рабочая программа учебного предмета УП.01 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предметная область ПО.02.

 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ.

 

Рабочая программа учебного предмета УП.01

 

«Сольфеджио»

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

Разработчик – Михеева В. В. – преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель высшей категории

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

I. Пояснительная записка

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5. Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7. Методы обучения;

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

2.1. Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2. Годовые требования по классам;

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2. Критерии оценки;

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

6.1. Нотная литература

 

6.2. Учебно-методическая литература;

 

6.3. Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка.

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты».

 

Предмет «Сольфеджио» является одной из обязательных дисциплин в учебных планах ДМШ и ДШИ. Рабочая программа «Сольфеджио» является частью дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» и разработана в соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данных программ. Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

 

В структуре предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства данный предмет приобретает особую важность, способствуя не только развитию музыкальных способностей, но также воспитанию музыкально – эстетического вкуса обучающихся, расширению общего кругозора, что является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального образования.

 

Срок реализации учебного предмета.

 

Срок реализации программы для детей, поступивших в школу в возрасте с 6.5 до 9 лет составляет 8 лет; 9-й год – дополнительный.

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио».

 

Таблица 1.

 

Классы Специальность 1 2 3 4 5 6 7 8
Продолжительность учебных занятий (в неделях)   32 33 33 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) Фортепиано Струнные Духовые и ударные Народные Музыкальный фольклор Музыкальный фольклор 48 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю) Фортепиано Струнные Духовые и ударные Народные Музыкальный фольклор 32 33 33 33 33 33 33 33
Максимальная нагрузка Фортепиано Струнные Духовые и ударные Народные Музыкальный фольклор 80 82,5 82,5 82,5 82,5 82,5 82,5 82,5

 

Объем учебного времени за весь срок обучения составляет по всем специальностям:

 

Аудиторная нагрузка – 394.5 часов;

 

Самостоятельная работа - 263 часа;

 

Максимальная нагрузка – 657,5 часов.

 

II. Содержание учебного предмета

 

 

2.1. Учебно-тематический план:

 

Класс

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Нотная грамота. 3 жанра в музыке. Звуки высокие и низкие. Знакомство с клавиатурой. урок 5 2 3
2. Разговорная речь и пение. Регистры, скрипичный и басовый ключи. урок 2,5 1 1,5
3. Ритм. Такт. Тактовая черта. Доли. Сильная доля урок 2,5 1 1,5
4. Длительности. Простые ритмические группы. Размер 2/4. урок 2,5 1 1,5
5. Размер 2/4. Динамические оттенки. урок 2,5 1 1,5
6. Паузы. Четвертные и восьмые паузы. урок 2,5 1 1,5
7. Текущий контроль Контрольный урок 2 /20 1 /8 1,5/ 12
8. Звукоряд, гамма, ступени. урок 2,5 1 1,5
9. Мажорный и минорный лады. Гамма До мажор. Тоническое трезвучие. урок 2,5 1 1,5
10. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоника. Вводные тоны. урок 2,5 1 1,5
11. Знаки альтерации. Тон – полутон. Строение мажорного лада. урок 5 2 3
12. Размер 3/4.Половинные длительности. Паузы половинные. урок 2,5 1 1,5
13. Запись одноголосных диктантов в размере 2/4. урок 2,5 1 1,5
14. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 /20 1 /8 1,5 /12
15. Гамма Соль мажор. Тетрахорд. Затакт. урок 2,5 1 1,5
16. Работа над развитием ладового слуха. урок 5 2 3
17. Интервал. Консонансы и диссонансы. Названия интервалов. урок 5 2 3
18. Гамма Фа мажор. урок 2,5 1 1,5
19. Запись одноголосных диктантов в размере 3/4. урок 5 2 3
20. Размер 4/4. Целая длительность. урок 2,5 1 1,5
21. Текущий контроль Контрольный урок 2,5 /25 1 /10 1,5 /15
22. Гамма Ре мажор. Работа над развитием ладового слуха. урок 2,5 1 1,5
23. Транспозиция. урок 5 2 3
24. Запись одноголосных диктантов в размере 4/4. урок 2,5 1 1,5
25. Повторение материала. урок 2,5 1 1,5
26. Промежуточный контроль Контрольный урок 2,5 /15 1 /6 1,5 /9
  Итого:   80 32 48

 

Класс

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Повторение материала 1 первого класса урок 2.5 1 1.5
2. Мажор – минор. Гамма ля минор. Параллельные тональности. урок 2.5 1 1.5
3. Интервалы (консонансы и диссонансы), ч.8, ч.1. урок 5 2 3
4.   Гамма ля минор гармоническая. Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая урок 2.5   1 1.5
5. Гамма ля минор мелодическая. Интервалы: б.2 и м. 2 от звука и в тональности. урок 5 2 3
6. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
7. Параллельные тональности. Гамма ми минор. Обращение тонического трезвучия. урок 2.5 1 1.5
8. Интервалы б. 3 и м.3 от звука и в тональности. урок 5 2 3
9. Гамма си минор. Ритмическая группа: четыре шестнадцатых в пройденных размерах. урок 2.5 1 1.5
10. Затакт. Целая пауза. урок 2.5 1 1.5
11. Интервал: чистая кварта в тональности и от звука. урок 2.5 1 1.5
12. Работа над воспитанием ладового слуха. урок 2.5 1 1.5
13. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
14. Обращение тонического трезвучия. урок 5 2 3
15. Гамма ре минор. Переменный лад. урок 2.5 1 1.5
16. Ритмическая группа: восьмая - две шестнадцатых и две шестнадцатых - восьмая урок 2.5 1 1.5
17. Интервал: ч.5 в тональности и от звука. урок 2.5 1 1.5
18. Параллельные и одноименные тональности. урок 5.5 5 2 3
19. Интервал ув. 2 в гармоническом миноре (в пройденных тональностях) урок 5 2 3
20. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /25 1 /10 1.5 /15
21. Гамма Си бемоль мажор. урок 2.5 1 1.5
22. Гамма соль минор. урок 2.5 1 1.5
23. Пройденные ритмические группы в пройденных размерах. урок 2.5 1 1.5
24. Запись одноголосных диктантов в пройденных размерах. урок 5 2 3
25. Повторение пройденного материала. урок 2.5 1 1.5
26. Промежуточный контроль Контрольный урок 2.5 /17.5 1 /7 1.5 /10.5
  Итого:   82.5 33 49.5

 

Класс.

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Повторение материала 2 класса. урок 5 2 3
2. Гамма Ля мажор. урок 2.5 1 1.5
3. Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4. урок 5 2 3
4. Гамма фа # минор. Увеличенная секунда в гармоническом миноре. урок 2.5 1 1.5
5. Ритмическая группа: три восьмых в размере 3/8. урок 2.5 1 1.5
6. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
7. Главные трезвучия лада. урок 5 2 3
8. Обращение и разрешение главных трезвучий лада. урок 7.5 3 4.5
9. Интервалы: м.6 и б.6 в тональности и от звука, в составе секстаккорда и квартсекстаккорда. урок 5 2 3
10. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
11. Гаммы: Ми бемоль мажор и до минор. урок 5 2 3
12. Интервалы: б.7 и м.7 – в тональности и от звука. урок 5 2 3
13. Обращение интервалов. урок 5 2 3
14. Гаммы: Ми мажор и до # минор. урок 5 2 3
15. Переменный лад. урок 2.5 1 1.5
16. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /25 1 /10 1.5 /15
17. Параллельные и одноименные тональности урок 5 2 3
18. Обращение главных трезвучий. урок 5 2 3
19. Обращение интервалов. урок 2.5 1 1.5
20. Навыки написания диктанта урок 2.5 1 1.5
21. Промежуточный контроль Контрольный урок 2.5 /17.5 1 /7 1.5 /10.5
22. Итого:   82.5 33 49.5

 

Класс.

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Повторение материала 3 класса. урок 2.5 1 1.5
2. Гаммы Си мажор и соль # минор. урок 5 2 3
3. Интервал: тритон в мажоре и гармоническом миноре урок 7.5 3 4.5
4. Ритмическая группа: восьмая с точкой и шестнадцатая. урок 2.5 1 1.5
5. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
6. Доминантовый септаккорд – Д7. урок 7,5 3 4.5
7. Гаммы Ре бемоль мажор и си бемоль минор урок 5 2 3
8. Ритмические группы в размерах 3/8 и 6/8. урок 5 2 3
9. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
10. Хроматизм проходящий и вспомогательный. урок 5 2 3
11. Модуляция и отклонение. урок 7.5 3 4.5
12. Синкопа. урок 5 2 3
13. Трезвучия и их обращения. Уменьшенное трезвучие ум. 35. урок 5 2 3
14. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /25 1 /10 1.5 /15
15. Триоль в размере 2/4 и 3/4. урок 5 2 3
16. Тритоны а натуральном мажоре и гармоническом миноре. урок 5 2 3
17. Все пройденные интервалы урок 2.5 1 1.5
18. Слуховой анализ. Работа над диктантом. урок 2.5 1 1.5
19. Промежуточный контроль Контрольный урок 2.5 /17.5 1 /7 1.5 /10.5
  Итого:   82.5 33 49.5

 

Класс.

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Повторение материала 4 класса. урок 2.5 1 1.5
2. Буквенное обозначение тональностей. урок 2.5 1 1.5
3. Квинтовый круг тональностей. урок 2.5 1 1.5
4. Обращение и разрешение Д7. урок 10 4 6
5. Текущий контроль Контрольный урок 3.5 /20 1 /8 1.5 /12
6. Ритмическая группа: четверть с точкой и две шестнадцатых. урок 2.5 1 1.5
7. Гаммы: Фа# мажор и ре # минор. урок 5 2 3
8. Тритоны на IVи VII ступенях и на II и VI. урок 5 2 3
9. Ритмическая группа: четыре шестнадцатых и восьмая в размерах 3/8 и 6/8. урок 2.5 1 1.5
10. Уменьшенное трезвучие в мажоре и гармоническом миноре. урок 2.5 1 1.5
11. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
12. Модуляция в тональности первой степени родства. урок 7.5 3 4.5
13. Тональности: Соль бемоль мажор и ми бемоль минор. урок 5 2 3
14. Ритмическая группа: восьмая, две шестнадцатых, восьмая. урок 2.5 1 1.5
15. Каденция, органный пункт. урок 2.5 1 1.5
16. Ритмическая группа: восьмая с точкой –шестнадцатая – восьмая в размере 3/8 и 6/8. урок 5 2 3
17. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /25 1 /10 1.5 /15
18. Переменный размер. урок 2.5 1 1.5
19. Д7 с обращением и разрешением. урок 5 2 3
20. Период. Предложение. Фраза. урок 2.5 1 1.5
21. Трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды от звука. урок 5 2 3
22. Промежуточный контроль Контрольный урок 2.5 /17.5 1 /7 1.5 /10.5
  Итого:   82.5 33 49.5

 

Класс.

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Повторение материала 5 класса. урок 2.5 1 1.5
2. Гармонический мажор. урок 2.5 1 1.5
3. Гаммы: Соль бемоль мажор и ля бемоль минор. урок 5 2 3
4. Внутритактовая и междутактовая синкопа. урок 7.5 3 4.5
5. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
6. S35 в гармоническом мажоре урок 2.5 1 1.5
7. Характерные интервалы урок 10 4 6
8. Гаммы: До# мажор и ля # минор урок 5 2 3
9. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
10. Мажорная и минорная пентатоника.   5 2 3
11. Уменьшенное трезвучие на II и VI ступенях в гармонических ладах. урок 5 2 3
12. Вводный септаккорд. урок 7.5 3 4.5
13. Переменный размер. Размер 3/2. урок 5 2 3
14. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /25 1 /10 1.5 /15
15. Энгармонизм. Энгармонически равные тональности. урок 5 2 3
16. Хроматизм, альтерация. IV повышенная ступень в мажоре и в миноре урок 5 2 3
17. Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты урок 5 2 3
18. Промежуточный контроль Контрольный урок 2.5 /17.5 1 /8 1.5 /10.5
  Итого:   82.5 33 49.5

 

Класс.

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Повторение материала 6 класса. урок 2.5 1 1.5
2. Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности. урок 7.5 3 4.5
3. Характерные интервалы Ув.5 и ум.4, ув.2 и ум.7 урок 7.5 3 4.5
4. Промежуточный контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
5. Хроматизм проходящий и вспомогательный. урок 2.5 1 1.5
6. Хроматическая гамма урок 5 2 3
7. Модуляция в тональности I степени родства. урок 5 2 3
8. Вводный септаккорд (малый и уменьшенный). урок 5 2 3
9. Промежуточный контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
10. Трезвучие (4 вида) урок 2.5 1 1.5
11. Увеличенное трезвучие в гармонических ладах. урок 2.5 1 1.5
12. Лады народной музыки (диатонические лады) урок 10 4 6
13. Пентатоника. урок 5 2 3
14. Размеры: 6/4 и 3/2 урок 2.5 1 1.5
15. Промежуточный контроль Контрольный урок 2.5 /25 1 /10 1.5 /15
16. Различные виды внутритактовых синкоп. урок 5 2 3
17. Период. Отклонения, модуляция в родственные тональности урок 5 2 3
18. Альтерации неустойчивых ступеней урок 5 2 3
19. Промежуточный контроль Контрольный урок 2.5 /17.5 1 /7 1.5 /10.5
  Итого:   82.5 33 49.5

 

Класс.

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Повторение материала 7 класса. урок 7.5 3 1.5
2. Вспомогательные и проходящие хроматические звуки урок 5 2 4.5
3. Правописание хроматической гаммы урок 5 2 4.5
4. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
5. Септаккорд II ступени в мажоре и миноре урок 7.5 3 1.5
6. Прерванный оборот в мажоре и гармоническом миноре. урок 5 2 3
7. Сложные виды синкоп. урок 5 2 3
8. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 3
9. Виды септаккордов урок 5 2 1.5 /12
10. Построение септаккордов от звука и их разрешение в тональности урок 7.5 3 1.5
11. Построение от звука обращений малого мажорного септаккорда и разрешение его как доминантового в мажоре и гармоническом миноре. урок 5 2 1.5
12. 7 видов септаккордов урок 5 2 6
13. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /10 3
14. Повторение материала урок 10 4 1.5
15. Письменные контрольные работы. урок 5 2 1.5 /15
16. Резервный урок. урок 2.5 /17.5 1 /7 3
  Итого:   82.5 33 3

 

Класс.

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Повторение: кварто-квинтовый круг, буквенное обозначение тональностей. Тональности I степени родства. урок 5 2 3
2. Три вида мажора и минора. урок 2.5 1 1.5
3. Тритоны в мелодическом мажоре и миноре. урок 2.5 1 1.5
4. Диатонические интервалы в тональности с разрешением. урок 5 2 3
5. Хроматические проходящие и вспомогательные звуки. урок 2.5 1 1.5
6. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
7. Правописание хроматической гаммы (с опорой на мажор и минор) урок 2.5 1 1.5
8. Главные и побочные трезвучия в тональности, их обращения и разрешения. урок 5 2 3
9. Уменьшенные трезвучия в натуральном и гармоническом виде мажора и минора, их обращения и разрешения урок 2.5 1 1.5
10. Увеличенное трезвучие в гармоническом виде мажора и минора, его обращения и разрешения. Энгармонизм увеличенного трезвучия. Урок 5 2 3
11. Энгармонизм уменьшенного септаккорда урок 2.5 1 1.5
12. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /20 1 /8 1.5 /12
13. Главные септаккорды, их обращения и разрешения урок 5 2 3
14. 7 видов септаккордов. урок 2.5 1 1.5
15. Побочные септаккорды в тональности, способы их разрешения. урок 7.5 3 4.5
16. Альтерированные ступени, интервал уменьшенная терция. урок 5 2 3
17. Гармония II низкой ступени («неаполитанский» аккорд) урок 2.5 1 1.5
18. Текущий контроль Контрольный урок 2.5 /25 1 /10 1.5 /15
19. Период, предложения, каденции, расширение, дополнение в периоде. урок 5 2 3
20. Повторение материала урок 5 2 3
21. Письменные контрольные работы Контрольный урок 2.5 1 1.5
22. Устные контрольные работы Контрольный урок 5 /17.5 2 /7 3 /10.5    
  Итого:   82.5 33 49.5

 

2.2. Распределение учебного материала по годам обучения;

 

2.3. Формы работы на уроках сольфеджио;

 

 

1-й год обучения.

 

Вокально – интонационные навыки:

 

Формирование основных певческих навыков и умений;
Выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу. Слуховое осознание чистой интонации.

 

Пение:

 

· песен – упражнений из 2-3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением;

 

· мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

 

· I, III ступеней в мажоре и миноре;

 

· мажорного и минорного трезвучия от звука;

 

· скачки на тонику и «опевание» ее;

 

· пение в унисон;

 

· транспонирование песенок от разных звуков;

 

· несложных песен с текстом с сопровождением и без него;

 

· двухголосных песен с исполнением одного из голосов педагогом (подготовка к двухголосному пению);

 

· ритмические длительности: целая нота, половинная, четверть, восьмая в размерах 2/4, 3/4;

 

· размер 4/4, паузы целые;

 

Затакт: четверть, две восьмые.

 

Воспитание чувства метроритма:

 

· ощущение равномерности пульсирующих долей;

 

· движение под музыку (ходьба, бег, элементарные танцевальные движения;

 

· работа в размерах 2/4, 3/4

 

· осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;
повторение ритмического рисунка;

 

· навыки тактирования, дирижирования;

 

· сольмизация музыкальных примеров;

 

· исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;

 

· исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него;

 

· определение мелодии по ритмическому рисунку.

 

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух ):

 

Определение на слух и осознание:

 

· характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов, сопоставления одноименного мажора и минора;

 

· размера, темпа, динамических оттенков;

 

· отдельных ступеней, трезвучий мажорного лада;

 

· мажорного трезвучия в мелодическом и гармоническом виде;

 

· анализ несложных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки;

 

· сильных и слабых долей в прослушанной мелодии (в размерах 2/4, 3/4).

 

Музыкальный диктант:

 

· работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха;

 

· подготовительные упражнения к диктанту: пропевание небольшой фразы и воспроизведение её на слог;

 

· устные диктанты;

 

· письменные упражнения для выработки навыков нотного письма;

 

· запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;

 

· запись мелодий в объёме 2-4 тактов, в пройденных тональностях;

 

· фотодиктант.

 

Образцы диктантов:

 

Воспитание творческих навыков:

 

· допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях;

 

· сочинение и досочинение мелодий на заданный ритм и текст;

 

· сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям;

 

· подбор баса к выученным мелодиям;

 

· подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;

 

· рисунки к прослушиваемым произведениям.

 

Теоретические сведения:

 

Ø музыкальный звук и его свойства, звуки высокие и низкие;

 

Ø звукоряд, регистры, октавы;

 

Ø динамика, мелодия, аккомпанемент;

 

Ø метр, ритм, восходящий и нисходящий звукоряд;

 

Ø скрипичный и басовый ключ;

 

Ø гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие;

 

Ø ключевые знаки;

 

Ø цифровое обозначение ступеней;

 

Ø вводные ступени лада, опевание устойчивых ступеней;

 

Ø тон, полутон, строение мажорного лада;

 

Ø знаки альтерации;

 

Ø лад, тональность, такт тактовая черта, 2\4, 3\4,4\4;

 

Ø ноты первой, второй октавы, малой октавы;

 

Ø паузы;

 

Ø музыкальная фраза, транспонирование;

 

Ø главные ступени лада;

 

Ø затакт, ритм четыре шестнадцатых;

 

Ø интервалы, понятие консонанс и диссонанс;

 

гаммы: До, Соль, Фа, Ре мажор.

 

Знакомство с клавиатурой, названия звуков, нотный стан.

 

Первоначальные навыки нотного письма.

 

Понятия о темпе, размере, тактовой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой), о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках (f и p), кульминации, о мелодии и аккомпанементе.

 

Ритмические длительности: и их сочетание в размерах 2/4 и 3/4.

 

Итого: 32 часа.
Второй год обучения.
Вокально-интонационные навыки
:

 

· Пение: мажорных и минорных гамм (натуральный минор), тетрахордов и упражнений, ступеней или отельных мелодических оборотов типа:

 

V - I, I –V, I –VII – II –I, V –VI – V – IV –V, I – V – IV – II – VII – I, IV – III – II – V – VII – I, V – IV –III – VI – VII – II – I;

 

· пройденных интервалов на ступенях мажорной гаммы: м. 2 на III и VII; б.2 на I и V; б.3 на I, IV, V; м.3 на VII и II; ч.5 на I; ч.4 на V; ч.8 на I;

 

· пройденных интервалов, (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;

 

· в миноре - тонического трезвучия, отдельных ступеней лада и мелодических оборотов типа: I – VII – II – I, III – II – IV – III, V – II – VII –I, V – VI – V – II – I;

 

· пройденных интервалов на ступенях минорной гаммы: м.3 на I, б. 2 на VII, м.2 на V в натуральном миноре, м.2 и м. 3 на VII#, б.3 на V в гармоническом миноре (на усмотрение педагога);

 

· пение мажорного и минорного трезвучий от звука;

 

· тона и полутона на слог и с названием звуков;

 

· пение простейших секвенций типа:

 

 

Сольфеджирование и пение с листа:

 

· Пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;

 

· транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;

 

· пение нотных примеров с дирижированием, включающим в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;

 

· разучивание по


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.287 с.