Обществознание 11, профильный уровень — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Обществознание 11, профильный уровень

2020-07-07 172
Обществознание 11, профильный уровень 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обществознание 11, профильный уровень

Урок 85-86

Роль религии в жизни общества

Д.З: § 33,?? (с.357), задания (с.357),

Источник (с.357-358)

©А.И. Колмаков

  • познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;
  • развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  • формировать осознанное отношение к религии, религиозному сознанию.

Универсальные учебные действия

  • Знать понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам.
  • Формировать умения осуществлять конструктивное общение с людьми разных конфессий

  • религия;
  • религиозное сознание;
  • мировые религии;
  • принцип свободы совести;
  • религиозный культ;
  • религиозные организации;
  • межконфессиональный диалог

Изучение нового материала

  • Религия как одна из форм культуры.
  • Роль религии в жизни общества.
  • Мировые религии.
  • Принцип свободы совести.

Вспомните. Что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

Религия как одна из форм культуры

Религия – мировоззрение, мироощущение, соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.

Структура религии:

  • религиозное сознание;
  • религиозный культ;
  • религиозная организация.

Сущность религиозного сознания:

Иллюзорное удвоение мира (признание, наряду

С реальным природным и социальным бытиём,

Второго, потустороннего мира, в котором есть

Идеальное разрешение всех противоречий

Земного бытия).

Уровни религиозного сознания:

  • массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая;
  • рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения;
  • богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.

Религия как одна из форм культуры

Специфика религиозной веры – объект, главная и самоценная идея Бога, из которой выводятся все остальные.

Трудно найти в истории человечества другую идею, которая могла бы сравниться с идеей Бога по продолжительности воздействия и комплексу ощущений, чувств, побуждений, которые с ней связаны.

Два уровня религиозного сознания:

1) религиозная идеология (систематизированное изложение религиозных догматов);

Религиозная психология (религиозные представления и чувства верующих).

Вера – свойство человеческого сознания, проявляющегося не только в религиозной, но и во многих других формах сознания.

Религия как одна из форм культуры

Типитака

Мировые религии

Мировые религии

Коран

Мечеть

Мировые религии

Вместо заключения:

  • что объединяет все мировые религии;
  • в чём их отличия;
  • ваше отношение к положению конфессий в России (в отличии от других стран мира).

Принцип свободы совести

Свобода совести в условиях формирования гражданского общества в России:

  • межконфессиональный диалог;
  • принцип свободы совести и вероисповедания;
  • принцип отделения религиозных организаций от государства;
  • равноправие религий;
  • светский характер государственного образования;
  • государство также гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.

Принцип свободы совести

Контрольные вопросы

  • Что такое религия?
  • Какие элементы религии выделяют учёные?
  • Какими признаками характеризуется религиозное сознание?
  • Каково значение религии в жизни общества?
  • Каковы основные идеи каждой из мировых религий?
  • В чём сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

· Религия

Несколько слов об архаической религии

Для начала: что такое "архаическая религия" вообще?

Как мне кажется, это понятие страшенно размыто. Когда пытаешься раздобыть материалы по теме, натыкаешься на весь список вариантов от чукотского шаманизма (вполне современного) до рисунков на стенах и медвежьих черепов родом из палеолита. Более того, термин употребляется в быту как попросту обозначение специфической личной религиозности (мне вот давеча сказали "Ну, ты как человек с архаически-религиозным мироощущением..." - я прям занервничал. Что это значит? Меня хотели назвать бурятом, неандертальцем, или просто предположили, что я как-то не вписываюсь в парадигму современного монотеизма?)

Я сейчас попробую изложить, что думаю на этот счет собственно я. Это именно личные мысли и концепции; мое образование не связано напрямую с архаикой, поэтому я могу допускать определенные натяжки и ошибки, и на категорическую истину не претендую.

Сам для себя я определяю архаическую или примитивную (в философском смысле этого слова) религию как набор религиозных представлений, возникающий спонтанно практически в любом человеческом обществе, доросшем до религиозного самоосознания как такового. Более того, наблюдая за детьми, растущими вне какого-либо конкретного религиозного поля, мы можем наблюдать, как их религиозное мироощущение формируется само собой во вполне определенном ключе - и если не провести по отношению к ним "религиозного ликбеза" из-под догматики какой-либо структуризованной религии, то они сооружают себе архаическую религию не хуже заправского эскимоса, пусть она может и иметь внешние признаки ислама, христианства или хоть коммунизма.

Какие же черты свойственны примитивной религии? Я подобрал какое-то количество признаков, которые мне кажутся более-менее всеобщими, существующими ab ovo. Я в курсе, что не так уж часто все эти штуки собираются вместе; я также в курсе, что большая часть терминов современным религиоведением признается устарелыми. Но современное религиоведение (по крайней мере континентальное), уйдя от радикального стремления все объяснить и систематизировать, каковое было свойственно "большому девятнадцатому", впало, как мне кажется, в другую крайность, категорически решив не объяснять ничего, а только коллекционировать примеры и наблюдения. Что порождает, КМК, падение религиоведения в этнографию и утрату им самостоятельной ценности, по крайней мере, для меня.

Ладно, понеслись.

  • Адогматизм. Догматика как стройная и законченная философская система есть порождение организованной религии. Спонтанная религия не стремится упорядочить себя; в чем-то она напоминает ту самую современную этнографию - ее целью является собирание данных и анализ конкретных прецедентов, происходящих с человеком в контексте внематериального, а не установление общей нормы. Более того, общей нормы в представлении архаики и не существует; максимум, на что она способна - это на формулировку своего рода ситуативной догматики, набора правил, применимых в каком-то регионе или ситуации, но теряющих силу за пределами своего изначального контекста.
  • Атеизм, точнее, внетеистический даймонизм. Грубо и просто: в архаике нет никакого Бога. Или он есть, но не играет личностной роли. Или он представляет из себя не Бога-судию, а Бога-закон (некое условное олицетворение принципа мирового механизма, предельно, тотально бесстрастное - монгольский Тенгри). Но так или иначе следует иметь в виду, что при любых раскладах молиться ему (этому "оно") бесполезно, оно либо отсутствует, либо ты ему пофиг, либо оно слишком далеко, либо оно оценивает исключительно действия. А мир населен другими силами, о них см. дальше.
  • Анимизм. В пространстве спонтанной религии одушевленным может быть все, что угодно. А может и не быть. Мир полон тварей, богов, сил, сущностей, которые находятся буквально за углом. Но за каким именно? Именно поэтому архаик предпочитает превентивно подстраховаться и на всякий случай предполагать наличие у конкретно этого места хранителя, скажем. Так или иначе, эти сущности живут примерно на том же "уровне", что и люди, просто на другой его грани (и мертвыми людьми пополняются!) - они не добрее и не злее людей (что не отменяет того, что среди них могут попадаться добрые до святости и злобные до дьявольщины - с той же частотой, как и среди людей, хехесс). Тем самым отношения с ними могут быть такими же сложными или простыми, как и с людьми - и лучше иметь там друзей. Идеал - твои собственные предки, связанные с тобой узами родства (это одна из причин, почему архаика в своем чистом виде очень семейно-ориентированна), но если ты вне рода - ничего не кончено, у тебя все равно есть шанс найти соратников там - примерно такие же, как и найти себе новых соратников здесь. С соответствующими рисками, естественно.
  • Тотемизм. Животные, растения, камни, другие природные вполне материальные сущности (камни в архаике живые, ОК? Ну, некоторые как минимум) - ничем качественно от тебя не отличаются. Медведи разумны. Волки разумны. Все разумны. На свой лад. Так или иначе, ты с ними живешь и ты с ними связан имплицитно. В частности, возможно, они твои дальние предки. В смысле, у вас с ними общий дальний предок, а в современности каждый медведь тебе дальний родич, кузен, так сказать. Ну, это уже частности; суть в том, что любые отношения между людьми опять же переносятся на отношения с животными и растениями. У тотемиста есть друг-человек, враг-человек, друг-сосна, враг-ива, друг-медведь, враг-хомяк. Родич-человек, родич-дуб, родич-орел. Никакой "уникальности человека" в этом мире нет по определению.
  • Фетишизм. Незримая сущность может почтить своим присутствием предмет - и предмет изменится. Ты сам можешь вложить часть своей души в предмет, и тот опять же изменится. А еще сущность может избрать предмет своим домом, и пока ее все будет устраивать, она будет перманентно привязана к этому предмету. А еще ты можешь взять сущность в плен и заточить ее в предмет. В общем, неодушевленное очень легко становится одушевленным, но не само по себе, а благодаря интеграции в него одушевленного извне. Никакие "дикари" не молятся "амулетам и идолам", они всегда относятся как-то не к самому предмету, а исключительно к тому, что его одушевляет. После того, как дух покинул амулет - амулет можно выкинуть в отхожее место, никакого самостоятельного почтения он не заслуживает. Разве что на память сохранить, если вещь красивая.
  • Шаманизм - концепция, связующая и делающая приемлемым все вышеприведенное. Человек способен полноценно оперировать "внешним" миром. Собственно, это значимая часть искусства выживания в этой непростой вселенной. И он способен (при определенном обучении, естественно) действовать в незримом пространстве как его полноправный обитатель. Духам не молятся, не поклоняются, их на самом деле ни в коем случае не обожествляют. В сущности, архаика, если смотреть на нее с точки зрения архаики, прошла долгий и стремный путь постепенной потери людьми возможности контролировать свою часть незримого, и постепенного возникновения страха и преклонения перед оным самым Тем, что Там. Сперва архаика вырождается в язычество, а потом из язычества вырастает этический монотеизм - что при этом происходит? При этом сперва мы теряем дружбу и вражду с силами, потом мы начинаем их бояться и панически задабривать, а потом мы вводим фигуру Силы-над-Силами, которая за счет своей невероятной огромности и внешнести по отношению к внешнему - убер-трансцендентности! - может усмирить меньшие силы (по сравнению с ней - здешние). Шаман действует принципиально иначе. Он может дружить с договороспособными силами, усмирять, прогонять или подчинять не-договороспособные, вступать в разнообразнейшие конвенции, с добрыми он добр, со злыми зол. Но он может все это потому, что он по сути сам наполовину там. Он имеет некую неотъемлемую часть души, которая сама по себе обитает вовне, или же он может полностью менять обличье своей сущности, становясь духом, тварью, силой целиком, чтобы потом вернуться обратно. Он - равный.

 

Примерно так. Самое главное: не надо искать в архаике никакой "религии спасения" или этической парадигмы. Этика у этих людей своя, порожденная чем угодно, но не религией, потому что религия в их случае сводится к своему исконному семантическому значению. Это не способ быть добрым, не способ спасти свою душу в вечности, не способ спастись от греха. Это установление связи. Чтоты потом сделаешь с этой связью - твое и только твое дело.

 

Обществознание 11, профильный уровень

Урок 85-86


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.