Традиции и новации в городе и деревне — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Традиции и новации в городе и деревне

2020-07-07 130
Традиции и новации в городе и деревне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее важная роль в становлении и развитии культурной среды принадлежит городам, которые являлись центрами сосредоточения креативной культуры (просвещение, наука, искусство). Здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной культуры.

Культура города XIX в. была многослойна: это и часть официальной культуры, и средство модернизации и европеизации общества, и духовная жизнь интеллигенции, которая стимулировала развитие оппозиционных взглядов. Была представлена в городе и традиционная культура, тесно связанная с мещанской средой.

В имперской России особенностью культурного пространства была двустоличность: одновременное существование бюрократического придворного Петербурга и барской первопрестольной Москвы. Каждый из городов играл свою роль. В Петербурге, который долгие годы выполнял функцию "окна в Европу" и помогал стране войти в число европейских государств, доминировал внешний статус. Москва с утратой столичного статуса не потеряла функции внутреннего центра России. Система внутренней коммуникационной сети замыкалась, прежде всего, на Москву, через которую, в частности, осуществлялась связь Петербурга со страной дорожным путем. Не случайно Москву называли городом сорока сороков: она опережала Петербург по количеству храмов и монастырей, которые были не только органичной частью застройки, но и являлись культурными и смысловыми доминантами.

Как и теперь, Москва и Петербург XIX в. притягивали представителей всех сословий, чему способствовала, в частности, весьма высокая ассимиляционная способность столичной среды, сюда стремились люди из провинции, жаждущие социального восхождения. Петербург выделялся, прежде всего, функцией резиденции императорского двора и правительственного центра, в котором располагались высшие органы государственной власти. Это предопределяло высокую концентрацию бюрократии и военных. Ведущую градостроительную роль в Москве XIX в. продолжала играть усадебная застройка. Петербург выглядел как город призванных на службу, Москва — как место для удобного жилья.

Следует заметить, что социокультурное соперничество двух столиц составляло важную динамичную особенность функционирования российского социума XIX в.

С 1863 по 1897 г. городское население увеличилось в 2,5 раза. Основным источником такого роста служил промышленный отход крестьян, которые селились в городах. В 1897 г. в 932 городах проживало 16,8 млн человек. Города меняли свой облик: полусельские дома и усадьбы начинали соседствовать с многоэтажными каменными домами. С 1860-х гг. резко возрастает количество культурно-просветительских учреждений: музеев, библиотек, выставок и др. В провинциальных городах начинают функционировать водопроводы, магазины, аптеки, чего нс было раньше. Появляется общественный транспорт, первой формой которого в Санкт- Петербурге стала в 1863 г. конка (конно-железная дорога), на которой запряженные лошадьми вагоны двигались по рельсам. Вместе с тем индивидуальные средства передвижения — извозчики и личные выезды — оставались, естественно, преобладающими. Новые средства связи — телеграф и телефон — постепенно проникали в коммуникативную сферу страны.

Коренное городское население — купцы и мещане — были носителями менталитета, близкого к крестьянскому (традиционный православный менталитет), но отличались от крестьян меньшим консерватизмом, большей открытостью для хозяйственных, духовных и бытовых новаций.

Со второй половины XIX в. укрепляется буржуазное сознание, начиная потихоньку размывать традиционные ценности. Формируется пласт буржуазии нового поколения, представленный образованными людьми, которые ценят прогресс и постепенно занимают активную общественно- политическую и культурную позицию, пытаясь влиять на власть.

Определяющим в жизни российской деревни продолжал оставаться традиционализм, основанный на религиозно-нравственной составляющей и доминировании общественного уклада жизни. Важную роль в жизни российского крестьянина играла община, основанная на системе обычного права и регулировавшая внутреннюю жизнь крестьянского "мира". Она обладала правом распределения и передела находившихся в ее распоряжении пахотных, лесных, сенокосных и прочих угодий. Основным документом, закрепляющим решение общины, был "мирской приговор", который принимался на мирском сходе, являвшимся высшим авторитетом у крестьян. Открыто выступать против него не решался никто из сельских жителей. В пореформенный период община была единственным звеном между крестьянством и государством. Она обеспечивала коллективную социальную и экономическую защиту, облегчала сбор налогов и надзор за порядком. На протяжении всего XIX в., вплоть до начала 1890-х гг., общинное землепользование крестьян преобладало над стремлением к подворному землепользованию.

Потребительская трудовая этика крестьян отрицала взгляд на землю как на источник богатства. Земля считалась Творением Божьим, а труд — источником и способом получения Божьей благодати. Несмотря на устойчивое, в целом, доминирование традиционных ценностей в культуре крестьянства, они подвергались воздействию новаций, что проявлялось в следовании правилам городской профессиональной культуры, росте грамотности, введении агротехнических новшеств. К этому добавлялась эрозия общинного сознания, чему способствовали такие явления, как отходничество (уход на заработки в город), падение дисциплины, неуважение к старшим, участившиеся семейные разделы, ослабление влияния церкви.

В отечественной литературе данные процессы называют раскрестьяниванием, понимая под этим разрушение замкнутого общинного и крестьянского хозяйства, его вымывание под воздействием рыночных, капиталистических социально-экономических процессов.

Общественная мысль и общественные движения

В XIX в. вопросы развития страны всегда находились в центре внимания у наиболее активных членов общества. Вопрос о том, каким путем пойдет Россия, стал предметом оживленных споров и дискуссий как среди лояльно настроенных к верховной власти, так и среди сторонников революционно-радикальных социалистических взглядов. Считается, что в России во второй трети XIX в. начинают оформляться основные идейные течения: консерватизм, либерализм, революционно-социалистический радикализм (рис. 14.1).

Реакцией на выступление декабристов стало нарастание консервативных настроений в обществе. Впервые идейную концепцию консервативного направления сформулировал министр народного просвещения граф С. С. Уваров, теория официальной народности которого определяла три отличающих Россию от Запада основополагающих принципа:

· — самодержавие как основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления;

· — православие как основа духовной жизни и церковь как опора самодержавия;

· — народность как духовное единение народа с царем.

Рис. 14.1

Приверженцами этой теории были историки М. М. Карамзин (умер в 1826 г.) и М. П. Погодин, литераторы Ф. В. Булгарин и М. Н. Загоскин и др.

Несмотря на усиление политической реакции, оппозиция режиму существовала и проявилась в деятельности в конце 1820—1830-х гг. различных по составу и идейной направленности кружков (кружок братьев Критских, кружок Н. В. Станкевича, кружок А. И. Герцена и И. П. Огарева и др.), обсуждавших вопросы о положении страны и ее будущем; в виде сложившихся во второй половине 1830-х гг. либеральных течений западников и славянофилов; в общественной мысли, получившей оформление в революционно-социалистическом направлении.

Славянофильство возникло как своего рода реакция против распространенного среди российского дворянства "слепого подражания" Западу. Славянофилы (братья П. В. и И. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, философы Ю. Ф. Самарии и А. С. Хомяков и др.) защищали идею великой исторической миссии России. Идеализируя патриархальную Русь, они нередко принижали западные страны, считая, что если Россия пойдет по пути Запада, она не будет иметь будущего. С этой точки зрения славянофилы негативно оценивали деятельность Петра I. Основополагающими принципами общественного устройства России они считали православие, самодержавие и народность, осуждая при этом самодержавный деспотизм и видя воплощение народного начала не в крепостничестве, а в народе, и рассматривая православие как образ мышления последнего. Многие размышления славянофилов о патриотизме, национальных традициях, нравственных критериях сохраняют свою актуальность, значимость и в наши дни.

В отличие от славянофилов западники (историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, литераторы П. В. Анненков и И. С. Тургенев, юрист К. Д. Кавелин) высоко ценили достижения Запада и видели Россию, идущую по европейскому пути и готовую с помощью реформ преодолеть отставание в развитии. Движение в западном направлении должно было привести к ликвидации крепостничества и установлению конституционного государственного устройства. Эти изменения, по мнению западников, позволили бы России образовать вместе с западными странами "одну общечеловеческую семью".

Несмотря на имевшие место разногласия, и западники, и славянофилы любили Россию и верили в нее; отрицательно относясь к крепостному праву, и те, и другие предполагали необходимость постепенного проведения реформ, инициатором которых должна была стать верховная власть.

Представители революционно-социалистического направления общественной мысли (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев) разделяли некоторые идеи западников, но в целом выступали против буржуазно- либеральной идеологии. Они развивали идеи утопического социализма и, в отличие от декабристов, стремились не к организации военного заговора, а к народной революции.

А. И. Герцен сформулировал теорию общинного социализма, согласно которой Россия сможет перейти к социализму через крестьянскую общину — готовую ячейку социалистического общества. По мнению А. И. Герцена, право каждого на землю, общинное владение ею и общинное самоуправление есть те начала, на которых "может развиться будущая Русь". В качестве главных условий построения социалистического общества в России А. И. Герцен считал отмену крепостного права и ликвидацию самодержавия.

Модернизационные процессы второй половины XIX в. усилили поляризацию общественных сил. Проведение в России реформ 1860—1870-х гг., их ограниченность и противоречивость способствовали усилению идейнополитической борьбы, что привело к оформлению трех направлений в общественном движении: революционного, либерального и консервативного.

Консерватизм - как общественно-политическое течение и идеология отстаивал сохранение и незыблемость традиционных основ и устоев в обществе. Сторонники консерватизма стояли на страже самодержавия, которое, по их мнению, являлось важнейшим стержнем государства, ратовали за свертывание реформ и проведение контрреформ, за сохранение помещичьего землевладения. Идеологами консерваторов были К. II. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков, В. П. Мещерский и др.

Значимое место среди консерваторов занимал также К. Н. Леонтьев (1831 1891) представитель неославянофильства, сторонник церковного традиционализма, проповедник "византизма" (церковность, монархизм, сословная иерархия) и союза России со странами Востока как охранительного средства от революционных потрясений.

Оплотом и одновременно сферой распространения консерватизма считались чиновничье-бюрократический государственный аппарат, церковь, значительная часть периодической печати. Консервативный традиционализм признавался официальной идеологией России до 1917 г.

Либерализм - в качестве общественно- политического течения возник, прежде всего, в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, за демократические свободы и продолжение реформ. Либералы были противниками революции и отстаивали эволюционный путь развития страны, поэтому они были готовы к сотрудничеству и компромиссам с самодержавием. Деятельность либералов в основном состояла в подаче па имя императора "всеподданнейших адресов" — ходатайств с предложениями программ возможных преобразований в работе земских учреждений и т.п. Идеологическое обоснование российского либерализма можно найти в трудах К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и др. Либеральное общественное движение было достаточно аморфно, не имело какой-нибудь устойчивой организационной структуры и несло в себе серьезные разногласия разных групп.

М. Т. Лорис-Меликов 28 января 1881 г. представил императору доклад, называемый иногда, без достаточных оснований, историками и публицистами "конституцией Лорис-Меликова". Суть проекта состояла в следующем: предусматривалось учреждение подготовительных комиссий с привлечением к участию в них представителей земских органов. Комиссиям предстояло обсуждать законопроекты, высказывать свое мнение до их внесения в Государственный совет. Конечно, данный проект нельзя назвать конституцией, ибо он полностью сохранял принцип неограниченной самодержавной власти и кардинально не затрагивал политическую систему страны.

Александр II, в принципе, одобрил проект, но 1 марта 1881 г. он в результате террористического акта был убит народовольцами. Вступивший на престол Александр III и его реакционное окружение отвергли предложение М. Т. Лорис-Меликова, который вскоре ушел в отставку.

Самыми активными в общественном движении были представители революционного направления, стремившиеся к коренному переустройству общества, преимущественно насильственным путем. Идейной основой этих взглядов была теория особого, некапиталистического развития России через "общинный социализм", у истоков которой стояли А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Критикуя капитализм, они предполагали, что ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская

община. Эти теоретические воззрения стали основой для формирования нового радикального течения — народничества (рис. 14.2).

Рис. 14.2

Пути достижения нового справедливого общества были сформулированы другими идеологами революционного народничества, заложившими основы трех следующих идейных течений:

1) бунтарское (анархическое); идеолог этого направления М. А. Бакунин (1814—1876) считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и поэтому его надо поднять на революцию, которая уничтожит государство;

далее планировалось создать вместо последнего федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций;

· 2) пропагандистское; основатель данного течения П. Л. Лавров (1823— 1900) считал народ не готовым к революции и в связи с этим главное внимание уделял длительной пропаганде социалистических идей, подчеркивая, что "разбудить" крестьянство должна передовая часть российской интеллигенции;

· 3) заговорческое; теоретик этой концепции П. Н. Ткачев (1844—1885) в своих воззрениях о возможной революции в России делал акцент на заговор, государственный переворот силами профессиональных революционеров, захват власти, по его мнению, должен был быстро вовлечь народ в социалистическое переустройство.

На долгие годы второй половины XIX — начала XX в. утопическая теория народнического социализма стала теоретическим и программным базисом для многих радикально-революционных течений и политических партий. В то же время необходимо отметить, что революционный радикализм во многом проистекал из особенностей социально-экономического и политического развития страны (ограниченность реформ, самодержавие, полицейский произвол, отсутствие политических свобод, общинно-коллективистский уклад жизни большинства населения). Отсутствие гражданского общества способствовало тому, что в России возникали только тайные организации.

Формирование народнической идеологии и создание тайных революционных кружков, которые вели активную пропагандистскую и заговорческо-террористическую деятельность против власти, началось с 1861г.

Длительная борьба, которую вела "Народная воля", завершилась цареубийством, но революционного взрыва не последовало. Народ оставался инертным, усилились политические репрессии, и подавляющая часть революционных народников была разгромлена.

Конец XIX в. характеризовался ускоренным развитием капитализма, сопровождавшегося зарождением рабочего движения, началом распространения марксизма в России и возникновением социал-демократии. Еще в период доминирования в общественном движении народников в России появляются первые рабочие организации — "Южно-российский рабочий союз" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878—1880).

После разгрома революционного народничества бывшие участники "Черного передела" Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов обратились к марксизму, основав за границей, в Женеве, в 1883 г. группу "Освобождение труда".

Несколько марксистских кружков в 1883—1892 гг. (Д. И. Благоева, Н. Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.) действовало и в России. В 1895 г. попытку объединить разрозненные кружки и соединить их с рабочим движением предпринял петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", которым руководили В. И. Ульянов (Ленин) и Ю. О. Цедербаум (Мартов). Однако все они были быстро ликвидированы царской охранкой. Появление и деятельность подобных кружков и организаций способствовали становлению социал-демократии и образованию в будущем политических партий.

После разгрома революционное народничество трансформируется в народничество либеральное. Либеральные народники, оставаясь сторонниками "общинного социализма", не принимали революционных методов борьбы и призывали к эволюционным реформам для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения и пропагандировали так называемую теорию малых дел. Наиболее видными идеологами либеральных народников были публицисты и экономисты Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов, Н. К. Михайловский.

Культура России в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. характеризуется значительным культурным и духовным взлетом, которому во многом способствовали рост национального самосознания, вызванный патриотическим подъемом 1812 г., и в определенной степени просвещенная политика верховной власти в первые годы царствования Александра I.

Образование. В 1802 г. в России впервые было создано Министерство народного просвещения для руководства образовательными процессами в стране. Было образовано шесть учебных округов, в каждом из которых намечалось создать университет как центр учебной и педагогической деятельности.

В 1802 г. был основан университет в Дерпте (Тарту), в 1804 г. — в Казани, Харькове, Вильно (закрыт в 1831 г. и перенесен в Киев, где с 1832 г. стал носить имя Святого Владимира) и, наконец, в 1819 г. — в Петербурге. Подготовку, близкую к университетской, давали привилегированные закрытые дворянские лицеи: Царскосельский (открыт в 1811 г.) и Демидовский в Ярославле (открыт в 1805 г.).

В России в первой половине XIX в. началось также становление технического образования. В 1819 г. но инициативе великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) было создано Главное инженерное училище в Петербурге, ставшее не только местом подготовки технически грамотных кадров, но и центром военно-инженерной мысли. Став императором, Николай I продолжал поддерживать развитие технического образования. В 1828 г. был основан Санкт-Петербургский практический технологический институт, а в 1830 г. — Московское ремесленное училище (с 1868 г. — Императорское московское техническое училище, а ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана).

Среднее образование давали гимназии. Предполагалось, что они будут в каждом губернском городе, но произошло это постепенно. В 1824 г. было 24 гимназии, а к середине XIX в. — более 50.

Система начального образования в первой половине XIX в. была представлена церковно-приходскими школами, волостными и уездными училищами, где могли получать знания дети из народа.

Книжное дело. В России в первой половине XIX в. увеличилось число издаваемых книг, расширилась читательская среда. Появились крупные

отечественные книгоиздатели: братья И. И. и К. И. Глазуновы, В. А. Плавильщиков, А. Ф. Смирдин и др. В 1830-е гг. в стране насчитывалось более 100 книжных лавок. В издательской и книготорговой сфере наиболее успешной в 1820 - 1840-е гг. была деятельность купца А. Ф. Смирдина (1795—1857), которого А. С. Пушкин назвал "благородным книжником".

А. Ф. Смирдин выпустил в свет сочинения В. А. Жуковского, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Именно он впервые начал по достоинству оплачивать литературный труд писателей, а также, снижая розничные цены, старайся сделать книги доступными и для небогатых людей. А. Ф. Смирдин предложил и реализовал идеи книжной лотереи и продажи книг по почтовым заказам с рассылкой их во все концы России.

Географические и научные открытия. Становлению России как великой морской державы способствовали экспедиции русских мореплавателей и путешественников.

В 1803—1806 гг. было осуществлено первое кругосветное плавание русских кораблей "Надежда" и "Нева" под командованием И. Ф. Крузенштерна (1770—1846) и Ю. Ф. Лисянского (1773 1837).

В 1819—1821 гг. на шлюпах "Восток" и "Мирный" под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778—1852) и М. II. Лазарева (1788—1851) была снаряжена научная экспедиция в южные полярные моря, основным итогом которой стаю открытие Антарктиды как ледового континента.

Большой вклад в освоение окраинных российских земель, исследование Северного Ледовитого океана и берегов Камчатки внес адмирал Ф. П. Литке (1797—1882), по инициативе которого в 1845 г. было учреждено Русское географическое общество, сыгравшее важную роль в развитии географической науки.

В научной сфере в первой половине XIX в. начинается дифференциация, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных), и в этом плане русская наука имела серьезные успехи.

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792—1856) создан новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии (1826).

Важные открытия в области физики сделали ученые В. В. Петров и Б. С. Якоби. В. В. Петров (1761 — 1834) в 1802 г. продемонстрировал явление вольтовой дуги и выдвинул идею о ее практическом использовании для сварки и плавления металлов. Б. С. Якоби (1801 — 1874) успешно работай в области электрохимии и открыл метод гальванотехники.

В 1839 г. вступила в строй Пулковская обсерватория под Петербургом. Ее возглавил выдающийся астроном В. Я. Струве (1793—1864), обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути, что явилось значительным астрономическим открытием XIX в.

Основателем многих направлений в медицине, и прежде всего в хирургии, был Н. И. Пирогов (1810—1881). Во время Крымской войны он возглавил группу хирургов, самоотверженно работавших в осажденном Севастополе. По его инициативе в штаты воинских частей были введены санитары-носильщики, а солдаты оснащены индивидуальными пакетами и обучены делать перевязку. Н. И. Пирогов впервые провел операцию под наркозом на ноле боя, стал применять неподвижную гипсовую повязку, широко использовал антисептические средства в военно-полевой хирургии.

Событием в общественно-культурной жизни стало появление в 1818 г. "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина (1766—1826). Это был первый общедоступный систематический труд по отечественной истории, имевший успех у публики и оказавший определенное влияние на формирование общественного сознания страны.

Литература. На рубеже XVIII—XIX вв. произошел переход от классицизма как художественного направления к сентиментализму, представителями которого были поэт Г. Р. Державин, писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть "Бедная Лиза"). Однако русский сентиментализм продержался недолго, его вытеснил романтизм, появившийся в героическое время войны 1812 г. Сущность романтического искусства состояла в стремлении противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Особенностями русского романтизма были интерес к национальной самобытности и отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. Это ярко просматривается в балладах, стихах, сказках В. А. Жуковского (1783 1852), исторических романах А. А. Бестужева-Марлинского (1797—1837) и М. Н. Загоскина (1789-1852).

Во второй трети XIX в. в русской литературе начал утверждаться реализм, и связано это, прежде всего, с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова и других великих писателей. Для реализма характерно правдивое отражение действительности во всем ее многообразии и противоречивости, внимание к простому человеку, раздумья о судьбах страны и народа.

В рассматриваемый исторический период обозначился интерес в обществе к русскому фольклору. Собирательской, исследовательской и публикаторской деятельностью в этой сфере активно занимались представители славянофильства. Наиболее полное собрание текстов, включающее лирические и исторические народные песни, баллады, было подготовлено и издано II. В. Киреевским (1808—1856).

Театр и музыка. Заметную роль в общественно-культурной жизни стал играть театр. Театральная деятельность разворачивалась как в столицах, так и в провинции. Свою творческую работу выполняли частные (крепостные и вольнонаемные, прежде всего иностранные), гак и государственные труппы. В Москве в 1824 г. произошло разделение бывшего Петровского театра на драматическую и оперно-балетную труппы. С этого момента начинают свой самостоятельный театральный путь Малый и Большой театры. В Петербурге среди нескольких действовавших театров выделялись Александрийский и Мариинский.

Наибольшую известность приобрели актеры М. С. Щепкин (1788— 1863), П. С. Мочалов (1800—1848), В. А. Каратыгин (1802—1853), заложившие классические традиции русской театральной школы.

В основе музыкального искусства лежали лучшие народные традиции. Композиторы преимущественно обращались к историческим, героикопатриотическим сюжетам.

Видным представителем романтизма в музыке был А. Н. Береговский (1799—1802), самым популярным сочинением которого стала опера "Аскольдова могила", поставленная в 1835 г. на либретто М. Н. Загоскина.

Родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки по праву считается М. И. Глинка (1804—1857), опера которого "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") стала событием в культурной жизни страны. Мелодичность его инструментальной музыки и романсов является образцом и в настоящее время.

Принципы реализма и народности широко использовал в своем творчестве А. С. Даргомыжский (1813—1869), оперы которого "Русалка" и "Каменный гость" также были поставлены на русской сцене.

Архитектура и скульптура. Архитектура первой половины XIX в. продолжала традиции классицизма, который получил название русского ампира. Для творений зодчих этого времени отличительным признаком становится синтез архитектуры и скульптуры (хотя и не всегда). В России ближе к середине XIX в. начинает исчезать преобладающее стилевое единство в архитектуре, которая приобретает все более функциональноутилитарный характер. Работы по созданию грандиозных архитектурных ансамблей и их упорядочению были главными в архитектурно-градостроительной деятельности данного периода.

В первой половине XIX в. появился ряд выдающихся зодчих, создавших замечательные памятники.

А. Д. Захаров (1761 — 1811) стал автором реализованного в Петербурге проекта здания Адмиралтейства (1808), от которого разошлись лучи главных проспектов города, а торжественная устремленность ввысь задала тон всей городской архитектуре.

А. Н. Воронихин (1759 1814) создал проекты Горного института и Казанского собора (1811), с возведением которого ведущая магистраль Петербурга — Невский проспект — приобрела завершенный вид.

О. Монферран (1786-4858) французский архитектор, по проекту которого в течении 40 лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге — самое большое здание, построенное в России в первой половине XIX в. По его же проекту была возведена и 47-метровая колонна на Дворцовой площади (1829—1834) — памятник императору Александру I и одновременно монумент в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г.

К. И. Росси (1775—1849) завершал работы по формированию центральных петербургских архитектурных ансамблей. По его проектам построены здания Сената и Синода (1829—1834), Главного штаба и министерств на Дворцовой площади (1828—1832), Михайловский дворец (1819—1823), в котором ныне располагается Русский музей.

О. И. Бове (1784—1834) трудился в Москве, где по его проектам построены Большой театр (1821 — 1824), здание Голицынской больницы (1828—

· 1833), ныне 1-й городской клинической, Триумфальные ворота (1827—

· 1834).

Д. И. Жилярди (1785—1845) много сделал для восстановления памятников и облика Москвы после пожара 1812 г. Наиболее известное строение

его рук — старое здание Московского университета (1817 1819). Большинство московских архитектурных сооружений Д. И. Жилярди спроектировал вместе с другим талантливым мастером, выходцем из крепостных крестьян А. Г. Григорьевым (1782—1868). К ним относятся усадьба Кузьминки, здание Опекунского совета на Солянке (1823—1826), дом Луниных на Никитском бульваре (1818—1823).

Скульптура первой половины XIX в. как вид искусства существовала как в сочетании с архитектурой и градостроительством, так и самостоятельно. В этом смысле показательно творчество II. К. Клодта (1805 1867). Его скульптурная группа "Укротители коней", установленная на Анички- ном мосту в Петербурге, символизирует борьбу человека с силами природы. Другая известная работа II. К. Клодта — памятник императору Николаю I па Исаакиевской площади в Петербурге.

Талантливым скульптором был Б. И. Орловский (1796—1837), делавший в своем творчестве акцент на точность скульптурно-портретного изображения вместе с классической строгостью и величавостью. Им созданы, в частности памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге (1828-1836).

Наиболее известным произведением скульптуры первой половины XIX в. стал памятник И. П. Мартоса (1754—1835) Минину и Пожарскому па Красной площади, установленный в 1818 г.

Живопись. В первой половине XIX в. русское изобразительное искусство развивалось в рамках разных художественных направлений: романтизма, классицизма, реализма.

К романтикам живописи относился О. А. Кипренский (1782—1836), кисти которого принадлежат великолепные портреты А. С. Пушкина (1827), В. А. Жуковского (1816), Е. П. Растопчиной (1809) и др.

В. А. Тропинин (1776—1857) больше исповедовал реалистическую манеру письма. Он одним из первых стал обращаться к изображению людей из народа ("Кружевница"), создал галерею портретов героев войны 1812 г. (атаман Платов, партизан Фигнер, генерал Багратион и др.). С 1971 г. в Москве действует музей В. А. Тропинина.

Классическое направление в живописи было представлено прежде всего творчеством К. П. Брюллова (1799—1852), писавшего как на исторические сюжеты ("Последний день Помпеи", "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г."), так и парадные портреты ("Всадница"). В классическом стиле работал также А. А. Иванов (1806—1858), известный картинами религиозно-нравственного содержания ("Явление Христа народу", "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора").

Одним из родоначальников бытового жанра русской живописи первой половины XIX в. являлся А. Г. Венецианов (1780—1847), отразивший повседневную жизнь крестьян ("На пашне. Веспа", "На жатве. Лето", "Девушка с теленком", "Утро помещицы").

Важным событием в художественной жизни страны стало открытие в Москве в 1832 г. Училища живописи, ваяния и зодчества, ставшего центром подготовки молодых художников.

Основоположником критического реализма в изобразительном искусстве считается П. А. Федотов (1815—1852). В его творчестве впервые в русской жанровой живописи появлялись картины, где показывались конфликты, подразумевавшие критику отдельных сторон российской действительности ("Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Анкор, еще анкор").

Вместе с тем необходимо отметить, что в XIX в., как, впрочем, и раньше, существовали разные уровни культуры: дворянская и крестьянская, городская и сельская, профессиональная и традиционная.

В основном нам известны достижения профессиональной культуры (образование, наука, живопись и др.), но важную роль в России играла и традиционная, прежде всего крестьянская, культура. Это зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хозяйственной деятельности, организации быта, обрядности в повседневном обиходе.

Названные компоненты составили доминирующую часть общественнокультурной и духовной среды в России. Они были не так ярки и заметны, как достижения профессиональной культуры, но лежат в основе повседневной культурно-бытовой жизни русского народа.

Таким образом, расцвет художественной культуры первой половины XIX в. позволяет назвать этот период Золотым веком русской культуры.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.