Купала – Бог который даёт человеку возможность сотворить всякие омовения, так же обряды Очищения телес, Души и Духа от различных хворей и болезней. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Купала – Бог который даёт человеку возможность сотворить всякие омовения, так же обряды Очищения телес, Души и Духа от различных хворей и болезней.

2020-07-07 165
Купала – Бог который даёт человеку возможность сотворить всякие омовения, так же обряды Очищения телес, Души и Духа от различных хворей и болезней. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАЗДНИК КУПАЛЫ

Принадлежит к числу самых почитаемых, важных и «разгульных» праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требует активного включения каждого во все обряды и действа, как правило, связанные с водой, огнем и растительным миром.

В годовом календарном цикле праздник Купалы соотносится со «зрелостью» Даждьбога (Коляда -«рождение» и «отрочество», Великдень - «юность», Купала - «зрелость», Оусень (Сивояр) - «старость», Коляда - «смерть» и «рождение»). Периоду «зрелости» соответствуют и такие понятия как «семейный союз», «женитьба» и пр.

Дата празднования Купалы подвижна и связана с сочетанием двух астрономических событий - летним солнцестоянием (22 июня) и ближайшим к нему полнолунием. За основу берется дата солнцестояния - это главное событие. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22 июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2-3 дней назад и 7 - 10 дней вперед), то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто Купала, но Великий или Сильный Купала.

Если Купала празднуется в дни сочетания солнцестояния и полнолуния, то это само по себе уже является символом мистического брака - Солнца и Луны.

В купальской обрядности присутствует еще очень много второстепенных символических действий, которые подчеркивают основные мистические линии (но не заменяют их).


СИМВОЛИКА СМЕРТИ

В купальской обрядности, помимо символики Семейного союза, обязательно присутствует и символика Смерти. Самый длительный день в году означает конец прибавления и начало убывания его продолжительности - в «зрелости» всегда присутствует и начало «старости».

Символом Смерти в купальской обрядности является торжественное ночное шествие (и возвращение) процессии с куклой Ярилы в иной, загробный мир - на Луга Велесовы (желательно по Калинову мосту через реку Смородину если она конечно есть).

Этот своеобразный ночной «переход» с хоругвями, факелами (фонарями) и пением соответствующих гимнов возглавляют волхвы и участники действа, несущие на шесте куклу Ярилы.  

Для возвращения обратно (в мир явленный) участники праздника должны «откупиться» от Велеса (которого изображает человек в шкуре и с личиной Медведя) либо деньгами, рассыпав их вокруг (более поздний вариант), либо принеся полноценную требу у Кумира Велеса (более древний вариант). Если процессия не сможет «откупиться», то Велес гостей «заломает», а Ярилу оставит у себя навсегда.

Процесс «откупания» - символ (хотя и весьма вульгаризированный) Суда Велесова, который определяет посмертную судьбу Души в зависимости от ее свойств и поступков. В древности для возвращения обратно, видимо, требовалось правильно ответить на какие-то вопросы сакрального характера, а уж если правильно ответить никак не удавалось, то тогда разрешалось откупиться в какой-либо «материальной» форме - например, деньгами.

Также символика Смерти в купальской обрядности присутствует в виде «огненного погребения» соломенной куклы Ярилы. Мистическое кродирование Ярилы - символ начала убывания его Силы вместе с убыванием дня, которое начинается с Купалы.

Смерть в этот день еще только начинает вступать в права, так как с этого времени день начинает уменьшаться. Символически сочетание фатальности и одновременно слабости Смерти выражается в мистерии равной борьбы Жизни и Смерти. Сочетание в одном празднике сразу нескольких вариантов обрядов мистического Брака и Смерти - приемлемо и также является древней традицией.

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

 

Подготавливаются Костры: обрядовый возле Чура Купалы, праздничный Купальский большой и кродовый где будет сотворяться переход Ярилы в другое измерение. На Поляне обрядовый, Праздничный Купальский, через который потом будут прыгать участники праздника. Кродный на Велесовых Лугах в виде широкого (желательно дубового) колодца, заполненного хворостом - Крада для погребения Ярилы.

Готовится Коло - деревянное колесо (желательно с восемью спицами), символизирующее Солнце. Деревянное Коло обматывается тряпками, проволокой и обливается маслом. В ступицу колеса вставляется длинный шест. Шест с Коло устанавливается (временно!) в середину Купальского Костра. Также для праздника следует приготовить факелы, хоругви (знамена), личину медведя (маска меховая, а туловище - уж как получится) и пр. принадлежности.

На краю Поляны устанавливается заранее срубленное молодое Купальское Деревце (чаще всего береза, иногда верба), которое девушки с почтением и уважением украшают разноцветными лентами и венками из цветов (чаще всего желтых - купальниц). Венки и ленты - древняя форма требы, приносимой деревьям. В образе Купальского Дерева почитается Мать-Земля.

Около Деревца располагают куклу Ярилы (величиной в половину человеческого роста), сделанную из соломы и тканей. Яриле также приносится треба разные яства на блюде или вышитом рушнике. Кукла и дерево образуют, таким образом, брачную «пару» - первый этап купальской мистерии.

1: Основное действо начинается ближе к вечеру(16 часов), ближе к закату солнца.

Все участники располагаются у входа врат, где воздвигнут Чур Купалы. Жрец делает обращение ко всем присутствующим, рассказывая значение данного праздника и его предысторию.

 

«Здравы будьте люди добрые!

Сегодня у нас Светл праздник Бога Купала!

Днесь нам не сеяти не жати.

Днесь нам Купалу Славети!

Слава Богу Купале»

 2. Зажигаются приготовленные у врат свещенные огни-очещения, дабы каждый мог почтить вход на Капище где стоит Чур Купалы, приседанием на одно колено и подниманием открытых ладоней над зажженными огнями. В момент подготавления свещенного огня, каждый из гостей и участников праздника может на отдельном листочке написать обращение к Роду пожелание, только по родственной линии своих предков, со своей благодарностью к ним или получить наставление от них.

Зайдя внутрь Капища, организаторы зачуривают место обряда:

Чур - Чурила, Стар – Престар!

Ты сиди – сиди посиживай!

Ты гляди – гляди поглядывай!

Ты ходи – ходи похаживай!

Всяко зло от ны отваживай!

(заЧуриваем 3 – раза)

3. После зачуривания Жрец возжигает Свещенный огонь, и обращается к нему со словами:

 

Уж Ты гой еси, Ты Ярой Огонь!

Ты сойди, Огонь, гостем к нам во двор!

Ты, Огонь — Сила Перунова,

Ты, Огонь — Ярь Ярунова!

Сделаю из них три гудочка

Сделаю из них три гудочка

 Люли-люли три гудочка, люли-люли три гудочка

Тучи идучие, Камни горючие

Собирайтеся, очищайтеся,

Слава Богу Купале – 3- раза

15. Жрец обращается ко Всем гостям от имени Бога Купала:

 

Ой Вы, гой еси, люди добрыя!

Поднимайтеся на холмы на высокия!

Возжигайте на них костры Требныя!

Во Славу мою, во Купалову!

Омывайте огнём Ваши Душеньки!

Отсекайте коросты от Совести!

Вас, Всеверных, Роды Ваши,

Златы нивы и коров,

Защитит, спасёт, согреет,

Благодатный Мой Покров.

Чтобы стать подобно Богу,

Сын и Дочь Светой Земли,

Через Кровь Земли Славенской –

Дух Земли в себя прими!

16  Далее Жриц возжигает свещенный огонь, и участники помошники рекут на все четыре стороны, а затем поворачиваясь к участникам глаголят пожелания.

- Да будет всё сущее мирно! (на Запад) Желаем всему люду мудрость

- Да будет всё сущее покойно! (на Юг) Желаем союза в семе и родах ваших

- Да будет всё сущее благо! (на Восток) Желаем достаток родам вашим                   и процветания

- Да будет всё сущее Свято! (на Север) Желаем Силы духа и единения

 

С четырёх сторон участники возжигают Большой Купальский костёр:

Яр огонь Батюшка!Распери крыла,

Во сто зол- зола!Обожги перо,

Во сто крат – добро!По долу Огня –

Оберег меня!

17. Когда возжигается и разгорается Купальский костёр, все гости помогают ему набраться сил повторяя за ведущими праздника:

 

Разгорайся Царь-Огонь,

Коловрат и Посолонь.

Поднимайся до Небес,

Озаряй, Ты, всё окрест.

Со времен далёких Предков

Тебя кормим сухой веткой

Тебя поим мы из чаши

Царь Огонь Защита наша

Поднимайся до Небес,

Озаряй, Ты, всё окрест.

Очищай, Ты, Дух и Душу,

Освещай моря и сушу,

Согревай Хоромы наша,

Царь-Огонь утеха наша.

Чтоб сияла Слава наша,

Царь-Огонь утеха наша.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Солнечное Коло возжигают от Купальского Костра и несут его к обрыву. Коло под аккомпанемент бубнов, гудков, гуслей, песнопений и пр. скатывается по склону в Реку - символизируя мистический Брак ДажБога и Матери-Земли, Огня и Воды, Мужчины и Женщины.

18. Пускаются плотики с венками и свечами, при этом загадывая желание.

Далее вокруг Купальского костра сотворяются хороводы, поются песни, люди веселятся и радуются празднику, начинаются веселые молодецкие игры и забавы, разыгрываются скоморошины, ручейки, коняшки,  воцаряется атмосфера разгульного веселья, и как костёр прогорит, берутся маленькие угольки, размельчаются и рассыпаются на небольшой площади, для того чтобы походить по углям. Жрец обращается к Духам Огня со словами:

Живая вода, поди-ка сюда

И от века и до века.

И возглашает Воде Славу:

Омываешь Ты берег крутой,

Струёй Могутной Серебряной,

На Века Сила Сильная дана,

Смой с мня хатки да зароки,

ПРАЗДНИК КУПАЛЫ

Принадлежит к числу самых почитаемых, важных и «разгульных» праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требует активного включения каждого во все обряды и действа, как правило, связанные с водой, огнем и растительным миром.

В годовом календарном цикле праздник Купалы соотносится со «зрелостью» Даждьбога (Коляда -«рождение» и «отрочество», Великдень - «юность», Купала - «зрелость», Оусень (Сивояр) - «старость», Коляда - «смерть» и «рождение»). Периоду «зрелости» соответствуют и такие понятия как «семейный союз», «женитьба» и пр.

Дата празднования Купалы подвижна и связана с сочетанием двух астрономических событий - летним солнцестоянием (22 июня) и ближайшим к нему полнолунием. За основу берется дата солнцестояния - это главное событие. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22 июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2-3 дней назад и 7 - 10 дней вперед), то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто Купала, но Великий или Сильный Купала.

Купала – Бог который даёт человеку возможность сотворить всякие омовения, так же обряды Очищения телес, Души и Духа от различных хворей и болезней.

 В этот день каждый присутствующий на празднике Бога Купала должен омыть своё Тело в св е щенных водах не менее 9-ти раз, чтобы смыть с себя усталость и грязь. Очистить свои Души, прыганием через Купальский костёр не менее 9-ти раз, ибо огонь сжигает негатив и очищает Ауру и Душу человека. И укрепить Духъ, ибо это самое важное то что мы проявляем в этом явном мире. Каждый из присутствующих проходит босиком по горящим углям не менее 9-ти раз, этот обычай неразрывно связан с древностью, когда Бог Перун освабодил из пекла и вывел через врата Междумирья своих сестёр, и отправил их очиститься в водах свещенного Иртыша(Ирия).

Если Купала Сильный, то основным мистическим мотивом купальских мистерий является Семейный союз, если при этом полнолуние непосредственно предшествует дате солнцестояния, то акцентируется Девственность (прощание с Девственностью), если последует, то ведущим мотивом является Семейный союз.

Если Купала не является Великим, то весьма важным мистическим мотивом (помимо Семейного союза) является Смерть. Ибо акцент в этом случае делается не на сочетании Сильного Солнца и Сильной Луны, а только на Солнце, которое с этого дня начинает убывать.

Характерно, что, в силу ряда причин, опережение Купалой даты летнего солнцестояния менее предпочтительно, чем запаздывание. Это хорошо видно по допустимому смешению даты Великой Купалы относительно 22 июня - всего полнедели назад и почти две недели вперед. Соответственно и максимальное удаление полнолуния от Купалы тоже получается «нелинейным» - полторы недели назад и две с половиной недели вперед (астрономически максимальная дистанция без учета направления - две недели).

Подвижность точной даты и учет ближайшего полнолуния определяют своеобразный характер всего праздника - помимо конкретной даты Купальской Ночи имеет место и так называемая «Купальская неделя», «Русальская неделя» или «Русалии». Заметим, кстати, что «неделя» здесь понятие не строго календарное - в реальности она может длиться и две, и три календарных недели.

Один и тот же принцип определения дат праздников используется для всех праздников, связанных с четырьмя ключевыми точками солнечного календаря (два солнцестояния и два равноденствия) - для Коляды, Великдня, Купалы и Оусеня. Все эти праздники, помимо точной (подвижной) даты имеют еще и свою «неделю» (Русалии, Колядки и пр.)  


СИМВОЛИКА СЕМЕЙНОГО СОЮЗА

Сутью купальской обрядности является мистический Семейный союз Ярилы и Мокоши - Неба и Земли, Солнца и Луны, Огня и Воды, Мужского и Женского начал. Немаловажный элемент действа - Род. Род как всеобъемлющее, всесвязующее творческое начало. Одним из символических проявлений Рода (уместным в купальской обрядности) является фаллос (ярун) - символ потенциальной плодородности, «действительности» мистического брака.

Кумир Рода, уместный для праздника Купалы, может (вернее даже должен) иметь до некоторой степени фаллические очертания (от весьма условного подобия до натуралистической проработки), сохраняя, тем не менее, абстрактный характер. Следует помнить, что Род - Бог старшего поколения и по своей природе не антропоморфен. Иными словами, любой столб, поставленный вертикально, может являться Символом (Кумиром) Рода. Уместно акцентировать универсальность и всепроникающую сущность Родового начала, путем нанесения на Кумир Рода трех глубоких насечек, опоясывающих Кумир и символизирующих три Мира, три отдела Мироздания - Правь (Верхний), Явь (Средний) и Навь (Нижний). В таком случае Род трактуется как «Родовой столб» - «Мировая ось».

Основной формой мистического брака является соединение Огненной и Водной стихий. Кульминацией их «свадьбы» (наиболее известной и распространенной) является скатывание с высокого склона горящего колеса (мужского начала) в воду (женское начало).

Другой вариант «соединения» - около небольшого заранее подготовленного (срубленного и украшенного венками из полевых цветов и разноцветными лентами) Деревца обычно это Берёзка, называемого Купальским располагают куклу Ярилы (величиной примерно в половину человеческого роста). Кукла Ярилы и Деревце (в образе которого почитается Мать-Земля), соединенные вместе, образуют брачную «пару» - первый этап купальской мистерии.

Иногда их торжественно связывали лентами или гирляндами из цветов, сопровождая «женитьбу» свадебными песнями. Однако, как правило, их просто располагают рядом, ибо такой «инсталляции» уже достаточно для обозначения мистического Семейного союза.

В древности, дети, зачатые во время купальских празднеств, считались самыми смелыми и сильными воинами. Способствовало тому и само время проведения праздника - первое (или ближайшее) полнолуние после летнего солнцестояния. То есть сочетание максимальной силы Солнца (мужского начала) и максимальной силы Луны (женского начала).


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.