Виды игровой деятельности младших дошкольников в детском саду — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Виды игровой деятельности младших дошкольников в детском саду

2020-07-07 116
Виды игровой деятельности младших дошкольников в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В методической литературе можно найти несколько видов классификации игровой активности малышей. Однако в ДОУ общепринятой считается группировка игр, сочетающая содержание, форму организации игр и степень самостоятельности ребят.

Дидактические игры

Такие игры используются при:

· знакомстве с новым обучающим материалом (например, в процессе рассмотрения особенностей разных времён года дети складывают пазлы из четырёх крупных элементов с изображениями картин природы);

· закреплении полученных знаний, умений и навыков (к примеру, соединяя две части картинки, одна из которых — отличительный знак сезона, а вторая — подходящая для этого времени года одежда, малыши закрепляют темы «Времена года», «Сезонная одежда»).

Дидактические игры имеют:

· чётко обозначенные игровые действия для каждого участника;

· правила;

· цель и предполагаемый конечный итог.

Группировка дидактических игр основывается на нескольких принципах.

По содержательному компоненту

По своему содержанию дидактические игры могут быть:

· Логические или математические. В младшем дошкольном возрасте дети получают первичные представления о простых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), поэтому этот вид игр представлен в основном играми со счётными палочками, которыми малыши выкладывают изученные формы, а также составляют с их помощью домики для игрушек, посетивших занятие.

· Сенсорные. Для первой младшей группы это особенно важный вид игр, ведь с его помощью дети знакомятся с названиями цветов, размерами. Так, в игре «Собери урожай» малыши в разноцветные ведёрки собирают элементы конструктора подходящего цвета, а для усложнения — ещё и определённой формы или размера.

· Словесно-речевые. Для малышей два вида дидактических игр объединены в один, так как в чистом виде ребятам, которые ещё не знакомы с буквами и закономерностями составления предложений, эти игры не по силам. А вот такие игры, как, например, «Обвожу и называю», когда малыши обводят детали игрушек, машинок на картинках и называют, что это, вполне доступны для понимания 2–4-леток.

· Музыкальные. Эти игры применяются чаще всего именно на музыкальных занятиях. Они направлены на развитие чувства ритма, слуха у малышей, а также знакомство со звуками природы. Примером может быть игра «Курица, цыплята, петушок»: ребята первой младшей группы угадывают, кто как «говорит», ориентируясь на издаваемые педагогом звуки.

· Природоведческие. Поскольку эти игры имеют характер опытов, то проводить их начинают обычно со второй младшей группы. К примеру, при знакомстве со свойством песка принимать форму ёмкости, в которую его насыпают, малыши экспериментируют с разными формочками для куличиков.

Природоведческие игры знакомят ребят с объектами и явлениями природы

· Для ознакомления с окружающим миром. В младшем дошкольном возрасте эти игры связаны, как правило, с освоением разных видов деятельности. Так, дети, рассматривая картинки, отбирают те, на которых персонажи отдыхают, играют, работают.

В эту же классификацию включены деловые игры как форма организации учебной деятельности с целым рядом особенностей проведения, благодаря которым некоторые методисты относят такие игры не к видам игровой деятельности, а к типу занятий. В любом случае в младшем дошкольном возрасте деловые игры не проводятся.

По дидактическому материалу

Эта классификация разделяет обучающие игры на:

· манипуляции с предметами и игрушками (в частности, когда роль персонажей выполняют природные материалы — каштаны, шишки и пр.);

· настольно-печатные (пазлы, лото, домино);

Пазлы для ребят младшей группы должны быть с крупными элементами

· интерактивные, подразумевающие использование интерактивной доски (не во всех детских садах материально-техническая база позволяет приобрести такое оборудование).

Некоторые методисты придерживаются мнения, что игры с предметами, игрушками относятся к сюжетно-ролевым играм. Однако есть одно характерное отличие: по содержанию игровой деятельности дидактические игры, и с предметами в том числе, направлены на обучение, а сюжетно-ролевые — на развитие (воображения, фантазии и т. д.)

Сюжетно-ролевые игры

Эти игры требуют от дошкольников определённого социального и игрового опыта. Поэтому в первой младшей группе они используются редко и проводятся в тех случаях, когда общее развитие детей находится на достаточном уровне и только с непосредственным участием воспитателя. Обычно сюжетно-ролевые игры вводятся в образовательный процесс во второй младшей группе. Среди наиболее доступных для понимания детей 3–4 лет форм такого вида игровой деятельности:

· бытовые (малыши знакомятся со статусными ролями в семье, например, в игре «Дочки-матери»);

Сюжетно-ролевые игры сначала проводятся под руководством взрослого, постепенно его участие сводится к минимуму

· профессиональные (играющие примеряют на себя роли доктора, продавца);

· игры на патриотические темы (войнушки, стрелялки у мальчиков);

· игры по мотивам сюжетов просмотренных мультфильмов, когда ребёнок действует от имени персонажа.

Сюжетно-ролевые игры, как правило, носят характер самостоятельной деятельности, но в младшей группе проводятся под руководством педагога, направляющего и объясняющего игровую суть по ходу дела.

Подвижные игры

Самый любимый у детей любого возраста вид занятий. Подвижные игры не только способствуют укреплению здоровья, но и развивают внимательность, память, ловкость, а также помогают разнообразить виды активности на занятиях.

Среди применяемых в работе с детьми младшего дошкольного возраста подвижных игр можно выделить:

· подражательные, требующие попрыгать «как зайчики», потопать «как медведь» и т. д.;

· сюжетные (к примеру, «Гуси-лебеди», «Лохматый пёс»), требующие от детей знания сюжета литературного произведения, на основе которого игра придумана;

В сюжетных подвижных играх очень важно донести до ребят фабулу истории, которую они будут разыгрывать

· с правилами («Прятки», «Салки» и др.) — бессюжетные игры с правилами;

· соревновательные — в беге, прыжках (проводятся, начиная со второй младшей группы, когда ребята уже имеют некоторые представления о том, что значит состязание);

· хороводные (большинство народных игр, например, «Ручеёк»).

Театрализованные игры

Театрализованная игровая деятельность может проходить в виде:

· драматизации, то есть малыш выступает в роли артиста, создающего образ вербальными и невербальными средствами выразительности;

· режиссёрской игры, начиная со второй младшей группы (ребёнок выступает в роли кукловода плоских, объёмных игрушек).

Драматизация в первой и второй младшей группе представлена в форме:

· имитации (когда дети показывают животных, например);

· инсценировки (малыши показывают отрывки изученной сказки).

Сюжеты известных сказок — самый благодарный материал для ролевых сценок

Режиссёрские игры, как уже было отмечено, подразумевают руководящую роль ребёнка. При этом они основываются на владении куклами разных видов театра. Поэтому в силу возраста дети второй младшей группы осваивают лишь:

· кукольный (ребята показывают элементарные сюжеты пальчиковыми куклами, бибабо);

· театр на фланелеграфе (персонажами являются фигурки из фетра, которые липучками крепятся на доску);

· баночный (герои постановки — стаканчики, баночки, ложки, то есть «артисты», сделанные из подручного материала).

В ряде методической литературы говорится о досуговых играх, организуемых на прогулках, в процессе проведения утренников и развлечений. К этой группе относят народные игры, а также некоторые подвижные игры.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.