Этап. Целостное восприятие музыкальной композиции (первичный синтез). — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Этап. Целостное восприятие музыкальной композиции (первичный синтез).

2020-07-07 66
Этап. Целостное восприятие музыкальной композиции (первичный синтез). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для полноценного восприятия песни для каждой микрогруппы необходимо предусмотреть отдельное помещение, где она будет работать, магнитофон и аудиозапись соответствующей композиции.

Перед началом прослушивания песни педагог оглашает её название, автора и исполнителя, просит всех ребят внимательно и серьёзно отнестись к композиции и в течение нескольких минут соблюдать тишину.

Этап. Обмен эмоциональным впечатлением.

На данном этапе каждый из участников по очереди должен в 1-2 предложениях выразить своё отношение к прослушанной композиции. Важно не комментировать мнения ребят, даже если они будут очень эмоциональными и категоричными, а внимательно их выслушать. Этого же нужно добиться и от самих подростков.

Этап. Анализ текста песни. Понимание идеи.

Это один из наиболее трудоёмких этапов работы. Исходным для педагога при подготовке к нему является выяснение идеи текста песни. Для работы над идеей песни необходимо подготовить текст стихов из расчёта на каждого участника. Анализ целесообразно проводить по частям (например, четверостишиям), заранее определённым педагогом.

Для работы с текстом стихов можно использовать приёмы анализа художественного произведения:

1. стилистический анализ – постижение идеи через понимание использованных автором выразительных средств, то есть самому пристальному вниманию должно подвергаться каждое авторское слово.

Ø Анализ отдельных слов/строк. Почему автор стихов использовал именно это слово, этот словосочетание, этот оборот? Что он хотел подчеркнуть?

Ø Подбор синонимов для уточнения значения слов и осознания авторского выбора. Если подобрать к этому слову синонимы, как изменится смысл выражения?

Ø Сопоставление слов и повторов. Почему автор несколько раз использует одно и тоже выражение? Везде ли его смыл одинаков?

Ø Выделение ключевых слов.

2. стилистический эксперимент – намеренное искажение авторского текста за счёт замены или «выбрасывания» слов, для того чтобы сделать авторский выбор более очевидным.

Давайте попробуем заменить это выражение другим. Как измениться смысл текста, если мы вообще не будем использовать этого выражения? 

Иногда выявить идею песни крайне трудно. В этом случае необходимо обратить на это особое внимание подростков.


Этап. Вторичный синтез (обобщение).

На этом этапе проводится работа по формулированию идеи песни, а также осознание каждым подростком своего собственного отношения к стихам на основе их анализа.

Важно, чтобы каждый из ребят ответили на вопросы:«О чём эта песня?», «Изменилось ли Ваше мнение о песне?»

Этап. Для кого эта песня. Какая важная потребность удовлетворяется.

На данном этапе ребята должны выделить «достоинства» и «недостатки» песни (у каждой песни они есть), ответив, на вопросы: «Почему данная композиция может нравиться одним и не нравится другим? Какая важная потребность человека удовлетворяется при прослушивании этой песни?»

Общие выводы, сделанные подростками, нужно зафиксировать, чтобы в дальнейшем рассказать о них другим микрогруппам.

Группа готовит свой рассказ о песне для всех.

Этап. Обмен мнениями.

Следующий этап подразумевает сбор всех микрогрупп в одном помещении. В произвольном или заранее определённом порядке несколько представителей от каждой микрогруппы должны представить песни, над которыми они работали: дать возможность прослушать их, познакомить с идеями песен, рассказать о «достоинствах» и «недостатках», о том, для кого они предназначены, какие потребности людей удовлетворяют.

Этап. Подведение итогов.

Микрогруппы в течение нескольких минут отвечают на вопрос: «Почему люди до сих пор не смогли объединиться, часто не могут без непонимания, злости и ненависти относиться к тем, кто не слушает ту музыку и не поёт те песни, которые нравятся им самим». Представитель микрогруппы оглашает общий ответ её членов. 

Слово ведущему:

С тех пор прошли столетия, родилось и состарилось не одно поколение, но люди так и не смогли снова сесть за общий костер…Сколько необходимо времени, чтобы из людских сердец исчезли непонимание, злоба, ненависть и агрессия, чтобы люди снова собрались возле одного костра, чтобы петь разные песни не знает никто, но зато с уверенностью можно сказать, что это зависит только от самих людей, от каждого из вас.

Одной из хорошо зарекомендовавших себя и педагогически эффективных форм работы с детьми в отряде является организация тематического дня. 

Тематический день

Тематический день - одна из форм коллективной творческой деятельности. Особенностью является то, что работа в отряде (во всём лагере) весь день строится на одной общей теме, идее. Достоинством тематического дня является то, что выбранную тему можно успеть рассмотреть достаточно глубоко, разносторонне и попробовать что-то сделать в данной тематической области.
Например, можно устроить в отряде День Страха. Для дня можно придумывать соответствующее идее дня название. Этот день можно назвать «Не бойся бояться». Примерный план дня:

Утро

Тематическая зарядка «Как мы боимся»

Познавательная игра-соревнование о страхах между экипажами «Верите ли Вы, что?» Вот вопросы для примера:

· Верите ли Вы, что ребёнок до двух лет часто не ведает страха?

· Верите ли Вы, что в Москве есть кинотеатр для просмотра фильмов ужасов, в котором места для зрителей выполнены в виде гробов? (Нет, такой кинотеатр есть в Париже)

· Верите ли Вы, что страх – помощник человека?

Час творческих заданий: изобразить при помощи пантомимы одно из эмоциональных состояний, связанных с переживанием разной степени страха, и придумать ситуацию, в которой это состояние могло возникнуть: тревожность зайцев, боязнь косуль, испуг пингвинов, ночной кошмар собачки, паника обезьян. Каждый экипаж изображает ситуацию, а остальные угадывают – что произошло, что демонстрирует экипаж и каково эмоциональное состояние изображаемых персонажей.

Выполнение упражнений на преодоление страха (Например, из книги В. Леви «Приручение страха»): Покажи страху язык. Чих на всё. Рычание на свой страх. Жуй Жуевич (разжевал и выплюнул свой страх). Рисуем и топчем свой страх. Расскажи о своём страхе. «Если тебе удалось освободить от страха хотя бы мизинец, значит, удастся освободить и всё остальное».

Подготовка экипажами своего задания для дальнейшей программы дня: придумать игру «Охотники за привидениями», сделать Комнату Страха, подготовить Вечер страшных историй – ведение, оформление и пр.

День

Игра «Охотники за привидениями»

Посещение комнаты страха.

Вечер

Коллективное творческое дело «Закончи сказку». Участникам предлагаются письма от жителей Волшебной страны, в которой они просят помощи. Ребята знакомятся со сложившейся в стране сложной ситуацией и готовят видеописьмо – ответ, в котором показывают, как эту ситуацию разрешить. Вот схематические основы, описывающие примеры таких ситуаций: 1. В одной стране Король узнал, что его сын принц боится лошадей и поэтому не участвует в охоте, а его дочь принцесса боится упасть во время танца на балу. Король велел собрать всех волшебников королевства и под страхом смерти приказал им уничтожить все страхи, существующие в королевстве. Волшебники исполнили волю Короля и наутро…

2. В течение многих лет Город Мастеров платил дань злой колдунье Бастинде. Но им надоело отдавать ей свои изделия, половину вырученных денег и они объявили, что больше не будут платить. На что колдунья ответила: «Раз так, я нашлю на вас своих демонов Страх и Ужас. Вы будете умолять меня взять дань, чтобы освободить от них».

Решая эти ситуация, ребята смогут проявить те знания, которые они получили в течение дня.

Ну а вечером мы можем рассказывать друг другу страшные истории (страшилки) и думать о том, зачем они существуют, какую функцию выполняют.

Дети очень любят участвовать в проведении Дня Девочек и, соответственно, Дня мальчиков. В День девочек можно проводить различные конкурсы, идеи для которых можно взять их из разных сказок: "Сегодня все девочки у нас - Золушки, а мальчики - принцы. Злая мачеха заставила Золушек натирать полы (конкурс танца), перебирать крупы (разноцветные квадратики), но Золушки у нас не унывают, они любят за работой попеть песни (конкурс песен),... " (Мальчики - августейшее жюри, выбирают самую умелую Золушку)

"Знаете сказку про Снежную Королеву? Она украла всех наших мальчиков и нам надо отыскать их, преодолев все трудности... " (Ребята могут в это время готовить девочкам подарки). Хотелось бы, чтобы итогом дня стало понимание, какие замечательные у нас в отряде девчонки.

Тематический день – это не несколько КТД на основе одной идеи. Важно сочетать информационные, обучающие, эмоциональные, практические и творческие формы работы. Можно провести День Игры, День Бантика, День Солнца, День Улыбок, День Дружбы, День Тайн сновидений, День Воды, День Понимания – существует бесконечное количество тем для выбора. Конечно, выбор темы зависит от возраста детей и от того, что им интересно. Проводимый тематический день хорошо бы сделать необычным, не похожим на остальные дни. Можно использовать различные сюрпризы. Например, в День Пожарника периодически устраивать тревоги, рассказав детям, что надо при этом одевать каски, хватать бутылки с водой, верёвки, лесенки и т.п. и выбегать на улицу за 1 минуту; или в День Шпионов всему отряду передвигаться по лагерю только короткими перебежками. Достаточно легко придумать концепцию дня, взяв за основу какую-нибудь профессию или род деятельности: День Спасателей, День Пиратов, День Поэтов, День Художников, Космонавтов. Конечно, важно выбирать такие темы, в которых разбирается сам вожатый и в которых он сможет чему-то научить детей и учиться вместе с ними.

Часто единой темой объединяют всю смену, например, берут экологическую проблематику, олимпийскую и пр. Во многих лагерях ведут игровые смены, события которых объединены игровым сюжетом и действующими в данном сюжете героями (хоббиты, мушкетёры и пр.). При этом организация тематических дней в отряде должна быть связана с общей тематикой игры. При подготовке тематического дня надо помнить, что в план дня утром лучше ставить информационные, обучающие формы работы, затем – практико-ориентированные, активные, подвижные, а вечером можно заняться творчеством. Перед сном особенно хорошо удаются эмоциональные, душевные вещи.        

Важно избегать банальностей и в выборе темы дня, и в его содержании. Они проводятся в лагерях неоднократно, и без дополнительного продумывания и внесения в них новых идей, иногда вырождаются во всеразрушающее буйство и неуправляемость, хотя если постараться и всё продумать можно сделать этот день весёлым, интересным и запоминающимся. День Самоуправления или День Нептуна являются традиционными для современных лагерей, поэтому нужно приложить немало усилий, чтобы сделать эти дни не шаблонными, а оригинальными, запоминающимися.

Приведём ещё один план дня для примера – Дня театра.

Утро:

К ребятам в гости приходит Муза театра – Мельпомена. Она проводит минивикторину, чтобы узнать, знают ли её ребята, стоит ли с ними общаться. Далее она вместе с ребятами смотрит один из современных небольших спектаклей и проводит его обсуждение. Важно, чтобы ребята поняли, что главным для театральной постановки является тема, идея спектакля и её образное выражение средствами театра как синтеза искусств.

Затем ребята приглашаются на занятия в театральный институт. Они получают зачётки и проходят обучение по таким дисциплинам как Сценарное творчество, Режиссура, Актёрское мастерство, Декорации и грим и пр. Далее они делают небольшие выпускные этюды – театральные зарисовки на тему. После их показа детям вручают аттестат о высшем театральном образовании.

После обеда театральные коллективы создают замысел своего спектакля, делают его афишу, изготавливают костюмы, начинают репетиции,

После ужина происходит демонстрация спектаклей, их обсуждение. Итогам дня становится вручение премий Театральной академии за лучшие роли, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучший грим и пр.

Можно реализовать данный план в течение 2-3 дней, дополнив его такими событиями, как конкурс суфлёров, конкурс на лучший грим, конкурс актёрского мастерства, пресс-конференция режиссёров и т.д.

Кто организует КТД?
СОВЕТ ДЕЛА – это временный орган детского самоуправления, созданный для организации конкретного события (дела). В него входят по одному представителю от каждого микроколлектива,. Они являются организаторами проведения события, то есть придумывают общий план проведения дела, становятся его ведущими, определяют роль и задачи каждого экипажа, их место в процессе проведения дела. Каждый из них руководит в своей микрогруппе подготовкой к мероприятию, поэтому Совет Дела владеет информацией обо всём процессе подготовки, а члены отряда знают только то, что делает их экипаж, а остальное остаётся секретом.

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА – это группа детей, добровольно объединившихся для подготовки и проведения какого-либо события. Как правило, это дети, которые лучше других разбираются в теме, с которой связано дело. Например, если планируется проведения вечера памяти Владимира Высоцкого, то его будут готов те, кто знаком с его творчеством, является его поклонником.

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА – это группа детей, которые выступили с каким-то предложением, инициативой. Они же и становятся организаторами предложенного ими события. Часто это событие готовится по секрету.

Коллективное планирование – это школа обучения умению строить личную и общую радостную перспективу — ближнюю, среднюю, дальнюю. Этап коллективного планирования обеспечивает принятие детьми цели деятельности, обеспечивает активную позицию в процессе достижения цели, развивает социальную инициативу, общие прогностические способности, умение планировать, способность к согласованию целевых характеристик, решений, способствует успешности реализации задуманного.

Перспективное планирование может включать в себя:

— поиск и выбор важнейших дел или серий дел на пользу и радость своему коллективу;   
— поиск и выбор героя или героев, жизнь которых будет изучаться всеми членами коллектива, образ которых будет воплощаться в играх, будет примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании;

— установление обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива, например ритуала смены капитанов экипажей, начала и окончания общего сбора, вечернего огонька.

Перспективное планирование может происходить на первом общем сборе — рождения коллектива, на общем сборе-старте смены. Мы знакомим ребят с общелагерным планом проведения смены, с тематикой смены. При подготовке к коллективному планированию смены можно предложить детям написать, в чём они хотели бы себя попробовать, что испытать, чему научиться в детском лагере или чего достичь (главной роли в спектакле, найти новых друзей и т.д.).

Для того, чтобы каждый член коллектива действительно стал активным участником перспективного планирования, мы используем работу экипажей. В экипаже в процесс обсуждения всех вопросов активно включён каждый ребёнок, при выработке предложений, решений учитывается мнение каждого. Для создания плана работы отряда можно использовать такие приемы коллективной организаторской деятельности:

— конкурс между микроколлективами на лучшие предложения о жизни отряда;
— анкета-копилка типа «Хочу, чтобы было так» или «Думаю — мечтаю — предлагаю»; 
— специальная газета-молния;
— закрытый конкурс на лучшие предложения о жизни коллектива, в котором могут принять участие все желающие, ребята и взрослые, лично или с товарищами, причем каждый автор (или группа авторов) подает свои предложения в пакете под девизом вместе с другим запечатанным пакетом, в котором раскрывается авторство (эти вторые пакеты обнародуются только после рассмотрения и оценки всех предложений под девизами).

Здесь же определяется, кто будет участвовать в каждом деле (весь коллектив или отдельные первичные (микро-) коллективы — по желанию или сводные объединения добровольцев) и кто будет организатором того или иного дела: или совет коллектива (он может быть избран на этом же сборе на новый срок, например на месяц или на период школьного года), или специальный «совет дела» (штаб, комиссии и т. п.) из представителей всех первичных коллективов, отвечающий за подготовку и проведение данного дела, или командир сводного отряда.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.