Определение дисграфии. Симптоматика нарушений письма. Причины возникновения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Определение дисграфии. Симптоматика нарушений письма. Причины возникновения.

2020-07-07 100
Определение дисграфии. Симптоматика нарушений письма. Причины возникновения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С «28» мая 2020 г. по «30» мая 2020 г.

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Законспектируйте лекцию (рукописный вариант).

    Тема лекции: Проблемные вопросы в изучении дисграфии и дислексии, организация диагностики и коррекции (2 ч.).

    План лекции:

1. Определение дисграфии. Симптоматика и классификация нарушений письма. Причины возникновения. Обследование навыка письма.

2. Определение дислексии, механизмы, симптоматика, распространенность, причины возникновения. Классификации дислексии. Преодоление разных форм дисграфии и дислексии.

Определение дисграфии. Симптоматика нарушений письма. Причины возникновения.

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева).

И.Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

А.Н. Корнев называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

А.Л. Сиротюк определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Сегодня принято определение «дисграфия», как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным.

Р.И. Лалаева считает, что дисграфические ошибки связаны с несформированностью лексико-грамматического строя речи, недоразвитием оптико-пространственных функций, неполноценной способностью детей дифференцировать фонемы на слух и в произношении, анализировать предложения, осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез.

Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок при дисграфии:

· искаженное написание букв;

· замена рукописных букв, имеющих графическое сходство, а также обозначающих фонетически сходные звуки;

· искажение звуко-буквенной структуры слова;

· искажения структуры предложения;

· аграмматизмы на письме.

Ошибки в письме соотносятся с тем или иным видом дисграфии.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв. Например: На с а с кола самая луч с ая на свете.

Дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания характерны ошибки в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных. Например: Непольшой домиг стоял ф самом тсентре опужки.  

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза выражается в пропусках согласных при их стечении, пропусках гласных, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов; слитном написании слов и их разрывах. Например: диктант-дикат, школа – кола.Собака-сбака, дома – дма. Литература – лиратетура. Таскали-тасакали.

Аграмматическая дисграфия проявляется в искажениях структуры слов и нарушениях синтаксического оформления речи (пропуски членов предложения, нарушения последовательности слов в предложении). Например: Захлестнула - нахлестнула;

Козлята – козленки;

Над столом – на столом;

Много деревов; Дети бежит.

Оптическая дисграфия - ошибки в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков элементов букв и их неправильного расположения.

И.Н. Садовникова выделяет ложную дисграфию, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму. К таким ошибкам автор относит: отсутствие обозначения границ предложений; слитное написание слов; нетвердое знание букв (особенно прописных); зеркальную обращенность букв; ошибки в буквенном обозначении йотированных гласных, в обозначении мягкости согласных в письме. Как правило, при ложной дисграфии (незрелом письме) эти ошибки единичны и не имеют стойкого характера.

К появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

Дисграфия может быть обусловлена недоразвитием (распадом) выс­ших психических функций, осуществляющих процесс пись­ма в норме.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с различными речевыми нарушениями, ЗПР, с диагнозом минимальной мозговой дисфункции, и синдромом дефицита внимания.

К дисграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Обследование навыков письма у учащихся начальных классов осуществляется с помощью выполнения слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текста. Обследование должно проводится в каждой возрастной группе не менее 2-х раз в год. Исследование навыков письма, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры текстов. С каждым годом в текстах увеличивается количество многосложных слов и их длина, количество букв в словах.

В конце учебного года дети пишут диктант, выполняют списывание с печатного текста и списывание с рукописного текста.

Обработка результатов обследования письма школьников производится по следующим параметрам:

- количество предложений необоснованно написанных с новой строки;

- заголовок письменной работы написан не посередине (сильно сдвинут влево или вправо);

- первое слово текста написано радом с его названием.

Ошибки письма:

·  замена гласной буквы 2 ряда на Ь;

· замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова;

· замена Ь на гласную букву;

· замена разделительного Ь на И, Й + Ъ;

·  замена свистящего на шипящий согласный и наоборот;

·  замена согласного звука Ц на согласный Ч и наоборот;

·  замена заднеязычных согласных (к-х, г-к): смычных согласных (К, Г) на щелевой (Х) наоборот;

·  замена сонорных согласных, например, р – л;

·  замена гласных букв (по горизонтали): А – О – У – Э – Ы

                                                                 Я – Е – Ю – Е – И

·  замена согласных, сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к;

·  замена согласных, сходных по месту образования: п-м, т-н, н-л;

·  написание лишних элементов при воспроизведении букв;

·  недописывание отдельных элементов букв;

·  персеверации – повтор предыдущей буквы (слога);

·  смешения оптически сходных букв;

·  неточность передачи графического образа буквы;

·  неадекватное начертание букв;

·  зеркальность букв;

· неточность оформления рабочей строки.

· пропуски гласных, парных звонких и глухих согласных; непарных согласных Ь и Ъ;

·  вставки гласных, согласных, Ь, Ъ;

·  перестановки букв в слоге, слове.

Классификации дислексии:

С. Борель-Мезонни распределила дислексии на группы:

I. Дислексии, связанные с нарушениями устной речи.

II. Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями.

III. Смешанные случаи.

IV. Случаи ошибочной (ложной) дислексии.

М.Е. Хватцев по нарушенным механизмам выделяет фонематические, оптические, оптико-пространственные, семантические и мнестические дислексии. Он считает, что у детей наблюдаются лишь фонематические и оптические дислексии. Другие формы бывают при органических поражениях головного мозга, при афазиях.

О.А. Токарева рассматривает нарушения письменной речи в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен. С учетом нарушения слухового, зрительного или двигательного анализаторов автор выделяет акустические, оптические и моторные нарушения чтения.

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

Изучите обследование навыка чтения у младших школьников и составьте конспект (рукописный вариант) («Диагностика чтения и письма у младших школьников» [Текст]: сборник материалов / Н.В. Струнина, Т.А. Яцук. – Челябинск: «Авангард-Пресс», 2010. – С. 30-41; Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин [Текст]: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. – С 41-54.).

 

Выполненные задания направить по электронной почте до «30» мая 2020 г.

 

С «28» мая 2020 г. по «30» мая 2020 г.

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Законспектируйте лекцию (рукописный вариант).

    Тема лекции: Проблемные вопросы в изучении дисграфии и дислексии, организация диагностики и коррекции (2 ч.).

    План лекции:

1. Определение дисграфии. Симптоматика и классификация нарушений письма. Причины возникновения. Обследование навыка письма.

2. Определение дислексии, механизмы, симптоматика, распространенность, причины возникновения. Классификации дислексии. Преодоление разных форм дисграфии и дислексии.

Определение дисграфии. Симптоматика нарушений письма. Причины возникновения.

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева).

И.Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

А.Н. Корнев называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

А.Л. Сиротюк определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Сегодня принято определение «дисграфия», как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным.

Р.И. Лалаева считает, что дисграфические ошибки связаны с несформированностью лексико-грамматического строя речи, недоразвитием оптико-пространственных функций, неполноценной способностью детей дифференцировать фонемы на слух и в произношении, анализировать предложения, осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез.

Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок при дисграфии:

· искаженное написание букв;

· замена рукописных букв, имеющих графическое сходство, а также обозначающих фонетически сходные звуки;

· искажение звуко-буквенной структуры слова;

· искажения структуры предложения;

· аграмматизмы на письме.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.