Анализ тенденций развития рынка — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Анализ тенденций развития рынка

2020-07-07 58
Анализ тенденций развития рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конъюнктура рынка, потребности потребителей, внешние условия, конкуренция и внутренние возможности фирмы со временем настоль­ко изменяются, что фирма просто не может оставить свою продукцию в неизменном виде, если она предполагает и дальше успешно рабо­тать на рынке. Поэтому фирма должна постоянно развиваться и нахо­дить направления этого развития. Для этого ей необходимо про­анализировать тенденции развития рынка, выявить и изучить своих ближайших и важнейших конкурентов, выбрать стратегические альтернативы, разработать маркетинговую программу, определить технические, финансовые, кадровые возможности и возможность внедрения в жизнь маркетинговых программ.

Прежде всего необходимо определить спрос и тенденции его разви­тия. Если речь идет о государственном или региональном рынке, то прежде всего необходимо знать тенденцию развития автомобильного парка, его размер, структуру, средний возраст, географию расположе­ния, интенсивность эксплуатации, а также платежеспособный спрос населения и распределение этого спроса по видам затрат.

Каждый год публикуются статистические данные о парке автомо­билей по районам, городам, областям и в целом по России. Если эти данные обработать при помощи методов математической статистики, можно прогнозировать прирост парка и темпы его прироста. При этом следует исходить из данных не только о парке автомобилей, но и о фактическом спросе за тот же период. Исходя из данных о парке автомобилей, можно проанализировать развитие автосервиса и вы­явить зависимость между этими двумя показателями.

Тенденции развития парка и тенденции развития автосервиса за период 3—5 лет на фоне тенденций развития экономики страны могут быть базовыми для определения перспектив развития автосервиса. Например, если годовой прирост парка автомобилей в год приблизи­тельно 300 тыс. ед., то прирост числа работников должен составлять 4300 чел. производственного персонала. Исходя из того, что рынок автосервиса стабилизировался, у желающих работать в автосервисе складывается ошибочное представление, что здесь уже нечего делать. Таким образом, складываются благоприятные условия для тех, кто уже работает на этом рынке: прирост парка является предпосылкой расширения производства.

Если статистика свидетельствует, что, например, увеличение дохо­дов населения за год составляет 20 % и есть стабильная тенденция этого увеличения, то мы можем прийти к выводу, что некоторая часть этого увеличения (ее необходимо рассчитать) пойдет на прирост рынка автосервиса. При более детальном рассмотрении можно диф­ференцировать информацию о парке, эксплуатации, доходах и более детально прогнозировать спрос.

Давайте на примере крупного города рассмотрим, перспективы развития рынка. На начало 1997 г. в городе насчитывалось 478 500 автомобилей (табл. 9), из них легковых 341 189 (71,1 %): отечествен­ных — 269 389, а иномарок — 71 800 и грузовых 138 496 (28,9 %).

Таблица 9. Структура автомобильного парка крупного города

 

Модель автомобиля

 

 

Всего автомобилей

 

 

В том числе

индивидуаль­ных государствен­ных

Отечественные

ВАЗ 139 788 132 740 7048
ЗАЗ 40316 38908 1408
"Москвич" 56086 51 144 4942
ГАЗ 26227 18 359 7868
УАЗ 3282 1343 1939
ЛуАЗ 1252 1252 -
ЕрАЗ 381 381 -
РАФ 71 71 -
Другие 1986 801 1185
Итого: 269 389 244 999 24390

Иномарки

"Ауди" 4233 3997 236
БМВ 6398 5917 481
"Вольво" 2473 1771 702
ДЭУ 544 326 218
"Мазда" 2434 1927 507
"Мерседес" 6357 5117 1240
"Мицубиси" 1538 1267 271
"Ниссан" 1968 1711 257
"Опель" 9352 8703 649
"Пежо" 2657 2108 549
"Рено" 2206 1970 236
"Тойота" 2358 1787 571
"Фиат" 2459 2292 167
"Фольксваген" 7197 6397 800
"Форд" 9002 8156 846
"Хонда" 897 730 167
"Шкода" 1436 961 475
"Дания" 578 578 -
Другие 7713 5952 1761
Итого: 71 800 61667 10133
Всего: 341 189 306 666 34523

 

Прирост парка индивидуальных автомобилей по годам составляет:

 

                      Число автомобилей                           Прирост парка, ед.

 

         1990…………………………..156 299                           –

         1991…………………………..170 620                       14 321

         1992…………………………..190 677                       20 057

         1993…………………………...224 296                      33 619

         1994…………………………...239 576                      15 280

         1995…………………………...268 661                      29 085

         1996…………………………...306 666                      38 005

 

Исходя из мирового опыта, один работник обслуживает на протя­жении года 70 автомобилей. Таким образом, если в городе насчитыва­ется 400 000 автомобилей, то это означает, что в автосервисе должно быть занято, по крайней мере, 5—6 тыс. чел. работников.

Реально в городе имеется около 900 станций, в которых работает 4,0—4,5 тыс. чел. Таким образом, рынок по расчетам может быть увеличен на 1500 работников (очевидно, это та масса "народных умельцев", которая не зарегистрирована, не платит налоги и работает в гаражах).

Но здесь возможна и другая ситуация. В первые годы автосервис начал расти слишком высокими темпами и число станций возросло с 1991 по 1994 г. с 30—50 до 900. Но в дальнейшем прирост замедлился. Тем, кто хотел бы заняться автосервисным бизнесом, отбивает охоту мысль о том, что сферы влияния уже распределены. Но это ошибочное убеждение. Они не учитывают прирост парка. Стабилизировавшись, автосервис должен развиваться за счет при­роста парка. На самом деле, в 1995 и 1996 it. число станций возросло незначительно, а количество автомобилей существенно. Так, в 1995 г. прирост парка составит 35 748 автомобилей (требует 511 работников автосервиса), а в 1996 г. — 71 330 автомобилей (1019 работников).

Таким образом, приходим к выводу, что так как число станций не увеличивается, то имеется возможность увеличения объемов услуг на существующих станциях, если их услуги конкурентоспособны.

Данные прироста парка автомобилей за 1991—1996 гг. можно прогнозировать, например методом парной корреляции, и получить на базе прогноза приблизительный прирост парка на 1997 и 1998 гг. Конечно, мы имеем очень небольшой период времени (6 лет) и очень нестабильную ситуацию на рынке, чтобы с уверенностью ссылаться на прогноз. Мы рассматриваем такой короткий период времени только потому, что не имеем большего (в 1991 г. с переходом от плановой к рыночной экономике существенно изменились ус­ловия).

За период 20—30 лет мы смогли бы с большей ответственностью спрогнрзировать будущий прирост парка. Так, если бы мы хотели прогнозировать будущие тенденции по рис. 15, то с достаточной уверенностью могли бы предвидеть прирост парка на следующие годы, исходя из прироста за предыдущие, даже не углубляясь в аппроксима­цию данной кривой.

При любых обстоятельствах прогноз должен быть обоснован всеми факторами, влияющими на будущий рынок.

Давайте представим себе развитие рынка автосервиса на следую­щие годы. В 1996 г. прирост парка составлял 71 343 автомобиля, а в 1995 г. — 35 848, т.е. число автомобилей

 

Рис. 15. Число автомобилей в СССР / и на Украине 2

 

увеличилось практически вдвое. Чем это обусловлено? Прежде всего тем, что были уменьшены ввозные пошлины, некоторым оживлением экономики (хоть она не вышла из кризисного состояния, но стабилизировался курс рубля, цены на энергоносители, себестоимость). Кроме этого, очень актив­ные действия южнокорейских, японских, немецких фирм способству­ют покупке автомобилей на выгодных условиях. Кроме этого, в Рос­сию завозится большое число подержанных автомобилей, цены на которые достаточно низкие, что делает их доступными для людей среднего заработка.

Эти факторы порождают увеличение спроса на автомобили.

Можно прийти к выводу, что в 1998 и 1999 г. прирост парка не будет меньше, а его структура будет все более изменяться в сторону иномарок, возраст которых будет постепенно уменьшаться.

Каким образом при этих условиях изменяется рынок автосервис­ных услуг? Его объем возрастает за счет прироста парка и относи­тельно уменьшается за счет уменьшения его среднего возраста. Если прирост парка не уменьшится, это будет означать, что потребность в работниках автосервиса, возрастет приблизительно на 1 тыс. чел. (или 1000 чел. ∙ 1600 = 1 600 000 чел-ч), а в услугах на 32 млн р. (1 600 000 чел.-20 р.).

Имея структуру парка и долю иномарок в общем количестве, можно распределить объем услуг между отечественными автомобилями и ино­марками. Например, если в 1996 г. из 340 тыс. автомобилей 72 тыс. (21 %) составляли иномарки, а из них новые — не более 15%, то, очевид­но, что приблизительно 18 % услуг на станциях общего пользования — это услуги по иномаркам. Но это в среднем. Эта цифра характеризует, разве что, возможности. Реальное распределение зависит от того, что предлагает станция: она может специализироваться на иномарках или выполнять большую часть работы по иномаркам.

Имея структуру парка иномарок, в том числе и по возрасту, мы можем ориентироваться относительно потребности в запасных час­тях, объеме работ по маркам и по видам работ.

Далее следует проанализировать конкуренцию. В городе в 1998 г. на­считывается около 900 СТО. Необходимо обратить внимание на то, что время интенсивного прироста конкурентов уже прошло и появление новых конкурентов менее вероятно. Скорее всего прирост конкуренции может быть за счет более эффективного использования существующих мощностей, улучшения качества и технологического уровня станций. Эта тенденция обусловлена как раз самой конкуренцией, поэтому необ­ходимость улучшения качества услуг, культура обслуживания, имиджа СТО являются предпосылками конкурентоспособности.

Следующее направление анализа — анализ спроса. Он выполняет­ся на основе изучения потребностей клиентов методами опроса, анке­тирования, интервью. На основе изучения клиентов можно прийти к выводу, что большая их часть имеет очень ограниченный платежеспо­собный спрос и по этой причине и в будущем будет старательно экономить на автосервисе. Эта тенденция будет сохраняться еще и после того, как спрос увеличится (т.е. когда у людей будет больше денег), потому что психологически люди не сразу могут менять свое отношение к деньгам, а также и потому, что им приходилось во всем себе отказывать, а теперь это можно восполнить.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.