Молодежи призывного возраста и — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Молодежи призывного возраста и

2020-07-07 80
Молодежи призывного возраста и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ средствами

Зарубежной и отечественной

Художественной литературы

монография

 

Под редакцией

Заслуженного учителя Республики Татарстан

доктора педагогических наук профессора Кудрявцева Ю.М.

 

 

К азань-2009

Удк 377

Ббк 71

 68.49(2Р ос)3

Л72

Л72 Ловчев В.М., Уткин В.Е. Антинаркотическое воспитание молодежи призывного возраста и курсантов военных вузов средствами зарубежной и отечественной художественной литературы (монография). – Казань: Изд-во «Отечество», 2009. – 168с.

 

Рецензенты:

· член-корреспондент РАО, доктор философских наук профессор Волович Л.А.;

· доктор психологических наук профессор Цагарелли Ю.А.

ISBN 978-5-9222-0295-4

Проблема наркотизации общества не может иметь простых решений. Предлагаемая монография посвящена одному из актуальных путей работы над ней: антинаркотическому воспитанию допризывной и армейской молодёжи. Авторы предлагают выстраивать его на основе исторических фактов, изложенных в произведениях различных авторов, жанров, начиная с древней и заканчивая современной литературой.

Книга опирается на многолетний опыт преподавания культурологии, истории, педагогики и психологии, социологии, теории и практики воспитательной работы и других дисциплин в государственных образовательных учреждениях различной ведомственной подчиненности, в первую очередь Минобороны РФ. Материал призван помочь будущим офицерам в их военно-профессиональной деятельности и учитывает реальные воспитательные возможности командира.

Монография подготовлена авторским коллективом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин в составе кандидата исторических наук доцента Ловчева В.М., кандидата педагогических наук профессора Уткина В.Е. и предназначена для использования в образовательной деятельности вузов Минобороны и Минобразования РФ, а также для всех интересующихся проблемами формирования мировоззрения личности и её воспитания.

ISBN 978-5-9222-0295-4

© Ловчев В.М., 2009.

© Уткин В.Е., 2009.

 



ОГЛАВЛЕние

 

Предисловие рецензента. Социокультурный потенциал подготовки офицера в военном вузе 4
Введение 9
Глава I. Использование древней и средневековой литературы в профилактике наркотизации 15
Глава II. Использование литературы нового и новейшего времени в профилактике наркотизации и алкоголизации 48
Глава III. Отечественная литература XIX – XXIвв. как средство профилактики наркотизации 81
Заключение 131
Библиография 133
Список сокращений 141
Приложения 142

 

 

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕЦЕНЗЕНТА

 

Социокультурный потенциал

подготовки офицера в военном вузе

 

1. Российский офицер - один из значительных символов Отечества. Он есть своеобразное зрительное отражение сущности, смысла, уровня масштабности нашего общества. Этим качеством отмечены офицерские кадры всех стран мира. Но офицер российской армии несет на себе особого рода черты и признаки. Речь идет о геотерриториальном статусе России, о ее уникальном полиэтническом составе, о насле­довании уникальных исторических армейских традиций, о генеральной оборонной, а не агрессивной роли. Именно в этом смысле приобретает особую актуальность подготовка офицеров нового поколения как наследующих весь накопленный потенциал, так и ее ориентация на опережение реальных, потенциальных и прогностических условий армей­ской жизни. На новый уровень следует выводить всю идеологию становления офицерского корпуса с установкой на интеграцию всего набора функционально-ролевых признаков: профессионал по принадлежности к роду войск, командир и воспитатель по служебному положению, физически хорошо подготовленный, интеллигентный человек, носитель и защитник культуры родного Отечества. Такого рода интегративность и есть социокультурный потенциал на всех уровнях - отдельный офицер, офицерское сообщество, офицерские субстраты, вся отечественная армия.

2. Ведущий признак социокультурного потенциала офицера - общение во всех его типах, видах, формах. Это общение деловое, с учетом служебной координации и субординации, досуговое, прямое и опосредствованное, с людьми и техникой, на базе множества знаковых систем, с использованием различных версий речевой культуры и поведения. Выражение социокультурного ресурса личности офицера возможно на трех уровнях: автономном, суммативном и интегративном. Проявляется это либо эпизодично, либо периодично, либо постоянно. Состоятельность, авторитет и перспектива служебной карьеры офицера определяется мерой соотношения всех этих признаков, уровней, установок.

Коммуникативная культура офицера поливариативна. Ее эффективность складывается с учетом его включенности в общение с различными субкультурными стратами. Если учесть, что в реальной армейской жизни представлено множество этнокультурных, социальных, профессиональных, сельских и урбанистических общностей, то ясно и другое - коммуникативная адаптационность офицера должна быть динамичной, гибкой, оперативной и стратегической. От этого зависит уровень доверия, уважения, взаимопонимания между каждым офицером и его партнерами в общении, готовность к сотрудничеству. Совершенно очевидно, что спонтанно, стихийно эти качества его личности хоть и заявляют о себе, но на уровне устоявшейся тенденции, закономерности, увы, не проявляются. Их нужно закрепить, соз­дать осмысленную установку, обеспечить их непрерывность, преемственность. Сделать это можно и нужно уже в условиях вузовской подготовки будущего офицера.

3. Особая роль принадлежит военному вузу в формировании офицера-лидера. Лидера формального и неформального. При этом выделяются две ролевые функции офицера в своем качестве: быть лидером и работать с лидером, сохраняя достоинство и честь на обоих уровнях. Диалектичность статуса лидера, как выразителя своего социокультурного стереотипа, состоит в органичности сочетания таких черт, как осознание необходимости, достаточности, надежности знаний, эмоциональной устойчивости, мотивационной гарантированности в выборе аргументов, ценностных установок, принятии решений, а также деятельностной зрелости. Набор этих черт и их интегративных версий в жизнедеятельности офицера является определенного рода трамплином в его статусной роли лидера. Естественно, речь должна идти об оптималь­ной их гармонизации с учетом той реальной среды обитания, в которой этот лидер каждый раз оказывается. Но если учесть, что офицер-лидер одновременно и педагог-воспитатель, что он должен прогнозировать судьбы своих подчиненных, да и свою личную судьбу, то очевидным становится и расчет на военно-социально-психолого-педагогическое опережение как стилевого качества его поведения. Закладывается этот набор с их интегративным сочетанием уже в период вузовской подготовки.

4. Еще об одном роде органичности следует помнить, когда решается вопрос о подготовке офицера как личности. Это - соотношение, взаимосвязь и взаимообусловленность служебной и внеслужебной ролей и деятельности. Личностный социокультурный потенциал офицера независимо от его служебной роли располагает целым веером ценностных установок, выбором приоритетов и доминантной векторной направленности в соответствии с той или иной ситуацией. Но поскольку личность неделима, каждое из ее проявлений испытывает воздействие и влияние всех других. Это может выражаться и выражается на уровнях сознания и подсознания, в прямом и скрытом виде, непосредственно или опосредствованно. И мы, как правило, имеем дело с эффектом реализации деловых военно-личностных качеств в условиях досугового общения, а в другом случае - реализации внеслужебных, досуговых предпочтений, хобби в служебных отношениях. Критерии их необходимости и достаточности - в выборе самим офицером. Это своеобразный социокультурный рефлекс, адресная социокультурная интуиция, свидетельствующая о масштабе личности их носителя.

Алгоритма выбора тех или иных личностных социокультурных приоритетов в действиях офицера как лидера, руководителя, воспитателя нет, да и вряд ли есть в нем необходимость. Но социокультурная интуиция - это хорошо подготовленная позиция каждого из действующих офицеров, способного сделать оптимальный выбор сочетаний ценностей культуры, подсказанный ситуацией, личностными, этнокультурными особенностями партнеров общения и ожидаемым результатом.

Выбор социокультурных ценностей делается из соответствующего иерархического набора. Помощь будущему офицеру в этом выборе следует оказывать на основе их дифференцированного выделения по ряду признаков. Первый признак - поэлементные наборы или блоки таких ценностей. Их более десяти, но каждый из них в большей или меньшей степени отвечает потребностям офицера-лидера. Нравственный блок ориентирует офицера на выдерживание режима справедливости, доброжелательности, любви к Отечеству, семье, малой родине и своей воинской профессии. Здесь есть и проявления профессиональной этики военнослужащего, а также при определенных обстоятельствах оправданной ненависти к врагам, посягающим на благополучие нашей страны.

Политический, экономический, конфессиональный блоки отражают степень включенности офицера в новые механизмы общественных связей и отношений, защитником которых он становится при переходе к рынку и к новому типу мировых военных контактов. Умственный блок предполагает выработку умений, навыков анализа каждым офицером реальных и предполагаемых ситуаций, документов, научных военных идей, концепций и их адаптации к этим ситуациям. Профессионально-технический блок ориентирован на овладение офицером особенностей всех поколений отечественной техники, выбор их приоритетов в каждой деловой ситуации, сравнение с иностранными вариантами и воспитание отношения ко всем видам этой техники как у себя, так и у своих будущих подчиненных. В равной мере можно говорить об этом применительно и ко всем типам вооружения.

Эстетический блок связан с проявлением здорового отношения к трагическим ситуациям гибели мирного населения, военных людей, разрушения всего созданного творческим разумом и талантом специалистов. Он связан и с чувством красоты, юмора, изящества, героизма, что крайне необходимо нормальному офицеру - защитнику и носителю культуры своего народа, Отечества.

Психологический блок предполагает строгость различения психологических особенностей подчиненных, коллег по воинской и другой служебной деятельности и коррекции своего статусного поведения, если в этом возникает необходимость. Физический, педагогический блоки органично дополняют и вытекают из офицерской роли. В равной мере это относится и к правовому блоку.

Интегративный смысл функционирования всего этого набора непременно должен опираться на те его социокультурные приоритеты, которые позволяют возвысить и социально-исторический статус российской армии, и личностный потенциал каждого военнослужащего, в первую очередь - офицера.

5. Чрезвычайно важный компонент социокультурного потенциала офицерской подготовки - образ офицера в литературе, искусстве. Его использование требует максимальной адекватности социальной роли российской армии в нынешних условиях кризиса духовности. При этом предполагается сочетание всей образной фактуры, созданной в классическую пору художественной культуры, в ее советский период и на нынешнем этапе. Идея идентифицированности нового поколения офицеров с лучшими его представителями прошлого времени - один из убедительных факторов развития и саморазвития личности.

6. Суммируя все соображения, относящиеся к социокультурному потенциалу офицера, можно утверждать, что в высшем военном учебном заведении есть все условия для его включения в учебно-воспитательный процесс. Это не просто включение, а его интеграция во все циклы учебных предметов: профессиональной подготовки, подготовки общественно-гуманитарной, естественнонаучной, а также в освоение технических средств с участием в военных учениях с соответствующим включением в технический режим всех родов войск. Предполагается прединтегративный отбор идей, понятий, ситуаций - по каждому предмету с учетом возможности и необходимости их обогащения за счет параллельного их набора. На таком уровне и происходит подготовка соответствующих содержательных модульных наборов, выработка интегратов, включающих в качестве одной из доминант социокультурного раздела.

Социокультурные ценности включаются в учебно-воспитательный процесс военного вуза в различных ипостасях. Это может быть и упоминание о них, и их использование в качестве фона, и роль примера однопредметного, а то и разнопредметного характера, и ссылка, и провокационный выход, и простая информационная справка, и игровой конструкт, и тренинговый модуль. Как бы то ни было, социокультурный компонент, будучи интегрированным в учебно-воспитательный процесс вуза, способен создать адекватную ситуацию личностно значимого порядка, помочь будущему офицеру выйти на полноценное выполнение им роли лидера, профессионала, педагога, воспитателя, носителя и защитника культуры своего родного Отечества во всем ее этносоциальном и творческом богатстве.

7. Социокультурная ориентация офицерской подготовки предполагает учет еще двух обстоятельств. Обстоятельство первое - варианты послевузовского образа жизни его воспитанника. Это либо служба в армии по своему армейскому профилю, либо смена военного профиля на научную, публицистическую, организаторскую деятельность, либо переход на гражданскую службу. Упреждение возможных вариантов следует предусмотреть. Обстоятельство второе - способствование компетентному, здоровому общественному мнению по вопросу о российской армии и его влияние на престиж офицерства во всех его ролях, статусных функциях. Оба обстоятельства все больше становятся основанием для коррекции модели вузовского офицерского образования как важной составной части программы реформирования российской армии.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.