Структура осложненного дефекта — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Структура осложненного дефекта

2020-07-07 216
Структура осложненного дефекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С «25» мая 2020 г. по «30» мая 2020 г.

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Тема: Общие вопросы теории обучения детей с комплексными нарушениями развития

Ответы на контрольные вопросы:

1.Чем объясняется актуальность теории Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития?

Согласно положению Л.С. Выготского, наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального нарушения вызывает не только изолированное выпадение одной функции, но и приводит к ряду взаимосвязанных отклонений, в результате чего складывается целостная картина атипичного, своеобразного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного биологическими факторами, и вторичных отклонений, сформировавшихся как следствие первичного.

В своем учении Л.С. Выготский обращает внимание на то, что первичные и вторичные нарушения находятся во взаимодействии и соотношении, что и определяет своеобразие развития аномального ребенка.

 

2.Дайте определение комплексного (сложного) нарушения развития.

Вопрос о комплексных нарушениях целесообразно рассматривать в контексте основных теоретических положений о сложной структуре аномального развития, выдвинутых Л.С. Выготским. Рассматривая генезис понятий «комплексное нарушение», «сложное нарушение» в историческом контексте, необходимо отметить, что в исследованиях М.Г. Блюминой, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, Т.В. Розановой, Б.П. Пузанова, В.Н. Чулкова эти понятия обозначаются, как «сложный дефект», где доминантой выступает наличие двух и более первичных нарушений у ребенка, вызванных одновременным поражением нескольких функциональных систем организма, в сочетании с поражением мозговых структур. При этом каждое из них существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта, затрудняет его компенсацию, соответственно отражается на психическом развитии детей данной категории и вызывает трудности социальной адаптации.

К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определило бы характер и структуру аномального развития; все составные элементы комплексного нарушения находятся во взаимодействии и имеют отрицательный кумулятивный эффект. К множественным нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более первичных нарушения, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребенка, например, умственно отсталые слепоглухие.

3. Назовите причины, вызывающие комплексные нарушения в развитии.

Причинами комплексных нарушений могут стать:

Ø хронические соматические заболевания матери (диабет, заболевания щитовидной железы, тяжелое нарушение сердечной деятельности и др.).

Ø факторы генетического происхождения, различные заболевания, наследственные синдромы (синдром Маршалла, синдром Ушера, синдром Альпорта, синдром Лоу и др.).

Ø глубокая недоношенность.

4.Что такое «осложненный дефект»?

В ряде случаев может иметь место осложненный дефект, и бывает трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии, установить структуру дефекта. Это происходит тогда, когда патология неярко выражена, а аномалии в развитии имеют негрубые формы. При осложненном дефекте, как отмечает Е.М. Мастюкова, необходимо выделение ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. При многих формах аномального развития (интеллектуальных нарушениях, задержках психического развития) могут наблюдаться двигательные нарушения, нередко в виде отдельных нерезко выраженных симптомов, типичных для детского церебрального паралича, проявляющихся в изменениях мышечного тонуса, нарушениях равновесия, неловкости движений. Особую структуру аномальное развитие приобретает при осложнении его различными неврологическими и психопатологическими синдромами. Например: недоразвитие речи, осложненное гипертензионно-гидроцефальным, судорожным синдромом или синдромом двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, аутистическими чертами личности. Среди детей с речевыми нарушениями выявлена достаточно большая группа детей с особой структурой дефекта, обусловленной сочетанием дисфункции речевой системы с незначительным снижением периферического слуха, которое может иметь стойкий или нестойкий характер (временное нарушение слуховой функции, возникающее при острых воспалительных процессах в ушах и носоглотке) (Е.Л. Черкасова).

Таким образом, осложненным является такой дефект, при котором имеет место несколько первичных нарушений, но одно из них является основным, ведущим, определяющим структуру аномального развития, то есть имеет вторичные отклонения, в то время как другие первичные нарушения подобной структуры не имеют в силу того, что они нерезко выражены или компенсируются, а потому не имеют последствий, однако оказывают влияние на основной ведущий дефект.

С «25» мая 2020 г. по «30» мая 2020 г.

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Тема: Общие вопросы теории обучения детей с комплексными нарушениями развития

Ответы на контрольные вопросы:

1.Чем объясняется актуальность теории Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития?

Согласно положению Л.С. Выготского, наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального нарушения вызывает не только изолированное выпадение одной функции, но и приводит к ряду взаимосвязанных отклонений, в результате чего складывается целостная картина атипичного, своеобразного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного биологическими факторами, и вторичных отклонений, сформировавшихся как следствие первичного.

В своем учении Л.С. Выготский обращает внимание на то, что первичные и вторичные нарушения находятся во взаимодействии и соотношении, что и определяет своеобразие развития аномального ребенка.

 

2.Дайте определение комплексного (сложного) нарушения развития.

Вопрос о комплексных нарушениях целесообразно рассматривать в контексте основных теоретических положений о сложной структуре аномального развития, выдвинутых Л.С. Выготским. Рассматривая генезис понятий «комплексное нарушение», «сложное нарушение» в историческом контексте, необходимо отметить, что в исследованиях М.Г. Блюминой, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, Т.В. Розановой, Б.П. Пузанова, В.Н. Чулкова эти понятия обозначаются, как «сложный дефект», где доминантой выступает наличие двух и более первичных нарушений у ребенка, вызванных одновременным поражением нескольких функциональных систем организма, в сочетании с поражением мозговых структур. При этом каждое из них существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта, затрудняет его компенсацию, соответственно отражается на психическом развитии детей данной категории и вызывает трудности социальной адаптации.

К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определило бы характер и структуру аномального развития; все составные элементы комплексного нарушения находятся во взаимодействии и имеют отрицательный кумулятивный эффект. К множественным нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более первичных нарушения, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребенка, например, умственно отсталые слепоглухие.

3. Назовите причины, вызывающие комплексные нарушения в развитии.

Причинами комплексных нарушений могут стать:

Ø хронические соматические заболевания матери (диабет, заболевания щитовидной железы, тяжелое нарушение сердечной деятельности и др.).

Ø факторы генетического происхождения, различные заболевания, наследственные синдромы (синдром Маршалла, синдром Ушера, синдром Альпорта, синдром Лоу и др.).

Ø глубокая недоношенность.

4.Что такое «осложненный дефект»?

В ряде случаев может иметь место осложненный дефект, и бывает трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии, установить структуру дефекта. Это происходит тогда, когда патология неярко выражена, а аномалии в развитии имеют негрубые формы. При осложненном дефекте, как отмечает Е.М. Мастюкова, необходимо выделение ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. При многих формах аномального развития (интеллектуальных нарушениях, задержках психического развития) могут наблюдаться двигательные нарушения, нередко в виде отдельных нерезко выраженных симптомов, типичных для детского церебрального паралича, проявляющихся в изменениях мышечного тонуса, нарушениях равновесия, неловкости движений. Особую структуру аномальное развитие приобретает при осложнении его различными неврологическими и психопатологическими синдромами. Например: недоразвитие речи, осложненное гипертензионно-гидроцефальным, судорожным синдромом или синдромом двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, аутистическими чертами личности. Среди детей с речевыми нарушениями выявлена достаточно большая группа детей с особой структурой дефекта, обусловленной сочетанием дисфункции речевой системы с незначительным снижением периферического слуха, которое может иметь стойкий или нестойкий характер (временное нарушение слуховой функции, возникающее при острых воспалительных процессах в ушах и носоглотке) (Е.Л. Черкасова).

Таким образом, осложненным является такой дефект, при котором имеет место несколько первичных нарушений, но одно из них является основным, ведущим, определяющим структуру аномального развития, то есть имеет вторичные отклонения, в то время как другие первичные нарушения подобной структуры не имеют в силу того, что они нерезко выражены или компенсируются, а потому не имеют последствий, однако оказывают влияние на основной ведущий дефект.

Структура осложненного дефекта

Схема иллюстрирует это положение: знак Z в правой колонке означает, что обозначенный дефект хотя и влияет на общую картину развития, но выражен нерезко и не имеет вторичных расстройств. При наличии осложненного дефекта профиль специального дошкольного и школьного учреждения определяется по структуре ведущего (основного) дефекта, но при этом требуется индивидуализация в процессе обучения и воспитания, а также специальная коррекционная программа, учитывающая сочетание основного и сопутствующего нарушений, кроме того, часто необходимо специальное лечение.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.