Казанский авиационный завод фронту — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Казанский авиационный завод фронту

2020-07-07 175
Казанский авиационный завод фронту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Головченко Н.И.

Зобнев В.А.

Колесников Ф.М.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альбом карт и схем к учебным пособиям «Военная история» и «История военного искусства»: электронный ресурс / Авт. сост. Е.Ю. Авдеева, А.А. Дмитриев. – Санкт-Петербург: ВАС, 2016. – 476 МБ.

2. Белостоцкий Ю.В. Боевые крылья / Ю.В. Белостоцкий. – Казань: Таткнигоиздат, 1971, – 305с.

3. Военный энциклопедический словарь / Авт. и сост. Ю.Т. Аверьянов, Т.А. Арсенюк, В.И. Бормотова и др. – Москва: ОНИКС 21 век, 2002. – 1432с.

4. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. В двух томах / Под ред. И.Н. Шкадова. – М.: Воениздат, 1987.

5. Иванов А.А. Авиаторы Татарстана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / А.А. Иванов. – Казань: Память, 2000. – 264с. – ISBN 5-900004-77-5.

6. История гражданской авиации СССР / Под ред. Б.П. Бугаева. Москва: Воздушный Транспорт, 1983. – 376с.

7. Комплексное планирование в Гражданской авиации / Под ред. С.Г. Васильева. – Москва: Транспорт, 1994. – 296с.

8. Красовский С.А. Жизнь в авиации / С.А. Красовский. – Москва: Воениздат, 1968. – 401с.

9. Садовов А.В. Тыловое обеспечение: электронный учебник / А.В. Садовов, М.В. Мартынов. – Вольск, 2018. – 2,74 ГБ.

10. Фёдоров А.Г. В небе – пикировщики / А.Г. Фёдоров. – Москва: ДОСААФ, 1986. – 328с.

11. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdeni17942042 (дата обращения: 23.02.2020).

12. https://realnoevremya.ru/articles/5617 (дата обращения: 1.03.2020).

 

 

Приложение 1.

ГОРБУНОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ

(1902-1933)

 


Приложение 2.

ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1888-1972)

 
Памятник советскому авиаконструктору, трижды Герою Социалистического Труда Туполеву А.Н. Открыт в Казани 4 июня 2014 года в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва

Приложение 3.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1892-1978)

 


Приложение 4.

БОЛХОВИТИНОВ ВИКТОР ФЁДОРОВИЧ

(1899-1970)


Приложение 5.

ПЕТЛЯКОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

 (1891-1942)

Могила ПЕТЛЯКОВА В.М. на Арском кладбищегорода Казани

 


Приложение 6.

 

Тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8)

 

Самый крупный серийно выпускаемый советский самолет, созданный конструкторским коллективом Владимира Михайловича Петлякова под руководством Андрея Николаевича Туполева в конце 30-х годов. ТБ-7 был в числе самых передовых по техническим решениям и по характеристикам не уступал зарубежным аналогам.

 


Приложение 7.

ПИКИРУЮЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК Пе-2

Пе-2 – пикирующий бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА. Самый массовый бомбардировщик советского производства, всего выпущено 11500 ед. Пе-2 активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и в боях с Японией.

В ходе битвы под Москвой Пе-2 наносили удары по колоннам и скоплениям войск противника. Осенью 1942 года началось формирование бомбардировочных авиакорпусов, вооруженных Пе-2. В декабре 1942 года в бой были введены 1-й БАК на Калининском фронте и 2-й БАК на Донском.

В Курской битве участвовали 1-й и 3-й БАК, вооруженные Пе-2. Первоначально Пе-2 наносили удары небольшими группами, а с 9 июля 1943 года перешли к массированным налетам, оказавшимся наиболее эффективными как с точки зрения причиняемого противнику ущерба, так и в отношении минимизации собственных потерь. В течение 15-17 июля экипажи 3-го БАК в ходе семи массированных налетов выполнили 722 боевых вылета. 1-й БАК после сражения под Курском, в августе 1943 года участвовал в боях за Харьков, а затем — в сражении за Днепр.


Приложение 8.

В ЦЕХАХ ЗА РАБОТОЙ

 


Приложение 9.

БАДАНОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

(1895-1971)

 


Приложение 13.

 

КРАСОВСКИЙ СТЕПАН АКИМОВИЧ

(1897-1983)

БЮСТ КРАСОВСКОМУ С.А. В МОНИНО

Приложение 14.

 

СХЕМА КУРСКОЙ БИТВЫ

 


Приложение 15.

 

БОЕВОЕ ЗНАМЯ

Головченко Н.И.

Зобнев В.А.

Колесников Ф.М.

Казанский авиационный завод фронту

 в годы Великой Отечественной войны

«В суровые дни у приволжской твердыни

Во имя грядущей победы весны

Приподняли меч боевых эскадрилий

Крылатые Родины мирной сыны» [1].

Л. Ищенко

 

С вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну 22 июня 1941 года на нашу родину обрушился удар огромной силы. С первых часов и дней войны авиация противника производила массированные налеты на наши аэродромы, узлы железных дорог, на мирные города Мурманск, Каунас, Минск, Киев, Одессу, Севастополь и др. В связи с угрожающей обстановкой, которая сложилась в западной части СССР, стало предельно ясно о необходимости принятия чрезвычайных мер по мобилизации всех ресурсов страны для отражения агрессии, коренной перестройки жизни и деятельности всего государственного механизма страны на военный лад.

В начальном периоде Великой Отечественной войны по решению военно-политического руководства СССР проводилась массовая эвакуация предприятий с западной части страны на восток. Эвакуированные предприятия начали прибывать в Татарстан в первых числах июля 1941 года. Всего в Татарстане было принято и развернуто 70 заводов и фабрик[2], большая часть из которых осталась в республике и после войны. Они размещались главным образом на местных, по возможности родственных им по роду деятельности предприятиях.

Жизнь и судьба Казанского авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова[3] (Приложение 1) является неотъемлемой частью славной истории авиации и авиационной промышленности нашей страны. История объединения началась 14 мая 1927 с выходом в свет Постановления Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в Москве. В довоенные годы первенец отечественного самолетостроения выпускал цельнометаллические самолёты АНТ-3, АНТ-4, АНТ-5, АНТ-9, АНТ-6 конструкции А.Н. Туполева[4] (Приложение 2), АНТ-40 конструкции А.А. Архангельского[5] (Приложение 3). На самолётах этого типа советские летчики нового молодого государства совершали выдающиеся перелёты, устанавливали мировые рекорды.

В 1933 году труд заводчан был отмечен первой правительственной наградой – орденом Ленина. В начале 30-х годов в Казани был заложен авиазавод, давший путёвку в жизнь дальнему бомбардировщику ДБ-А конструкции В.Ф. Болховитинова[6] (Приложение 4), тяжёлому бомбардировщику Пе-8 конструкции В.М. Петлякова[7] (Приложение 5), пассажирскими самолётами АНТ-20 разработки конструкторского бюро А.Н. Туполева и Ли-2, выпускавшемуся по лицензии американской фирмы «Дуглас».

В ноябре 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, на территорию Казанского авиационного завода № 124 имени Серго Орджоникидзе был эвакуирован Московский завод № 22 им. С. П. Горбунова с конструкторским бюро В.М. Петлякова. С этого момента столица Татарстана стала одним из крупнейших центров самолетостроения Советского Союза. На площади предприятия были организованы два самолётостроительных завода – №124 по производству тяжёлого бомбардировщика ТБ-7[8] (Приложение 6) и №22 по производству знаменитого легкомоторного пикирующего бомбардировщика Пе-2 конструкции В.М. Петлякова (Приложение 7). Пе-2 явился самым массовым фронтовым бомбардировщиком в годы Великой Отечественной войны, а в начальном её периоде был основной ударной мощью бомбардировочной авиации ВВС РККА.

26 декабря 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР два авиационных предприятия Казани стали единым организмом, получившим наименование – Казанский авиационный завод №22 им. С.П. Горбунова. В начальном периоде войны в короткие сроки была реорганизована служба подготовки производства самолетов, которые были необходимы фронту. Завод полностью был перевооружен технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. В декабре 1941 года производство самолёта ТБ-7 было законсервировано, а сам завод целиком переключился на производство Пе-2.

Переломным в развитии завода стал 1942 год: объём валовой продукции вырос по сравнению с довоенным 1940 годом в 8 раз. В годы Великой Отечественной войны строительство самолётов для нужд фронта в Казани велось с впечатляющим размахом. «Все для фронта! Все для Победы! – труженики предприятия: и старики, и женщины, и подростки с усердием трудились для того, чтобы обеспечить советских летчиков грозным оружием, которое помогло бы им разгромит врага, чтобы скорей приблизить час долгожданной Победы. С первых дней работы авиационного предприятия темпы роста выпускаемой продукции были высокими. Каждые сутки со стапелей завода сходило по 10-12 самолётов Пе-2 (Приложение 8). Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 году (свыше 1 100 процентов). Всего было произведено более 10 тысяч машин.

Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА. Опытно-конструкторское бюро завода по производству Пе-2 под руководством главного конструктора В.М. Мясищева и опытно-конструкторское бюро по производству Пе-8 под руководством И.Ф. Незваля постоянно работали над модернизацией этих самолётов. Родина высоко оценила героический труд коллектива. За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 года Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова был награжден орденом Красного Знамени. На вечное хранение заводу было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года более 2000 рабочих, инженерно-технических работников и служащих были награждены орденами и медалями Советского Союза.

В октябре 1942 года на аэродроме Казанского авиазавода началось формирование 202-й бомбардировочной авиационной дивизии (202-я бад), вооружённой самолётами Пе-2, построенными на этом заводе. Командиром дивизии стал полковник Янсен Борис Владимирович (с конца октября по 2 ноября 1942 г.). В последующем авиадивизией командовали: полковник (с 13 апреля 1944 года генерал-майор авиации) Нечипоренко[9] Степан Игнатьевич (Приложение 9) – с 3 ноября 1942 года по 19 сентября 1944 года (назначен на должность командира 276-й бомбардировочной авиационной дивизии); полковник Александрович Владимир Иванович – с 20 сентября 1944 года до окончания войны.

После завершения формирования, дивизия вошла в состав 2-й воздушной армии, командующим которой в то время был генерал-майор Смирнов[10] К.Н. (Приложение 10). С 16 декабря 1942 года 202-я бад принимала участие в наступлении войск Юго-Западного фронта в среднем течении Дона (Приложение 11). Лётчики наносили удары по группировкам противника в районах Чертково-Миллерово, активно поддерживали знаменитый рейд 24-го танкового корпуса[11] на станицу Тацинскую под командованием генерала-лейтенанта Баданова[12] В.М. (Приложение 12), а с 10 января по 2 февраля громили окружённую в междуречье Волги и Дона группировку врага (операция «Кольцо»).

Герой Советского Союза маршал авиации Красовский[13] С.А. (Приложение 13) в книге Белостоцкого Ю.В. «Боевые Крылья» вспоминает: «Я хорошо помню, – как в канун Курской битвы на аэродромах 2-й Воздушной армии, которой я в то время командовал, появились краснознамённые красавцы с четкой надписью «Совет Татарстаны», как они вскоре, «девятка» за «девяткой», начали уходить в грозное небо, чтобы разить ненавистного врага и приближать день нашей победы. Я вроде и сейчас вижу Красное знамя Верховного Совета ТАССР, врученное воинам авиадивизии. Оно неоднократно, особенно в дни решающих сражений, выносилось на старт, как напоминание о клятве, данной воздушным бойцам татарскому народу. По службе мне не раз приходилось встречаться и совместно решать многие боевые задачи с командирами, политработниками и летными экипажами 202-й авиадивизии, и всякий раз я убеждался, что это люди крепки, мужественные, что они не дрогнут, не остановятся ни перед какими трудностями и опасностями, чтобы выполнить приказ Родины»[14].

Весной 1943 года 202-я авиадивизия «Совет Татарстаны» прибывает в район Курской дуги. На тот момент дивизия состояла из 102-х пикирующих бомбардировщиков Пе-2, что являлось внушительной силой в руках советского военного командования. Немецкое командование, готовясь к стратегической наступательной операции «Цитадель», сосредоточило на центральном участке советско-германского фронта крупные силы авиации. Весной 1943 года в район Орла, Белгорода, Харькова из Германии, Франции и Норвегии было переброшено значительное количество самолетов. Таким образом, к июлю 1943 года немецкое командование усилило свои 4-й и 6-й воздушные флоты, которые стали насчитывать 2050 самолётов, из них более тысячи составляли бомбардировщики. На аэродромах Орловско-Курского выступа были рассредоточены соединения 6-го воздушного флота под командованием генерал-полковника Роберта фон Грейма[15], в районе Харькова и Белгорода базировались эскадрильи генерал-фельдмаршала авиации Вольфрама Рихтгофена[16] (4-й воздушный флот).

Советское командование вело активную подготовку к отражению готовящегося наступления противника и также создало мощную авиационную группировку, насчитывающую 2650 самолётов, что превосходило немецкие силы в 1,4 раза. В начале мая и в начале июня, перед решающей схваткой, были проведены две воздушные операции. В результате бомбовых ударов по аэродромам противника на земле и в воздухе было уничтожено свыше 720 вражеских самолётов. Это в значительной степени облегчило положение наземных войск и способствовало завоеванию нашими летчиками господства в воздухе[17]. Потери советской авиации были в четыре раза меньше немецких, но господство в воздухе доставалось большой кровью. В первые дни немецкого наступления с боевых заданий не вернулись пять экипажей 202-й бомбардировочной авиадивизии. Сказывалось слабое прикрытие истребительной авиацией и огромное количество зенитной артиллерии врага, стянутой в район Курской Дуги (Приложение 14) со всех фронтов.

За успехи в борьбе с немецкими захватчиками Приказом НКО №179 от 19 апреля 1943 года 202-й бомбардировочной авиационной дивизии присвоено имя Верховного совета Татарской АССР. Через две недели, 4 мая 1943 года Приказом НКО №207 202-й бомбардировочной авиационной дивизии имени Верховного совета Татарской АССР присвоено почетное наименование «Средне-Донская» (Приложение 15). Многие из лётчиков 202-й бад за заслуги перед Родиной в борьбе с врагом были удостоены звания Героя Советского Союза. Например, Герой Советского Союза Гелета Василий Архипович[18]. Он родился 8 мая 1918 года в селе Чертория ныне Ильинецкого района Винницкой области в семье крестьянина. Учился в Украинском библиотечном интернате. В Красной Армии с 1938 года. В 1940 окончил Мелитопольское военное авиационное училище. В действительной армии с 22 июня 1941 года. Штурман эскадрильи 797-го бомбардировочного авиационного полка (202-я бад, 4-й бомбардировочный авиационный корпус, 2-я ВА, 1-й УФ) старший лейтенант Гелета к маю 1945 года совершил 169 боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника. За проявленное мужество и отвагу, проявленные при выполнении заданий командования в борьбе с врагом 27 июня 1945 года ему было присвоено звание Герой Советского Союза.

202-й бад предстоит ещё много трудных боёв, самолёты Казанского авиационного завода в составе этой дивизии будут громить врага в небе над Белоруссией и Польшей, ей предстоит принять участие в заключительной битве Великой Отечественной войны – Берлинской стратегической наступательной операции (16.04 – 09.05.1945). Иванов А.А. в своей книге писал: «… Небо над Берлином пыльное, дымное и смрадное. На земле и в воздухе гремят ожесточённые бои. Над этим огнедышащим вулканом на небольшой высоте появляются двухкилевые красавцы. У каждого на борту от центроплана до стабилизатора – два слова – «Совет Татарстаны». В бой идут эскадрильи 202-й бомбардировочной Средне-Донской Краснознамённой ордена Суворова авиадивизии имени Верховного Совета Татарской АССР. Но до этого предпобедного дня были трудные, нескончаемо долгие месяцы жестоких боев и потерь»[19].

Великая Отечественная войны стала двигателем научно-технического прогресса. Это более было выражено в военной области, в развитии военной техники и вооружения, в т.ч. авиационной. Большое развитие за годы войны получили все виды и образцы вооружения. После войны требования, предъявляемые к оснащению армии, не убавились, а наоборот, в связи с установившейся конкуренцией между СССР и США за право стать единственной сверхдержавой, возросли. Производство вооружения, соответствующего возросшим требованиям, легло на оборонные предприятия Советского Союза. Военные историки, исследующие проблемы тылового обеспечения войск, справедливо отмечают: «Анализ опыта минувших войн свидетельствует, что, в конечном счете, победы добивались те страны, экономика и система обеспечения вооружённых сил которых располагали превосходящими возможностями не только в поставке ресурсов личного состава, но и в количестве и качестве производимого и используемого вооружения и военной техники, боеприпасов и горючего, военно-технического имущества, продовольствия и других видов материальных средств. Даже самый талантливый замысел войны, кампании, операции, сражения не может быть реализован, если он не опирается на возможности экономики страны и системы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил»[20]. Послевоенная, непростая и значительная, веха в жизни и деятельности Казанского авиационного завода им С.П. Горбунова связана с выпуском стратегических бомбардировщиков Ту-4, дальних реактивных бомбардировщиков Ту-16, положивших начало отечественной реактивной авиации, и первого в мире пассажирского реактивного лайнера Ту-104Б. Следующим важным этапом в развития завода стало производство сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22 (Приложение 16). Машины отличались высокой надёжностью и отличными пилотажными качествами, эксплуатировались в частях Дальней авиации. Всего с 1961 по 1969 год Казанский авиазавод выпустил 311 самолётов типа Ту-22[21].

Шестидесятый годы для Казанского авиационного завода стали временем освоения и производства дальнего магистрального пассажирского самолёта Ил-62, открывшего в нашей стране эру межконтинентальных перелётов. В эти годы большое внимание на предприятии было уделено техническому перевооружению производства, переподготовке и подготовке кадров, обеспечению сотрудников жильем и благоустройству заводского микрорайона. За успешное выполнение пятилетнего плана коллектив завода в 1971 году был награждён третьим орденом – орденом Ленина. Два десятилетия в истории Казанского авиационного завода ознаменованы освоением и производством сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М и его модификаций, стратегического ракетоносца Ту-160, самого крупного и мощного с мире. Серийное производство уникальных крылатых машин было доверено Казанскому авиационному заводу как очередное признание возможностей рабочего коллектива предприятия.

В связи с производством этих самолётов как КАПО почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, обновился парк технологического оборудования, основу которого составили станки с программным управлением и высокопроизводительные обрабатывающие центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе и вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов. Параллельно с производством самолётов развивалась и социально-культурная база предприятия, наращивались темпы строительства жилья, были введены в эксплуатацию поликлиника, профилакторий, комплекс профессионально-технического училища. В 1977 году Казанскому авиационному производственному объединению им. С.П. Горбунова за заслуги в производстве авиационной техники был вручён четвёртый орден – орден Октябрьской революции.

В историю государства последнее десятилетие XX века вошло как самое неблагоприятное для развития отечественной промышленности, а оборонной в особенности. Однако, эти годы, как лакмусовая бумажка, выявили либо полную недееспособность оборонных предприятий в новых условиях, либо, напротив, их умение найти верную стратегию и тактику, сохранить кадры и тенденцию к устойчивому функционированию в рыночных условиях. КАПО им С.П. Горбунова, несмотря на все трудности, выстояло, построив единственную верную стратегию и тактику выхода из кризиса. Этот выход начался с проведения реорганизации производства и реформы финансово-экономических отношений. В 1996 – 1997 годах были созданы 12 обособленных структурных подразделений (филиалов), работающих на принципах хозрасчёта с собственными расчётными счетами. Это позволило не только получать «живые деньги», но и повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечных результатах труда, снизить напряжённость ситуации.

Таким образом, за свою почти уже вековую историю Казанский авиационный завод построил более 20 тысяч самолётов. Сегодня с заводских стапелей сходят новые машины, коллектив КАПО им. Горбунова уверенно смотрит вперёд, в этом проявляются воля, мастерство и созидательный талант казанских самолётостроителей. Создаваемые ими воздушные суда продолжают покорять пространство и время, крепить оборонную мощь нашей Родины.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.