Безумный маршрут, или маршрут, который не повторится никогда. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Безумный маршрут, или маршрут, который не повторится никогда.

2020-07-07 72
Безумный маршрут, или маршрут, который не повторится никогда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Безумный маршрут, или маршрут, который не повторится никогда.

 

Идея.

В начале 90-х годов прошлого века в популярном журнале «Наука и жизнь» я прочитал статью о том, что высох самый большой залив Каспийского моря - Кара-Богаз-Гол.

«Как это, высох? - Недоумевал я. – И возможно ли пройти по его дну, если он высох? А что там можно увидеть? Скалы? Соляные болота? Затонувшие корабли? Скелеты неведомых морских обитателей???»

 Раньше рассмотреть поверхность морского дна могли только водолазы, но для них видимость ограничивалась десятками метров. Тут  же появилась возможность пройти по нему пешком! Пройти десятки километров по неизученной земле, ранее скрытой под толщей солёных морских вод!

В 80-х годах прошлого века мной были пройдены несколько походов по Туркмении, в том числе по ее безводным районам, поэтому некоторый опыт путешествий по пустыне у меня имелся.

Итак, разработав маршрут, я собрал вероятных участников намеченного похода и представил им свой план. Выслушав меня, кое-кто покрутил пальцем у виска: «Безумная идея!»

Сейчас, имея большой опыт руководства (около 40 походов), я могу сказать, что ни разу не встречал кого-то, кто бы сразу безоговорочно одобрил план похода. В данном случае очень тяжело воспринимался его масштаб, и было непонятно, возможен ли он в принципе.

Во-первых, Туркмения только что получила независимость, поэтому никто из нас не знал, как туда попасть, и нужны ли для этого визы. А главное, загранпаспортов в те времена еще ни у кого не были!

Найти решение этого вопроса придумали довольно таки «хитрым» методом. Составили Положение о Международной спортивно-экологической экспедиции, целями которой было изучение влияния осушения залива на окружающую среду и мониторинг состояния дна залива в пешеходном походе. Положение подписал один из членов Русского географического общества и представители России, Белоруссии и Литвы – знакомые путешественники и  туристы.  Поставили печать Туристско-спортивного союза России и послали в столицу Туркменистана Ашхабад в администрацию президента. Правда, без надежды на получение ответа. Но тут нам улыбнулась удача! Не прошло и месяца, как мы получили такое письмо: «Свободная республика Туркменистан очень заинтересована в результатах вашей международной экспедиции….. Президент Республики Сапармурат Ниязов рассматривает вопрос о разрушении дамбы, перегораживающей пролив Кара-Богаз-Гол…

Приглашаем членов экспедиции 29-30 марта 1992 года на это, историческое для туркменского народа, событие»

В общем, вопрос о пребывании в Туркмении решился самым неожиданным образом.

Во-вторых,  вызывала сомнения стратегия самого путешествия.

В маршрут включался акклиматизационный участок вдоль пустынного восточного берега Каспийского моря, а затем было необходимо за три дня пересечь залив Кара-Богаз-Гол и через необитаемые пространства выйти к поселку в пустыне Кара-Кум.

Возникло много вопросов, ответы на которые найти было непросто.

Главная проблема – где взять воду? На местности, по которой предстояло идти, отсутствовали какие-либо реки, пруды, озера или оазисы. Даже от топографических карт веяло сухостью! На километровке генерального штаба СССР были показаны только редкие родники и колодцы с подписями: «сол» или «г-сол» (солёные или горько-солёные). В нескольких местах были изображены «каки» - ямы на такырах для сбора весенней дождевой воды. Рассчитывать на них, как на основные источники пополнения запасов питьевой воды, было очень рискованно. Тем более была вероятность того, что население покинуло эти места (что в итоге и подтвердилось).

В крайнем случае, воду на трое суток мы могли бы нести с собой и расходовать её очень экономно. Но, показанные на карте колодцы с соленой водой, навели нас на мысль, что воду из них можно попробовать опреснить. Для этого придумали и сделали два легких опреснителя.  Их испытания показали, что при непрерывной работе каждый может дать до 0,8 литра дистиллированной воды в час, и, если ее разбавлять соленой водой, то можно получить до 1 литра питьевой воды в час.

Также, поскольку нам предстояло пройти более ста километров по дну залива Кара-Богаз-Гол, группу тревожило отсутствие информации о состоянии дна залива. Все задавались вопросом: «Сможет ли соляной покров выдержать человека с тяжелым рюкзаком?» Также важно было понять, как устраивать ночёвки, если на протяжении маршрута на дне залива будет хотя бы небольшой слой воды. Членов группы интересовало, есть ли там  непреодолимые водные участки, какую технику безопасности необходимо соблюдать при движении по дну, ждут ли их какие-либо неожиданности.

Ещё мы понимали, что ориентироваться там можно будет только по компасу, так как на плоском  соляном дне, который был изображен на карте, найти хороший ориентир практически невозможно.

Предусматривали и запасной вариант: в случае, если через двое суток пути по дну залива невозможно будет движение вперёд, аварийно выйти к ближайшему берегу и использовать неприкосновенный запас воды.

Вот такие вопросы мы и должны были разрешить ещё до начала похода. А самое главное – подготовиться морально, быть уверенными в успехе экспедиции и поверить в себя и своих товарищей! Конечно, всё это было очень непросто, потому что до нас по дну этого залива никто никогда не проходил, и мы должны были быть готовы ко всему!

 

По берегу Каспийского моря.

Аэропорт Домодедово – Красноводск (ныне - Туркменбаши). Самолёт ТУ-154.

Мы прибыли в аэропорт Красноводска рано утром. Во второй половине дня по автодороге Красноводск - Бекдаш на попутной машине подъехали к посёлку Карши, расположенному на восточном берегу Каспийского моря, около мыса Кара - Сенгир.

Во все стороны, насколько хватало глаз, от изумрудно-зелёной глади моря простирались  бесконечные песчаные гряды. Невдалеке на  вершине мыса виднелся большой маяк, а на берегу из скважины бил мощный горячий минеральный  источник, заключённый в небольшую дощатую ванну с песчаным дном, над которым стоял домик с раздевалкой и скамейками для сидения. Вытекая из-под стены, вода с характерным запахом железа жёлто-коричневым ручьём вливалась в море.

Перед нашими глазами предстала удивительная картина: прямо в морской воде, в нескольких сотнях метров от берега, стояли дома и сараи рыболовецкой артели, попасть в которые представлялось возможным только в болотных сапогах.

 В одном таком домике нас разместили гостеприимные хозяева, проложив доски к крыльцу дома, чтобы нам не пришлось мочить ботинки. Вечером они принесли каспийских бычков, осетров для ухи и красных отварных раков. Так и просидели мы с рыбаками до полуночи за разговорами «про жизнь».

Печальная история залива.

Оказывается, залив Кара-Богаз-Гол был «обвинён» в том, что он иссушает Каспий и тем самым способствует обмелению моря. Поэтому было решено его перегородить, закрыв доступ убегающей из моря воде. Что и было сделано в 1980 году.

 1980 г. — залив был отгорожен от Каспийского моря глухой дамбой.
1984 г. — сквозь дамбу проведены 11 труб.

1992 г. — дамба взорвана(сразу после нашего похода).

 


Но, как и многое из того, что делают люди, это привело к неблагоприятным последствиям: образовавшееся гигантское озеро высохло всего за три года, чаще задули суховеи, зимой стали ударять морозы. Космические снимки показали, что пылевые соляные бури, которые рождаются здесь, распространяются на сотни километров к югу и востоку, а иногда поворачивают на запад и тянутся до Кубани.

 Поняв свою ошибку спустя несколько лет, через дамбу проложили одиннадцать труб, которые позволили воде поступать в залив, но теперь это была только треть от первоначального объема.

Концентрация солей в водах стала очень высокой, поэтому близость безводных пустынных территорий Мангышлака, плато Устюрта, Каракумов, почти полная изоляция залива от моря и его мелководность сделали Кара-Богаз-Гол единственным местом на планете, где в естественных условиях происходит кристаллизация разнообразных солевых минералов.

 

Залив Кара-Богаз-Гол.

Ранее утро. Дул лёгкий ветерок. Над нами небо было чистое, но над заливом стояла дымка. Начали двигаться в сторону залива Кара-Богаз-Гол,  азимут 75°.

Путь пролегал по барханам, поросшим высоким кустарником и полынными травами. Ориентиров никаких. Идти было тяжело, ноги утопали в рыхлом песке, скорость движения была небольшая, из-за тяжелых рюкзаков (каждый нес по 7,5 литра воды) часто приходилось устраивать привалы. Через три-четыре километра рельеф поменялся. Барханы исчезли, появились солончаковые острова. Растительность стала реже, а на солончаках полностью исчезла. Поняли, что находимся на песчаной косе, и дальнейший путь предстоит преодолевать по ней. Это  был наш первый переход через солончаки, необычный и интересный. Мы передвигались по  совершенно белому «снежному» пространству, и только жаркое солнце пыталось пробиться сквозь туманные испарения. Пот тёк рекой. Разрешалось попить немного воды, но только из личных запасов. Общественные 7,5 литров были неприкосновенны.

Взяли ориентир на южный берег залива Кара-Богаз-Гол, на развалины бывшего посёлка Кызылкуп, азимут 110°. Теперь на большом протяжении  мы должны были следовать этому азимуту. Ориентироваться в таком рельефе было сложно, поэтому старались определить какой-нибудь ориентир и идти на него. Но найти его на абсолютно ровном и белом пространстве оказалось невозможно, даже солнце где-то наверху было скрыто за испарениями.

После обеда нам на глаза попались несколько смерчей, блуждающих по дну залива и поднимающих на большую высоту столбы белой соли. Нам захотелось поближе посмотреть на это явление, почувствовать его силу. И это удалось, правда, добавило неприятностей: столб мельчайшей, как пудра, соли пронесся через группу, оставив на одежде, рюкзаках и лице белую пыль, заставляя слезиться глаза и чихать.

Дно залива постепенно приобрело тёмный оттенок, рыхлая сухая соль перешла в крупнозернистую соляную гальку, появились большие, гладкие как лёд участки, покрытые соляным раствором. Сначала пытались обходить их, но потом решили не терять времени и идти напрямик.

 Во все стороны до самого горизонта тянулось бескрайнее мёртвое поле. Такая обстановка начинала сильно угнетать и беспокоить.

Фрагмент карты обнажившегося дна залива
 Привалы устраивали в зависимости от состояния дна залива (в основном, когда появлялись невысокие бугры). Отдыхая на одном из таких привалов, увидели вдали силуэт непонятного объекта и подошли к нему. Нашей находкой оказался разбитый самолёт-истребитель.

Поздно вечером стали искать cyxoe и удобное место для ночлега. Немного в стороне от нашего курса увидели небольшое возвышение и решили идти к нему. К сожалению, в этом месте было много соляных «валунов», «торосов» из полупрозрачных кристаллов и небольших луж солёной воды. Пришлось вернуться назад, чтобы больше не искушать судьбу. На гладком участке дна поставили палатку, полиэтилено­вую накидку от палатки постелили вниз, подняв её края, чтобы рассол не просочился под спальники. Ложились спать уставшие, но навязчивые беспокойные мысли не давали уснуть. Особенно беспокоили слова президента о разрушении дамбы. Что если они забудут про нас и  взорвут ее? А ведь уровень Каспийского моря на 7 м выше! Куда тогда бежать?

С утра потянул холодный ветер, который сдул туман. Вокруг нас по-прежнему окружала безжизненная равнина и, казалось, что ей теперь не будет конца. Дно залива было покрыто «солевыми валунами», залито рассолом, небольшие гладкие его участки блестели на солнце. После второго привала вошли в царство крупных круглых «валунов» - причудливых кристаллов мирабили­та – таинственного образования природы. Некоторые располагались друг от друга на большом расстоянии, некоторые собирались группами так, что можно было перепрыгнуть с одного на другой. Жаль, что такое развлечение было недолгим, так как прыгать с рюкзаком было тяжело, и быстро уставали ноги.

В местах соединения больших соляных полей «валуны» образовывали настоящие торосы, только в миниатюре. Мы и назвали их условно «торосами». Они были разного размера: одни нужно было перепрыгивать, на другие забираться и спрыгивать вниз, а некоторые просто обходить. Такие образования в одних местах тянулись большими грядами длиной до сотен метров, в других располагались просто огромными массами. И везде впереди, насколько можно было видеть, простиралась только такая поверхность. Скорость движения замедлилась.

 К обеду над заливом усилился туман испарений. Справа и слева от нашего маршрута в мареве несколько раз виднелись тёмные силуэты. К одному из них мы подошли - там оказался двухмоторный истребитель-бомбардировщик (таково было наше некомпетентное мнение неспециалистов).

Двигаться по гладким соляным участкам было легче, но некоторые из них колебались под нами, и рассол стремительно вытекал из трещин. Не очень-то хотелось провалиться под толщу соляного покрова! А ведь края пласта соли очень острые. Понятно, что утонуть здесь было невозможно, но  в солёной одежде и обуви идти тоже как-то не очень хотелось. Теперь мы старались передвигаться поближе к валунам и «торосам», так как поверхность там была более прочной.

Отдых и обед устроили на них же, а потом снова тронулись в путь. Ветер стих, солнце не могло пробить туман. Удручающая картина не менялась, единственное, что нас теперь тревожило - как бы не провалиться под толщу соли. В целях страховки пришлось достать веревки, чтобы можно было в любой момент прийти на помощь. Монотонное преодоление бугров, «торосов», гладких участков дна с соляными разводами тяготило, казалось, что рюкзаки становятся тяжелее. Не добавляли оптимизма абсолютный штиль и безмолвие. Голоса поглощались многометровой толщей соли и тяжелыми испарениями залива.  Не видно было ни берегов, ни неба – все скрывала непроглядная мгла.

Вечерело. Вдали, в стороне от курса, заметили расплывающийся в воздухе силуэт крупного предмета.

«Ориентир номер три!

 Самолет номер три!» - крикнул направляющий, и мы пошли к нему, надеясь найти там пристанище для ночёвки. Попытались в бинокль разглядеть предмет, но контуры расплывались от испарений. Чем ближе мы подходили, тем больше он становился. По очертаниям предмета определили, что это небольшой корабль, и радостно ускорили шаг. И действительно! Он стоял на киле, несколько накренившись, его якорь лежал на соли, а винты поднимались над соляной поверхностью. В борту зияла пробоина. Никаких следов команды обнаружено не было, двигатель был в рабочем состоянии, на столе расставлена посуда. На борту нашли бочки с горючим, в каютах – окаменевший хлеб.

 

 

От колодца к колодцу.

Развалины бывшего поселения Кызылкуп находились на больших склонах холмов, расположенных у берега залива Кара-Богаз-Гол. К   востоку от поселения начинались горные возвышения и тянулись дальше вдоль берега.

На берегу залива мы увидели сохранившиеся остатки пристани, на 200 метров выдававшейся в залив. Тут же недалеко находилась система колодцев и ржавые насосы. Сохранились фундаменты, стены домов и других построек, повсюду была разбросана битая посуда и прочая утварь. Между холмами были расположены каскады разрушенных плотин - по всей видимости, раньше здесь собирали стекающие с возвышенностей пресные воды. На центральном холме находилась мечеть, которая, наверное, была ориентиром для судов, бороздивших залив. С одной стороны от мечети мы нашли загороженное кладбище с высокими могильниками, с другой - отдельные могилы с большими каменными памятниками. В них, по-видимому, были захоронены знатные люди поселения. Дальше от развалин, ближе к заливу, на холмах находились еще два кладбища. На могильных камнях значился год захоронения - 1930.

Вода, бьющая из скважины, около которой мы остановились, протекала через один из пригорков, падала в овраг с высоты 10 метров и текла в залив, теряясь в его солончаках. Ещё в нескольких метрах около развалин просачивалась солёная вода. Там, где протекали эти воды, росли невысокие густые кустарники.

С утра мы тщательно осмотрели развалины поселения, но пресной воды найти не удалось, поэтому основной задачей на сегодняшний день было пополнение запаса воды путём опреснения. Решили провести разведку горной возвышенности, прибрежной полосы залива и местности, прилегающей к заливу на востоке.

Ночью было холодно, на почве остались следы заморозков. С утра ярко светило солнце. Было тихо. В итоге круглосуточного опреснения воды нам удалось почти заполнить канистры. Мы, наконец, утолили жажду, восполнив недостаток жидкости после перехода через залив.

Во время разведки местности было решено идти от развалин поверху, параллельно заливу Кара-Богаз-Гол, на восток, в направлении колодцев Архарлы и Тараба.

Местность над заливом напоминала степную и у самого берега крутыми выступами обрывалась вниз. Всё вокруг было покрыто редким чахлым полынным полукустарником. Впервые за последние дни идти было хорошо, грунт был плотный, воды пока ещё было в достатке, направление к колодцам не вызывало сомнений. И, наконец-то, стала на многие километры видна окружающая местность и ориентиры. Приятно было останавливать­ся на привал, полностью расслабляться, делать несколько глотков пресной вкусной воды!

К полудню стало совсем жарко, с нас градом катил пот. Обед хотели сделать у колодца Архарлы, но найти его не смогли. Колодец располагался на берегу высохшего залива, а мы шли поверху, поэтому обрывы, закрыв его своими выступами и скальными образованиями, не оставили нам возможности для его обнаружения. Местность становилась холмистой и была покрыта все той же чахлой растительностью. Из-за того, что здесь не было видно ни одного зелёного побега, а ветры соленой пылью осыпали почву, мы решили, что в этом году дождей здесь не было.

Сверху смогли рассмотреть в заливе бывший полуостров Тараба и стали приближаться к нему. Через два часа внизу, в заливе, недалеко от берега, увидели несколько колодцев и строение. Решили туда спуститься. При спуске в некоторых местах навешивали верёвку. Глубина колодцев была около 10 метров. При помощи верёвки достали воду – она оказалась солёной.

На следующий день продолжили идти по берегу залива. На глине стали появляться следы копытных, параллельно им явно проглядывался след какого-то хищника.

Справа от нас, на всем протяжении нашего пути, простирались причудливые горные образования, фантастические лунные ландшафты и марсианские горы. Голубые, белые, розовые пласты крутых уступов, отражаясь на солнце, создавали великолепие красок и оттенков. Казалось, что мы находимся на другой планете. Влево, растворяя линию горизонта и  ослепительной белизной сливаясь с небом,  уходил высохший залив Кара-Богаз-Гол. Глядя на него, невозможно было поверить, что он находится ниже уровня океана на тридцать и более метров. Идти всё время приходилось по песку и сухому солончаку. Местами они вплотную подходили к самому берегу и, смешиваясь, образовывали корку - тогда продвигаться становилось легче.

Узкая полоса между заливом и горными образованиями была покрыта чёрными стеблями высохших зонтичных растений на бурой поверхности. Здесь же в кустах не раз встречались ядовитые змеи длиной более метра, уползающие в сухие заросли, под валуны и камни. Часто дорогу перебегали ящерицы. Издалека виднелись скелеты верблюдов, панцири черепах.

В водке 60 процентов воды!

Взяв курс к очередному колодцу, мы отклонились от побережья. Вместо такыра и песка стали появиляться каменистые россыпи. Возникло даже некое русло реки. Над камнями возвышался редкий кустарник, торчали пучки прошлогодней травы. Вот и колодец! Опрометчиво достали опреснители, потому что колодец оказался пустым, хотя вода в нём когда-то была, о чём говорили предметы, найденные неподалеку.

Следующий колодец, мимо которого нам предстояло пройти, был обозначен на карте недалеко от развалин селения. Изображенное рядом кладбище называлось Акмолла (в переводе «Белая могила»). Солнце нещадно палило. В струях горячего воздуха впереди заколыхались то ли высокие кустарники, то ли деревья - в бинокль трудно было что-то определить. Похоже было на мираж. Но, подойдя ближе, мы увидели, что из древних могил торчат … лестницы! Накренившись в самые разные стороны под разными углами, они производили издали впечатление кустарника. Видимо в старину люди, населявшие эту местность, считали, что по этим лестницам души умерших должны были подниматься на небеса. От самого же селения остались одни фундаменты, да и те едва определялись, развеянные ветрами. Исчез и колодец.

За эти два дня уже два колодца, показанные на карте Генерального штаба СССР, оказались без воды. Конечно, вода там когда-то была - об этом говорили многочисленные знаки колодцев на карте, - но тогда мы нашли их  высохшими и засыпанными пылью и песком. Как же, однако, устарела карта… И, конечно, ужасно что стало с природой, когда осушили залив!

Очередной колодец был показан в грядовых песках, но до него было еще далеко. Солнце быстро садилось за горизонт. Темнело в этих местах очень быстро. Идти дальше ночью по камням было опасно.

Канистры были пусты. Только у нескольких оставался аварийный запас. Настроение в группе упало, у некоторых появился так называемый «водный психоз». Ужинать без воды не было смысла - жажда бы увеличилась. Теперь каждый думал: «Во что же я ввязался?».

Улеглись под открытым небом. И вдруг голос подал завхоз: «Ребята, а ведь у меня сегодня день рождения, я несла фляжку с водкой, не выливать же».  

- Так в ней же 60% воды! – раздался голос из темноты.

Вмиг все собрались в кружок. Разлили по кружкам живительную 60-процентную жидкость и стали запивать ей сухари. Так, благодаря завхозу, мы пополнили свой энергетический запас и уже в более хорошем, праздничном настроении заснули.

 

Безумный маршрут, или маршрут, который не повторится никогда.

 

Идея.

В начале 90-х годов прошлого века в популярном журнале «Наука и жизнь» я прочитал статью о том, что высох самый большой залив Каспийского моря - Кара-Богаз-Гол.

«Как это, высох? - Недоумевал я. – И возможно ли пройти по его дну, если он высох? А что там можно увидеть? Скалы? Соляные болота? Затонувшие корабли? Скелеты неведомых морских обитателей???»

 Раньше рассмотреть поверхность морского дна могли только водолазы, но для них видимость ограничивалась десятками метров. Тут  же появилась возможность пройти по нему пешком! Пройти десятки километров по неизученной земле, ранее скрытой под толщей солёных морских вод!

В 80-х годах прошлого века мной были пройдены несколько походов по Туркмении, в том числе по ее безводным районам, поэтому некоторый опыт путешествий по пустыне у меня имелся.

Итак, разработав маршрут, я собрал вероятных участников намеченного похода и представил им свой план. Выслушав меня, кое-кто покрутил пальцем у виска: «Безумная идея!»

Сейчас, имея большой опыт руководства (около 40 походов), я могу сказать, что ни разу не встречал кого-то, кто бы сразу безоговорочно одобрил план похода. В данном случае очень тяжело воспринимался его масштаб, и было непонятно, возможен ли он в принципе.

Во-первых, Туркмения только что получила независимость, поэтому никто из нас не знал, как туда попасть, и нужны ли для этого визы. А главное, загранпаспортов в те времена еще ни у кого не были!

Найти решение этого вопроса придумали довольно таки «хитрым» методом. Составили Положение о Международной спортивно-экологической экспедиции, целями которой было изучение влияния осушения залива на окружающую среду и мониторинг состояния дна залива в пешеходном походе. Положение подписал один из членов Русского географического общества и представители России, Белоруссии и Литвы – знакомые путешественники и  туристы.  Поставили печать Туристско-спортивного союза России и послали в столицу Туркменистана Ашхабад в администрацию президента. Правда, без надежды на получение ответа. Но тут нам улыбнулась удача! Не прошло и месяца, как мы получили такое письмо: «Свободная республика Туркменистан очень заинтересована в результатах вашей международной экспедиции….. Президент Республики Сапармурат Ниязов рассматривает вопрос о разрушении дамбы, перегораживающей пролив Кара-Богаз-Гол…

Приглашаем членов экспедиции 29-30 марта 1992 года на это, историческое для туркменского народа, событие»

В общем, вопрос о пребывании в Туркмении решился самым неожиданным образом.

Во-вторых,  вызывала сомнения стратегия самого путешествия.

В маршрут включался акклиматизационный участок вдоль пустынного восточного берега Каспийского моря, а затем было необходимо за три дня пересечь залив Кара-Богаз-Гол и через необитаемые пространства выйти к поселку в пустыне Кара-Кум.

Возникло много вопросов, ответы на которые найти было непросто.

Главная проблема – где взять воду? На местности, по которой предстояло идти, отсутствовали какие-либо реки, пруды, озера или оазисы. Даже от топографических карт веяло сухостью! На километровке генерального штаба СССР были показаны только редкие родники и колодцы с подписями: «сол» или «г-сол» (солёные или горько-солёные). В нескольких местах были изображены «каки» - ямы на такырах для сбора весенней дождевой воды. Рассчитывать на них, как на основные источники пополнения запасов питьевой воды, было очень рискованно. Тем более была вероятность того, что население покинуло эти места (что в итоге и подтвердилось).

В крайнем случае, воду на трое суток мы могли бы нести с собой и расходовать её очень экономно. Но, показанные на карте колодцы с соленой водой, навели нас на мысль, что воду из них можно попробовать опреснить. Для этого придумали и сделали два легких опреснителя.  Их испытания показали, что при непрерывной работе каждый может дать до 0,8 литра дистиллированной воды в час, и, если ее разбавлять соленой водой, то можно получить до 1 литра питьевой воды в час.

Также, поскольку нам предстояло пройти более ста километров по дну залива Кара-Богаз-Гол, группу тревожило отсутствие информации о состоянии дна залива. Все задавались вопросом: «Сможет ли соляной покров выдержать человека с тяжелым рюкзаком?» Также важно было понять, как устраивать ночёвки, если на протяжении маршрута на дне залива будет хотя бы небольшой слой воды. Членов группы интересовало, есть ли там  непреодолимые водные участки, какую технику безопасности необходимо соблюдать при движении по дну, ждут ли их какие-либо неожиданности.

Ещё мы понимали, что ориентироваться там можно будет только по компасу, так как на плоском  соляном дне, который был изображен на карте, найти хороший ориентир практически невозможно.

Предусматривали и запасной вариант: в случае, если через двое суток пути по дну залива невозможно будет движение вперёд, аварийно выйти к ближайшему берегу и использовать неприкосновенный запас воды.

Вот такие вопросы мы и должны были разрешить ещё до начала похода. А самое главное – подготовиться морально, быть уверенными в успехе экспедиции и поверить в себя и своих товарищей! Конечно, всё это было очень непросто, потому что до нас по дну этого залива никто никогда не проходил, и мы должны были быть готовы ко всему!

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.