Понятие о личностной проблеме, виды и феноменология личностных проблем. Теории, объясняющие происхождение, причины и способы разрешения личностных проблем. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие о личностной проблеме, виды и феноменология личностных проблем. Теории, объясняющие происхождение, причины и способы разрешения личностных проблем.

2020-07-06 468
Понятие о личностной проблеме, виды и феноменология личностных проблем. Теории, объясняющие происхождение, причины и способы разрешения личностных проблем. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личностную проблему — один из вариантов ее понимания — понимают как ситуацию, в которой человек испытывает очень большие затруднения или даже не имеет возможности реализовать свой личностный смысл, найти его или каким-то образом изменить, чтобы его внутренние ощущения гармонии, комфорта появились или вернулись. Существует понятие «жизненная задача», которая стоит перед человеком, и он ее каким-то образом решает или не решает. А существует понятие «проблема». И надо сказать, что понятия «задача» и «проблема» существуют не только для личности, но и в психологии мышления: люди, которые исследуют способность решать задачи и проблемы, — тоже есть такое разграничение задачи и проблемы.

В качестве таких характеристик, очень важных для проблемы, выделяется ее сложность, противоречивость, непрозрачность условий — человек может не знать всех обстоятельств этой проблемы, и они могут раскрываться только по ходу решения. Это динамичность, то есть проблема сама по себе может развиваться, особенно если она очень сложная и задействует много внешних обстоятельств жизни.

Все эти характеристики тоже свойственны и личностной проблеме как одному из видов проблем. Особенно такая характеристика, как «сложность», «комплексность», выступает на первый план.

Гипотеза, которая проверялась в ходе исследований, была о том, что, вероятно, люди с техническим образованием будут лучше решать личностные проблемы, чем гуманитарии, потому что у них хорошие аналитические навыки. Этих различий тоже не было выявлено, от направления образования эта способность не зависит. Что касается самого процесса решения и результата решения личностной проблемы, то, очевидно, каждый человек так или иначе является интуитивным решателем: все мы сталкиваемся с этими проблемами и как-то пробуем их решить, эффективно или нет.

Решение проблемы  предполагает несколько этапов. Они не специфические для личностной проблемы — они точно такие же, как и для любой другой проблемы: это постановка целей, определение условий, планирование — выдвижение гипотезы и планирование решения, это его реализация и проверка результатов.

Но личностная проблема характеризуется  очень часто тем, что все эти этапы спутаны. Они не идут последовательно, а человек может перескакивать, пропускать какие-то этапы, возвращаться.

12. Шестишаговая модель проведения психологического консультирования: исследование проблем, двумерное определение проблем, идентификация альтернатив, планирование, деятельность, оценка и обратная связь. Оценка эффективности психологического консультирования.

 

Эклектическая модель является системной и охватывает шесть стадий, отражая универсальные черты психологического консуль­тирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии между клиентом и консультантом устанавливается контакт и обоюдное дове­рие.

Главной задачей психолога является внимательное выслуши­вание клиента, говорящего о своих трудностях, и проявление иск­ренности, эмпатии без использования оценок и манипулирования. Психолог поощряет клиента к углубленному рассмотрению воз­никших у него проблем и фиксирует его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консуль­тант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, уста­навливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового их понимания. Точное определе­ние проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и на способы разрешения. Если при определении проблем возни­кают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследо­вания.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проб­лем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих ре­шений.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного реше­ния проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Одни из них требуют слишком больших временных затрат, другие могут быть решены частично посред­ством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего воздей­ствия. Следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последователь­ная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также возможности неудачи в достиже­нии целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа, и следует продолжать реализовывать план реше­ния проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент с помощью консультанта оценивает уровень достижения цели (степень разре­шения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае необходимости возможно уточнение плана решения. При возник­новении новых или глубоко скрытых проблем следует возвратить­ся к предыдущим стадиям.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.