Закон доминанты. Место расположения и способы выявления композиционного ценрта. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Закон доминанты. Место расположения и способы выявления композиционного ценрта.

2020-11-03 362
Закон доминанты. Место расположения и способы выявления композиционного ценрта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Домината это центр композиции- это самый главный элемент композиции связующее звено всех ее составляющих, несет на себе смысловую нагрузку.Должен быть главный элемент вокруг которого развивается комп. Сюжет. Всегда доминантен по отношению ко всем остальным элементам композиции.Закон выявления комп-го центра. Должен быть гл.элемент вокруг которго разв-ется комп-й сюжет.

Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает главное в идейном содержании сюжета. Центр выделяется объемом, освещенностью и другими средствами в соответствии с основными законами композиции. Выделение главного в композиции связано с особенностями зрительного восприятия человека, фиксирующего свое внимание прежде всего на сильно действующем раздражителе. Это могут быть движение, световые эффекты или резкое изменение условий освещенности, контрасты тоновые или цветовые, контрасты величин, форм и т. д.

В композиции очень редко идейная завязка берется в буквальном геометрическом центре. Такое геометрическое равновесие по центру идет вразрез с впечатлениями, даваемыми непосредственным восприятиям жизни. Центр композиции может немного переместиться в сторону, но не с тем, чтобы отдать остальное пространство холста ненужному материалу или пустому, ничем не оправданному пространству. Здесь нужно иметь в виду законы равновесия, ощущения заполненности холста композицией. Наиболее ценной является та композиция, от которой нельзя ничего отнять и к которой нельзя ничего прибавить… Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно содержательное и высокохудожественное произведение. Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию. От расположение центра на плоскости зависит психологическое восприятие всей композиции…

Способы выявления композиционного центра:

1)По тону: либо самый темный-самый светлый;дом-нт по отношению к др.2)По контрасту: цветовой и тоновой3)По массе: тяжелый-легкий;

4)По размеру: самый большой-самый маленький;5)По конфигурации: простая-сложная;6)По характеру движения: активное-не активное;

7)По цвету: яркий-тусклый;8)По количеству элементов: много-мало;

Внутри композиции движение должно быть к центру, от центра и вокруг него. Это движение определяют силовые линии – это линия, определяет структуру композиции.Все движения от центра к перефирии.

4. Закон равновесия. Равновесие в композициях. Закон равновесия один из основных законов композиции…

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие. Статическое - это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности. Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.Существует неустойчивое равновесие – центр тяжести имеет 1 точку опоры, и ось симметрии находится в вертикальном положении. Устойчивое равновесие – когда элемент имеет 2 и более точки опоры.

Равновесие в композиции -это когда все элементы сбалансированы между собой относительно центра. Распределение цветовых пятен, объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Равновесие и ритм присуще всему растительному и животному миру. Лист каштана, соцветие акации, рифовые кораллы.Равновесие зрительно вызывает чувства покоя, устойчивости. Зрительно мы отдыхаем от восприятия такой композиции. В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.
5. Закон контрастов. Виды контрастов. Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Контрасты как резкая противоположность сторон проявляется как в природе, так и в обществе, так и в искусстве и в композиции в частности. В Каждой композиции есть контраст, создает интригу, от чего она становится выразительной и интересной.

1) контрасты являются законом композиции, представляющим собой специфическое проявление всеобщего закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей;
2) без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение, в том числе линейный рисунок. Контрасты — это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону или цвету;
3) контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции;
4) контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов.

 Т. О., роль контрастов в композиции универсальна — они имеют отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета.

Виды контрастов. Контраст величин (маленькое-большое), цветовой контраст, тональный (светлый-темный), даже смысловой контраст. Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка. Контраст — это очень хорошее средство сделать свой рисунок более выразительным. Если все объекты будут выполнены на нюансах (одинаковый размер, одно цветовое решение, близкие по тону), глазу зрителя будет просто не за что «зацепиться», он не увидит и не поймет главного.

6. Закон типизации.
Закон типизации состоит в том, что каждая композиция должна быть типичным, т.е. легко узнаваемым, она должен отражать типичные признаки запечатленных объектов и обстоятельств действия. Отобранные типичные элементы должны быть тождественны друг другу и общему замыслу.К типизации относится такое средство комп-ции как тождество и нюанс.Нюанс- некоторая разница, небольшое различие, но есть схоство.(по цвету голубой-синий). Тождество – слишком большое сходство, родственность по многим показателям.Абсолютное и относительное (по каким-то показателям есть различие)Ритм тоже относят к законам типизации.

Представим фотографию, на которой изображена влюбленная пара в изящных одеждах, прогуливающаяся по космическому кораблю. Молодые люди очень заняты беседой друг с другом и совершенно не обращают внимание на обстановку вокруг них, тоже изображенной в кадре. Такой снимок следует признать искусственным. Невнимание молодых людей к окружающей их нестандартной обстановке совершенно не типично, так как интерьер космического корабля зрелищное событие и не может не привлечь к себе внимания.Иногда понятие «типичный» входит в другие определения. Например: типичный рекламный кадр, типичный газетный штамп, типичный любительский фотоснимок.

Закон типизации означает обязательную передачу в произведении изобразительного искусства типичности характеров и типичности обстоятельств, в которых развивается действие в композиции.     

Обобщение, типизация предполагает анализ многих жизненных фактов, и индивидуализирование также требует анализа множества фактов действительности.

7. Расположение и восприятие точки на плоскости. Точка – это элемент композиции, средство композиции. Это форма без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. При движении точки появляется линия.Изучение поведения точки на плоскости, проходило в задании «соотношение рамы, точки и плоскости».

1) трансформация точки рамой и плоскостью;2)агрессия рамы и плоскости к точке;3)доминанта рамы и плоскости к точке; 4)точка, рама и плоскость в равновесии 5)доминанта точки над рамой и плоскостью;6)агрессия точки над рамой и плоскостью; 7)трансформация плоскости точкой; 8)точка трансформирует плоскость и раму; 9)гипертрансформация плоскости и рамы точкой;10)абсолютная трансформация;

Состояние когда точка уравновешена с рамой и плоскостью максимально статична. Движение ни в глубину, ни на нас.Когда точка меньше чем состояние равновесия, в данном случае происходит динамика в глубину.Если точка больше, происходит динамика вперед, на нас.Точка расположенная по горизонтальной оси приобретает динамику, но называется статичной, тем более, чем она ближе к геометрическому центру. Приближается к раме, точка приобретает большую динамику. Точка на вертикальной оси более динамична точки на горизонтальной оси. Наибольшая динамика находится на диагональных и наклонных направляющих. Максимальна динамичной точкой является точка приближенная к раме плоскости, находящаяся на диагональной оси, и точка составляющая доминанту другим изображениям.

Т.поставленная в верх.части осевой – положит.эмоциях говорит, чем ниже – тем отрицательные эмоции. Слева от вертикали – взгляд в прошлое. Правая сторона взгляд в будущее. Центр -  самоонализ, сконцентрированный на себе;Точка очень маленькая – состояние подавленноси. равновесие точки- нормальное, здоровое состояние; доминанта точки -развитие;Т.агрессивна – внутр. спокойство трансформация плоскости точкой - легкая нервозность;

8. Линия. Возможности линий. Виды линий. Линию можно рассматривать как движении точки(При движ. Точки образуется линия);ряд точек непрерывности;композиционная завязка;чередование отрезков, передающих ритм.

Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках, и в эскизах композиций. Линия, проведенная рейсфедером, на всем своем протяжении одинакова по толщине, но для художественных целей эта чертежная линия непригодна — она однообразна, безжизненна, невыразительна.

Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач.

Виды линий:

1.Похарактерудвижения:прямые;кривые;ломанные;смешанные;циркульные 2.По направлению: вертикальные; горизонтальные; наклонные; диагональные;3.По положению:плоскостные;пространственные;

4. По закономерности:правильные (те которые проводятся при помощи вспомогательных инструментов линейка, циркуль.); неправильные(от руки, произвольно);

5.По взаимоотношению: пересекающиеся; непересекающиеся; сплетающиеся; замкнутые; незамкнутые;

Линии в композиции служат трем целям.

Во-первых, - ведут взгляд зрителя по направлению к горизонту или композиционному центру.

Во-вторых, - создают ощущение глубины, трехмерности снимка.

В-третьих,— отчетливо делят картину на участки и помогают концентрировать внимание на самом важном.

Различные типы линий создают и различные ощущения. Смотреть на горизонтальные линии легко; взгляд скользит по ним слева направо. С другой стороны, вертикальные линии более мощные, ибо их устремленность ввысь говорит о порыве.

Диагональные линии занимают больше пространства, уводя глаз от переднего плана через всю картину; но сходящиеся вдали линии сильнее всех, так как они создают впечатляющее ощущение глубины.

И наконец, воображаемые линии могут «работать» так же хорошо, как и реальные. Например, линия человеческого взгляда привлечет к себе столько же внимания, как дорога, прорезающая пейзаж.

Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то, что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Возникает иллюзия силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем он есть на самом деле. Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема предмета. Это достигается, во-первых, тем, что линия строит форму в пропорциях и в перспективе, во-вторых, тем, что линия изменяется по своей толщине, а, следовательно, и по силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорции и т. д. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы.

Линейные композиции.

В линейной композиции в качестве составляющих компонентов выступают показатели насыщенности изображения линиями: густота и пустота. Линейная композиция в чистом виде представлена в линейной графике. Но она не является суррогатом черно-белой композиции. В линейной композиции гораздо большее значение приобретают движение, ритм и пластика. В этом отношении линейная композиция обладает неизмеримо большими выразительными возможностями, поэтому она и выделена как особый вид.

Линейные композиции:

1. Циркульная композиция. Особенности работы состоят в том что выполняют ее при помощи циркуля, рейсфейдором или рапидографом, из замкнутых окружностей или незамкнутых циркульных линий.На пересечении множества окружностей образовывается точки, которые являются акцентами композиции, кроме того в композиции существует периферия и тон определенной заданной формы, которая образуется за счет разряжения линий и пустот. Циркульная композиция может быть как статичная, так и динамичной, как симметричными так и ассиметричная, может вписываться в квадрат, круг, треугольник, или иную форму, может образовывать ленточный орнамент. Выполняется как с рамой так и без нее.

2. композиция из ломанных линий. Композиция выполняется по всем законам построения композиции, учитывается композиционный центр, статичность и динамичность композиции…уравновешивается но не делают до конца равновесным…присутствие всех составляющих частей композиции. Выполняют из ломанных линий простых или плоскостных с присутствием разных углов…

3. композиции из смешанных линии.при ее выполнении используются все виды линий.

4. криволинейная композиция -  из линий сделанных от руки….

10. Растр. Возможности растра. Растр – закономерная, математически точное распределение линий или других элементов(точка и др.), на плоскости, образующих однородное пятно или объем…Применяется чаще всего в фотографике для высветления тона, так же в проектной графике для выполнения разл.плоскостей и объемов.

Растр по внешнему виду напоминает ритм или фактуру, но отличается от них тем, что представляет собой равномерность и математическую точность, которая выражается в ариф. или геом. прогрессии. Т.е. изменение величины элемента на определенное заданное число, путем сложения или умножения. Если мы хотим получить пл-ть равномерного тона, то толщина линий и расстояний между ними не меняется

При помощи растра можно выполнить разные композиции, как объемно-пространственные так и плоскостные. Чаще всего растр применяется в проектной графике, теперь и в фотошопе.При помощи растра можно выполнять разного рода эффекты… например выпуклая плоскость, выпукло-вогнутая плоскость, вогнутая плоскость, натюрморт, экстерьер, интерьер….


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.