Йос де Момпер. Горный пейзаж с мостиками. Музей Вальраф-Рихардс, Кёльн. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Йос де Момпер. Горный пейзаж с мостиками. Музей Вальраф-Рихардс, Кёльн.

2020-11-03 143
Йос де Момпер. Горный пейзаж с мостиками. Музей Вальраф-Рихардс, Кёльн. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чувство цельности и полноты мира, присущее старонидерландским мастерам, удалось сохранить пейзажисту Йосу де Момперу (1564—1635). В «Горном пейзаже с мостиками» рельеф земной по­верхности словно вылеплен коричневыми, жёлто-зелёными, серо-синими пятнами краски. Кажет­ся, что земля дышит, живёт. Её кручи и пропасти как будто отражаются в небе, где между нависши­ми клубами облаков зияют бездны тёмной синевы.

тускло-красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. Да­же пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.

Среди произведений Рубенса на религиозные сюжеты особое место занимает «Последнее причащение Святого Франциска» в алтаре фран­цисканской церкви Антверпена (1619 г.). Эта картина интересна не броскими живописными эффек­тами, а редкой для Рубенса задушев­ностью. Слабый свет из полузанаве­шенного окна проникает в бедную монастырскую церковь. Краски на полотне мягкие и приглушённые. В сумраке среди бурых одеяний мо­нахов выделяется бледно-золоти­стое тело полунагого Святого Фран­циска (перед смертью он решил отречься от последних земных благ, которыми ещё пользовался, в част­ности от верхней одежды). Про­стые лица монахов, прощающихся с наставником, выражают искреннее горе и одновременно решимость мужественно перенести утрату.

Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдох­новения. В картине «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг.) привлекает необыкновенно искус­ная композиция. Все фигуры — по­хитители, отчаянно сопротивляю­щиеся девушки, стремительно рвущиеся кони — объединены по принципу симметрии. В каждой па­ре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повто­ряет другую.

Дух напряжённой, яростной схватки передаёт картина «Бит­ва греков с амазонками» (1б15— 1619 гг.). По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох осен­ней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов... Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчи­вые арки моста. Это усиливает драма-

46

тизм сцены: мост надёжен, но слиш­ком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побеждённые ба­рахтаются в воде, окрашенной отбле­сками далёкого пожара. Картина написана стремительными, энергич­ными мазками.

В 1614 г. Рубенс перестроил свой дом в Антверпене и превратил скромное жилище в настоящий дво­рец, а сад украсил беседками и па­вильонами в итальянском стиле. Там же располагалась мастерская, где без­остановочно кипела работа. У про­славленного живописца не было от­боя от заказчиков самого высокого ранга, среди которых — французская королева-мать Мария Медичи, прави­тельница Нидерландов Изабелла, ге­нуэзские купцы...

Естественно, справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Но у него ещё с пер­вых лет пребывания в Антверпене было достаточно учеников, которые помогали ему и в то же время пости­гали на практике приёмы его искус­ства. Работа над картиной была на­дёжно отлажена. Сначала Рубенс

Питер Пауэл Рубенс.

Похищение дочерей

Левкиппа.

Гг.

Старая пинакотека, Мюнхен.

Питер Пауэл Рубенс.

Битва греков с амазонками. 1615—1619 гг.

Старая пинакотека, Мюнхен.

*В древнегреческой мифо­логии сыновья бога Зевса, близнецы Кастор и Поли­девк, соперничавшие со сво­ими двоюродными братьями, похитили их невест — доче­рей царя Левкиппа.

47

Питер Пауэл Рубенс.

Охота на гиппопотамов

И крокодилов. 1615—1616 гг.

Старая пинакотека, Мюнхен.

В 1615—1621 гг. Рубенс создал серию картин на охотничьи сюжеты. Дня героев этих произведений охота не праздное развлечение, а отчаянная борьба за жизнь. Перед лицом смертельной опасности человек и зверь равны.

делал красками эскиз. Самые важные фрагменты будущей картины он вы­писывал более детально. На тща­тельно загрунтованный холст (Ру­бенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт крас­ному итальянскому: на белом краски более насыщены светом) ученики наносили основные линии компози­ции и цветовые пятна. Когда подго­товительная работа заканчивалась, живописец, слегка тронув фигуры лёгкими, виртуозными мазками, бук­вально оживлял их.

При этом Рубенс сознавал, что с некоторыми задачами другие ху­дожники справляются лучше, чем он. Мастер доверял исполнять цветы и животных в своих композициях Яну Брейгелю, натюрморты — Франсу Снейдерсу, пейзажные фоны — другим живописцам. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс.

Рубенс написал немало портре­тов, хотя не был портретистом по призванию — ему не хватало психо­логического чутья. Однако постичь и отобразить душевные качества близких людей ему было вполне по силам.

Приблизительно 1625 г. датиру­ется портрет Изабеллы, жены худож­ника. Она изображена в открытом чёрном платье. На заднем плане тревожно догорает закат. Этот тор­жественный фон оттеняет живое и тонкое лицо с удивлённо приподня­тыми бровями, блестящими тёмно-карими глазами, трогательными ямками на щеках. Год спустя тридцатичетырёхлетняя Изабелла, мать

*Грунт —

покрывающий основу картины (холст, картон, дерево, и т. д.) слой, на который наносят краски.

48

троих детей, умерла от чумы. Рубенс писал о ней: «Она не была ни суро­вой, ни слабой, но такой доброй и такой честной... что все любили её живую и оплакивают мёртвую».

Изредка Рубенс изображал себя самого. На автопортрете, относя­щемся к 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены. Лицо мастера спокойно и уверенно. Его глаза цвета тёмного янтаря смотрят на зрителя открыто и честно, в них заметны усталость и печаль. Извест­но, что однажды на чей-то участли­вый вопрос, почему его глаза груст­ны, Рубенс ответил: «Они повидали слишком много людей».

На склоне лет Рубенс искал по­коя. В одном дружеском письме он признавался: «Я решил снова же­ниться, потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон пытались убедить сде­лать выбор при дворе... Я хотел иметь жену, которая бы не красне­ла, видя, что я берусь за кисти...».

Рубенсу было пятьдесят три года, а его избраннице Елене Фоурмен — всего шестнадцать, когда в 1630 г. они обвенчались.

Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. В её

Питер Пауэл Рубенс.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.