Сценарий комплексного проекта «Труд в нашей жизни». — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сценарий комплексного проекта «Труд в нашей жизни».

2020-11-03 81
Сценарий комплексного проекта «Труд в нашей жизни». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

( Л. А. Сенина, ГБОУ СОШ 185, Ф.А.Ковалев, МПГУ)

 

Разъяснения и комментарии

Замысел. Почему нас волнует тема труда? В условиях формирующегося информационного общества все более остро стоят вопросы о тенденциях развития современного образования. Происходящая смена оснований развития общества, связанная с его информатизацией, определяет как культуру образования в целом, так и социальную роль образования, формирование которой связывается с поисками педагогики, отвечающей новым социально-экономическим условиям процесса обучения и воспитания. Главной целью становится образование человека, умеющего ориентироваться в кризисных, проблемных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству. Однако, новые компетенции и способности не могут возникнуть, если у детей не будет сформировано отношение к труду как базовой ценности, если у молодежи не будет возникать потребности в труде и понимания его ценности. Школьный возраст, как известно, это время, когда ребенок всем своим существом впитывает мир, «врастает психикой в объективный и нормативный дух эпохи» [9]. Поэтому очень важно, чтобы именно в это время у подростка были условия, плодотворно влияющие на становление его личности. Так возникла идея проекта «Труд в жизни человека».

Отмечая инновационный характер модернизации современного образования, нужно отметить, что важной целью для решения ряда проблем, могут стать такие способы и методы работы, как:

Þ обеспечение эффективной интеграции ребенка в общество;

Þ  развитие личности путем включения его в различные виды деятельности;

Þ поиск новых способов применения полученных знаний и умений на практике, особенно в нестандартных ситуациях, способствующих развитию, и формированию компетентностей и способностей обучающихся.

Почему проект?

Одним из эффективных способов создания развивающей среды является организация системы проектной деятельности[1-4]. Такая система при соблюдении определенных принципов ее организации может быть эффективным средством для обеспечения личностного роста и развития метапредметных способностей учащихся [5-10].

С моей точки зрения, это, прежде всего, создание условий для получения творческого продукта и представления его в общешкольном пространстве и организация возможности активного выхода в социокультурное пространство города.

С точки зрения рефлексивно-позиционного подхода к сценированию совместной творческой деятельности (Ковалева Н.Б., 2010) для того, чтобы у школьников возникло понимание не только объективного значения труда в обществе, но и возникла личностно осмысленная позиция по отношению к теме необходимо соблюдение следующих принципов:

1. Вскрытие реальных проблем, определяющих жизнь и перспективы развития современных подростков и поиск актуального для них вопроса.

2. Включение учащихся в реальную творческую деятельность, требующую, в том числе, работы по пониманию текстов и формирование способности к пониманию знаково-образной основы языка.

3. Работа с пониманием школьников через создание сложных метакультурных контекстов и провокацию их размышления и действия в модельных ситуациях.

4. Проектирование групповых форм работы, требующих полипозиционности; включение в коммуникацию на основе предъявления своей позиции, выраженной в творческо-рефлексивной форме.

5.  Рефлексия и раскрытие культурной ценности полученных знаний и способов деятельности, выход в экспертную позицию.

Мастерская (извлечение из педагогического опыта)

Проектный замысел ребят основывался на формировании принципов собственных критериев оценки, прежде всего с точки зрения его современности, реалистичности и полезности и возник на основе обсуждения проблематики труда в контексте знакомства с содержанием «Мифа о Сизифе», на специальной встрече Герменевтического клуба МПГУ. Медиагерменевтический разбор мифа, проведенный руководителями клуба Ф.А.Ковалевым и С.В.Наумовой, позволил сделать содержание мифа столь актуальным для ребят, что он стал опорой для понимания их наработок в предыдущем проекте и осмысления той проблематики, которую они интуитивно пытались увидеть в своих поисках новой проектной идеи. На выходе удалось сформулировать следующее:

Þ создание мультипликационного фильма «Миф о Сизифе»;

Þ привлечение к проблеме труда людей разных профессий (интервью с сотрудниками разных подразделений школы);

Þ использование медиатекстов (в данном случае мультипликационного фильма «Миф о Сизифе») в преподавании отдельных предметов (в данном случае на уроке литературы) с целью интеграции медиаобразования и данного предмета (для написания сочинения на тему «Миф и реальность: о пользе и бесполезности труда»), способствующее формированию критического (продуктивного) мышления (на основе наглядного) - интегрированное медиаобразование.

Таким образом, важнейшими условиями, включения школьников в творческую позицию стала необходимость понять миф о Сизифе и на этой основе выстроить свое личное отношение к труду. Для работы с текстом мифа и выхода к созданию фильма были привлечены герменевтические технологии (Ковалев Ф.А., Наумова С.В., 2014), которые позволили понять и личностно осмыслить очень важную для подростков идею, что самое страшное наказание в жизни – это бессмысленный труд. За что наказывают Сизифа? – За то, что он готов на любое предательство и обман ради того, чтобы иметь возможность «вечно пировать». Однако человек, пока он занят приятным пиром, не обращает внимания на бессмысленность своего времяпрепровождения. Таким образом, миф создает модель вечного бессмысленного действия, через который вводится ценность осмысленной жизни и труда. А дети, начиная прикладывать модель к собственной жизни, понимают, в чем опасность пустого времяпрепровождения.

Посмотрим на их высказывания. Добавим, что мультфильм о Сизифе, созданный детьми,  нашел свое широкое применение в образовательных программах школы и использовался в качестве иллюстративного материала  различными предметниками и классными руководителями.

Комментарии участников.
-«Для чего создавались мифы? Разве только для того, чтобы привлекать внимание детей и взрослых? Возможно, но в них мы находим темы, затрагивающие важные воспитательные моменты в жизни современных людей, без которых не может быть развития ценностных и нравственных представлений о мире, жизни… Тема труда, затронутая в мифах, актуальна и сегодня, ведь осознанное отношения к труду, может в будущем стать естественной потребностью, например, развить творческое отношение к труду, способствовать правильному выбору профессии, вооружив человека разнообразными знаниями и умениями. Об этом уже задумываются и наши ровесники» (из сочинения). В своих сочинениях «Миф и реальность: о пользе и бесполезности труда?» семиклассники отмечают, что труд является «главной движущей силой» в жизни человека. (Марина, 7 «В» класс) - «Как пример древнегреческой культуры – «Миф о Сизифе». Знакомство с этим произведением наводит нас на размышления и вызывает много вопросов... Можно ли заменить наказание трудом? Может ли бесполезный труд, обреченный на муки и страдания, помочь человеку задуматься о прожитой жизни? Можно ли через труд обрести смысл жизни, найти ответы на волнующие вопросы? (Из сочинения Элины, 6 «В» класс). - Сизиф - легендарный герой, а заодно и известный плут, он вызывал у греков самые противоречивые чувства. Наверное «наказание человека в нем самом, ведь все, что человек достигает в жизни, он достигает благодаря труду» (из сочинения). В мифе Сизиф, хитреца и умника, но «боги специально обрекли его на тяжелый физический труд, отняли у него способность к творчеству» (из сочинения). Наверное, между делами человека и его жизнью существует какая-то взаимосвязь. «Каждый человек должен трудиться, добиваясь результата и получая удовольствие от своего труда» (из сочинения Жени, 7 «б» класс). - «Бесчисленные попытки Сизифа не привели к результату, «камень стремительно снова и снова падал вниз, возвращаясь обратно к подножию» (из мифа). Этот сюжет древнегреческого мифа снова и снова порождает многочисленные рассуждения (из сочинения)». Вот на это и рассчитывала наша творческая группа, создавая мультипликационный фильм. Возможно, это видеопособие поможет ребятам разобраться в одном из сложных вопросов бытия, рассуждая о значении труда и трудовой деятельности в жизни человека (Мариам, 7 «в» класс.)

 

Рассмотренные в данном разделе сценарии практически направлены реализацию потенциала ФГОС и раскрывают ряд принципов трансляции современных гуманитарных технологий и освоения их в образовательных программах школы. В основе успешности реализации инновационных технологий лежат творческие усилия самих педагогов, их стремлением создать для своих учеников реальные условия для личностного становления, развития их способностей, любви к российскому культурному наследию, формированию социокультурной идентичности, способности к осознанному ценностному выбору и готовности к активному созиданию будущего в опоре на опыт многих поколений.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.

2. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3. – C 287-299

3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М: Просвещение, 2010.

4. Булин-Соколова Е. И., Обухов А. С., Семенов А. Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 207–226.

5. В. В. Виноградов. История слов. Часть 1 http://etymolog.rusland.ru

6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд. «Смысл» 2005. —136 с.

7. Глебкин В.В. Культурно-исторические основания гипотезы о двух системах автобиографической памяти // Историческая психология и социология. Выпуск №2. Т. 6, 2013. №4, 2007. – С. 169-184

8. Гудилина С.И. Телекоммуникации в условиях предпрофильной подготовки школьников // Научно-практическая конференция «Профильное обучение»/Под ред. Дика Ю.И., Хуторского А.В. - М., 2003.

9. Данилюк А.Я.,.Кондаков В.М,.Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. –23 c.

10. Ковалева Н.Б. Подростки на перекрестке миров. СДИ или выход из лабиринта // Сборник научных статей «На пороге взросления», М, МГППУ, 2012.. – С. 185-196.

11. Ковалева Н.Б. Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы X Международной научно-практической конференции, 17-19 октября 2013 г. / Казань: Казан. ун-т, 2013. – С. 480-487.

12. Ковалев Ф.А., Наумова С.В. Сценирование ситупций самоопределения подростков в сложной гипертекстовой среде (в социальном дискурсе) // Образовательные технологии ХХI века: информационная культура и медиаобразование. М: ЦСОТ, 2014. С. 173-177

13. Медиапедагогические технологии реализации метапредметного и личностного компонента ФГОС // Образовательные технологии ХХI века: информационная культура и медиаобразование. М: ЦСОТ, 2014. С. 127-222 Казань: Казан. ун-т, 2013. – С. 480-487.

14. На пути гармонизации медиа и общества: Медиаресурсы и медиаобразование в средних школах г. Самары. / Авторский коллектив: Шариков А.В. – научный руководитель, Фазульянова С.Н., Петрушкина Е.В. – Самара: Изд-во МГПУ, 2006. - 52 с.

15. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы межд.семинара, проходившего 16-17 июля 1993 г. в Звенигороде / Под общ.ред. Шарикова А.В. – М.: ЮНПРЕСС, 1994. – 166 с.

16. Слободчиков В. И., Исаев Е. И.. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. Москва: ПСТГУ, 2013. 400с.

17. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

18. Федоров А.В. Обладает ли современная молодежь стихийно сформированным высоким уровнем медиакомпетентности? // Медиаобразование. 2014. № 2.

Вопросы.

1. В чем сложность решения задачи создания условий для формирования социокультурной идентичности и укорененности в российской культуре современных подростков?

2. Какова роль медиасреды в решении данной проблемы?

3. На каких принципах возможно воспитание личности?

4. Какую роль в развитии личности играют метапредметные способности?

Задание.

Найдите интересную идею социокультурного проекта, сформулируйте основные принципы и этапы его реализации.

 

Литература и другие источники информации (по разделу в целом)

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.

2. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3. – C. 287-299.

3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М: Просвещение, 2010.

4. Булин-Соколова Е. И., Обухов А. С., Семенов А. Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 207–226.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд. «Смысл» 2005. —136 с.

6. Данилюк А.Я.,.Кондаков В.М,.Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. –23 c.

7. Зверев С. М., Слободчиков В. И. Анализ понятия «прототип» – условие разработки содержания образования // Наука и образование. 2015, N 4. С. 44-49.

8. Ковалева Н.Б. Подростки на перекрестке миров. СДИ или выход из лабиринта // Сборник научных статей «На пороге взросления», М, МГППУ, 2012. – С. 185-196.

9. Медиапедагогические технологии реализации метапредметного и личностного компонента ФГОС // Образовательные технологии ХХI века: информационная культура и медиаобразование. М: ЦСОТ, 2014. С. 127-222.

10. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М: Российское педагогическое агентство,1996. – 374 с.

11. Федоров А.В. Обладает ли современная молодежь стихийно сформированным высоким уровнем медиакомпетентности? // Медиаобразование. 2014. № 2

12.  Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М: МПСУ, 2011. 16 с.

 Авторы.

Н. Б. Ковалева, доцент кафедры психологической антропологии

Т. Р. Трещева учитель русского языка и литературы высшей категории.

Т. И. Киселева, заслуженный учитель русского языка и литературы

Е. А. Матвеева, учитель русского языка и литературы первой категории

А. И. Краева, учитель русского языка и литературы высшей категории

Н. В. Сапфирова, учитель русского языка и литературы высшей категории

И. С. Калмыкова, учитель английского языка высшей категории

Н. Н. Акчурина, учитель английского языка первой категории

Л. Е. Купцова, учитель биологии высшей категории

М. Е. Грабовец, учитель физики первой категории

И. В. Милославская, учитель физики высшей категории

Т.С. Окотруб, учитель физики высшей категории

Н. В. Давыдова, учитель истории и обществознания высшей категории

Ф.А. Ковалев, руководитель Герменевтического клуба МПГУ

Л. А. Сенина, педагог-организатор

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.