Итоговая аттестационная работа — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Итоговая аттестационная работа

2020-11-03 83
Итоговая аттестационная работа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ работа

 

на тему: «Педагогические условия формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессиональной подготовки»

 

 

Слушатель: Гатицкая Анастасия Олеговн _________________________

                                                                                          (подпись)

 

Научный руководитель: к. пед. н., доцент Г.В. Марченко ________________

                                                                                                                                                                        (подпись)

 

Работа представлена на кафедру «___» ____ 2020 г. рег. № _______ ___________________

(подпись принявшего)

 

 

Донецк 2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..………………... 3
  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ………..     8
  1.1. Проблема подготовки классного руководителя к  профессиональной деятельности ………………….................................     8
1.2. Диагностическая культура классного руководителя как часть его профессиональной культуры ……………………………………………   22
1.3. Критерии, показатели и уровни сформированности диагностической культуры классного руководителя............................   35
Выводы к главе 1.............................................................................................   46  
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ …………………………………………………………........   50
  2.1. Моделирование процесса формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессиональной подготовки.................................................................................................   50
2.2. Технология процесса формирования диагностической культуры будущего классного руководителя в информационно-образовательной среде.............................................................................     61
2.3. Педагогический эксперимент по проверке эффективности педагогических условий для формирования диагностической культуры будущего классного руководителя........................................     79
Выводы к главе 2.............................................................................................   87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 90
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................   93
  ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................   97

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность и целесообразность дипломной работы. В образовательном процессе современной школы усиливается значение воспитательной деятельности педагога как важнейшего фактора эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Об этом свидетельствуют документы последних лет, подчеркивающие влияние воспитательного потенциала педагогов на качество образования детей. В связи с этим, очевидна необходимость в подготовке специалистов в сфере воспитания с целью обеспечения соответствия содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества.

Известно, что основными субъектами воспитания в школе, которые организуют учебную и внеучебную деятельность, взаимодействуют со школьниками и детскими коллективами, создают условия для успешной социализации обучающихся являются учителя и классные руководители. При этом основные воспитательные функции в работе с детьми возлагаются на классного руководителя.

Анализ многочисленных источников, как с практической, так и с теоретической позиции, позволил сделать вывод о том, что у будущих педагогов отсутствует опыт организации воспитательной деятельности на основе педагогической диагностики, объективного изучения личности ребенка с целью изучения его актуальных личностных проблем, а также подготовки ребенка к самостоятельной жизни.

Преодоление вышеназванных трудностей требует поиска новых подходов к профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов в информационно-образовательной среде современного вуза.

В «Профессиональном стандарте педагога» особое внимание обращается на необходимость формирования личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимым педагогу для будущей деятельности: 1) способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; 2) готовность к взаимодействию с другими специалистами; 3) умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка; 4) умение отслеживать динамику развития ребенка; 5) владение приёмами диагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребёнка и др.

В связи с этим, необходимость формирования диагностической культуры будущего классного руководителя обусловлена требованиями современной школы к проведению педагогом диагностических исследований в области воспитания и социализации детей; использованием современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы воспитания; созданием системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность воспитания в системе образования.

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени создан обширный научный фонд, посвящённый вопросам теоретической и практической подготовки будущих педагогов в вузе (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, И.Ф. Исаев, А.К. Маркова, А.И. Мищенко, Л.И. Мищенко, В.А. Сластёнин, А.К. Тряпицына, Е.Н. Шиянов и др.).

Современные исследования в области профессионального становления будущего педагога в вузе рассматривают такие актуальные вопросы, как формирование педагогических умений, необходимых классному руководителю (А.И. Григорьева, В.И. Журавлев, А.А. Леонтьев и др.); психолого-педагогические аспекты формирования личности педагога- воспитателя (А.М. Анохин, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.); значение педагогической практики в системе подготовки будущего педагога (О.А. Абдуллина, В.И. Воробей, Г.П. Гайбулина, О.О. Киселева, Н.А. Соловьёва и др.); формирование готовности классного руководителя к работе с семьей (Т.Ю. Гущина, Г.В. Иванова, О.А. Шостакович и др.).

В специальной научной литературе рассматриваются: основные направления развития педагогической диагностики (А.С. Белкин, В.П. Беспалько, Б.П. Битинас, Н.М. Борытко, Н.К. Голубев, К. Ингенкамп, Л.И. Катаева, А.И. Кочетов, Г.Ф. Кумарина, В.Г. Максимов, М.И. Шилова и др.); теоретические вопросы педагогической деятельности, её структуры, анализа и оценки качества на диагностической основе (В.В. Афанасьев, Б.П. Битинас, Н. К. Голубев, М.П. Нечаев и др.); сущность, задачи, структура, уровни, функции и методы педагогической диагностики как области педагогического знания (Л.И. Катаева, А.И. Кочетов, Е.А. Михайлычев и др.); признание диагностики особым видом профессионально-педагогической деятельности учителя (А.С. Белкин, О.Е. Дорофеева, О.В Ерёмкина, В.Г. Максимов, В.М. Минияров, М.П. Нечаев, М.И. Шилова и др.); условия изучения результативности и эффективности учебно-воспитательного процесса (3.И. Васильева, А.И. Кочетов, Н.В. Прозорова, Е.В. Сергеева, М.И. Шилова и др.); условия совершенствования профессионально – педагогической деятельности и формирования педагогической компетентности (Л.А. Башарина, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.); особенности подготовки будущего учителя к диагностической деятельности (Г.Г. Андреева, Л.А. Байкова, О.В. Ерёмкина, Л.П. Фалько, А.Ю. Фролов и др.).

На основе анализа результатов научного и практического исследования проблемы подготовки учителя к диагностической деятельности становится ясно, что на сегодняшний день имеются определённые теоретические предпосылки овладения будущими учителями диагностическими знаниями и умениями, существует практический опыт их формирования. Об этом свидетельствует ряд исследований по проблеме формирования диагностической культуры будущих учителей и воспитателей (О.В. Ерёмкина, А.В. Иванов, Р.А. Исмаилова).

Однако проблема подготовки будущего классного руководителя к диагностической деятельности продолжает оставаться актуальной. Пока еще не определена специфика формирования диагностической культуры будущего классного руководителя, не разработана технология формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе. У выпусков педагогических специальностей недостаточно сформированы общепедагогические компетенции по изучению личности обучающегося, организации на этой основе взаимодействия со школьниками в учебно-воспитательном процессе.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы, по проблеме исследования позволил выделить ряд противоречий:

• между признанием значимости диагностической культуры в воспитательной деятельности классного руководителя, необходимости ее формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе и недостаточной теоретической, методической и технологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

• между объективной потребностью образовательной практики в педагоге с высокой диагностической культурой и низким уровнем ее развития у выпускников педагогических вузов.

Противоречия и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессиональной подготовки» и определили проблему исследования: каковы педагогические условия и технология формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе.

Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке результативности педагогических условий и технологий формирования диагностической культуры в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе.

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка будущих классных руководителей к воспитательной деятельности на диагностической основе.

Предмет исследования: процесс формирования диагностической культуры классных руководителей как части профессионально-педагогической культуры в информационно-образовательной среде вуза.

В соответствии с указанной выше проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, структуру и содержание диагностической культуры будущих классных руководителей;

2. Выявить и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование диагностической культуры классных руководителей в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе;

3. Разработать и реализовать структурно-динамическую модель процесса формирования диагностической культуры будущих классных руководителей.

4. Разработать и апробировать технологию формирования диагностической культуры классных руководителей в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе.

 


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

2.1. Моделирование процесса формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессиональной подготовки

 

Для получения результатов об уровне сформированности ДК будущих классных руководителей в процессе реализации констатирующего эксперимента мы использовали диагностические методы и методики.

Анализ ответов студентов заявленных университетов о необходимости построения воспитательной деятельности классного руководителя на основе педагогической диагностики (авторская методика), позволил нам получить следующие данные (рис. 2.1):

Рис. 2.1. Определение необходимости построения воспитательной деятельности на основе педагогической диагностики (студенты).

 

Как видно из диаграммы, ответы студентов распределились в основном между двумя положительными вариантами.

 

 

2.2. Технология процесса формирования диагностической культуры будущего классного руководителя в информационно-образовательной среде

 

Цели эксперимента состояли в следующем:

1) в моделировании процесса формирования ДК будущих педагогов в информационно-образовательной среде вуза;

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Известно, что современная образовательная политика, диктующая необходимость качественного «общего образования для всех и каждого», предъявляет новые требования к специалистам педагогических профессий. Современный педагог должен владеть методами изучения своих воспитанников, интерпретировать результаты этого изучения и, отталкиваясь от них, строить свою работу. Все это говорит о том, что на сегодняшний день возрастает потребность в формировании диагностической культуры будущих классных руководителей в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе. Научное обоснование теоретических основ процесса формирования диагностической культуры будущих классных руководителей, проведенная опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования позволили сделать следующие выводы:

1. В результате решения первой задачи исследования была раскрыта сущность

Выполненное исследование не претендует на исчерпывающее решение всех аспектов проблемы и предполагает перспективу её дальнейшего изучения. В теоретическом плане перспективы заключаются в изучении диагностической культуры преподавателей в различных образовательных организациях. В опытно-экспериментальном плане, на наш взгляд, представляет интерес процесс формирования ДК преподавателей вузов.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А

 

Анкета «Отношение будущего педагога к диагностической деятельности» (анкета разработана Д.И. Михайловой)

 

Уважаемые студенты! Просим Вас ответить на несколько вопросов анонимной анкеты. Выберите, пожалуйста, по одному ответу в каждом вопросе.

 

1. Считаете ли Вы необходимым строить воспитательную деятельность на основе педагогической диагностики? (ценности-отношения)

а) да, т.к. результаты диагностики помогают классным руководителям видеть сущность коллектива как целостного явления.

б) да, т.к. результаты диагностики позволяют понять реальное состояние отдельных обучающихся.

в) нет, т.к. педагогическая диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент

педагогического процесса.

г)  затрудняюсь ответить.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ работа

 

на тему: «Педагогические условия формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессиональной подготовки»

 

 

Слушатель: Гатицкая Анастасия Олеговн _________________________

                                                                                          (подпись)

 

Научный руководитель: к. пед. н., доцент Г.В. Марченко ________________

                                                                                                                                                                        (подпись)

 

Работа представлена на кафедру «___» ____ 2020 г. рег. № _______ ___________________

(подпись принявшего)

 

 

Донецк 2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..………………... 3
  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ………..     8
  1.1. Проблема подготовки классного руководителя к  профессиональной деятельности ………………….................................     8
1.2. Диагностическая культура классного руководителя как часть его профессиональной культуры ……………………………………………   22
1.3. Критерии, показатели и уровни сформированности диагностической культуры классного руководителя............................   35
Выводы к главе 1.............................................................................................   46  
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ …………………………………………………………........   50
  2.1. Моделирование процесса формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессиональной подготовки.................................................................................................   50
2.2. Технология процесса формирования диагностической культуры будущего классного руководителя в информационно-образовательной среде.............................................................................     61
2.3. Педагогический эксперимент по проверке эффективности педагогических условий для формирования диагностической культуры будущего классного руководителя........................................     79
Выводы к главе 2.............................................................................................   87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 90
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................   93
  ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................   97

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность и целесообразность дипломной работы. В образовательном процессе современной школы усиливается значение воспитательной деятельности педагога как важнейшего фактора эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Об этом свидетельствуют документы последних лет, подчеркивающие влияние воспитательного потенциала педагогов на качество образования детей. В связи с этим, очевидна необходимость в подготовке специалистов в сфере воспитания с целью обеспечения соответствия содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества.

Известно, что основными субъектами воспитания в школе, которые организуют учебную и внеучебную деятельность, взаимодействуют со школьниками и детскими коллективами, создают условия для успешной социализации обучающихся являются учителя и классные руководители. При этом основные воспитательные функции в работе с детьми возлагаются на классного руководителя.

Анализ многочисленных источников, как с практической, так и с теоретической позиции, позволил сделать вывод о том, что у будущих педагогов отсутствует опыт организации воспитательной деятельности на основе педагогической диагностики, объективного изучения личности ребенка с целью изучения его актуальных личностных проблем, а также подготовки ребенка к самостоятельной жизни.

Преодоление вышеназванных трудностей требует поиска новых подходов к профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов в информационно-образовательной среде современного вуза.

В «Профессиональном стандарте педагога» особое внимание обращается на необходимость формирования личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимым педагогу для будущей деятельности: 1) способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; 2) готовность к взаимодействию с другими специалистами; 3) умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка; 4) умение отслеживать динамику развития ребенка; 5) владение приёмами диагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребёнка и др.

В связи с этим, необходимость формирования диагностической культуры будущего классного руководителя обусловлена требованиями современной школы к проведению педагогом диагностических исследований в области воспитания и социализации детей; использованием современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы воспитания; созданием системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность воспитания в системе образования.

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени создан обширный научный фонд, посвящённый вопросам теоретической и практической подготовки будущих педагогов в вузе (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, И.Ф. Исаев, А.К. Маркова, А.И. Мищенко, Л.И. Мищенко, В.А. Сластёнин, А.К. Тряпицына, Е.Н. Шиянов и др.).

Современные исследования в области профессионального становления будущего педагога в вузе рассматривают такие актуальные вопросы, как формирование педагогических умений, необходимых классному руководителю (А.И. Григорьева, В.И. Журавлев, А.А. Леонтьев и др.); психолого-педагогические аспекты формирования личности педагога- воспитателя (А.М. Анохин, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.); значение педагогической практики в системе подготовки будущего педагога (О.А. Абдуллина, В.И. Воробей, Г.П. Гайбулина, О.О. Киселева, Н.А. Соловьёва и др.); формирование готовности классного руководителя к работе с семьей (Т.Ю. Гущина, Г.В. Иванова, О.А. Шостакович и др.).

В специальной научной литературе рассматриваются: основные направления развития педагогической диагностики (А.С. Белкин, В.П. Беспалько, Б.П. Битинас, Н.М. Борытко, Н.К. Голубев, К. Ингенкамп, Л.И. Катаева, А.И. Кочетов, Г.Ф. Кумарина, В.Г. Максимов, М.И. Шилова и др.); теоретические вопросы педагогической деятельности, её структуры, анализа и оценки качества на диагностической основе (В.В. Афанасьев, Б.П. Битинас, Н. К. Голубев, М.П. Нечаев и др.); сущность, задачи, структура, уровни, функции и методы педагогической диагностики как области педагогического знания (Л.И. Катаева, А.И. Кочетов, Е.А. Михайлычев и др.); признание диагностики особым видом профессионально-педагогической деятельности учителя (А.С. Белкин, О.Е. Дорофеева, О.В Ерёмкина, В.Г. Максимов, В.М. Минияров, М.П. Нечаев, М.И. Шилова и др.); условия изучения результативности и эффективности учебно-воспитательного процесса (3.И. Васильева, А.И. Кочетов, Н.В. Прозорова, Е.В. Сергеева, М.И. Шилова и др.); условия совершенствования профессионально – педагогической деятельности и формирования педагогической компетентности (Л.А. Башарина, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.); особенности подготовки будущего учителя к диагностической деятельности (Г.Г. Андреева, Л.А. Байкова, О.В. Ерёмкина, Л.П. Фалько, А.Ю. Фролов и др.).

На основе анализа результатов научного и практического исследования проблемы подготовки учителя к диагностической деятельности становится ясно, что на сегодняшний день имеются определённые теоретические предпосылки овладения будущими учителями диагностическими знаниями и умениями, существует практический опыт их формирования. Об этом свидетельствует ряд исследований по проблеме формирования диагностической культуры будущих учителей и воспитателей (О.В. Ерёмкина, А.В. Иванов, Р.А. Исмаилова).

Однако проблема подготовки будущего классного руководителя к диагностической деятельности продолжает оставаться актуальной. Пока еще не определена специфика формирования диагностической культуры будущего классного руководителя, не разработана технология формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе. У выпусков педагогических специальностей недостаточно сформированы общепедагогические компетенции по изучению личности обучающегося, организации на этой основе взаимодействия со школьниками в учебно-воспитательном процессе.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы, по проблеме исследования позволил выделить ряд противоречий:

• между признанием значимости диагностической культуры в воспитательной деятельности классного руководителя, необходимости ее формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе и недостаточной теоретической, методической и технологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

• между объективной потребностью образовательной практики в педагоге с высокой диагностической культурой и низким уровнем ее развития у выпускников педагогических вузов.

Противоречия и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессиональной подготовки» и определили проблему исследования: каковы педагогические условия и технология формирования диагностической культуры классного руководителя в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе.

Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке результативности педагогических условий и технологий формирования диагностической культуры в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе.

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка будущих классных руководителей к воспитательной деятельности на диагностической основе.

Предмет исследования: процесс формирования диагностической культуры классных руководителей как части профессионально-педагогической культуры в информационно-образовательной среде вуза.

В соответствии с указанной выше проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, структуру и содержание диагностической культуры будущих классных руководителей;

2. Выявить и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование диагностической культуры классных руководителей в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе;

3. Разработать и реализовать структурно-динамическую модель процесса формирования диагностической культуры будущих классных руководителей.

4. Разработать и апробировать технологию формирования диагностической культуры классных руководителей в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе.

 



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.