Цель и задачи реализации программы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Цель и задачи реализации программы

2020-11-03 72
Цель и задачи реализации программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детский сад № 1 «Рябинка»

 

  «Согласовано» На педагогическом совете №_______ МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка» «____»____________2017 г. «Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка» Саитова Ю.В. /_________/ Приказ № ______ от «____»____________2017 г.

Дополнительная образовательная программа

По обучению игре в шахматы

  для детей 5-7 лет

 

«В мире шахмат»

 

Разработала: воспитатель М.Т. Дебирова

г. Нефтеюганск

2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

В жизни каждого ребёнка непременно наступает время выбора своего вида спорта. Предлагаем вам ШАХМАТЫ – прекрасный и волшебный мир!

Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющимися поток разнообразных знаний в детские умы.

Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.

В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.

Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в

Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Данная дополнительная образовательная программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, её реализация предполагает 2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 34 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

 

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.

 

 

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы шахматного кружка требует наличия уголка «Шахматы» в методическом кабинете учреждения.

 Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

· иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

· различать называть шахматные фигуры;

· правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

· иметь представление об элементарных правилах игры;

· играть малым числом фигур;

· иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

· владеть основными шахматными терминами;

· правильно применять элементарные правила игры;

· иметь представление о некоторых тактических приемах.

 

Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

 

Методы организации учебно-воспитательного процесса
- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, имеющих более высокий разряд над младшими;
- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района, соревнований с выездом в другие детскими садами, родителей, спонсоров;
- связь с общественными организациями.

Условия для реализации программы:
- интерактивная доска

- столы и стулья
- комплекты шахмат и досок (7-8 комплектов)
- шахматные часы (2-3 комплекта)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программой предусматривается 30 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для старшей группы и 30 занятий для подготовительной группы. Учебный курс включает в себя 6 тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старших и подготовительных групп.

К концу курса дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

К концу курса  дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат.

Тематика курса

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания:

«Горизонталь».

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками.
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ  

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания:

«Волшебный мешочек» В непрозрачном мешочке все шах­матные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети угадывают.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе воспитателя  в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай» Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая» На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

Дидактические игры и задания:

«Мешочек» Дети  по одной вынимают шахматные фигуры и расставляют начальную позицию.
«Да и нет» Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч» Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.

4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение»— важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин» Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых» Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых» Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь» За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля» Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля» Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры» Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар» Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие» Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.
«Защита» Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру» Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности» Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника.


Примечание: Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.

 

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания
«Шах или не шах» Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах» Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов» Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха» Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат» Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах» Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка» Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания
«Два хода» Для того чтобы ребёнок научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ребёнок отвечает двумя своими ходами.

 

 

Перспективный план занятий по обучению детей игре в шахматы в старшей группе:

Месяц Неделя   Тема          Цель Кол-во занятий
Сентябрь 3-4 «Знакомство с шахматной доской» Дать детям представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат. 2
Октябрь 1-2   «В гостях у Горизонталика и Вертикалика» Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. 2
Октябрь 3-4 «Диагональ» Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. 2
Ноябрь 1-2 «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» Познакомить детей с шахматными фигурами Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. 2
Ноябрь 3-4   «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. 2
Декабрь 1-2   «Могучая фигура ФЕРЗЬ» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. 2
Декабрь 3-4   «Прыг, скок и вбок» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. 2
Январь 3-4   «Король жаждет боя» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. 2
Февраль 1- «Ворота Каиссии» Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. 2
Февраль 3-4 «Шах – что это?» Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». 2
Март 1-2   «Шах – что это?» Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. 2
Март 3-4 «Мат и пат» Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. 2
Апрель 1-2 «Мат и пат» Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. 2
Апрель 3-4 «Шахматная страна» Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы. 2
Май 1-2 «Шахматный КВН» Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. 2

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Тема: «Прыг, скок и вбок».

Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.  Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.

Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Рассказывание легенды о фигуре – конь.

2. Основная часть: разучивание рифмовки о коне, способах его хода. Упражнения: «Поставь коней правильно», «Покажи способы хода коня», «По каким клеткам может ходить конь».

3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы названных фигур», «Отгадай шахматные загадки».

Тема: «Король жаждет боя».

Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.

Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Рассказывание легенды о короле как о самой главной фигуре в шахматах.

2. Основная часть: разучивание рифмовки о короле, способах его хода, значимости в шахматах. Упражнения: «Поставь короля на её поле», «Покажи способы хода короля», «По каким клетка может ходить король».

3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы шахматных фигур, «Нарисуй стрелками способы передвижения короля».

Тема: «Ворота Каиссии».

Программное содержание: Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.

Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Рассказывание легенды о богине шахмат – Каиссии. Показ иллюстраций.

2. Основная часть: Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в начальном положении игры», «Кто быстрее и правильнее».

3 часть: игры: «Мешочек», «Да - нет», «Мяч».

Тема: «Шах – что это?».

Программное содержание: Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.

Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Отгадывание шахматных загадок.

2. Основная часть: Объяснение нового материала. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах».

3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах».

11.Тема: «Шах – что это?».  

Программное содержание: Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.

Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Отгадывание шахматных загадок.

2. Основная часть: Повторение материала о шахе. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах».

3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах», «Сумей вывести фигуры из под шаха».

1. Тема: «Мат и пат».  

Программное содержание: Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.

Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.

Ход занятия:

1.Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.

2. Основная часть: дать определение «Мат», «Пат». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата».

3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате и пате, задания в тетради.

Тема: «Мат и пат».

Программное содержание: Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Продолжать учить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.

Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.

Ход занятия: 1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.2. Основная часть: закрепить понятие о «Мате» и «Пате». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата». 3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате т пате, задания в тетради.

Тема: «Шахматная страна»

Ход занятия:

Вводная часть. Чтение детям И. Сухин «Шахматная сказка». Основная часть. Знакомство детей с правилами поведения в шахматах.

Упражнения: «Выбери правильный ответ».

3 часть: Отгадывание шахматных загадок. Рисование на тему: «Я в шахматной стране».

Тема: «Шахматный КВН».

Программное содержание: Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.

Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.

Ход занятия:

Вводная часть. Представление жюри: методист, родители. Деление на команды.

Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ».

3 часть: Подведение итогов. Награждение победителей.

 

Перспективный план занятий по обучению детей игре в шахматы в подготовительной группе

Месяц Неделя Тема Цели Кол-во занятий
Сентябрь 1-2 «В стране шахматных чудес» Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость 2
Сентябрь 3-4 «Игра на уничтожение» Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две). 2
Октябрь 1-2 «Один в поле воин»   Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей, на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника. 2
Октябрь 3-4 «Защита контрольного поля» Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей с помощью одной, двух фигур защищать выделенный участок шахматной доски. 2
Ноябрь 1-2 «Как Ладья похудела»     Познакомить с понятием «рокировка», её разновидностями; развивать наблюдательность и внимание; расширять кругозор дошкольников; показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. 2
Ноябрь 3-4 «Захват контрольного поля»   Закрепить представление о слоне, туре, способах его передвижения, «веса». Учить детей, на примере слона - фигуры, за минимальное число ходов, проходить до определённой клетки шахматной доски; вырабатывать у ребёнка спокойствие. 2
Декабрь 1-2 «Вежливые слоны»   Учить детей, играя лишь одними фигурами – на примере слонов (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух) проходить «лабиринт» до определённого поля на доске. 2
Декабрь 3-4 «Шахматная нотация»   Закрепить понятие «шахматная нотация»; учить записывать шахматные партии; учить ориентироваться на плоскости; вырабатывать у детей волю; показать изящество и красоту шахматных комбинаций; тренировать память и внимание. 2
Январь 3-4 «Волшебный квадрат»     Познакомить детей с понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата; продолжать развивать интерес к миру шахмат; тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребёнка спокойствие; обогащать детскую фантазию. 2
Февраль 1-2 «Спасительница – оппозиция» Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой; пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах.   2
Февраль 3-4 «Непобедимый»   Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры. 2
Март 1-2 «Волшебный мир комбинаций» Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал); показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание. 2
Март 3-4 «Волшебный мир комбинаций» Сформировать у детей понятия: «мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал; учить понимать о чём идёт речь; показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание. 2
Апрель 1-2 «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу»   Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор. 2
Апрель 3-4   «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу»   Продолжать учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор. 2
Май 1-2 «Здоровые телом – сильные духом!» Закреплять, используя физические упражнения, передвижения всех шахматных фигур; учить восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах и стойкий характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал детей. 2

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

1.Тема: «В стране шахматных чудес».

Программное содержание: Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость, расширить кругозор детей. Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.

Ход занятия:

1. Вводная часть: Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Шахматная нотация: адреса фигур.

2.Основная часть: Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с …) «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.).

3 часть: Игра в "Крестики-нолики", повторить цифры и буквы на шахматной доске.

2.Тема: « Игра на уничтожение»

Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).

Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей. Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»

Ход занятия:

1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).

2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко). 

3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)

3. Тема: «Один в поле воин»

Программное содержание: Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей, на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника. Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей. Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»

Ход занятия:

1. Вводная часть: Ладья - ходы: взятие, сила. Линейные и двойные удары.

2.Основная часть: Игра: «Огонь» (Отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою). Игра: «Соберем урожай» (расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей, стараясь затратить не более двух ходов на каждую пешку.)

3 часть: игра «Морской бой», повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Написание букв. Начертить в тетради шахматную доску.

4. Тема: «Защита контрольного поля»

Программное содержание: Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей с помощью одной, двух фигур защищать выделенный участок шахматной доски. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей. Методические приёмы: игровой, рассказ в


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.