Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-11-03 | 151 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Урало-сибирская домовая роспись.
Уральский расписной дом - самобытное художественное явление.
Открытие и изучение искусства домовой уральской росписи относится к началу 60-х годов ХХ века. Обычай расписывать дома у уральских крестьян появился в середине XIX века. В конце XVIII века избы были плохо освящены и топились по-черному. С раннего детства детей учили красильному делу, в поездки всегда брали юношей девяти - одиннадцати лет, к шестнадцати годам они осваивали все тонкости ремесла.
Раньше, роспись жилища масляной краской была дорогой. Окраска всего дома могла составлять от восьмидесяти до ста пятидесяти рублей, а роспись комнат от пятнадцати до тридцати рублей.
Крестьянские избы невозможно было расписывать, так как они были покрыты сажей и плохо освящались. Данный обычай мог распространиться только с появлением «белых изб», с большими застекленными окнами.
В самом начале расписывали входные двери и голбцы - пристройку у печи, вход в подполье.
Печь являлась домашним очагом - символом жизни в доме, ее особо почитали. По поверьям, в подполье под печкой жил домовой - доброе существо, охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной.
Печь старательно украшали особенно, расписывали деревянные части ее конструкции - припечный брус, подшесточную доску, дверь в голбец.
Находящиеся перед глазами работающей женщины, а также стенку голба, отгораживающую вход в подполье - первое, что видит каждый входящий в дом.
Именно на голбцах рисовали зверей - охранителей и людей, парные изображения птиц. Расписные деревянные двери, на которых расположены цветы, известны в зодчестве русского Севера, Поволжья XVII столетия.
Наиболее ранняя роспись датирована 1853 годом. Это остатки простой раскраски. На потолках-гигантские шести лепестковые розетки того типа, что обычно резали, а затем раскрашивали на прялках. Выполнены они белой, коричневой и синей краской. Такая роспись не являлась профессиональной, но уже в то время крестьяне стремились самостоятельно украшать свои жилища, испытывая влияние значительно развитого малярного промысла.
О профессиональной росписи можно судить по памяткам 70-х годов XIX века. Стены в избах от уровня лавок до полавочников, полок, высоких окон, окрашены ярко-красным цветом. Панно на простенках с крупными цветами, тюльпанообразными бутонами и мелкими листиками, сидящими на толстых светлых стеблях. Листья нарисованы легко и уверенно, но они непохожи на те, которые типичны для домовых росписей периода расцвета.
Роспись уральского дома близка к росписям алтайского дома и весьма отличается от северорусского.
Облик старинного уральского дома довольно суров. Серо-коричневые стены сложены из толстенных бревен, потемневших от солнца и непогоды.
Двухскатная крыша, далеко выдвинутая, прикрывает козырьком окна, что придает им хмурый вид. Скупая резьба на наличниках и повалах, выступах верхних венцов сруба, изредка подцвечивалась. Но уже на светлом очищенном дереве крыльца выделяется дверь, где на оранжевом фоне нарисован радужный круг, а по углам двери синие наугольники. Внутри дома на стенах преобладают холодные тона - на синем фоне коричневое кружево веток.
Известно, что изба делилась на углы: пространство под полатями-прихожая, кутный угол возле печи-место женщины - стряпухи, а красный угол со столом - место приема гостей.
Красный угол - центр дома, он украшен так же, как и остальные его части. На окнах занавески, а на простенках рисованные букеты цветов. На потолке - венок из цветов и плодов.
На ярком свету краски выглядят ярче и сочнее, терракотовые и бордовые тона смотрятся киноварными и алыми. Еще одна часть дома, которую расписывали - называлась горница.
Горница-это большая летняя комната, в углу которой позднее стали ставить камин или железную печь. Красили горницы в светлые цвета, мастерам приходилось решать более сложную задачу в сравнении с росписью избы - здесь нужно было достигнуть единства живописи в большом комнатном пространстве. Поэтому роспись зачастую превращалась в большой ковер. По стенам, что выше линии окон, расстилались горизонтальные композиции, объединяющие в единое целое вставки-панно простенков и роспись потолка.
При внимательном изучении выявляются закономерности построения домовых росписей. Народные мастера создали типовую композицию панно-простенка, который и стал своеобразным модулем любой домовой росписи.
На простенках и стенах рамы были рисованными, у голбца и двухстворчатых дверей окрашивалась их обвязка. Особо выделялись двери и окна. В контрастные тона окрашивались косяки дверных проемов: откосы обращенные во внутрь - были синими, а стороны, смотрящие в избу-красными.
Народные мастера выработали систему изобразительных средств, используя которые, они достигали соответствия росписи архитектуре жилища. Сады -разрастающиеся кусты или ветки располагались на всех вертикальных плоскостях.
Узкие и длинные элементы конструкции - брус полатей, матица, полки, разрисовываются вьющимися побегами или расчленяются на равные части цветочными формами, которые, как фигурные шляпки гвоздей, прикрепляют их к потолку или стене.
В деревни Попово широко используются возможности свободной кистевой росписи в декоративном оформлении дома. В построении композиции используется принцип рапортности.
На двери перегородки аккуратно нарисован белый изгибающийся стебель, в нем сохраняется почти одинаковая толщина и симметричность на всем протяжении-от вазы до закручивающегося кончика, что придает ему особую основательность.
Если в росписи красного угла соблюдается принцип панно-модулей с традиционной трехъярусностью, то на досках перегородки цветы и листья равномерно заполняют всю поверхность, подобно тому, как это приятно в рисунках набивных тканей.
В декоре дома из деревни Попово четко выделяются зоны разной насыщенности растительным орнаментом, максимум которого приходится на красный угол. В цветовом решении присутствует деревенский, в значительной степени консервативный вкус заказчика: стены окрашены насыщенным красным цветом, а роспись в тех местах, где она имеется, но все-таки довольно плотно заполняет плоскости.
Урало-сибирская домовая роспись.
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!