Характеры главных героев; можно ли назвать их праведниками? — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Характеры главных героев; можно ли назвать их праведниками?

2020-11-03 927
Характеры главных героев; можно ли назвать их праведниками? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Беседа после прочтения:

Почему Флягин назван странником?

(Странник - это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни)

Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

-природой, живностью, привязанностью к маленькой девочке,чужими нравами и обычаями, музыкой (эпизод с гармонью) и песней лошадьми, их красотой и совершенством, женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой), тишиной приобщения к Богу.

 

Какие черты русского национального характера подчёркивает Лесков в образе своего героя?

Какие основные черты характера Ивана Флягина вы можете назвать?

Характерные черты

  1. Бездумность
  2. Бесстрашие
  3. Смелость
  4. Наивность, простодушие
  5. Слепой азарт
  6. Смекалка
  7. Доброта
  8. Любовь

Определите духовно-нравственное состояние героя в ключевых эпизодах

  1. Крепостной форейтор. Побег
  2. В разбойниках
  3. В " няньках ".
  4. Поединок.
  5. Плен.
  6. Возвращение на родину. Конэсер.
  7. Любовь.
  8. Под чужим именем.
  9. Монастырь. Прозрение.
Духовный рост
Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит) Пробуждение духа Осознание грехов Проповедь Николая Чудотворца и Христа Борение плоти и духа Праведность  

(У героя на протяжении рассказа несколько раз меняется имя. “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” – так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным).

Почему Флягин не принимает второй постриг?

(Хочет послужить людям)

Сам Лесков называл своих героев праведниками. Это определение встречается у писателя очень часто: «И пошёл я искать праведных».

Как вы понимаете значение этого слова?

Праведник – 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью

2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственных и морали

Является ли, на ваш взгляд, И. Флягин праведником?

Праведник Лескова – большей частью человек невысокого звания, он не святой. Это простой человек, который живёт среди людей, скромный, незаметный.

Но если присмотреться, за внешней оболочкой увидишь редкой нравственной чистоты душу. Это распознание внутренне прекрасного в человеке, его человеческое достоинство, праведничество, понимаемое как человеколюбие, бескорыстное служение людям – литературное открытие Лескова

Через образ Ивана Флягина  мы попытались разобраться в особенностях русского национального характера.

В чем эта особенность?

Русский человек со всем справится. Через образ русского крепостного человека показал Лесков нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе. Это основные черты русского национального характера)

“Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя. Лесков попытался изобразить Русь святую и грешную, неправую и праведную. Как в сказке перед читателем открывается удивительная страна, населенная удивительными людьми. Праведники, народные умельцы, чудаки - всем найдется место в удивительной стране. Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. На Руси есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.

Рассказ «Тупейный художник»

Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=BRmRdB7OE_Y

Композиция рассказа проста: вступление — о талантливых людях из народа, художниках своего дела; экспозиция, в которой мы знакомимся с местом действия и рассказчицей; основная часть — рассказ Любови Онисимовны о судьбе своей и тупейного художника Аркадия Ильича; короткое заключение — замечание автора о “раздирающих душу поминках”.

Рассказ «Тупейный художник» написан в любимой форме Н.С. Лескова — рассказ в рассказе (вспомним «Очарованного странника»). Это даёт возможность читателю услышать о событиях “из первых уст”. Но старая няня, женщина недостаточно образованная, не всё способна рассказать и раскрыть, да и не всё может знать (например, разговоры барина с братом), поэтому часть событий автор излагает сам, часто цитируя рассказчицу. В произведении девятнадцать глав. Из них мы узнаём о судьбе двоих талантливых крепостных — актрисы и гримёра, их неудачном побеге от жестокого графа и постигшем их наказании, за которым последовала служба главного героя “в полковых сержантах”, а затем его гибель.

Перед нами сказовая форма, речь рассказчицы здесь преобладает. Есть слушатель — девятилетний мальчик с его репликами, например:

“— Погляди, милый, туда… Видишь, какое страшное?

— Страшное, няня.

— Ну, а что я тебе сейчас расскажу, так это ещё страшней” (3).

Или в конце рассказа: “Я был растроган и обещался, что никогда и ни за что не расскажу о её «плакончике»” (19).

Речь героини, диалоги, реплики слушателя создают сказовую ситуацию.

Главное средство создания образа рассказчицы — её речь. В ней отражается её характер, социальное положение, культурное развитие, род занятий и т.д.

Речь автора-повествователя литературно правильная, о характере трудно что-либо сказать. Но ясна его позиция: хотя рассказ написан спустя много лет после описанных событий, мы слышим яростный протест автора против крепостнического порядка, потому что остатки его ещё сохранились в сознании бывших крепостных и бывших их владельцев.

Мы думаем, что история Аркадия Ильича и Любы вряд ли могла окончиться счастливо. Это было нетипично для того времени. Лесков остаётся верен правде жизни. Кроме трусливого попа-предателя и алчного убийцы — “постоялого дворника”, ещё одно обстоятельство стояло на их пути. “Беглецы стремились в турецкий Хрущук”, “куда, — утверждает Любовь Онисимовна, — много наших людей от Каменского бежали”. “Турецким Хрущуком” крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVII–XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем для беглецов из России. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других “далёких землях”. Но Лесков сохраняет в рассказе этот мифический город как символ несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.

 

Убийство Бориса Тимофеевича

- Как Катерина Львовна убивает Бориса Тимофеевича? («Поел Борис Тимофеевич...» -гл.5).

· Почему Катерина убивает свёкра? (Он застал Сергея выходящим из спальни Катерины, выпорол его и бросил в кладовую, а «Катерине Львовне без Сергея и час лишний пере­жить уже невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая решительная стала, что и унять её нельзя» - гл.4).

· Как ведёт себя Катерина после первого убийства? Испытывает ли она угрызения

со­вести?

(Нет, совесть её не мучает: «Справившись с этим делом, Катерина Львовна уж совсем разошлась. То она была баба неробкого десятка, а тут и нельзя было разгадать, что такое она себе задумала: ходит козырем, всем по дому распоряжается, а Сергея так от себя и не отпускает...»).

· Предполагал ли Сергей, что Катерина способна ради него даже на убийство? (Сергей -тонкий психолог, можно предположить, что он видит Катерину насквозь, чувствует её «звериную» натуру, уж очень легко сошлась она с приказчиком).

Убийство Зиновия Борисыча (гл. 7,8).

- Как подготавливает Сергей Катерину к убийству мужа?

  («Нетто это вам почёт ка­кой - полюбовницей быть? Я б хотел пред святым предвещенным храмом мужем вам быть...»; «К.Л. была отуманена этими словами Сергея, этою его ревностью, этим его же­ланием жениться на ней... К.Л. теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обе­зумела от своего счастия; кровь её кипела...»).

-Как ведёт себя К. при встрече с З.Б.? (Нагло, развязно, спокойно, дерзко, зовёт Сер­гея, целует его при муже).

· Как ведут себя Катерина и Сергей после убийства?

·   (К.Л. ведёт себя спокойно: прове­рила, дышит ли муж, вымыла пол. «Губы Сергея дрожали, и самого его била лихорадка. Ка­терины Львовны только уста были холодны»).

· Как объяснить состояние Сергея, ведь он знал, чем это закончится, сам подталкивал Катерину к новому преступлению?

· (Возможно, Сергей не предполагал, что станет непосред­ственным участником убийства, кроме того, Катерина считает, что убивает ради любви, ради счастья, Сергей -ради выгоды).

Убийство Феди. 9 гл.,11гл.

Как ведёт себя Сергей после приезда Феди? 9 гл.

(«...побледнел, как плат», вздыхает, «...выходит всё наше с вами дело прах», «»Над чем же тут над пустым делом будет хозяй­ничать?»;-«...счастья уж того нам не будет»; («И пошёл и пошёл Сергей играть К.Л. на эту ноту, что стал он через Федю Лямина самым несчастным человеком...»).

· Думала ли К.Л. об убийстве Феди?

· Нет:«Да неш мне это, Серёжечка, нужно?»)

·

· Что происходит после убийства Феди?

· («...стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались, це­почки висячих лампад вздрагивали и блуждали по стенам фантастическими тенями»).

-Как ведут себя К. и С. в эти минуты?

(«Сергей задрожал и со всех ног бросился бе­жать», «...в темноте треснулся лбом о полупритворённую дверь и со стоном полетел вниз, совершенно обезумев от суеверного страха»; К.Л. же спокойна, она только боится, как бы Сергей не выбежал во двор и не выдал себя, «...она сама порхнула к Феде, уложила его мёрт­вую голову в самой естественной спящей позе на подушках и твёрдой рукой отперла двери, в которые ломилась куча народа»).

-Почему наказание приходит к героям именно сейчас?

(Катерина (беременная!) уби­вает ребёнка! Убит мальчик, не видевший жизни, не сделавший ничего плохого, чистая, ан­гельская душа, убит в канун великого христианского праздника - введения Богородицы во Храм. Катерина и Сергей - безбожники, они преступили не только человеческие законы нравственности и морали, но законы Божьи, и Бог не смог равнодушно взирать на их злодея­ния).

Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого - «Божий дар».

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному.)

-Какую же роль сыграл в «страшной драме» Сергей? Чья вина, на ваш взгляд, больше? (Сергей - инициатор преступлений, он пользуется любовью Катерины, играет на её чувст­вах, хотя сам не испытывает даже десятой доли того, что чувствует она. Они одинаково виновны в содеянном).

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

Суд земной и суд Божий.

-Суд земной, суд людской совершился. Катерину и Сергея отправляют на каторгу. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну?

для неё не существовало ни света, ни тьмы, ни ху­да, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не люби­ла. Она ждала с нетерпение только вступления партии в дорогу, где опять надеялась ви­деться со своим Серёжечкой, а о дитяти забыла и думать»; «Ко всякому отвратительному положению человек по возможности привыкает и в каждом положении он сохраняет по возможности способность преследовать свои скудные радости; но Катерине Львовне не к чему было и приспосабливаться: она видит опять Сергея, а с ним каторжный путь цветёт счастьем»).

-Суд земной Катерину не испугал. Но есть ещё и суд Божий, а с этой точки зрения как будет наказана героиня? Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

-Жалко ее? Почему? (гл. 14)

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее: «Она хотела

себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». Чем безогляднее ее любовь, тем от­кровеннее и циничнее надругательство

Сергея над нею и ее чувством)

-Как ведёт себя Сергей?

(Он изменяет Катерине, издевается над ней, упрекает в том, что она тратит деньги на свидания с ним вместо того, чтобы отдать их ему, на глазах у Катерины закручивает роман с Сонеткой).

Почему Сергей так себя ведёт?

  (Потому что он никогда не любил Катерину, пресле­довав только выгоду, он не умеет любить, не способен на сочувствие, Катерина противна ему, потому что напоминает о содеянном).

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды аре­станты-каторжники.

-Можно ли сказать, что к Катерине приходит наконец-таки прозрение и раскаяние в содеянном? 15гл.

(Она страдает от осознания того, что не нужна больше Сергею, это страдание приводит её к безумию: «...из одного прело­мившегося вала показывается ей синяя голова Б. Т., из другого выглянул и закачался муж, об­нявшись с поникшим головкой Федей». У Катерины, которая раньше не знала ни раскаяния, ни угрызений совести, но которая в финале изображена на пределе собственных страданий, по­являются проблески нравственного сознания).

-А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины?

Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: Она больна не телом, но душою.

-Можно ли так сказать о Катерине?

- Тяжесть в душе, безысходность, нереальность про­исходящего выливаются в решении утопить Сонетку.

- Почему Катерина убивает Сонетку, а не Сергея?

(Сергей для неё божество, она не посмела бы убить его, потому что вопреки здравому смыслу всё ещё любит его).

Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которо­го на небе». Как вы понимаете эти слова?

(Бог — совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе — страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

 

Домашнее задание: читать, пересказ, анализ «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда»

Беседа после прочтения:

Почему Флягин назван странником?

(Странник - это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни)

Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

-природой, живностью, привязанностью к маленькой девочке,чужими нравами и обычаями, музыкой (эпизод с гармонью) и песней лошадьми, их красотой и совершенством, женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой), тишиной приобщения к Богу.

 

Какие черты русского национального характера подчёркивает Лесков в образе своего героя?

Какие основные черты характера Ивана Флягина вы можете назвать?

Характерные черты

  1. Бездумность
  2. Бесстрашие
  3. Смелость
  4. Наивность, простодушие
  5. Слепой азарт
  6. Смекалка
  7. Доброта
  8. Любовь

Определите духовно-нравственное состояние героя в ключевых эпизодах

  1. Крепостной форейтор. Побег
  2. В разбойниках
  3. В " няньках ".
  4. Поединок.
  5. Плен.
  6. Возвращение на родину. Конэсер.
  7. Любовь.
  8. Под чужим именем.
  9. Монастырь. Прозрение.
Духовный рост
Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит) Пробуждение духа Осознание грехов Проповедь Николая Чудотворца и Христа Борение плоти и духа Праведность  

(У героя на протяжении рассказа несколько раз меняется имя. “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” – так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным).

Почему Флягин не принимает второй постриг?

(Хочет послужить людям)

Сам Лесков называл своих героев праведниками. Это определение встречается у писателя очень часто: «И пошёл я искать праведных».

Как вы понимаете значение этого слова?

Праведник – 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью

2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственных и морали

Является ли, на ваш взгляд, И. Флягин праведником?

Праведник Лескова – большей частью человек невысокого звания, он не святой. Это простой человек, который живёт среди людей, скромный, незаметный.

Но если присмотреться, за внешней оболочкой увидишь редкой нравственной чистоты душу. Это распознание внутренне прекрасного в человеке, его человеческое достоинство, праведничество, понимаемое как человеколюбие, бескорыстное служение людям – литературное открытие Лескова

Через образ Ивана Флягина  мы попытались разобраться в особенностях русского национального характера.

В чем эта особенность?

Русский человек со всем справится. Через образ русского крепостного человека показал Лесков нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе. Это основные черты русского национального характера)

“Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя. Лесков попытался изобразить Русь святую и грешную, неправую и праведную. Как в сказке перед читателем открывается удивительная страна, населенная удивительными людьми. Праведники, народные умельцы, чудаки - всем найдется место в удивительной стране. Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. На Руси есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.

Рассказ «Тупейный художник»

Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=BRmRdB7OE_Y

Композиция рассказа проста: вступление — о талантливых людях из народа, художниках своего дела; экспозиция, в которой мы знакомимся с местом действия и рассказчицей; основная часть — рассказ Любови Онисимовны о судьбе своей и тупейного художника Аркадия Ильича; короткое заключение — замечание автора о “раздирающих душу поминках”.

Рассказ «Тупейный художник» написан в любимой форме Н.С. Лескова — рассказ в рассказе (вспомним «Очарованного странника»). Это даёт возможность читателю услышать о событиях “из первых уст”. Но старая няня, женщина недостаточно образованная, не всё способна рассказать и раскрыть, да и не всё может знать (например, разговоры барина с братом), поэтому часть событий автор излагает сам, часто цитируя рассказчицу. В произведении девятнадцать глав. Из них мы узнаём о судьбе двоих талантливых крепостных — актрисы и гримёра, их неудачном побеге от жестокого графа и постигшем их наказании, за которым последовала служба главного героя “в полковых сержантах”, а затем его гибель.

Перед нами сказовая форма, речь рассказчицы здесь преобладает. Есть слушатель — девятилетний мальчик с его репликами, например:

“— Погляди, милый, туда… Видишь, какое страшное?

— Страшное, няня.

— Ну, а что я тебе сейчас расскажу, так это ещё страшней” (3).

Или в конце рассказа: “Я был растроган и обещался, что никогда и ни за что не расскажу о её «плакончике»” (19).

Речь героини, диалоги, реплики слушателя создают сказовую ситуацию.

Главное средство создания образа рассказчицы — её речь. В ней отражается её характер, социальное положение, культурное развитие, род занятий и т.д.

Речь автора-повествователя литературно правильная, о характере трудно что-либо сказать. Но ясна его позиция: хотя рассказ написан спустя много лет после описанных событий, мы слышим яростный протест автора против крепостнического порядка, потому что остатки его ещё сохранились в сознании бывших крепостных и бывших их владельцев.

Мы думаем, что история Аркадия Ильича и Любы вряд ли могла окончиться счастливо. Это было нетипично для того времени. Лесков остаётся верен правде жизни. Кроме трусливого попа-предателя и алчного убийцы — “постоялого дворника”, ещё одно обстоятельство стояло на их пути. “Беглецы стремились в турецкий Хрущук”, “куда, — утверждает Любовь Онисимовна, — много наших людей от Каменского бежали”. “Турецким Хрущуком” крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVII–XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем для беглецов из России. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других “далёких землях”. Но Лесков сохраняет в рассказе этот мифический город как символ несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.

 

Характеры главных героев; можно ли назвать их праведниками?

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте главного героя — тупейного художника Аркадия Ильича. Почему его называют художником, артистом?

2. Какою предстаёт перед нами главная героиня — Любовь Онисимовна — в собственном рассказе и в восприятии автора?

Главный герой рассказа — тупейный художник Аркадий Ильич. “Тупей, — читаем у Даля, — взбитый хохол над головой”. Модная в то время причёска. Значит, тупейный художник — мастер по причёскам. По словам повествователя, он был мастер “в необычайном художественном роде”.

“…Он был «тупейный художник», то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причёсывал». Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями — словом, художник. Лучше его… никто не мог «сделать в лице воображения»”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела, “чувствительный и смелый молодой человек”. Вот как рассказывает о его внешности повествователь со слов Любови Онисимовны: “ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво на глаза свешивался, — так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился»”

Аркадий — крепостной графа Каменского, жестокого и деспотичного барина. Но он не боится ни своего хозяина, ни его брата, такого же ужасного человека. Ради задуманного побега он ослушался первого, а второму на вопрос, не заговорённый ли Аркадий, раз барских пистолетов не боится, “точно в полуснях проговорил:

— Заговора на мне нет, а есть во мне смысл от Бога: пока бы ты руку с пистолетом стал поднимать, чтобы в меня выстрелить, я бы прежде тебе бритвою всё горло перерезал”

Это господа его боятся: “Я тебе как брат советую: ты его бойся, когда он бритвой бреет”

В Аркадии зреет протест против постоянного унижения его человеческого достоинства. После этого случая с братом графа он уже ничего не боится. Действия его решительны и продуманы: после спектакля, когда Любу “убрали Цецилией”, чтобы вести к графу, он “вскочил в… каморочку… схватил стол и вдруг всё окно вышиб…”. И бежал, захватив потерявшую сознание Любу.

Он не сдался и после того, как был пойман. Берёт всю вину на себя: “…Везите меня на терзание, но она ни в чём не повинна: я её силой умчал.

А к попу обернулся да только и сделал всего, что в лицо ему плюнул”

После неудавшегося побега Аркадий был наказан и “сдан в солдаты”. Даже жесткосердный барин относится к нему с уважением: “Я не хочу, чтобы ты был ниже того, как сам себя с благородным духом поставил… не будешь служить в простых во солдатах, а будешь в полковых сержантах и покажи свою храбрость”

Прошло три года. Аркадий верой и правдой служил государю, заслужил “офицерский чин и благородное звание”, “ордена и кресты”, отпуск и пятьсот рублей “для излечения ран”. Вернулся в Орёл в надежде Любу выкупить и обвенчаться с нею “перед престолом Всевышнего создателя”. Но был зарезан хозяином постоялого двора, позарившимся на его деньги. На похоронах Аркадия Ильича присутствовал сам губернатор. Хоронили его со всеми военными почестями, как дворянина, офицера. Любовь Онисимовна, по воспоминаниям повествователя, во время своего рассказа “была ещё не очень стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки. Матушка и тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она несомненно была в своё время красавица

Да, Любовь Онисимовна тогда “была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта”. Сама рассказчица скромна и мало говорит о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах. Они у неё в молодости “были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал — заглядение”. Своей удивительной русой косой она “замоталась”, пытаясь покончить с собой (можно представить себе, что это была за коса!), и когда в себя пришла, испугалась: “голова побелела” “ещё там, как... из косы выпутали”.

О характере её автор говорит так: “она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое и… иногда запивала” До побега, в театре, она была занята в главных ролях, её любил Аркадий, а граф Каменский хотел сделать своей наложницей. Наверное, она была трогательно хороша в “уборе” святой Цецилии: в белом платье-хитоне и “тоненьком венце обручиком”.

“Аркадий и Люба предстают перед читателями в решительный момент. Они поставлены перед трудным выбором: подчиниться, претерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, как живут многие тысячи крепостных, или же восстать против законов, попирающих человеческое достоинство. Они выбирают второй путь, хотя это грозит им почти неминуемыми «мучительствами» и гибелью. И вот тут-то в них начинают проявляться скрытые доселе гордость, смелость, решительность. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их поступок, придаёт им силы”

Любовь Онисимовна вспоминает, что во время побега, заметив погоню, Аркадий Ильич пригнулся к ней и спросил: “Любушка голубушка! за нами гонятся… согласна ли умереть, если не уйдём?”

Она “отвечала, что даже с радостью согласна”

Лесков в «Тупейном художнике» продолжает тему праведничества. “Души их во благих водворятся”, — говорится в эпиграфе. А благими, то есть праведниками, святыми, на Руси (да и не только на Руси — неслучайно, наверное, упоминается святая католической церкви — Цецилия) всегда называли людей, способных на самопожертвование ради любви к Богу и людям, ради идей добра и справедливости.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.