Снаряжение древнерусского воина — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Снаряжение древнерусского воина

2020-11-03 278
Снаряжение древнерусского воина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература Древней Руси.

Древнерусская литература охватывает период с конца X до XVII века.

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Жанр - исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

Летопись - повествование о событиях исторической важности, описываемых "по летам", т.е. в хронологическом порядке.

2. "Слово о полку Игореве".

«Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Эти слова принадлежат величайшему ученому 20 века Д.С.Лихачеву, сделавшему так много для русской культуры. И в частности для того, чтобы древнерусская литература стала доступна современному читателю и засверкала перед ним во всем своем величии.

Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств, - страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории "Русской правды" - первого русского сборника законов.

Когда монах подал уму рукопись (а было это в 1792 году) у Мусина- Пушкина захватило дыхание: он сразу понял, что перед ним новый, еще не известный памятник древнерусской литературы, имеющий большую историческую и культурную ценность. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто: в древнерусской письменности не было разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания, были буквы, исчезнувшие после реформ Петра Первого.С текста нового памятника сразу сделали список для Екатерины Второй. В 1800 году стараниями ученых произведение было издано, а через 12 лет, во время московского пожара, сгорел единственный подлинный текст "Слова:". До нас дошли Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. В тексте было много "темных мест", которые значительно сократились благодаря стараниям ученых.

Происхождение "Слова:" "Слово о полку Игореве" имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения "Слова", из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам. Поэтические описания природы степей у Дона и Донца (современные Северский Донец и Уды) создают впечатления о близком знакомстве автора с этими местами. Текст "Слова" говорит также о том, что автор хорошо знаком не только с родным Киевом, но и с другими русскими землями - княжествами.

 Историческая основа:    В XII веке на Руси была феодальная раздробленность. Древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину и не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй ботве терпит поражение, князей берут в плен – впервые за многие годы. Игорю удается бежать из плена. В 1198 г. он стал князем Черниговским, умер в 1202г

Первая часть.

": Ища себе чести, а князю славы".

"О Русская земля! Уже за холмом ты!"

"Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы"

"О Русская земля! Уже за холмом ты!"

": А храбрые русичи перегородили червлеными щитами"

"Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось".

"А Игорева храброго полка не воскресить!"

"Унылы городские стены, и веселие поникло"

Вторая часть.

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

"А Игорева храброго полка не воскресить!"

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

"приуныли голоса, сникло веселье"

Часть третья.

"Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось".

Концовка.

"Страны рады, города веселы".

Образ Русской земли

Автор "Слова о полку Игореве" - это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор "Слова" воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.

К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов "Слова о полку Игореве". А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных "Слову". В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную Энциклопедию "Слова о полку Игореве".

ПЛАН

Главная часть.

- Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами.

- Как природа переживает поражение Игорева войска?

- Обращение к силам природы в "Плаче Ярославны".

- Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

- Роль рефрена "О Русская земля! Ты уже за холмом:".

3. Заключение. Как через глубокое и проникновенное изображение русской природы, прекрасной и страдающей Родины, автор "Слова:" проводит идею единства, сочувствия и любви к родной земле?

 

О "СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
Д. С. Лихачев
«Слово...» выросло на плодотворной почве русской культуры XII в. Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям, оно создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных «полугосударств-княжеств враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Яркий пример единства культуры Руси XII в.— «Слово о полку Игореве», величайший памятник литературы Руси. Оно обращено к будущему, а не к прошлому. Из всех произведений XI — XII вв. именно в нем яснее всего видны элементы будущих литератур — русской, украинской и белорусской.
«Слово о полку Игореве» посвящено походу против половцев в 1185 г. малозначительного новгород-северского князя Игоря Святославича.
Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собой все «Слово...» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода Игоря многочисленными историческими сопоставлениями, изображением последствий княжеских усобиц, рисуя широкий образ Русской земли, полной городов, рек и многочисленных обитателей, рисуя русскую природу, бескрайние просторы Родины....«Слово о полку Игореве» обращало свой призыв не только к русским князьям, но и к общественному мнению всего русского народа... Свои суждения автор «Слова...» не отделяет от общественного мнения. Выразителем этого мнения он себя и признает, стремясь передать свою оценку событий, свою оценку современного положения Руси как оценку общенародную....Автор занимал независимую патриотическую позицию, по духу своему близкую широким слоям трудового населения Руси. Его произведение — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населення — земледельцев и ремесленников. Его художественная система тесно связана с русским народным творчеством...

Автор в этом творении хотел воспеть героизм и мужество воинов Древней Руси, передать торжество и одновременно печаль данного события. Поэтому предметом написания стала не сама кровавая битва, а величие подвига во славу своей родины.
Вся композиция разделена на два элемента: на переднем плане нарисованы русские солдаты, сзади виднеются тела их врагов. Автор уловил тот момент, когда битва была только-только закончена, мёртвые тела русских воинов лежат разбросанными по полю так, как их застал момент смерти. Один воин ещё жив и смотрит на зрителя затуманенным взором, полным грусти и мучения. Рядом с ним изображён другой безвестный герой, с воткнутой в сердце стрелой.
Повсюду мелькают красные оттенки: красные сапоги, красные щиты. Удручающее настроение усиливает летающие хищные птицы, которые ищут себе добычу на этот вечер. Не видно конца этому безжизненном царству.
Природа вторит общему настроению полотна. На заднем плане заходит красное солнце, дым витает над землей, наполняя атмосферу тягучим мраком. Даже трава на переднем плане выглядит чёрной и безжизненной. Полная статичность композиции передает звенящую зловещую тишину, нависшую над остатками массового побоища.
Художник не просто воссоздал образы из прошлого, он побуждает зрителя принимать даже столь славные исторические факты во всём их реальном ужасе. Васнецов хотел передать, что народ должен помнить обо всех канувших в лету героях, отдавших свою жизнь во славу великой родины.

ВЫВОДЫ. Поэма с гениальной силой и проникновенностью отразила в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси и, как результат, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, несших с собою смерть и разрушение.

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”.

Современники по-разному оценивали события 1185 года. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря – в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах причинил много страданий Русской земле. В Лаврентьевской летописи – резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

 

Литература Древней Руси.

Древнерусская литература охватывает период с конца X до XVII века.

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Жанр - исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

Летопись - повествование о событиях исторической важности, описываемых "по летам", т.е. в хронологическом порядке.

2. "Слово о полку Игореве".

«Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Эти слова принадлежат величайшему ученому 20 века Д.С.Лихачеву, сделавшему так много для русской культуры. И в частности для того, чтобы древнерусская литература стала доступна современному читателю и засверкала перед ним во всем своем величии.

Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств, - страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории "Русской правды" - первого русского сборника законов.

Когда монах подал уму рукопись (а было это в 1792 году) у Мусина- Пушкина захватило дыхание: он сразу понял, что перед ним новый, еще не известный памятник древнерусской литературы, имеющий большую историческую и культурную ценность. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто: в древнерусской письменности не было разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания, были буквы, исчезнувшие после реформ Петра Первого.С текста нового памятника сразу сделали список для Екатерины Второй. В 1800 году стараниями ученых произведение было издано, а через 12 лет, во время московского пожара, сгорел единственный подлинный текст "Слова:". До нас дошли Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. В тексте было много "темных мест", которые значительно сократились благодаря стараниям ученых.

Происхождение "Слова:" "Слово о полку Игореве" имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения "Слова", из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам. Поэтические описания природы степей у Дона и Донца (современные Северский Донец и Уды) создают впечатления о близком знакомстве автора с этими местами. Текст "Слова" говорит также о том, что автор хорошо знаком не только с родным Киевом, но и с другими русскими землями - княжествами.

 Историческая основа:    В XII веке на Руси была феодальная раздробленность. Древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину и не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй ботве терпит поражение, князей берут в плен – впервые за многие годы. Игорю удается бежать из плена. В 1198 г. он стал князем Черниговским, умер в 1202г

Снаряжение древнерусского воина

  Русское войско было в XII веке в основном конным; оно было очень быстрым в передвижениях, выработало искусную тактику борьбы с кочевниками. Русские походы в степь предпринимались по преимуществу весной, когда истощенные на скудном зимнем подножном корму кони половцев оказывались гораздо слабосильнее коней русского войска. В бою русские войска умели действовать сложными построениями, были стойки и бесстрашны. Чувство воинской чести и любовь родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Вооружение дружинников составляли мечи, сабли, луки, иногда шестоперы (особые палицы с шестиреберными наконечниками). Кроме того, дружинники имели копья - оружие, хотя и легко ломавшееся, но незаменимое в первой стычке с врагом. Дружинники имели прочные стальные (булатные) шлемы и брони, то есть кольчуги, появившиеся на Руси раньше, чем в Западной Европе. Вооружение простых воинов было проще - здесь чаще встречались копья и топоры. Тяжелые, накалявшиеся на солнце шлемы и брони надевались обычно перед самым сражением.

Д) Оценка исторических событий современниками;

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.предыдущего годаРассказ о походе начинается словами: "Того же лета здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лет со всею князьею, но сами поидоша о себе, рекуще: мы есмы ци не князи же?..". Согласно этому рассказу, с Игорем в поход идут два сына, и сходятся князья у Переяславля. Заметившие приближение княжеских ратей половцы, говорится далее, послали "по всеи земли своеи" за помощью, выступили русским навстречу, вынуждены были принять бой до подхода основных своих сил, потерпели поражение и, бросив свои вежи с женщинами и детьми, бежали. Расходясь в хронологии похода с Ипат., Лавр. лет. сообщает, что после захвата половецких веж победители три дня стояли там, веселясь и гордясь тем, что они нанесли поражение половцам в их земле, тогда как князья, ходившие на половцев с вел. князем Святославом, бились с ними, "зря на Переяславль", в своей земле, "а в землю их не смели на них ити". Русичи будто бы строили планы продолжения похода на половцев за Дон, чтобы избить их "до конца", а в случае успеха - и далее, в "луку моря, где же не ходили ни деди наши", - "а не ведущи Божья строенья", - замечает летописец... Подошедши первыми, половецкие воины три дня вели стрелковый бой с русскими, не пуская в ход копий и не подпуская русских к воде. Когда же пришли основные половецкие силы, русские "ужасошася" их количеству; измученные к этому времени жаждой, они сумели немного продвинуться к воде, а затем половцы "притиснуша" их к реке и в жестоком бою нанесли им сокрушительное поражение. Лаврентьевская летопись места, где произошла последняя битва, не указывает, известие о случившемся и предложение половцев позаботиться о выкупе пленных принес на Русь некий "гость", купец. Князь Святослав собрал на Руси дружины и выступил против половцев к Каневу, те бежали за Дон, и тогда русские разошлись "в страны своя", а половцы, вернувшись, взяли все города по Суле и три дня бились у Переяславля.. Далее коротко говорится о побеге князя Игоря из плена "по малых днех", при этом летописец выражает свою радость, цитируя Писание, сравнивая спасение Игоря "из руку поганых" со спасением библейского Давида от преследовавшего его Саула. О положении русских в половецком плену здесь сказано: "А они вси держими бяху твердо и стрегоми и потвержаеми многими железы и казньми", - слова, которые Моск. летописный свод кон. XV в. интерпретировал так: после бегства Игоря прочих пленников "начаша твердо держати и многими железы отягчати их" Завершается рассказ Лавр. размышлением о казнях Божиих, заимствованным из статьиМнение об очень относительной ист.достоверности повествования о походе Игоря Лавр. лет. высказал и М. Н. Тихомиров: "Если бы не было другого рассказа о походе Игоря в Ипатьевской летописи, мы были бы лишены возможности даже предположительно говорить о месте битвы и маршруте похода Игоря Святославича. Объяснить эти особенности рассказа о походе Игоря в Лаврентьевской летописи можно двояким путем: или летописец пользовался устными рассказами и сделал запись на севере, где плохо представляли топографию Половецкой степи, а Переяславль казался постоянным местом, откуда совершались походы в степь; или рассказ о походе Игоря против половцев был настолько сокращен, что от него остались одни выдержки"

В "Летописной повести", которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

 Авторство "Слова:" На протяжении всех двух веков со времени публикации "Слова" выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур. "Слово" - слишком короткий, необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи. Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя "господином". Б. А. Рыбаков, Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора "Слова" не представляется возможным.

События "Слова" и подробности сюжета

События «Слова» Подробности сюжета
Вступление Предания о княжеских подвигах, их певцах и о Бояне; о княжении Владимира, времени Траяна, языческом боге Велесе
Поход Игоря Сборы Игоря и Всеволода в поход, затмение солнца, первые сражения, воспоминания о временах Траяна, поражение в бою на Каяле, нападение половцев на русские земли, вызванное походом Игоря, его осуждение за неудачный поход
Сон Святослава Смутный и тревожный сон Святослава, сыновья которого попали в плен, нападение половцев на русские земли
Золотое слово Святослава Упрёки Святослава сыновьям, обращение к князьям с призывом объединиться, воспоминания о князе Всеславе, его связи со старым Владимиром, когда не было розни между князьями
Плач Ярославны Страдания Ярославны в Путивле, её обращения к Ветру, Днепру и Солнцу, чтобы помочь Игорю
Бегство Игоря из плена Побег Игоря из плена по пути, указанному Богом, поиски Игоря Гзаком и Кончаком, возвращение Игоря в Киев, прославление князей, сражавшихся с врагами христиан

 

ПЕРСОНАЖИ "СЛОВА:"

Герои поэмы живут и действуют в один из переломных моментов в истории своей родины. В Киеве в это время княжит двоюродный брат новгород-северского князя Святослав Всеволодович. За три года до похода Игоря, в 1182 году, ему приходится пойти на компромисс Рюриком Ростиславичем, правнуком Ярослава Мудрого. Этот энергичный князь требовал власти над городами Киевской Руси. 12 лет сохранялось двойственное положение: Киев и формальное старшинство принадлежали Святославу Всеволодовичу, а все остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу. Это двоевластие прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году. мы видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других.

Русские земли объединяла православная вера, общая письменность и язык, но в разных княжествах возникали уже свои особенности, князья ставили себе разные цели. Народ еще помнил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора "Слова:". Автор раскрывает характер героев через их отношение к насущным интересам отечества.

кн. Игорь Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачев так охарактеризовал князя Игоря: "Игорь Святославович - сын своей эпохи. Это " средний" князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины").

 кн. Всеволод Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, "своим золотым шлемом посвечивая, - там лежа поганые головы половецкие". Но вот дрогнули ряды русских воинов, и Игорь бросается наперерез отступающим -" Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода"

кн. Святослав.  В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? ("На врага не вовремя напали", "ваше сердце: закалилось в буйстве самочинном".)

- С какой целью призывает Святослав русских князей к объединению? (Постоять " за Русскую землю, за Игоревы раны". Себя он сравнивает со старым соколом, который " никому не даст гнезда в обиду".)

Святослав - государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.

Ярославна - женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи.

кн. Ярославна К каким силам природы обращается Ярославна?

- В чем и почему она упрекает Ветер?

(В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, т.е. с половецкой стороны.)

- Почему героиня обращается к Днепру?

(Он силен и могуч, был верным союзником Святослава в его походе против половцев, и Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)

- Почему к великому и грозному Солнцу обращается со словами упрека?

(Его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)

 Русская дружина (Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился бой, когда "кровавого вина не доста". Автор укоряет Игоря за то, что он "погубил богатство" и оставил "русское золото" (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой.

Образ природы (В развитии событий поэмы деятельную роль играет природа. Автор превращает ее в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы проникнуты любовью автора к родине.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ "СЛОВА:"

Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на "землю Русскую". Этой идее подчинено не только "Золотое слово" Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины - одерживали победы; вступили в распри - принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев - Игоря и Всеволода - подчинена этой идее. именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси, страдавшей от распрей, когда отец шел на сына и брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод, не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы "Киев от горя, а Чернигов от напастей".

В основе композиции лежит принцип переплетения триад. Использование этого принципа говорит о высокой литературной культуре автора. Внешнюю триаду составляют зачин, основная часть и концовка. Внутри основной части выделяют, в свою очередь, три части: повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями; центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, "золотое слово", сливающееся с авторскими обращениями к князьям); заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач-заклинание Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).

Для произведений устного народного творчества характерны повторы. Автор "Слова:" использует повторы в качестве своеобразных скрепов, которые "держат" композицию всего произведения (будем называть их рефренами).

Первая часть.

": Ища себе чести, а князю славы".

"О Русская земля! Уже за холмом ты!"

"Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы"

"О Русская земля! Уже за холмом ты!"

": А храбрые русичи перегородили червлеными щитами"

"Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось".

"А Игорева храброго полка не воскресить!"

"Унылы городские стены, и веселие поникло"

Вторая часть.

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

"А Игорева храброго полка не воскресить!"

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

"приуныли голоса, сникло веселье"

Часть третья.

"Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось".

Концовка.

"Страны рады, города веселы".


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.